Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Баранов В.Л., Соколова Н.В., Сова Д.Н.

С.-Петербургский государственный 
технический университет

Филиппов А.Н.

Научная музыкальная библиотека 
С.-Петербургской государственной 
консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Пирог В.П.

Фундаментальная библиотека 
С.-Петербургского государственного 
электротехнического университета

Технология организации библиотечного консорциума 
пяти университетов Санкт-Петербурга

Организация библиотечных консорциумов - насущная необходимость современного этапа развития российских библиотек. Библиотечные консорциумы способствуют совершенствованию библиотечных стандартов, внедрению в библиотеки современных информационных технологий, повышению качества труда.

К сожалению, создание консорциумов требует достаточно больших затрат, которые не скоро окупаются. Поэтому сегодня библиотечные консорциумы можно пересчитать по пальцам. Кроме того, большинство из них образованы на основе объединения пользователей определенных средств автоматизации, что довольно сильно упрощает решение общих вопросов и сужает круг поставленных задач.

В 1999 г. процесс организации библиотечных консорциумов сдвинулся с мертвой точки в связи с объявлением всероссийского конкурса "Российские корпоративные библиотечные системы" в рамках программы "Автоматизация библиотек" мегапроекта "Пушкинская библиотека" Института "Открытое общество". Благодаря этому конкурсу в 2000 г. стартовали 9 проектов организации региональных библиотечных консорциумов, в том числе проект "Корпоративная библиотечная система вузов С.-Петербурга и Северо-Запада России. Новые горизонты сотрудничества", технологические аспекты реализации которого рассматриваются в данной статье. На текущий момент в консорциуме университетов С.-Петербурга (в дальнейшем - консорциум) участвуют библиотеки пяти вузов: С.-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (СПбГК), С.-Петербургского государственного технического университета (СПбГТУ), С.-Петербургского государственного университета экономики и финансов, С.-Петербургского государственного электротехнического университета, Российского государственного педагогического университета.

Техническая поддержка консорциума (решение задач интеграции, внедрения и сопровождения общего программного обеспечения и баз данных, а также хранение общих информационных ресурсов) осуществляется Центром "Открытые библиотечные системы" СПбГТУ.

Цели консорциума:

  • повышение качества предоставляемых библиотечных сервисов и внедрение новых информационных услуг в условиях скудного финансирования, в том числе объединение усилий при ведении сводных каталогов и организации ретроввода, внедрение использования авторитетных/нормативных данных, организация базы данных электронных версий вузовских публикаций (полнотекстовая база данных), создание службы заказа и электронной доставки документов внутри консорциума;

  • внедрение стандарта RUSMARC и гармонизация правил каталогизации;

  • поддержка новых информационных стандартов (Dublin Core, XML);

  • создание масштабируемой, развиваемой, открытой информационной архитектуры, позволяющей внедрять новые информационные стандарты и сервисы, интегрировать информационные ресурсы консорциума в мировое информационное пространство, расширять состав консорциума, сохранять инвестиции, предоставлять услуги на платной основе.

Одной из основных особенностей организации консорциума является то, что каждый из участников может использовать ту систему автоматизации библиотечной деятельности, которая его устраивает. Единственное ограничение, накладываемое на данную систему, - обеспечение возможности импортировать и экспортировать библиографические записи в формате MARC. Библиотеки консорциума используют следующие автоматизированные библиотечно-информационные системы: "МАРК" (НПО "Информ-система"), ИРБИС (ГПНТБ России), "Колибри" (СПбГК), RUSLANet (СПбГТУ).

При реализации проекта принято решение о централизованной архитектуре корпоративной библиотечной системы с использованием специализированного информационно-библиотечного центра (ИБЦ), обеспечивающего участников проекта коммуникационными и информационными сервисами, а также ресурсами для хранения общих данных (сводный каталог и др.).

