Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Евстигнеева Г.А.

ГПНТБ России

Взаимодействие субъектов книжного рынка и библиотек

Обзор докладов, представленных на секции
"Проблемы взаимодействия субъектов книжного рынка
с библиотеками", впервые организованной в рамках
7-й Международной конференции "Крым-2000".

В программу конференции "Крым-2000" впервые включена секция "Проблемы взаимодействия субъектов книжного рынка с библиотеками". В ее работе приняли участие издатели, книготорговцы, подписные агентства. Некоторые из них в первый раз приехали на Крымскую конференцию, другие и раньше участвовали в ней, а кое-кто работал даже на самой первой Конференции. Ветераном Конференции можно назвать г-на Петера Хельфериха, который прежде представлял издательство "Шпрингер", подписное агентство "Ланге унд Шпрингер", а теперь - собственную компанию "Хельферих Л.П.Б.".

Постоянно участвуют в Крымской конференции представители ведущих подписных агентств ("Мартинус Найхофф" и "МК-Периодика"), издательств ("Мир знаний", "К.Г. Заур Ферлаг", "Эльзевир"). Традиционно они работали в секции, освещающей вопросы комплектования и сохранности фондов. Читая труды первых конференций, отмечаешь, что доклады, как правило, носят информационный характер. Речь идет о новинках печатной продукции и условиях их приобретения. Позднее в докладах подписных агентств как организаций, наиболее тесно связанных в своей деятельности с библиотеками, стали подниматься вопросы, касающиеся проблем библиотек и возможностей их решения.

С расширением использования в библиотеках сети Интернет появились новые темы для обсуждения, большая взаимная заинтересованность друг в друге у библиотек и издательств, обозначился общий круг проблем. Именно поэтому стало возможным и необходимым появление новой секции. Конечно, на ней представлены и традиционные доклады о работе той или иной организации или о новой издательской продукции. Такие сообщения нужны и интересны. Но наиболее интересными все же являются доклады, обозначающие общие направления развития и предлагающие новые возможности сотрудничества.

Именно таким ключевым докладом по проблематике взаимодействия книгоиздательских, книготорговых организаций и библиотек открыл работу секции главный организатор и вдохновитель ее создания генеральный директор Российской книжной палаты Б.В. Ленский. Он отметил, что в современных условиях в России формируется новая книгоиздательская система, включающая множество новых издательств, образовавшихся за последние 10 лет, и 20-25 гигантов, определяющих основные направления книжного бизнеса в стране.

Как показывает мировая практика, на формирование книгоиздательской системы влияют многие факторы, в том числе и библиотеки, так как именно они являются наиболее организованными покупателями на книжном рынке, ориентирующимися не только на книжные новинки и бестселлеры. Ассортимент закупок библиотек весьма широк, поэтому, несмотря на сложное финансовое положение библиотек, все же целесообразно обратиться к поискам современных форм взаимодействия издателей, книготорговых работников и специалистов библиотек. Основная проблема состоит в том, что государственным библиотекам приходится взаимодействовать с частными, полугосударственными и государственными издательствами и организациями книжной торговли, которые не могут обеспечить полноценного потока литературы из центров книгоиздания (Москва, С.-Петербург) в регионы. Эта проблемная ситуация освещалась и другими докладчиками.

На один из путей решения существующей проблемы указал генеральный директор Торгового дома "Библио-Глобус" Б.С. Есенькин. Говоря о формирующемся российском книжном рынке в Интернете, он предсказал в ближайшие 2-3 года значительный рост числа издательских и книготорговых организаций, имеющих выход в Интернет. Сегодня это около 300 фирм. В докладе рассмотрен ряд проблем, с которыми сталкиваются организаторы Интернет-магазинов, и пути их преодоления.

Другой доклад Б.С. Есенькин посвятил анализу развития и особенностей книжного рынка России в ближайшие годы. В новых условиях издатели установили прямые отношения с книжными магазинами и другими книготорговыми организациями, минуя оптовика-монополиста. При этом сократился поток литературы, поступающей на периферию. У центрального оптовика возросли объемы неходового товара и неплатежей, а у розничного появились потребности в складах, транспорте, дополнительном обслуживающем персонале. Для решения этих проблем книгоиздатели стали создавать свои книготорговые сети как в центре, так и на периферии.

