Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
ИФЛА — 2000

Акеройд Дж.

Университет Южного берега, Лондон, Великобритания

Управление развитием электронных библиотек

Доклад 037—110 на 66-й Генеральной конференции ИФЛА (13—18 авг. 2000 г., Иерусалим, Израиль).

Современные библиотеки находятся в процессе фундаментальных изменений, вызванных радикальными переменами технологии. В этом докладе перечислены характерные изменения и сделаны некоторые предположения относительно дальнейшей организации работы, проанализированы барьеры на пути более широкого применения новых технологий, рассмотрены проблемы, стоящие перед библиотечными менеджерами.

* * *

В определенном смысле термин цифровая библиотека (она же электронная, или виртуальная) известен уже давно — в течение ряда лет различные специалисты предсказывали наступление эры электронных библиотек. Вместе с тем этот термин можно считать и совершенно новым, относящимся к незнакомому учреждению. Если мы согласимся с тем, что традиционные библиотеки являются не только коллекцией документов или источников информации, но имеют также средства навигации, систему метаданных (каталоги), службы помощи читателю и автоматизированную среду работы с информацией, то придется признать, что электронная библиотека только начинает приобретать какие-то новые черты. Мы в самом начале пути, причем конечная цель нам пока не совсем ясна и понятна.

Наибольшее влияние на информационные системы оказал устойчивый прогресс в автоматизации всех, или почти всех библиотечных технологий. Этот процесс начался в 1970-е гг. с автоматизации библиотечных каталогов, затем систем обслуживания и завершился в конце 1970-х — начале 1980-х гг. созданием интегрированных систем автоматизации библиотек.

В интегрированных системах используется единая структура программного обеспечения для управления всеми библиотечными процессами, включая каталогизацию, обслуживание, комплектование, финансовые расчеты, равно как и многие другие функции (например межбиблиотечный абонемент).

Одно из самых существенных достижений этого периода — создание электронного каталога библиотеки, который внес революционные изменения в процесс поиска документов. С появлением электронного каталога впервые возникли идеи создания распределенного фонда.

В рамках интегрированной системы автоматизации создавались поистине сложные, полезные модули, новые системы доставки документов пользователю. Наиболее существенной оказалась разработка онлайновых систем, сначала для отдельных рабочих станций обслуживания компактными дисками, затем как сетевые средства обслуживания CD—ROM, а в последнее время и через удаленные серверы.

Совсем недавно появились и версии сетевого обслуживания, связанные с доступом в Интернет. В результате даже сравнительно небольшая, скромная библиотека приобрела возможность предоставлять доступ к колоссальным электронным ресурсам. Как следствие этого интегрированная библиотечная система автоматизации перестала быть столь существенным элементом библиотеки, особенно если она не работает с ресурсами Интернет.

Пожалуй, наиболее свежей и значительной проблемой, угрожающей доминированию интегрированных АС в библиотеках, является развитие сетевых или связанных с сетевыми ресурсами технологий и средств доступа. Библиотекам предстоит освоить эти новые технологии и найти способы включения их в систему традиционного библиотечного обслуживания. Эта проблема — необходимость объединения традиционных форм работы с печатными источниками и обслуживания электронными ресурсами — положила начало новому явлению и новому термину гибридная библиотека. Здесь подразумевается предоставление читателю возможности одновременной работы с многими видами ресурсов, в том числе сетевые поисковые машины, различные интерфейсы и в то же время параллельно — обычное обслуживание печатными материалами.

Эта проблема необычайно масштабная. Продвинутые в вопросах автоматизации библиотеки могут привести множество примеров разработанных в последнее время услуг, которые далее нужно будет увязать в единую систему. Так, директор британской национальной программы "Электронные библиотеки" г-н Крис Расбридж (Chris Rusbridge, eLib Programme) называет 18 видов технологий, сосуществующих в одной библиотеке. В библиотеке Университета Южного берега, я думаю, примерно столько же (электронный каталог, целый ряд систем обслуживания материалами на компакт дисках — зачастую с различными интерфейсами, сетевые виды работы с материалами, Интернет-поисковые машины, порталы и шлюзы, системы Интранет в самом учреждении и т. д.). Ощущается явный недостаток единообразия, и бедный читатель вынужден изучить множество различных поисковых систем, если ему понадобится какой-либо материал, особенно по междисциплинарной тематике.