Учитывая цели и особенности организации консорциума, можно выделить следующие основные технологические задачи, которые требуют решения: организация базового центра и внедрение технологий предоставления информационных сервисов; разработка и внедрение конверторов форматов MARC (USMARC-RUSMARC); разработка и внедрение программного обеспечения для взаимодействия библиотек в рамках консорциума.

Рассмотрим эти задачи более подробно.



Рис. 1. Структура ИБЦ

Значительные вычислительные ресурсы Центра "Открытые библиотечные системы" СПбГТУ и наличие специалистов требуемой квалификации, позволили открыть на его базе ИБЦ (рис. 1), который обеспечивает доступ к библиографическим записям всех библиотек консорциума как в пространстве WWW, так и в пространстве Z39.50. ИБЦ также выполняет обязанности по обслуживанию ресурсов информационной системы, поддержанию целостности баз данных, обеспечению эффективного доступа и т.д., снимая многие технические заботы с плеч библиотек. С учетом реального качества коммуникаций в С.-Петербурге на сегодняшний день, поиск описаний в сводном каталоге в несколько раз сокращает время доступа к ним по сравнению с обходом веб-серверов членов консорциума. Предлагаемая архитектура системы является решением, позволяющим существенно снизить как затраты библиотек-участниц на организацию эффективной работы с информационными ресурсами, так и требования к ним по наличию технических специалистов и техники.

Опыт создания сводного каталога определил следующие основные требования к нему: возможность работы со сводным каталогом как с единым целым; возможность выделения в сводном каталоге логически и физически независимых частей (с которыми можно работать независимо); возможность одновременной поддержки различных форматов MARC; онлайн-актуализация (онлайн-вставка новых записей, после которой они сразу же становятся доступными извне); широкие поисковые возможности; обеспечение различных прав доступа к информации для различных категорий пользователей; обеспечение возможности онлайн-заказа документов; обеспечение возможности интеграции с другими сводными каталогами; обеспечение масштабируемости как относительно объемов данных, так и относительно логической сложности.

Всем вышеуказанным требованиям может удовлетворить технология построения сводного каталога на основе стандартов Z39.50 и MARC, поэтому архитектура ИБЦ основана на данных стандартах. В ИБЦ используется собственная реализация Z39.50-сервера, которая поддерживает профиль UCP (Union Catalog Profile - профиль для объединенных каталогов).

Поддержка стандарта Z39.50 позволяет задавать поисковый запрос, используя стандартный синтаксис и наборы атрибутов; указывать множество баз данных для поиска; извлекать записи в одном из возможных стандартных форматов; использовать различные синтаксисы запросов, наборы поисковых атрибутов, форматы записей (MARC, html, xml, ...); сохранять результаты поиска и использовать их в последующих запросах; контролировать доступ пользователей к ресурсам, предоставляя возможности авторизации; заказывать документы; добавлять, редактировать, удалять записи в сводном каталоге с контролем прав доступа.

Поскольку Z39.50 является международным стандартом и определяет единые правила для всех участников обмена, это позволяет взаимодействовать системам различных производителей. Z39.50 не только достаточен для обеспечения традиционного цикла ведения электронного каталога библиотеки, но и предоставляет пользователям АБИС ряд новых возможностей. Привычные для пользователя операции поиска, извлечения, копирования, редактирования, удаления записей определяются не только для своих, но и для всех внешних баз данных, доступных по протоколу Z39.50. Технические различия между внешними и "своими" базами данных скрыты от пользователя системы. Для доступа к ним может использоваться одна программа. Работа с внешними базами данных отличается от работы со "своими" каталогами только на логическом уровне (название каталога, режим доступа и др.), а не на техническом (другой способ доступа к информации - копирование с дискеты, CD-ROM, e-mail, ftp и т.д.). Одновременно можно работать с несколькими базами данных.

Пользователи АБИС (члены консорциума) получают следующие возможности: одновременный поиск по множеству "своих" и внешних каталогов, копирование записей из внешних в "свои" каталоги, использование в процессе создания записей любых доступных авторитетных баз данных, совместное ведение и использование сводного каталога. Для расширения состава консорциума или изменения параметров доступа в него не требуется модификации программного обеспечения и/или установки дополнительных программных средств.

