Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Маршак Б.И.

ГПНТБ России

Проблемы и решения 
в области автоматизации в корпоративной 
телекоммуникационной библиотечной среде

Поставим задачу.
Имеем: библиотеки, так или иначе автоматизированные; электронные ресурсы этих библиотек; линии связи и сетевое оборудование; Интернет; программное обеспечение для корпоративных систем.
Необходимо: построить корпоративную сеть библиотек.
Казалось бы, задача решается просто и однозначно. Действительно - когда все, что нужно есть, достаточно это соединить и получаешь искомый результат. Однако на самом деле задача куда более сложная. Рассмотрим ее решение по пунктам.


1. Как должна быть автоматизирована библиотека?
О выборе системы автоматизации библиотек для перехода от традиционных технологий к автоматизированным уже не раз говорилось на самых разных уровнях, в том числе и на Международных Крымских конференциях. Поэтому много времени на этот вопрос тратить не будем, а скажем только о том, что система автоматизации должна быть такой, чтобы создаваемые при ее помощи ресурсы могли легко переводиться или представляться хотя бы в одном из коммуникативных форматов. Кроме того, не надо забывать, что в мире накоплено достаточно много ресурсов как в отдельных библиотеках и информационных органах, так и корпоративных, которые могут быть доступны платно или бесплатно для облегчения и повышения качества процессов комплектования и каталогизации.

В качестве примера приведу систему автоматизации библиотек ИРБИС, разработанную ГПНТБ России и Ассоциацией ЭБНИТ, которая сегодня обеспечивает конвертирование и представление данных в трех известных форматах UNIMARC, USMARC, RUSMARC и легко может быть настроена на любой иной формат по стандарту ISO 2709, например MARC21 (он же IMARC). С другой стороны, система автоматизации библиотек ИРБИС легко и без искажений принимает данные из этих и других форматов для помещения их в создаваемые при ее помощи базы данных и в первую очередь в базу или базы данных электронного каталога.


2. Электронные ресурсы библиотек
Под электронными ресурсами библиотеки понимается совокупность библиографических, полнотекстовых, адресно-справочных и других баз данных, разработанных и поддерживаемых в библиотеке. Остановимся пока на библиографических БД, так как именно таковой является база данных электронного каталога.

Электронный каталог - основная база данных библиотеки и представляет наибольший интерес при работе в корпоративной сети. От качества ведения ЭК, от того, насколько он покрывает фонд библиотеки и его информационной наполненности зависит качество информационного поиска и, в конечном итоге, качество обслуживания пользователей библиотеки и ее партнеров по корпоративной сети. От качества библиографической записи, вводимой в ЭК, зависит, воспользуются ли партнеры библиотеки по корпоративной сети этой БЗ или нет. Заимствование БЗ у библиотек-партнеров - одна из главных задач при разработке корпоративных сетей.

Естественно, что качество БЗ зависит не только от профессионализма библиотекаря-библиографа, но и во многом от выбора системы автоматизации (см. выше). Необходимо, чтобы автоматизированная система обладала возможностью ведения всего видового многообразия БЗ, и при вводе данных, с одной стороны, была бы максимально "расположена" к библиографу, осуществляющему ввод, а с другой - "вела" бы его в правильном направлении, подсказывая как осуществить правильный ввод. В качестве примера приведу систему автоматизации библиотек ИРБИС, которая обеспечивает помощь библиографу при вводе каждого элемента данных, предлагая ему удобные рабочие листы ввода на любом уровне, но не ограничивая возможностей "свободного" ввода. При этом система строго следит за вводом обязательных полей.


3. Линии связи и сетевое оборудование
В этой области от нас почти ничего не зависит. Обычно только наличие или отсутствие средств определяет качество компьютерного комплекса библиотеки, в состав которого входит сетевое оборудование и возможность подключения к надежным, высокоскоростным линиям связи. Однако следует отметить, что присутствие в библиотеке хотя бы одного телефона, разумный подбор сетевого оборудования и наличие в обозримом сетевом пространстве недорогого провайдера телекоммуникационных услуг позволяют библиотеке начать работу в глобальной сети в первую очередь для предоставления своих ресурсов (см. выше) пользователям и библиотекам-партнерам.