Таким образом, можно сказать, что существует несколько технологических барьеров, препятствующих развитию полноценной электронной библиотеки. Рассмотрим эти препятствия.

Первая проблема — интеграция. Электронные библиотеки во все большей степени вовлекаются в работу с распределенными гетерогенными ресурсами, а пользователю удобнее работать в режиме единообразного доступа.

Обычно предполагается дать возможность пользователю стартовать от единой точки ко всему доступному множеству материалов. В такой системе основу составляет аннотированный массив (база данных) рефератов; он вычищен от повторов и эффективно ранжирован. На достижение этой цели уже потрачено много труда, но такого рода система все еще является недостижимым идеалом.

Исследования поведения пользователей показывают, что они предпочли бы иметь дело с отдельными тематическими базами, а не с гигантским единым массивом. Некоторый определенный уровень интеграции (хотя и недостаточно глубокий) достигается посредством самой сети.

Протокол Z 39.50, безусловно, помог бы пользователю находить распределенные в сети ресурсы, однако этот протокол не применяется широко вне библиотечного сообщества. Модернизация Z 39.50 путем перехода к RDF/XML также не гарантирует успеха. Тем временем мы наблюдаем энергичное развитие системы тематических порталов и соответствующей технологии сбора информации. Этот процесс стимулируется исследованиями по управлению информацией и уже сейчас может реально обеспечить подбор высококачественного материала, специально подобранного в соответствии с конкретными информационными потребностями.

Следующая технологическая проблема, незаслуженно рассматриваемая как тривиальная, заключается в том, что фактически мы не знаем нашего пользователя. Поскольку в электронной технологии речь идет о виртуальном пользователе, то понятно, что охарактеризовать его нелегко. Нам нужно подтверждение того, что пользователь является именно тем, кем он себя именует. Здесь нужна помощь какой-то организации, которая могла бы создать систему, способную идентифицировать пользователя и позволять ему делать только то, что предусмотрено для этой категории пользователей. Первый уровень такого удостоверения уже заложен в правилах пользования Интернетом (имя пользователя и пароль в комбинации с IP-адресом). (Более сложные системы аккредитации также разрабатываются, но пока что используются в электронной коммерции — торговле через Интернет, а не в службах поиска и доставки документов). После идентификации необходимо определить, что именно данному пользователю разрешено. Это особенно важно для менеджеров, работающих с лицензированным доступом к электронным ресурсам; не менее важно это оказывается и в контексте доставки первичных или вторичных ресурсов и мультимедийных продуктов.

И наконец необходимо создать высокоэффективные средства навигации для обеспечения легкого, логически понятного и удобного пути поиска по ресурсам электронной библиотеки.

Исчезнут ли библиотеки в ближайшем будущем? Упоминавшийся выше г-н Крис Расбридж напоминает всем нам, что библиотеки можно рассматривать с трех точек зрения (позиций): во-первых, библиотека — это определенная концепция, во-вторых — организация, учреждение, в-третьих — здание, физическое пространство.

Концепция библиотеки как коллекции документов и информационных источников, определенной некими рамками, по-видимому, сохранится, однако сами рамки могут быть существенно расширены. Будут учитываться не только традиционные параметры (например исторически сложившееся понятие библиотеки как некоей печатной коллекции), но и такие, как участие в консорциумах, анализ эффективности использования библиотечных материалов.

Электронная библиотека базируется на более гибкой, подвижной концепции, подлежащей постоянному пересмотру и обновлению, при этом в определении понятия библиотеки должен присутствовать не только библиотекарь — посредник в получении информации, но и конечный пользователь.

На организационном уровне значительных усилий потребует работа по отбору и оценке лицензионных ресурсов, проведению переговоров с владельцами, расположению полученного материала в удобном для поиска виде, например в контексте портала или обучающей среды. Более того, даже электронная библиотека должна иметь определенные организационные рамки как некий коллектив, способный обеспечить информационную поддержку исследовательской группе, университетскому сообществу или индивидууму. В определенном смысле можно сказать, что записанные вами Интернет-адреса по сути составляют вашу персональную библиотеку.