В качестве основного стандарта представления библиографических записей в сводном каталоге выбран формат RUSMARC. Поскольку ряд членов консорциума используют формат USMARC и в начале проекта библиотеки консорциума не имели средств конвертирования, то сводный каталог состоял из разнородных баз данных, т.е. одни базы данных включали библиографические записи в формате RUSMARC, а другие - в формате USMARC. Тем не менее благодаря использованию стандарта Z39.50 такое положение не мешало осуществлять поиск по всему сводному каталогу, но создавало трудности в корпоративной работе и взаимодействии с другими библиотечными корпорациями (в плане обмена описаниями и совместной каталогизации). Основа любой библиотечной корпорации - это использование единого стандарта для обмена библиографическими записями. Немаловажное значение имеет также гармонизация правил каталогизации.

Были два возможных решения возникшей проблемы:

  • использование разнородного сводного каталога и конверторов USMARC-RUSMARC и RUSMARC-USMARC соответственно теми участниками консорциума, которые применяют RUSMARC и USMARC;

  • использование однородного сводного каталога (все записи в одном формате) с применением конверторов теми участниками консорциума, которые работают с другим форматом.

После рассмотрения преимуществ и недостатков обоих вариантов принято решение разработать однородный сводный каталог на основе стандарта RUSMARC. Задача создания конверторов для интеграции системы возложена на СПбГК и СПбГТУ, которые имеют группы разработчиков, занимающиеся созданием собственных АБИС. Исследования показали, что в корпоративной работе возникают два типа задач конвертирования. Один тип связан с необходимостью пакетного конвертирования больших объемов записей, а другой - предполагает конвертирование конкретного описания непосредственно в процессе каталогизации из внешнего формата в формат сводного каталога, в данном случае - из USMARC в RUSMARC. Этот конвертор встроен в программное обеспечение для работы со сводным каталогом (АРМ каталогизатора - RUSLANet Catalog). Разработкой пакетного конвертора занималась группа из СПбГК, а встроенного конвертора - группа из СПбГТУ.

Встроенный конвертор, разработанный в СПбГТУ, не рассчитан на массовое конвертирование данных (например при смене поколений системы). Он не выполнен как отдельный продукт, а встроен в АРМ каталогизатора, имеющего возможность получения записей из любых совместимых с Z39.50 источников библиографических данных в форматах MARC. Конвертор ориентирован на использование с корректными USMARC-записями, а особенности записей (поля типа 09Х и 9ХХ) учитываются (корректируются) в АРМ каталогизатора с применением его стандартных возможностей редактирования.

Пакетный конвертор является двунаправленным; его функции - переименование меток полей, "раскидывание" значений повторяемого поля по заданному списку MARC-кодов, слияние различных полей в одно поле с заданным разделителем, удаление полей, изменение значений по заданным таблицам соответствий, изменение представления поля с учетом его типа, расположение входного поля в выходном в заданных позициях, перевод значения из исходного поля в индикатор выходного поля.

Настройка пакетного конвертора состоит из следующих основных этапов: определение соответствия меток полей форматов USMARC и RUSMARC по содержанию, исследование общих принципов и особенностей конвертирования, заполнение таблиц конвертирования по полученным на 1-м и 2-м этапах правилам.

В процессе заполнения таблиц конвертирования проводится анализ "диалекта" исходного формата (USMARC). Это касается прежде всего неточной трактовки значения поля в момент ввода его в базу данных. Например, подполе 040е в USMARC - дата составления документа - при вводе имеет вид ДД.ММ.ГГ или ДД.ММ.ГГГГ, а требуется представить его в виде ГГГГММДД в соответствии с правилами описания подполя 801 с RUSMARC. В конверторе работает функция, проверяющая до 10 нестандартных вариантов написания даты. 

