Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Пирумова Л.Н., Садовская Л.К.

ЦНСХБ, Москва

Вопросы непрерывного образования специалистов АСОД
в отраслевой научной библиотеке

Проблема непрерывного образования, о которой уже давно говорят специалисты, особенно актуальна в современных условиях, когда в практику библиотек активно внедряются автоматизированные технологии, требующие дополнительных знаний и навыков. По мнению специалистов, альтернативы непрерывному профессиональному образованию нет. Суть его заключается в системно организованном процессе обучения человека на протяжении всей его трудовой жизни, что позволяет ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынке труда и сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда.

Именно такая система на протяжении многих лет строилась в ЦНСХБ и показала свою высокую эффективность и жизнеспособность. Общеизвестно, что профессия библиотекаря за последнее десятилетие претерпела большие изменения. Как показывают исследования отечественных и зарубежных специалистов в области автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС), чем интеллектуальнее ИПС, тем более пользователь нуждается в посреднике между собой и системой. Таким посредником должен быть или очень хороший интерфейс системы, или библиотекарь. Роль библиотекаря сегодня повышается: помимо традиционных знаний он должен владеть основами информатики, компьютерной грамотой. Сотрудник, получивший образование несколько лет назад, уже должен повышать его, иначе он не сможет быть полезен пользователю библиотеки.

Принято считать, что в библиотеках работают специалисты с библиотечным образованием. Это более всего относится к массовым публичным библиотекам. В специальных научных библиотеках наряду со специалистами с библиотечным образованием требуются специалисты в той области, которую библиотека обеспечивает информационными ресурсами. Специалисты-отраслевики работают в отделах, занимающихся семантической обработкой информации. С момента создания ЦНСХБ в отдел систематизации (ОС) принимались специалисты сельского хозяйства для осуществления аналитической росписи отечественных и зарубежных документов; справедливо считалось, что аннотировать и систематизировать специальную литературу следует специалисту-аграрнику. В ОС существовала и продолжает существовать традиция узкой специализации, т.е. документы по агрономии обрабатывает агроном, по зоотехнике — зоотехник, по ветеринарии — ветеринар. Практика показала, что только специалист со знанием специальной терминологии способен грамотно и квалифицированно в нескольких предложениях передать содержание документа, что, к сожалению, не удается делать переводчику, филологу и т.п. В процессе аналитико-синтетической обработки не только создается аннотация, но и определяется место документа в ИПС средствами ИПЯ, который использует библиотека. Долгое время единственным ИПЯ ЦНСХБ была схема Комплексно-системного каталога (КСК), который являлся основным справочно-поисковым аппаратом; в задачу систематизатора входило определение места документа в КСК. С появлением Универсальной десятичной классификации в качестве ИПЯ в ОС изучили и эту классификацию. Сегодня обучение систематизации отраслевой научно-технической литературы занимает от одного до трех лет. Оно проводится в самом отделе в сочетании теории (изучение методик) и практики (систематизация документов и расстановка карточек в КСК). Методика систематизации неразрывно связана со схемой построения каталога, постоянно совершенствуется и актуализируется. Работа с каталогом, помимо специальных знаний в области сельского хозяйства, требует библиотечных знаний: ведения алфавитно-предметного указателя, правил расстановки карточек, редакции разделов, оформления каталога, правил разработки схемы каталога и т.д. Поэтому сотрудники отдела обучаются на высших библиотечных курсах и получают еще одно высшее образование — библиотечное.

В технологическую схему библиотеки заложен принцип одноразовой обработки (АСОД) информации с последующим многоразовым ее использованием, на этапе аналитико-синтетической обработки определяется место документа в информационных продуктах ЦНСХБ. По мере расширения функций библиотеки, увеличения номенклатуры информационных продуктов растет и нагрузка систематизатора по отбору документов во входном потоке публикаций.

С 1948 г. ЦНСХБ издает текущий ежемесячный библиографический указатель "Сельскохозяйственная литература", включающий отечественные документы, а с 1954 г. — текущий ежемесячный аннотированный библиографический указатель иностранной литературы "Сельское хозяйство". На этапе АСОД происходит отбор в эти издания. Они готовятся к печати в ОС. Здесь разрабатывается схема изданий, создается их справочный аппарат. Члены редколлегии журналов (сотрудники отдела) овладели навыками редакторской правки, читки гранок, т.е. знаниями редакторов печатной продукции. Однако самые существенные изменения требований к квалификации сотрудников ОС произошли с внедрением автоматизированных технологий в работу ЦНСХБ. Разработаны автоматизированные технологии создания оригинал-макета журналов, формирующихся из БД "Агрос". Для этого потребовалось освоение ПЭВМ и программных средств, с помощью которых формируются издания и создается справочный аппарат к ним. ЦНСХБ генерирует документографическую БД "Агрос".

