Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Ярошенко Т.А.

Национальный университет "Киево-Могилянская академия", Киев

Электронные журналы — проблема или панацея?

Со времен изобретения печати прошло почти 200 лет, прежде чем появились первые научные журналы (в 1665 г. в Лондоне — "Philosophical Transaction of the Royal Society of London" и в Париже — "Le Journal des Savants"), и еще более 300 лет, когда с появлением Интернета как универсального общедоступного средства информации (и особенно веб) стало возможным издание сетевых электронных журналов. И всего несколько лет понадобилось, чтобы большинство научных журналов появилось в электронном виде, возникли оригинальные электронные журналы и даже прогнозы о прекращении с 2005 г. издания традиционных (печатных) копий журналов — "кризис сериальных изданий".

Действительно, веб представляет собой новый носитель информации, отличающийся от своего бумажного партнера, и очевидно, что дальнейшие изменения неизбежны. Очень быстро мы приближаемся к временам, когда каждую единицу электронной информации можно будет представить в веб и общество сможет придавать ей любую форму в паутине веб или ее преемниках. В доинтернетовские времена электронные журналы практически не имели успеха из-за плохих интерфейсов и отсутствия скоординированных международных телекоммуникационных сетей. Получив веб-интерфейс, системы навигации и просмотра информации и форматы HTML/XML, пользователи имеют в своем распоряжении унифицированную форму представления и доступа ко всем сетевым ресурсам.

Сегодня уже ясно, что электронные журналы становятся слишком важным явлением для всех — пользователей, издателей, библиотекарей, чтобы игнорировать их или не учиться работать с ними. Вместе с тем прежде чем говорить об электронных журналах, необходимо определиться с терминологией. Когда говорят об электронных журналах, имеют в виду как минимум три понятия: параллельные электронные журналы (электронные версии традиционных печатных) — наиболее распространенный термин, оригинальные (те, которые издаются только в электронном виде), интегрированные (издаются в двух видах, дополняющих друг друга). Определяющие части терминов, такие, как электронный (electronic-), сетевой (networked-), онлайновый (online-), интернетный (Internet-), вебовский (Web-), характеризуют формы, в которых распространяются журналы, и взаимозаменяемы. Термин электронный журнал распространен наиболее широко.

Краткий обзор форматов, применяемых для издания электронных журналов. Поскольку HTML — форматный язык, а Postscript (язык описания страниц печатного документа) фактически является стандартом для печатных копий из созданных компьютером страниц, вполне естественно, что эти стандарты доминируют в производстве электронных журналов. Кроме того, сегодня широко используется прикладная программа Acrobat PDF. Программа компании Catchword Real Page (Реальная страница) также конвертирована из системы поставки данных Postscript (ее девиз "доставлять файлы значительно меньшего объема значительно быстрее"). Real Page рассчитана непосредственно на издание электронных журналов. PDF и HTML поддерживают распространение всех популярных компьютерных платформ через свободно доступные программы просмотра, а также гипертекстовую связь и текстовый поиск. Вполне возможно, что HTML, генерированный с SGML (Standadised Generalised Markup Language), легко станет главным форматом для электронных журналов, исходя из количества журналов, созданных известными издательствами. Дискуссии о преимуществах и недостатках HTML и SGML в издательстве электронных журналов еще длятся, к тому же появляются новые средства (например XML — Extensible Markup Language). Вместе с тем язык гипертекстовой разметки текста (HTML) остается наиболее употребляемым и нет сомнения, что он приобретет некоторые черты, свойственные XML. Каскадные страницы, другой новый стандарт веб, выполняет функции, подобные настольной издательской программе (DTP) и могут применяться для модификации и управления HTML-документами.

Выбор формата (HTML, PDF) определенного электронного журнала зависит от истории его создания (оригинальный или параллельный) и особенностей производства. Оригинальные электронные журналы наиболее часто используют HTML, для которого математические или любые другие примечания не создают проблем. Формат PDF наиболее часто используют те электронные журналы, первоосновой которых были печатные издания. Все чаще журналы становятся доступными в обоих форматах.