4. Интернет
Это слово сегодня известно всем - от маленьких детей до академиков. Однако большинство пользователей глобальной сети Интернет относятся к ее услугам потребительски в самом неприглядном смысле этого слова. Действительно, получив платный или бесплатный (например через Фонд Сороса) доступ к Интернет, библиотека начинает предоставлять пользователям возможность платного или бесплатного выхода через Интернет на те ресурсы, которые в нем уже представлены. Безусловно, это весьма полезно как для пользователей - им открывается дополнительный бесплатный или не очень дорогой доступ к трудно доступным мировым информационным ресурсам, так и для библиотек - в случае бесплатного доступа в Интернет они расширяют сферу предоставляемых пользователям услуг, а в случае взимания небольшой платы - и расширяют сферу услуг, и немного зарабатывают, что в наше время совсем не лишнее. Но нельзя забывать, что главная задача библиотеки - это все-таки предоставление пользователям своих фондов и созданных на их основе ресурсов (см. выше), а это означает, что организация доступа через Интернет к ресурсам библиотеки и в первую очередь к электронному каталогу становится ее главной задачей при работе в корпоративной сети.

Что для этого необходимо? Во-первых - собственно ресурс, о котором мы уже говорили. Во-вторых - программно-технологические средства, обеспечивающие такой доступ.

Сегодня уже никого не удивишь разработкой WWW-сервера. Их существует множество как платных, так и бесплатных. Необходимо только аккуратно оценить рынок программного обеспечения, может быть, с использованием того же Интернета и выбрать наиболее подходящую разработку. Следует, однако, помнить, что вопросы технологичности, простоты ведения баз данных, качества и полноты поиска являются самыми важными при выборе этих компонент автоматизированных технологий. В качестве примера приведу специальные компоненты для построения Интернет/Интранет-серверов системы автоматизации библиотек ИРБИС. Эта разработка обеспечивает не только доступ к базам данных, которые ведутся в локальном режиме, но и такой поиск при помощи гибкой системы параметризации и настройки, который в данной библиотеке кажется самым правильным и наиболее информационно наполненным.


5. Программное обеспечение для корпоративных систем
Казалось бы, располагая Интернет, системой автоматизации, которая позволяет создать полноценные информационные ресурсы и в конце концов самими электронными ресурсами, библиотека может уже ни о чем не беспокоиться и приступать к созданию корпоративной системы со всем многообразием выполняемых ею функций. На первых порах, действительно, вполне достаточно только этих средств. Однако разработчики - люди неугомонные и поэтому не могут остановиться на достигнутом. Отсюда и использование протокола Z39.50. Скажу об основных программно-технологических компонентах, обеспечивающих работу по данному протоколу.

В первую очередь - это сервер и провайдер данных, обеспечивающие доступ и представление баз данных в "мире" Z39.50. Однако для доступа к конкретным базам данных в этой среде необходимо применить специальные средства доступа по упомянутому протоколу, такие, как клиент Z39.50 или шлюз Z39.50 - WWW. Сегодня рынок программных продуктов, решающих эти задачи, весьма ограничен, особенно тем, что только отечественные разработки поддерживают формат RUSMARC. Наиболее сильными сейчас, на мой взгляд, являются разработки, сделанные в Государственном техническом университете и Объединенном институте геологии, геофизики и минералогии СО РАН (Новосибирск) в рамках разработок Ассоциации ЭБНИТ. В качестве примера приведу модульный сервер Z39.50 системы автоматизации библиотек ИРБИС. Эта разработка предназначена для эксплуатации в качестве базового сервера Z39.50 распределенной информационной системы общего назначения на платформе Windows NT. Сервер - часть комплекта программного обеспечения информационной системы, в составе которой базовый сервер Z39.50, шлюз Z39.50 - WWW, COM-объект клиента Z39.50, графическое рабочее место клиента информационной системы. В скором времени планируется разработать клиентское место Z39.50 в составе базового пакета системы ИРБИС.

В случае, если все пять вышеназванных проблем решены, вы близки к разработке корпоративной телекоммуникационной системы. Остается только договориться с партнерами и достичь с ними согласия. А согласие, как сказал один из героев Ильфа и Петрова, есть продукт при полном непротивлении сторон.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России