В середине 1990-х гг. крупные книготорговцы занялись изучением зарубежного опыта, чтобы обеспечить сбыт при наименьших издержках на всем пути от продавца к покупателю. Появились организации, специализирующиеся на отдельных видах литературы. При этом возникла необходимость в построении системных взаимоотношений, дополняющих друг друга, и создании единого нормативного пространства. Книготорговцы сумели договориться о создании единого формата библиографического описания на базе международного UNIMARC и Всероссийского книготоргового классификатора на основе УДК. Следующим шагом была идея создания виртуального склада в Интернете, включающего данные нескольких розничных и оптовых продавцов, совокупный товар которых покрывает российский книжный ассортимент. Это особенно важно для регионального покупателя.

Традиционно комплектованием библиотек занимались преимущественно библиотечные коллекторы. С переходом к рыночным отношениям они оказались самым слабым звеном в системе книгораспространения. Исполнительный директор Ассоциации книгораспространителей независимых государств А.В. Горбунов посвятил доклад современной деятельности библиотечных коллекторов и их роли в комплектовании библиотек. Он рассмотрел работу Иркутского, Вологодского, Ярославского библиотечных коллекторов, которые обеспечивают библиотеки литературой лишь на 20-25%. Как правило это связано с низким техническим уровнем коллекторов, отсутствием у них информации, устаревшими формами работы. Примером образцового коллектора назван Уфимский учебно-информационный центр "Эдвис". Докладчик отметил важность изучения состояния библиотечного комплектования в научно-исследовательском плане.

На секции была представлена серия докладов, посвященных работе Центрального коллектора научных библиотек (ЦКНБ). Новые технологии обеспечения российских библиотек печатными СМИ предложил зам. директора ЦКНБ В.В. Шелихов. Во втором полугодии 1999 г. ЦКНБ впервые выпустил каталог периодических изданий. В отличие от других каталогов периодики здесь указаны конечные подписные цены, единые для всех регионов. Производя подписку по этому каталогу, библиотека экономит около 20% средств. Региональным библиотекам литература доставляется по почте.

О новых разработках в области распространения учебной литературы рассказал зам. директора ЦКНБ М.В. Дегтярев. По инициативе Министерства образования РФ и Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ в 1999 г. подготовлен Сводный тематический план издания учебной литературы. В его создании приняли участие заинтересованные издательства. Тематический план является информационным продуктом, отвечающим современным требованиям, и представляет собой информационную систему, содержащую несколько тысяч наименований книг и позволяющую вести прием и обработку заказов от десятков тысяч потребителей. Второй выпуск Сводного темплана, вышедший весной 2000 г., содержит информацию о книгах 39 издательств (около 1,5 тыс. библиографических описаний).

Один из важнейших аспектов взаимодействия книготорговых организаций и библиотек осветил зам. директора ЦКНБ Г.А. Попов в докладе, посвященном о роли современных информационно-издательских технологий в обеспечении оперативности каталогизационных процессов и развитии информационных ресурсов российских библиотек. Эти вопросы рассматривались во взаимосвязи с деятельностью книготорговых организаций. В настоящее время библиотеки осуществляют библиографическую обработку приобретаемых ими книжных изданий самостоятельно, так как библиографические описания, создаваемые в РКП и РГБ, поступают в библиотеки с большим опозданием.

Библиотеки пытаются решить эту проблему, создавая центры корпоративной каталогизации, например Российский центр корпоративной каталогизации (РЦКК) в ГПНТБ России и Центр текущей национальной библиографии в Интернете (ЦТНБИ). Но оптимальным вариантом все же является получение библиотеками издания с готовым библиографическим описанием. При этом книги можно предоставлять читателям практически сразу после их поступления в библиотеку. Для этого к процессу создания библиографической записи должны быть подключены издательства.

Задача может быть решена путем создания специализированной информационной технологии, обеспечивающей совместно с издательствами подготовку перспективных библиографических описаний на планируемые к выпуску издания. Библиографические записи могут быть размещены на серверах РЦКК и ЦТНБИ. Одной из основных составляющих предлагаемой технологии является размещение библиографической информации в сводном тематическом плане, который доступен в печатной форме и на сайте www.cknb.ru . Для сбора наиболее полной информации необходимо постоянное взаимодействие с издателями. В создании данной системы заинтересованы как издатели, так и книгораспространители и потребители.