 

Оригинальные электронные журналы. Следует отметить, что оригинальные журналы часто организованы лучше, чем печатные (больший объем, форма представления, оперативность издания, поиск, учебная и справочная служба, часто мультимедиа и т.п.). Каждый из таких журналов имеет характерные черты, не всегда приемлемые для бумаги (например, "Internet Archaeology" публикует диссертации книжного объема, цветные карты и фото; "Sociological Research Online" демонстрирует очевидные преимущества в быстром поиске, справочной службе и т.д.)

 

Параллельные электронные журналы представляют электронную версию существующих печатных изданий. Это наиболее распространенная сейчас форма.

 

Интегрированные службы представляют в веб только содержание своих печатных выпусков или обзоры статей, рецензий и т.п.

Электронные журналы разделяются на несколько групп по форме оплаты и лицензирования.

Мотивация для распространения электронных журналов зависит от перспектив трех главных групп "игроков": издателей (или других коммерческих поставщиков), библиотекарей и пользователей журналов. Основные мотивы для развития электронных журналов: для издателей — повышение потребительской ценности для библиотекарей — усовершенствование процесса поиска информации и для пользователей — оперативный и непосредственный доступ к информации. Оставим на рассмотрение издателей или исследователей проблемы, связанные с изданием (технические, лицензионные и т.п.) и распространением (авторское право, ценовая политика, проблемы доступа и т.п.) электронных журналов. Попытаемся рассмотреть точку зрения библиотекарей и пользователей на эти журналы.

 

Точка зрения библиотекаря. В идеале электронный журнал — это, безусловно, ответ на множество наших традиционных проблем, связанных с оперативной доставкой информации, доступностью (не ограниченной часовыми и географическими факторами), а также финансами. А еще — экономия места на полках, отсутствие необходимости переплетать, расставлять, восстанавливать утраченные страницы и т.д. и т.п. А еще — очень важно — возможность одновременного использования одного выпуска несколькими пользователями одновременно (многоэкземплярность!). В реальности мы переживаем сейчас переходный этап, вынуждены справляться со всей нашей коллекцией печатных журналов и одновременно успевать (и уметь!) работать с новым носителем информации.

Большинство библиотек все еще занимают консервативную позицию, не спеша заменить печатные журналы их электронными версиями. Одна из существенных причин — неготовность библиотекаря работать с новым носителем информации и учить пользователя (которые в большинстве случаев, особенно студенты, лучше знают методы работы с электронными журналами, чем библиотекарь). Такая ситуация сложилась вследствие все еще низкого уровня "интернетизации" и технического обеспечения библиотек Украины, а также небольшого количества отечественных электронных журналов. Сюда же добавим проблемы в архивировании или сохранности, регистрации и учете, каталогизации и другие подобные, не говоря уже о неготовности кадров к администрированию и управлению фондом электронных журналов. Позитивно то, что библиотеки начали выполнять хотя бы роль посредников, предоставляя пользователю возможность работать с электронными журналами, самому разбираться с ними.

 

Точка зрения пользователя — безусловно, самая важная. Приведу лишь некоторые высказывания пользователей, в том числе нашего университета, о преимуществах электронных журналов:

  • оперативность (электронные журналы издательства Springer, как и многих других, доступны для пользователя уже через два часа после их одобрения редакционным советом и появления на центральном сервере);

  • разнообразие доступа (CD—ROM, онлайн, поиск в сети и т.д.);

  • доступ с рабочего места пользователя (библиотека в этом случае не нужна!);

  • возможность перекачать необходимую информацию в свой ПК (особенно счастливы студенты — реферат за несколько часов!);

  • возможность диалога в интерактивном режиме между пользователем и автором (например, большинство статей в Springer Link дают отсылку на электронную почту или веб автора — (этим видом "общения" чаще пользуются преподаватели);

  • дополнительные услуги — выборка информации и навигация внутри одного документа или нескольких. Это очень существенная помощь для пользователя, так как через перекрестные ссылки можно получить быстрый и прямой доступ к необходимой информации, которую содержат разные статьи одного или нескольких журналов даже разных издательств или информационных институтов (например Springer и STN). Нельзя не отметить здесь "Web of Science" Института Научной Информации (США), объединяющей индексы цитирования с текстами цитированных материалов.