Для будущей электронной библиотеки вряд ли сохранится понятие физического объекта, здания, поскольку доступ к сетевым ресурсам может быть предоставлен буквально в любом месте (при наличии Интернет-соединения); при этом роль мобильных систем коммуникаций будет только возрастать. Электронные библиотеки будут свободны от каких-либо ограничений на поставку аудио- и графических материалов; любой пользователь сможет получить доступ к любому нужному ему материалу.

Контраргумент к таким перспективам — боязнь ощутить одиночество и самоизоляцию. Считается, что мы как и прежде нуждаемся в каком-либо месте, пространстве, помещении, где можно было бы собраться, даже если мы работаем независимо, самостоятельно. В этом помещении должны быть предусмотрены возможности подолгу работать с компьютером, располагать эргономически удобными устройствами получения информации, иметь службы поддержки и помощь в навигации, высококачественные выходные устройства (цветной принтер, монитор высокого разрешения и т. п.). Подобные центры уже возникают в виде Интернет-кафе, ресурсных центров, узлов обучения и т.п. Более того, такие центры, похоже, будут сосуществовать с традиционными системами обслуживания.

 

 

Управление переменами

Управленческие проблемы, сопровождающие продвижение электронных библиотек, весьма существенны и касаются как человеческого фактора, так и ресурсов. К сожалению, ряд изменений очень трудно предугадать, поскольку они обусловлены стремительно развивающейся технологией.

Экономика библиотек уже столкнулась с проблемами переходного периода (а он, видимо, займет несколько лет): приходится одновременно поддерживать подписку на печатные и электронные версии изданий. Зачастую пользователи не расположены радикально менять свои привычки, отказываться от традиционных изданий в пользу навязываемого им электронного формата. Они также требуют обеспечить им соответствующее качество подсоединения к Интернету, технические средства и обучить навыкам работы, чтобы наилучшим образом воспользоваться преимуществами новых технологий. Кроме того, взрывной рост стоимости подписки на научные журналы еще более усложняет финансовое положение библиотек; поэтому даже потенциальную экономию от автоматизации служб доставки документов (внедрения электронных технологий) трудно будет заметить на практике.

Пожалуй, более существенным может оказаться финансовый выигрыш от внедрения метода пакетного комплектования в консорциуме. Этот метод сможет также несколько уравнять позиции малых библиотек и гигантов (малые попросту "проедутся на спине" больших!). Однако следует остерегаться увлечения массовыми закупками, поскольку легко впасть в излишества и получить массу ненужной литературы.

Определенной альтернативой могла бы стать практика хотя бы частичного участия читателей в закупке редко используемой литературы. Пока что эта идея не вызывает энтузиазма ни у читателей, ни у библиотек. Однако я считаю, что рано или поздно (полагаю — вскоре) к этому придется прийти хотя бы для того, чтобы сохранить возможность подписываться на издания, ключевые для тематики библиотеки.

Следующий аспект — рост в Интернете публикаций как учреждений, так и индивидуальных авторов. Такого рода публикации могут вполне предшествовать выходу традиционных печатных изданий. Наблюдается устойчивое увеличение числа качественных публикаций в сети, которые доступны как через общеизвестные поисковые машины, так и через специализированные сетевые порталы. Персональные публикации со временем существенно ослабят позиции традиционных издательств и, конечно, заставят их снизить цены на подписку.

Для руководителей библиотеки реализация механизма контроля за процессом доставки документов в электронной форме является достаточно сложной и быстро меняющейся задачей. Я считаю, что в перспективе можно быть уверенным в успехе, равно как и в том, что, спирально растущие цены научной подписки наконец будут взяты под контроль общественности. Руководителю нужно лишь проследить за тем, чтобы переходный процесс от традиционной технологии к электронной доставке документов прошел по возможности гладко и спокойно.

На какие моменты руководителю следует обратить особое внимание? Я бы выделил четыре направления: стратегические изменения, информационные технологии, персонал и переподготовку персонала.