Продолжила тему информационного обеспечения книжной торговли зав. отделом РКП Е.Б. Ногина. Она рассказала о состоянии национальной информационной системы "Книги в наличии и печати", уже более четырех лет работающей в промышленном режиме. В ней участвуют около 2 тыс. издательств. Сегодня в банке данных системы содержатся более 50 тыс. документов. По оценкам специалистов в БД отражаются 70% книг, присутствующих на рынке. Наполнение БД обеспечивается издательствами на 70% и книготорговыми организациями на 30%. Примерно такое же соотношение наблюдается между организациями Москвы и регионов. На основе БД системы 6 раз в год выпускается каталог "Книги в наличии и печати" в электронном варианте. Он содержит актуальную оперативную информацию о книгах, имеющихся на рынке, готовящихся к изданию, а также сведения об издательствах и книготорговцах, участвующих в издании каталога. Заказать литературу по этому каталогу нельзя, но его справочно-информационная роль крайне важна, так как дает наиболее полное представление о книжном рынке, что позволяет отслеживать его конъюнктуру как книготорговцам, так и потребителям. В ближайшее время каталог будет доступен в Интернете на коммерческих условиях.

Зав. отделом РКП И.И. Ильина осветила вопросы, связанные с коммуникативными форматами, используемыми при создании информационной системы "Книги в наличии и печати". Она обратила внимание на необходимость использования унифицированного информационного обеспечения при внедрении современных компьютерных информационных технологий. Это прежде всего относится к компьютерному формату представления данных. Унификация состава и структуры библиографических данных об издании, устанавливаемая в формате, обеспечивает четкую организацию данных в электронных базах и возможность взаимодействия с другими информационными системами. В нашем случае это общепринятый формат UNIMARC, на основе которого РКП разработала отраслевой формат ОСТ 29. 131-98. В докладе представлена характеристика стандарта, возможности представления данных в его формате, анализ состава и структуры записей.

Важности предоставления научной информации научным библиотекам России посвятил свое выступление П. Хельферих, директор компании "Хельферих Л.П.Б.". Он отметил, что главной трудностью для библиотек является недостаточное финансирование. В этих условиях особое значение приобретают проекты, направленные на создание льготных условий для приобретения литературы. Среди подобных проектов - "Книги для библиотек", который создан в начале 1990-х гг. фирмой "Ланге унд Шпрингер", а теперь поддерживается компанией "Хельферих Л.П.Б.".

Не менее важны действующие и создающиеся консорциумы библиотек по обеспечению электронными ресурсами. Наиболее крупным и значимым является консорциум, организованный РФФИ и компанией "Хельферих Л.П.Б.". В рамках этого консорциума библиотекам предоставляется доступ к "Научной электронной библиотеке", размещенной на сервере в Москве, а также к электронным ресурсам издательств. Библиотеки-участницы этого консорциума имеют доступ к журналам ведущих зарубежных научных издательств: "Эльзевир", "Академик Пресс", "Клювер-Плинум". Фирма "Сильвер Платтер" предоставила свои базы данных участникам проекта. Понимая важность данного проекта, компания "Хельферих Л.П.Б." предполагает расширять свою деятельность в этом направлении.

С новинками издательства "К.Г. Заур Ферлаг" познакомила участников конференции А.А. Жалкова. Она представила доклад, подготовленный совместно с бессменным представителем издательства в России Давидом Моисеевичем Гитером, безвременно ушедшим из жизни. Российские библиотекари отождествляли издательство "К.Г. Заур Ферлаг" с именем этого человека. Только он мог так увлеченно рассказывать о новинках издательства.

Каталог "К.Г. Заур Ферлаг" представляет более 3 тыс. книг, а также более 80 баз данных на CD-ROM и доступных в онлайн. Это справочные издания для профессионалов и библиотек, широко используемые во всем мире. Это Путеводитель по фондам мира, Всемирный справочник научных ассоциаций и обществ, Справочник международных грантов. Это разнообразные издания для библиотек - Международный журнал по сохранности библиотечных и архивных материалов, Журнал европейских научных библиотек, Международный журнал для библиотек по информатике и др. Большой интерес представляет информация о библиографических справочниках, среди которых Всемирная библиография на CD-ROM, включающая полную библиографическую информацию по изданиям на основных языках, начиная с XV в. Уже опубликована Испанская, Французская, Английская и Итальянская библиографии, готовится к выпуску Русская библиография. Имеется Всемирная библиография карт и атласов, а также Всемирная библиография печатной музыки и музыкальных рукописей. Информация об изданиях "К.Г. Заур Ферлаг" и самом издательстве представлена в Интернете по адресу: http://www.saur.de.