Входное поле USMARC  Выходное поле RUSMARC  Исходные позиции  Выходные позиции  Код и параметры специальной функции  Таблица перекодировки
 ...
 100а  700а      1:700g700b  
 040е  801с      2:  
 260с  100    9-12    
008  100  0-5  0-7  2:1  
 041а  101а        101_d
 ...
 

Рис. 2. Фрагмент главной таблицы конвертирования

Первые две графы таблицы конвертирования заполняются обязательно. Остальные зависят от типа конвертируемого поля. В первой строке фрагмента таблицы (рис. 2) приведен пример конвертирования данных о первичной интеллектуальной ответственности. Предполагается, что в USMARC форма представления автора - фамилия, имя, отчество. Во второй строке - пример конвертирования даты составления документа. Третья и четвертая строки демонстрируют методы позиционного конвертирования. В пятой строке указывается ссылка на таблицу перекодирования.

Таким образом, пакетный конвертор обладает богатыми возможностями настройки процесса конвертирования из различных "диалектов" USMARC. Данный конвертор может использоваться как при предоставлении накопленных в локальной системе данных в сводный каталог, так и при переходе к АБИС с использованием в качестве внутреннего формата RUSMARC. При этом сохраняется вся учетная информация.

Все АБИС участников проекта отличаются друг от друга, поэтому возникла необходимость выбора программного обеспечения, позволяющего организовать совместное ведение сводного каталога, т.е. корпоративную каталогизацию. Поскольку доступ к сводному каталогу осуществляется по протоколу Z39.50, обеспечивающему все необходимые сервисы, то и для ведения сводного каталога должен быть выбран клиент (АРМ каталогизатора), который может взаимодействовать с библиографическими источниками по этому протоколу. Кроме того, клиент должен также уметь импортировать данные (библиографические записи в формате MARC) в файл и экспортировать их из файла, работать с любым форматом MARC, создавать полноценные записи в формате RUSMARC, т.е. работать с авторитетными записями и полями связи. Удовлетворить все эти требования смог только АРМ каталогизатора системы RUSLANet. Данный АРМ соответствует всем требованиям для ведения корпоративной каталогизации. Его интерфейс основан на формате MARC. Интерфейс и функциональные возможности АРМ настраиваются на этапе эксплуатации системы. Обеспечивается возможность расширения списка поддерживаемых форматов MARC. АРМ RUSLANet (Z-APM) можно использовать независимо от АБИС RUSLANet для поиска (в глобальном библиографическом пространстве Z39.50), извлечения и коррекции библиографических записей с тем, чтобы сохранить их в файле в формате MARC и затем импортировать в другие АБИС.

Рассмотрим технологию ведения сводного каталога и обмена библиографическими записями. Сводный каталог обеспечивает хранение БЗ документа в формате RUSMARC, включая его владельца (поля международного использования, т.е. группы 8ХХ). Записи формируются либо участниками консорциума "с чистого листа" либо путем коррекции существующих записей, извлекаемых с помощью Z-APM из пространства Z39.50 (в котором находится сводный каталог). Записи периодически копируются в сводный каталог в соответствии с тематикой проекта с помощью Z-АPM. Разработанные конверторы обеспечивают необходимое преобразование данных.

Изложенная технология корпоративной каталогизации удовлетворяет всем условиям, предъявляемым к подобным системам, является наиболее эффективной в случаях использования членами библиотечных консорциумов различных АБИС, позволяет интегрировать общие информационные ресурсы консорциумов в мировое информационное пространство и сохранять инвестиции.

Среди дальнейших направлений развития консорциума можно выделить следующие: включение других библиотек региона в систему, расширение тематики сводного каталога и доставляемых документов, создание сводной электронной библиотеки публикаций вузов С.-Петербурга, наращивание функциональных возможностей системы, внедрение элементов коммерческой деятельности.

Полученный опыт может быть использован для создания других библиотечных консорциумов в России.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России