Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Маршак Б.И. ГПНТБ России Проблемы и решения Поставим задачу.
В качестве примера приведу систему автоматизации библиотек ИРБИС, разработанную ГПНТБ России и Ассоциацией ЭБНИТ, которая сегодня обеспечивает конвертирование и представление данных в трех известных форматах UNIMARC, USMARC, RUSMARC и легко может быть настроена на любой иной формат по стандарту ISO 2709, например MARC21 (он же IMARC). С другой стороны, система автоматизации библиотек ИРБИС легко и без искажений принимает данные из этих и других форматов для помещения их в создаваемые при ее помощи базы данных и в первую очередь в базу или базы данных электронного каталога.
Электронный каталог - основная база данных библиотеки и представляет наибольший интерес при работе в корпоративной сети. От качества ведения ЭК, от того, насколько он покрывает фонд библиотеки и его информационной наполненности зависит качество информационного поиска и, в конечном итоге, качество обслуживания пользователей библиотеки и ее партнеров по корпоративной сети. От качества библиографической записи, вводимой в ЭК, зависит, воспользуются ли партнеры библиотеки по корпоративной сети этой БЗ или нет. Заимствование БЗ у библиотек-партнеров - одна из главных задач при разработке корпоративных сетей. Естественно, что качество БЗ зависит не только от профессионализма библиотекаря-библиографа, но и во многом от выбора системы автоматизации (см. выше). Необходимо, чтобы автоматизированная система обладала возможностью ведения всего видового многообразия БЗ, и при вводе данных, с одной стороны, была бы максимально "расположена" к библиографу, осуществляющему ввод, а с другой - "вела" бы его в правильном направлении, подсказывая как осуществить правильный ввод. В качестве примера приведу систему автоматизации библиотек ИРБИС, которая обеспечивает помощь библиографу при вводе каждого элемента данных, предлагая ему удобные рабочие листы ввода на любом уровне, но не ограничивая возможностей "свободного" ввода. При этом система строго следит за вводом обязательных полей.
Что для этого необходимо? Во-первых - собственно ресурс, о котором мы уже говорили. Во-вторых - программно-технологические средства, обеспечивающие такой доступ. Сегодня уже никого не удивишь разработкой WWW-сервера. Их существует множество как платных, так и бесплатных. Необходимо только аккуратно оценить рынок программного обеспечения, может быть, с использованием того же Интернета и выбрать наиболее подходящую разработку. Следует, однако, помнить, что вопросы технологичности, простоты ведения баз данных, качества и полноты поиска являются самыми важными при выборе этих компонент автоматизированных технологий. В качестве примера приведу специальные компоненты для построения Интернет/Интранет-серверов системы автоматизации библиотек ИРБИС. Эта разработка обеспечивает не только доступ к базам данных, которые ведутся в локальном режиме, но и такой поиск при помощи гибкой системы параметризации и настройки, который в данной библиотеке кажется самым правильным и наиболее информационно наполненным.
В первую очередь - это сервер и провайдер данных, обеспечивающие доступ и представление баз данных в "мире" Z39.50. Однако для доступа к конкретным базам данных в этой среде необходимо применить специальные средства доступа по упомянутому протоколу, такие, как клиент Z39.50 или шлюз Z39.50 - WWW. Сегодня рынок программных продуктов, решающих эти задачи, весьма ограничен, особенно тем, что только отечественные разработки поддерживают формат RUSMARC. Наиболее сильными сейчас, на мой взгляд, являются разработки, сделанные в Государственном техническом университете и Объединенном институте геологии, геофизики и минералогии СО РАН (Новосибирск) в рамках разработок Ассоциации ЭБНИТ. В качестве примера приведу модульный сервер Z39.50 системы автоматизации библиотек ИРБИС. Эта разработка предназначена для эксплуатации в качестве базового сервера Z39.50 распределенной информационной системы общего назначения на платформе Windows NT. Сервер - часть комплекта программного обеспечения информационной системы, в составе которой базовый сервер Z39.50, шлюз Z39.50 - WWW, COM-объект клиента Z39.50, графическое рабочее место клиента информационной системы. В скором времени планируется разработать клиентское место Z39.50 в составе базового пакета системы ИРБИС. В случае, если все пять вышеназванных проблем решены, вы близки к разработке корпоративной телекоммуникационной системы. Остается только договориться с партнерами и достичь с ними согласия. А согласие, как сказал один из героев Ильфа и Петрова, есть продукт при полном непротивлении сторон. |
Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России |