Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Забелина Н.А.

Московская городская деловая библиотека

Библиотека нового тысячелетия: 
принципы и формы работы

В эпоху современного развития общества уровень библиотечного дела в стране определяется прежде всего его информационной значимостью. Создание единой библиотечной информационной сети стало задачей архиважной не только в целях экономии финансовых и технических средств, но и в силу необходимости обмена информацией.

Библиотеки пришли к выводу о необходимости координации и кооперирования своей деятельности, результатом чего явилось создание проекта корпоративной сети московских библиотек. Решением Комитета по культуре Правительства Москвы Московская городская деловая библиотека (МГДБ) определена участником проектирования и реализации первой очереди корпоративной сети публичных библиотек (КСПБМ) в качестве ее базового центра провайдера.

Основные цели и задачи участия МГДБ в данном проекте связаны с повышением качества информационно-библиотечного обслуживания жителей района, округа и города за счет участия в формировании объединенного информационного ресурса общего пользования публичных библиотек Москвы, реализацией способов и средств их использования на основе современной библиотечно-информационной технологии и телекоммуникационной среды в соответствии с решениями эскизного проекта КСПБМ.


Особенности задач, выполняемых МГДБ

Создание на базе МГДБ телекоммуникационного узла КСПБМ 1-й очереди в качестве базового центра провайдера, взаимодействующего со всеми библиотеками - участницами КСПБМ, соответствующего его общесистемным функциям и организационно-технологическим решениям, изложенным в эскизном проекте.

Создание и предоставление в свободный доступ через Интернет представительного электронного каталога библиотеки как части объединенного электронного каталога КСПБМ.

Участие в корпоративной обработке ретроспективы фондов.

Создание других видов информационных ресурсов в соответствии с эскизным проектом, а также с коллегиальными решениями, которые будут приняты участниками КСПБМ.

Как следует из вышеизложенного, цель проекта - более полное удовлетворение социальных, культурных, образовательных и других потребностей всех групп населения, не только обслуживаемого МГДБ, но и других регионов России. Работы, выполняемые в проекте, являются дальнейшим развитием деятельности МГДБ и предусмотрены "Программой модернизации публичных библиотек Москвы", утвержденной Ю.М. Лужковым в августе 1998 г.

МГДБ не смогла бы взять на себя указанные функции, если бы ранее не работала по основным направлениям, изложенным в проекте КСПБМ. Структура библиотеки предполагает наличие подразделений, решающих многофункциональные задачи. Например, информационно-аналитический отдел в своей основе решает следующие важнейшие задачи.

Аналитическая служба выполняет ряд операций по постановке задачи как для заказчиков и партнеров, так и для собственной информационной службы, которая проводит компетентный сбор информации и адекватное предоставление готового информационного продукта. Аналитическая служба корректирует, обобщает и анализирует собранные данные перед их тиражированием или реализацией заказчику (партнеру). Ориентация всегда на конечный результат, но не на собственный, а на конечный результат заказчика, ради чего он к нам и обратился.

Методика работы информационной структуры. По тому, как отдел формулирует задачу, разрабатывает алгоритм действий, какие силы и источники информации применяет в работе - можно судить о том, насколько коммерчески пригодным для заказчика будет конечный информационный продукт. Зачастую бывает так, что заказчик ничего, кроме невнятной идеи, сформулировать не может. На основании этой идеи и собственного опыта взаимодействия наша информационная структура самостоятельно разрабатывает техническое задание, алгоритм действий, обозначает этапы работ и обязательно предоставляет заказчику возможность вместе обсудить промежуточные результаты проводимых исследований именно для того, чтобы заказчик смог оценить, насколько верно он был понят и насколько конечный продукт соответствует его целям и задачам. Это работа для информационного подразделения и группы системного анализа.

Профессиональные возможности информационной структуры. Имеется в виду проведение локальных и масштабных информационных работ в сжатые сроки. Профессионализм также оценивается по тому, насколько глубоко информационная служба может понимать суть деятельности партнера-заказчика. Очевидно, что принципы сбора, обработки и анализа первичной информации могут быть идентичными для схожих сегментов рынка. В этом случае можно говорить о взаимопроникновении принципов работы. И наконец, еще один критерий профессионализма заключается в способах обработки первичных данных, технологических и технических средствах, применяемых для этого.