Ее создание потребовало разработки и ведения специальных ИПЯ для автоматизированных систем. Такими ИПЯ в ЦНСХБ являются "Отраслевой рубрикатор по сельскому хозяйству и продовольствию", созданный на основе ГРНТИ, и "Тезаурус по сельскому хозяйству и продовольствию". Перед сотрудниками отдела встала задача обучения индексированию по этим ИПЯ, а также их разработки и ведения. Чтобы создать одну статью тезауруса, необходимо изучить множество справочников, словарей, учебников для установления парадигматических связей термина, выявления его синонимии, определения его статуса. Работа с тезаурусом требует глубоких знаний аграрной науки и производства.

С 1991 г. ЦНСХБ начала издавать реферативные журналы и готовить реферативную информацию для БД "Агрос", что является качественно новым уровнем аналитико-синтетической обработки информации, более трудоемким и сложным, требующим хорошего знания предмета и определенных навыков, в связи с чем потребовалось массовое обучение сотрудников отдела этому процессу. Реферативные журналы создаются в ОС, поэтому все больше сотрудников входят теперь в различные редколлегии и практически все владеют знаниями редактирования, читки, верстки изданий. Кроме БД "Агрос", ЦНСХБ создает ряд других тематических библиографических, реферативных и полнотекстовых БД, для которых готовятся материалы с различной степенью свертывания информации. Многие из них требуют овладения новыми технологиями, новых знаний и навыков. Так, создание полнотекстовой БД по отчетам НИР потребовало овладения технологией сканирования, структурирования и редактирования текста. Работа по созданию электронного дайджест-журнала потребовала от сотрудников умения создавать дайджест-информацию на основе справочников, энциклопедий и т.п. Это издание представляет собой мультимедийную БД, поэтому в отделе обучен свой веб-мастер, способный создавать тексты с фотографиями, рисунками, таблицами в HTML-формате.

Основные направления деятельности ОС в настоящее время:

  • аналитико-синтетическая обработка и индексирование документов входного потока, включая аналитическую роспись научных и научно-производственных сериальных изданий и тематических сборников;

  • составление и редакционно-издательская подготовка текущих библиографических и реферативных изданий на базе входного потока документов;

  • формирование системы лингвистического обеспечения отраслевой БД "Агрос";

  • ведение комплексно-системного (карточного) каталога;

  • научно-методическое руководство работой сети научных сельскохозяйственных библиотек АПК РФ по своей компетенции;

  • научные исследования по АСОД и лингвистическому обеспечению БД отраслевой проблематики.

ОС строит свою работу в рамках интегрированной автоматизированной библиотечно-информационной системы ЦНСХБ. Технология работы отдела сложна и многопланова, объединяет библиотечные, информационные, редакционно-издательские и другие процессы, для обеспечения которых требуются работники соответствующих специальностей. Перечень технологических операций и процессов, осуществляемых в ОС, имеет более 70 позиций. В основу действующей в отделе системы подбора, подготовки и переподготовки кадров положена разработанная здесь же многомерная модель кадрового обеспечения работы ОС, учитывающая все аспекты деятельности отдела, особенности осуществляемых в нем технологических процессов, а также комплексный характер квалификации его специалистов. Установлено, что специалисты АПК необходимы во всех звеньях технологического процесса ОС — в 100%, библиотечные — в 80%, переводчики — в 60%, информационные специалисты — в 40%, специалисты издательского дела — в 20%. Но эти показатели не отражают структуры кадрового состава специалистов ОС, так как в действительности работники отдела владеют знаниями, навыками и умениями целого комплекса процессов. Как минимум каждому участнику технологического процесса необходима триада знаний: библиотечных, отраслевых (АПК) и языковых. Объем, содержание и соотношение их на различных рабочих местах варьируются, но всегда выступают как единый комплекс, блок знаний.