 

 

 

Стратегическое направление

Чтобы обеспечить переход к новым библиотечным технологиям, руководителю следует сформировать ясное и четкое представление о том, какими должны быть эти новые формы обслуживания, как они будут функционировать и каковы будут затраты. Работа не должна требовать излишних, непомерных усилий, а результаты не должны быть непосильны для их понимания библиотечным персоналом. В то же время нужно обеспечить заинтересованность коллектива во внедрении новых технологий, создать ощущение сопричастности, соавторства.

Не менее важно уметь предвидеть реакцию и заручиться поддержкой читателей, многие из которых предпочли бы сохранить старые технологии предоставления информации.

Следует отработать стратегические планы развития, добиться их понимания и поддержки со стороны вышестоящих организаций, хотя это и не будет гарантией единогласного одобрения в стенах библиотеки.

В качестве примера можно привести стремление библиотеки Университета Южного берега разработать систему электронной доставки документов вместо традиционной технологии. Мы сформулировали цели, но при этом пришлось также разрабатывать целую систему эффективной поддержки наших идей внутри Университета Южного берега с тем, чтобы обеспечить позитивное восприятие электронных журналов среди пользователей. Пока что нам это удается, и в настоящее время мы выдаем электронных журналов больше, чем печатных.

Руководитель библиотеки должен сконцентрировать усилия на работе с персоналом всех уровней.

 

 

Комплектование

Экономические проблемы электронных технологий мы уже упоминали; в их числе достаточно трудный переходный период повышенных расходов. Один из способов преодоления трудностей — формирование консорциумов по подписке из близких по тематике библиотек.

Соглашения о создании консорциумов не ограничены какими-либо географическими рамками. Консорциумы — это не только способ снижения затрат отдельно взятой библиотеки на традиционную подписку, но и облегчение бремени оплаты лицензионных соглашений, решение всяких юридических и правовых проблем, возникающих при функционировании электронной библиотеки. Чтобы выгода от участия в консорциуме была очевидной, библиотеки-участницы должны обладать примерно равными возможностями и "финансовым весом", а также схожими по составу (или точнее, по характеру и тематике запросов) читателями. В этом случае нагрузка на каждого участника консорциума распределяется наиболее справедливо. Подобный кооперативный подход может оказаться полезным и при наработке электронного ресурса, проведении программ оцифровки печатного материала или ретроспективной конверсии карточных каталогов и т. п. В целом можно предположить, что сетевая технология допускает существенное расширение кооперативных методов в библиотечной работе.

Применение современных информационных технологий может выдвинуть новые организационные проблемы: например утрату библиотекарями контроля за использованием ресурсов.

Отсутствие контроля со стороны библиотекаря за предоставлением сетевых услуг может оказаться препятствием на пути освоения сетевых технологий обслуживания. По крайней мере, ключевые моменты и основная часть программного обеспечения, в том числе аппаратные и программные средства доступа, должны быть в ведении библиотекаря.

Может быть, наиболее серьезный вопрос — создание соответствующей структуры, которая занималась бы электронной доставкой. Нужно проанализировать все функциональные элементы обслуживания, проверить их эффективность в новых условиях, найти альтернативные пути достижения наших целей в организации электронной доставки. Изменяется сама суть библиотечной работы, в том числе и таких операций, как каталогизация, которая ранее считалась непременным признаком хорошей библиотеки; ныне же вполне можно довериться услугам центрального библиографирующего учреждения, которое ведет эту работу на национальном уровне.

Технические отделы библиотеки вполне могут заняться каталогизацией электронных ресурсов; кстати и эта работа могла бы выполняться на коллективных началах. Было бы неразумно стремиться к экономии на традиционной каталогизации, просто заменив ее составлением справочного аппарата по электронным ресурсам — тем более что создание порталов может вообще поставить под вопрос целесообразность данной деятельности.

Значительную часть библиотечного персонала надо переучивать — и для освоения новых технологий, и для готовности помочь читателю.

В целом можно сказать, что библиотеки вступили в пору больших перемен и должны пересмотреть свои возможности и обязанности. Библиотека будущего будет более сфокусирована на повышении качества информации, предоставлении максимально широкого и разнообразного спектра услуг.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России