Информационная открытость структуры. Ни в коем случае не скрываются принципы и методики собственных работ. Это - визитная карточка информационной структуры. Многие структуры боятся, что если они "рассекретят" свои приемы работы, то заказчик на основе их методик сам справится с работой. Это невозможно по следующим причинам: во-первых, даже владея методикой, непрофессионал никогда не сделает работу столь же ювелирно, как тот, кто знает все мельчайшие особенности ее выполнения. Во-вторых, непрофессионал не владеет основным - базовым полем работ. Информационная служба всегда имеет огромные базы данных, на срезах которых проводит свои исследования. В-третьих, для самостоятельного выполнения работ непрофессионал будет отвлекать собственные силы, занятые другой работой в его организации, а это - потерянные время и деньги. В-четвертых, далеко не всегда непрофессионал сможет сделать правильные выводы из полученного информационного сырья, прошедшего непрофессиональную обработку. Да и от субъективизма он не застрахован. Независимая информационная структура не преподнесет готовый продукт заказчику, делая при этом глубокие реверансы. Она дает зеркальное отражение ситуации и не сглаживает острых углов. Вот почему в последнее время получило чрезвычайно широкое распространение такое направление, как независимое информационное обоснование предстоящих тендеров и контрактов.

Гарантия достоверности предоставляемых информационно-аналитических материалов. Это основное понятие в информационном бизнесе далеко не всегда выполняется. Информационная структура имеет систему верификации информации, ею же собираемой. Даже при проведении работ, связанных с субъективными ответами частных респондентов, информационная служба располагает возможностью перепроверки первичных данных. И заказчик всегда вправе знать, каким образом именно он в конечном итоге будет защищен от недостоверных данных.

Восприимчивость информационной организации к сторонним информационным продуктам. Наша точка зрения на этот счет - мы должны знать все методы и варианты работ, используемые нашими коллегами.

Наличие оригинальных методик и форм работы. Информационная структура имеет различные "изюминки" в своей деятельности, нечто такое, что выделяет ее из общей массы организаций такого профиля.


Конкретные информационно-аналитические продукты, создаваемые аналитической группой

Информационный абонемент - еженедельные (ежемесячные) сводки по основным событиям в банковско-производственной сфере, позволяющие судить о всех происходящих изменениях в этой среде, иметь оперативные данные о выделяемых кредитах в те или иные отрасли промышленности или конкретным предприятиям; получение представления о финансовой состоятельности отдельных организаций и банков; контент-анализ свыше 20 источников оперативной информации.

Выполнение исследований на заказ. Тематика выполняемых работ следующая: анализ информационных систем, используемых банками; структура и уровень компьютеризации нефтегазового комплекса; анализ состояния рынка портативной техники; анализ сервисно-технических возможностей поставщиков и требований потребителей компьютерной техники; анализ состояния региональных компьютерных рынков; анализ удовлетворенности банковским обслуживанием различных организаций; рынок подъемно-транспортных механизмов конвейерного типа; рынок электронных кассовых аппаратов и другие исследования.

Комплектование информационно-аналитических досье различных компаний. При этом оцениваются различные параметры: размер организации, ее внешняя и внутренняя структура (подразделения, их иерархия); описание бизнеса (направления, партнеры, клиенты, конкуренты, их преимущества); бизнес-проблемы организации, бизнес-задачи, стратегические и тактические планы развития бизнеса; история организации, внешние и внутренние факторы, влияющие на организацию с ее точки зрения; подробная характеристика информационной системы организации; способы развития прикладных систем и другие подробные данные.

Оперативно актуализируемые аналитические базы данных: 1-й вариант - элементарная база данных; 2-й вариант - расширенная база данных (Тип А).


Дополнительные возможности

Организация и проведение выездных семинаров и конференций "под ключ".

Оперативные опросы различных аудиторий по запросам компаний компьютерного, финансового, строительного, рекламного, производственного и других направлений деятельности. Основная задача - мониторинг конкретного рынка, оценка потенциального клиентского спроса.