Мнения пользователей о недостатках электронных журналов:

  • некоторые операции занимают много времени. Наибольшей проблемой, в частности, для библиотек Украины — участниц консорциума Springer Link являются медленное подключение (сервер в Германии) и достаточно частое разъединение. Выходом был бы зеркальный сервер, как это организовано у наших коллег в России (электронные журналы Springer Link на сервере РФФИ);

  • сложности в использовании для новичков;

  • чтение с экрана менее приятно;

  • проблемы с программным обеспечением (например, некоторые журналы требуют дополнительных программ, которые позволяют просматривать анимацию и т.п.).

 

Первый опыт библиотек Украины — участниц консорциумов подписчиков электронных журналов (приведены лишь некоторые аспекты деятельности).

Первый консорциум организован в 1999 г. по инициативе издательства Springer и библиотеки университета "Киево-Могилянская академия". Издательство Springer через информационную службу LINK предоставляет доступ к электронным журналам (более 400 названий полнотекстовых научных журналов). Все журналы удобны для поиска, статьи доступны в виде коротких аннотаций, от которых можно перейти к полным текстам в формате PDF или HTML. С сентября 1999 г. этот сервис стал доступен пользователям библиотек Украины по гранту международного фонда "Вiдродження" (доступ на год для всех библиотек, присоединившихся к проекту, неограниченное количество рабочих мест для доступа в каждой). Нет необходимости говорить о важности и своевременности этого проекта для библиотек Украины, многие из которых совсем не имеют возможности подписаться на зарубежные научные журналы.

К проекту присоединились 85 библиотек из 21 региона Украины (35 университетских, 21 библиотека НИИ, 6 ОУНБ, 4 национальные и государственные библиотеки и др.). Для участников проекта проведен специальный семинар "Электронные журналы — библиотекам Украины". Анализ использования полнотекстовых статей с октября 1999 г. до февраля 2000 г. достаточно ярко демонстрирует разную активность библиотек — почти от 4 тыс. до... 0! Причем достаточно много библиотек зарегистрировались, но ни разу (!) не использовали сервис; среди них, к сожалению, крупнейшие библиотеки страны. Об одной из причин упоминалось выше — отсутствие элементарных знаний в области менеджмента электронных журналов, неготовность и нежелание библиотекаря самому изучить новый сервис и хотя бы (!) рассказать о нем пользователю. К тому же для некоторых зарегистрировавшихся библиотек журналы этого издательства не являются профильными. Среднее число использований сервиса по всему консорциуму — до 100 вхождений.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что электронные журналы — новая форма информации с множеством преимуществ, безусловно, нужная пользователю — студенту, ученому, профессионалу. И если библиотеки не научатся работать с этой информацией и качественно предлагать ее пользователю — эту нишу очень быстро займут коммерческие организации или другие институты! Напомним, ведь для работы с этим видом информации не обязательно бежать в библиотеку!

С января 2000 г. (тестовый период с октября 1999 г.) создан еще один консорциум — по проекту "EIFL Direct (Electronic Information For Libraries)" — совместная инициатива Open Society Institute и EBSCO. Следует подчеркнуть, что Украина — лишь одна из 39 стран—участниц этого крупнейшего в мире консорциума. На 1 февраля 2000 г. для участия в проекте зарегистрировались 86 библиотек Украины (т.е. практически все библиотеки—участницы первого консорциума). С октября по февраль количество поисков —
3 619, из них полнотекстовых статей — 2 794, просмотр — 25 376 вхождений.

Достигнута договоренность о тестовом периоде для доступа библиотек Украины к электронным журналам Academic Press, ведутся переговоры с другими издательствами.

К сожалению, не удалось собрать информацию о количестве отечественных электронных журналов, в том числе оригинальных сетевых. Радует, что их число постоянно растет.

Безусловно, что в мледующем тысячелетии человечество будет жить в новой информационной инфраструктуре и каждый человек сможет получить доступ к информации, которая находится в любом уголке нашей планеты. Сейчас создаются основы такой инфраструктуры. И здесь важная роль принадлежит библиотекам и библиотекарям.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России