Как правило, в отдел принимается новый сотрудник со специальным профильным (АПК) высшим образованием, далее он проходит адаптацию и специализацию в отношении выделенной тематической части документного потока, с которым он будет работать, и одновременно включается в процесс усвоения необходимых библиотечных знаний (АСОД, систематизация документов, ведение каталога). Обучение идет методом самообразования под руководством наставника (научного редактора). По сути дела осуществляется профессиональная переподготовка специалиста, он осваивает новую для себя профессию библиотечно-информационного работника. Приобретение компьютерной грамотности и знаний иностранных языков осуществляется в системе курсового обучения, оплачиваемого библиотекой. По прошествии двух-трех лет специалиста начинают обучать методике индексирования документов, научного редактирования, приобщают к исследованиям по компетенции отдела и т.д. Общеизвестно, что знания, полученные в процессе обучения, недостаточны для достижения необходимого уровня квалификации специалиста. Умения и навыки, приобретаемые работником в процессе практического применения знаний, являются неотъемлемым условием обеспечения требуемого уровня производительности и качества труда. Существенное влияние на уровень квалификации специалиста оказывают психофизические свойства его личности, профессиональные способности, социальные, материальные и другие мотивации профессионального роста. Количественной характеристикой суммарного влияния всех упомянутых факторов на уровень квалификации сотрудника считается выполнение установленных норм выработки и норм времени при соблюдении необходимого уровня качества труда. Нормы выработки на технологические процессы и операции в ОС рассчитаны на "среднестатистического" сотрудника, на практике каждый специалист дает индивидуальную картину производительности и качества труда на различных выполняемых им технологических процессах.

Важную роль в организации процесса непрерывного профессионального образования играет создание обучающей среды и учебной технологии как совокупности его методического, информационного и технического обеспечения. В отделе разработаны и действуют более 80 технологических инструкций, методических пособий в помощь специалисту. 30% сотрудников принимают активное участие в обучении новых специалистов. В зависимости от цели и этапа обучения кроме самообразования используются разнообразные формы: курсы, семинары, стажировки, командировки, научно-практические конференции. Процесс формирования специалиста ОС из специалиста АПК начинается с первого дня его работы в отделе и завершается лишь с его уходом, ибо включает непрерывное приобретение библиотечных, информационных, лингвистических и прочих знаний. Кроме того, специалист ежедневно повышает свою базовую квалификацию: в процессе обработки научно-технической информации он осваивает новейшую научную терминологию, систематизирует сведения о научных достижениях в своей специальности, расширяет свой кругозор в смежных областях знания. Это рождает у него чувство удовлетворения своим профессиональным статусом, вырабатывает привычку и стремление к приобретению новых профессиональных знаний, формирует творческое отношение к работе. Подтверждением справедливости этих выводов может служить стабильность кадрового состава отдела, неизменно положительные результаты переаттестации сотрудников, их способность осваивать новые технологии, адаптироваться к новым требованиям. Сравнительные данные о непрерывном трудовом стаже сотрудников, уровне их квалификации и должностной и возрастной структуре ОС и ЦНСХБ в целом показывают, что ряд характеристик кадрового состава ОС и библиотеки в целом близки по значению: стабильность кадрового состава отдела очень высока — более 45% сотрудников работают в отделе свыше 20 лет; возрастная структура кадров не совсем благоприятна, так как около 30% сотрудников — пенсионного возраста. При этом очевидно, что профессиональный уровень специалистов ОС значительно превышает средний по библиотеке. Положительный опыт подготовки и переподготовки кадров, накопленный в ЦНСХБ и других библиотеках страны, лишь подтверждает нерешенность проблемы создания государственной системы подготовки специалистов АСОД для различных отраслей экономики. Правда, государственные университеты культуры (ГУК) готовят кадры по специальности "Информационное обеспечение естествознания и техники". Но практика показывает, что знаний по сельскому хозяйству, полученных в ГУК, недостаточно для работы по АСОД. В учебных планах МГУКИ есть специальный курс АСОД, но он не содержит отраслевых аспектов и недостаточно подкреплен практическими занятиями. Чрезвычайно полезной в этом отношении могла бы стать практика студентов в отделах АСОД отраслевых научных библиотек, но пока подобные вопросы даже не обсуждаются. Что касается сельскохозяйственных (или любых других отраслевых) знаний, то получение их студентами в должном объеме в рамках учебных планов ГУК совершенно нереально, это — прерогатива специальных вузов. Представляется целесообразным именно здесь давать студентам наряду с базовым высшим образованием достаточный объем информационных знаний, включая АСОД. Во многих сельскохозяйственных вузах имеется курс "Информационные технологии", но его место в учебных планах — третьестепенное, объем — более чем скромный, так что выпускники не готовы работать с научно-технической информацией даже в качестве пользователей библиотеки, не говоря уже об АСОД. К сожалению, выпускники вузов, как правило, не обладают и достаточными знаниями иностранных языков для раскрытия содержания иностранных научных публикаций.

Из всего сказанного ясно, что пока ни один вуз страны не готовит специалистов АСОД по отраслевой тематике. Государственные институты повышения квалификации кадров в области информатики также не решают этой проблемы, хотя именно в их компетенцию следовало бы включить переподготовку специалистов АПК (или любой другой отрасли экономики) для работы с научно-технической информацией, а также повышение их квалификации в области информатики, полученной в вузе, до уровня, необходимого для АСОД мирового информационного потока.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России