Новейший метод работы - эго-маркетинг - индивидуальное общение с потенциальными клиентами. При этом поиск таких организаций осуществляется нашей фирмой, которая на основе собственных баз данных, насчитывающих тысячи реально существующих организаций, в течение короткого промежутка времени собирает оперативную информацию как о существующем уровне автоматизации организаций, так и о перспективах новых закупок. Эго-маркетинг - это метод получения данных о возможностях оснащения целых потребительских секторов определенной отраслевой направленности. Эго-маркетинг - это высочайшая мобильность и достоверность информации.

Публицистическая деятельность. Наши данные используются такими изданиями, как "Сегодня", "Коммерсантъ", "Деловой мир", "Деловая Сибирь" и др. Отдел ежегодно выпускает сборник информационно-аналитических материалов, аккумулирующих результаты работ компании за год.

Будучи по своей сути информационно-аналитическим и консалтинговым центром, МГДБ предлагает ряд конструктивных решений для органов власти и законодательства с тем, чтобы самым эффективным путем удовлетворять их информационные потребности и в то же время информировать потребительский сектор обо всех решениях, принимаемых, в органах власти Москвы, а именно:

  • информационный абонемент для различных подразделений и структур Правительства Москвы в зависимости от направленности их деятельности. Это очень логичный вид услуг, так как МГДБ комплектует самые различные источники первичной и вторичной информации. Иными словами, составляются информационно-аналитические сводки для подразделений и структур Правительства Москвы по текущим событиям в банковских кругах и производственной сфере, что позволяет абонентам судить о всех происходящих изменениях в этой области, иметь оперативные данные о выделяемых кредитах тем или иным отраслям промышленности или конкретным предприятиям, об их производственном и финансовом потенциале и т.д. Данные бюллетени чрезвычайно оперативны, информативно очень емки и читабельны;

  • исследования на базе собственных методик и опросных листов. Тематика выполняемых работ различна. Каждое структурное подразделение Правительства Москвы сможет сформулировать свой запрос для подобного рода исследований. Проводятся они практически молниеносно, очень профессионально и имеют колоссальную ценность при принятии решений. Постановка задач при проведении исследований и методика работы являются ноу-хау МГДБ;

  • регулярные опросы по заказам различных подразделений и структур Правительства Москвы в интересующей их среде по самой разнообразной тематике, начиная от оценки популярности тех или иных предполагаемых и уже принятых решений и заканчивая самыми разнообразными деловыми задачами. Разрабатывается сетка коммерчески интересных для заказчиков вопросов, по которым собирается информация;

  • МГДБ как деловая структура комплектует разнообразные автоматизированные базы данных, но из-за отсутствия собственного современного оптоволоконного сетевого решения может реализовывать комплектуемую картографическую информацию, имеющую большую коммерческую ценность, с существенными техническими затруднениями. Однако данная проблема разрешима.

МГДБ является координационным центром при реализации ряда крупных проектов, носящих общегосударственный характер. Например, МГДБ координирует мегапроект "Пушкин: книги для российских библиотек", который является трехлетней программой, инициируемой и финансируемой Институтом "Открытое общество". Главная цель - обеспечить новыми изданиями основные библиотеки во всех регионах России и создать инфраструктуру, способную объединить всех участников книжного рынка: издателей, распространителей, библиотеки и читателей.

Другим крупным проектом, осуществляемым МГДБ, является проект создания информационного альтернативного канала оперативного обмена информацией между региональными издательствами периодической печати. Он инициируется Фондом Сороса.

И наконец, еще один важнейший проект инициирован Правительством Москвы и координируется МГДБ. Это создание информационно-поисковой системы по материалам битвы под Москвой. Составляется автоматизированный каталог всех героев Советского Союза, получивших это звание за битву под Москвой, собираются и обрабатываются материалы, касающиеся этого важнейшего для Москвы события. Эти исторические данные, несомненно, будут полезны как подрастающему поколению, к сожалению, мало информированному в этих вопросах, так и историкам, обобщающим материалы истории нашего Отечества.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России