Зам. директора фирмы "МК-Периодика" И.В. Иванова рассказала много интересного о деятельности своей фирмы. Это одна из компаний, входящих в холдинг "Международная книга". Название "Международная книга" известно многим, так как с 1923 до 1991 г. это была единственная организация, через которую библиотеки могли закупать иностранную литературу. "Межкнига" занималась также экспортом отечественной литературы. Компания "МК-Периодика" выступает в роли преемника этой организации, т. е. сохранены все традиционные услуги, но при этом появились новые сферы деятельности и новые предложения для библиотек. Сохранились старые партнерские связи и добавились новые.

Сегодня "МК-Периодика" имеет партнеров в 46 странах мира и работает более чем с 500 зарубежными организациями, занимаясь экспортом и импортом периодических изданий. Российским библиотекам фирма предлагает более 80 тыс. наименований иностранных журналов, которые содержатся в ее каталогах; возможности подбора практически не ограничены - доступна подписка на любую иностранную периодику. Основные клиенты фирмы - библиотеки. Однако принимаются заказы и от индивидуальных подписчиков.

Сравнительно новый вид деятельности "МК-Периодика" - обслуживание библиотек российской (центральной и региональной) периодикой. С каталогом фирмы на российскую периодику библиотекари знакомы. Правда, он рассчитан на иностранных клиентов, подписная цена в долларах США указана на целый год. Цены, конечно, отличаются от внутренних, но их диктуют издатели. Этим каталогом библиотеки пользуются, чтобы сориентироваться при ведении международного книгообмена. Для российских организаций фирма предлагает полугодовою подписку, причем за основу расчетов берутся цены общероссийских подписных каталогов. При этом издание можно выписать, начиная с любого следующего месяца, а не только с начала года или полугодия. Кроме того, фирма предлагает библиотекам подписку на периодику стран СНГ по специальным ценам.

Новым предложением для библиотек является услуга по отправке литературы за рубеж в рамках международного книгообмена, т. е. библиотека может сделать подписку на российскую периодику и указать, по каким адресам ее надо отправлять (периодика отправляется авиапочтой, газеты - ежедневно, журналы - по мере выхода). Ежемесячно библиотека получает отчеты об отправке литературы. Для удобства клиентов создана страница в Интернете: www.periodicals.ru . Здесь клиент может сформировать свой заказ, используя возможности тематического отбора изданий.

И наконец, самая свежая новость: теперь "МК-Периодика" вопреки своему названию предлагает не только журналы, но и книги. Это стало возможным благодаря заключенному недавно договору с крупнейшим в России книжным магазином "Библио-Глобус". Библиотеки, разместившие свои заказы на журналы в "МК-Периодика", получают доступ ко всему ассортименту "Библио-Глобуса" и имеют возможность сделать заказ по льготным ценам.

Региональные представители подписного агентства "Мартинус Найхофф" Е.Г. Михайловская и Н.Г. Вершинина познакомили участников Конференции с новыми возможностями агентства. В помощь его клиентам в марте 2000 г. начала работать автоматизированная система NESC (Nijhoff Electronic Consolodation Service) - http://necs.nijhoff.nl. Агентство ввело в действие и новый веб-сайт (http://nijhoff.nl), который позволяет быстро и легко получать информацию как о самой фирме, так и о предоставляемом сервисе, а также воспользоваться онлайновым сервисом.

Л.А. Мухин рассказал о истории создания и услугах латвийского подписного агентства "P.K.S.". Его подписной каталог содержит более 5 тыс. наименований изданий России, Латвии, Украины, Белоруссии; около 1 тыс. наиболее спрашиваемых изданий включены в периодические каталоги "P.K.S.". Агентство занимается рекламной рассылкой изданий на основании договоров с издательствами; имеет почтовую лицензию, поэтому его услуги по пересылке могут заинтересовать библиотеки, ведущие международный книгообмен.

Серия докладов о деятельности книжных магазинов представлена их ведущими специалистами. Так, М.Н. Каменева, директор Торгового дома книги "Москва", рассказала об ассортименте книжного магазина и подходах к его формированию, о постоянном изучении "портрета" покупателя и его запросов с помощью анкетирования, о анализе покупательского спроса в тематическом разрезе. Наиболее спрашиваемой в магазине является детская и учебная литература. Интерес к той или иной литературе носит также сезонный характер. Для успешной работы магазина немаловажным условием является умение найти и предоставить нужную покупателю книгу, а для этого необходимо оперативно получать информацию о книге, что возможно только при наличии единого информационного поля для издателей, книготорговцев, покупателей. Все участники данной цепи должны использовать единые библиографические форматы и систему классификации, а библиотеки могут стать неотъемлемой частью этой цепи.

Эту тему продолжила генеральный директор Объединенного центра "Московский дом книги" Н.И. Михайлова. Она обратила внимание на необходимость создания российской базы данных, предоставляющей актуальную и опережающую библиографическую информацию, сформулировала подходы "Московского дома книги" к формированию информационных ресурсов.

Опытом работы антикварно-букинистического отдела Торгового дома книги "Москва" поделилась Т.Г. Кудянова. В магазине "Москва" один из лучших букинистических отделов города. Здесь с любовью и очень осмысленно подходят к формированию ассортимента. В продаже постоянно свыше 10 тыс. названий книг, сведения о которых предоставляются в удобной для клиента форме - в виде тематических списков по наиболее популярным сериям. Информацию можно получить в Интернете или по телефону. заказ книги по Интернету удобен для организаций. Можно оставить предварительный заказ на конкретное издание. Магазин предлагает докомплектовать отдельные недостающие тома энциклопедий или собраний сочинений. Этот комплекс услуг удобен для библиотек.

О преимуществах сотрудничества библиотек с крупными книготорговыми организациями рассказал начальник информационно-аналитического отдела Издательского дома "Инфра-М" А.В. Попов. В настоящее время "Инфра-М" - это холдинг, состоящий из четырех издательств ("Инфра-М", "Норма", "Форум", "Весь мир"), двух оптовых книготорговых фирм ("Инфра-книга"и "Мастер-книга") и нескольких книжных магазинов. Организована служба доставки, включающая собственное почтовое отделение, склад, службу экспедирования. Контракты компании более чем с 800 издательствами позволяют предлагать широкий ассортимент книжной продукции при сохранении минимальных цен. Этому способствует гибкая система скидок.

Немаловажным условием является возможность использования любых удобных клиенту видов доставки. Современная автоматизированная система позволяет получать различные прайс-листы, а также необходимую библиографическую информацию. Оформление заказа также удобно для покупателя. Использование современных информационных технологий на всех стадиях работы с покупателем позволяет в несколько раз сократить длительность цикла выполнения заказа. Структура подобного вида может предоставить библиотекам весьма льготные условия.

Представитель Петербургского книжного центра при Российской национальной библиотеке И.В. Эйдемиллер высказала мнение, что комплектование библиотек входит в сферу книжного бизнеса, несмотря на то, что опрос издательств и книготорговых фирм показал: большинство из них считают работу с библиотеками "гиблым делом" или "областью риска". В пользу сотрудничества с библиотеками докладчица выдвинула такие аргументы, как наибольшая "продвинутость" библиотек в освоении новых информационных технологий по сравнению с другими участниками книжного рынка, наибольший интерес к книжным новинкам, надежда на улучшение финансового состояния библиотек.

Как и многие другие выступавшие, И.В. Эйдемиллер подчеркнула, что отсутствие единого информационного пространства является серьезным барьером для взаимодействия с библиотеками; мешает работе также взгляд на библиотеки как на обычного клиента. Она предложила пути взаимодействия издателей, книгораспространителей и библиотек, но отметила, что многие проблемы могут быть решены только на государственном или региональном уровне.

Библиотеки нельзя считать лишь потребителями на печатном рынке. Многие из них ведут издательскую деятельность, выпуская сборники научных трудов, библиографии, монографии и другую научную и методическую литературу. Этому виду деятельности библиотек посвятил доклад зам. директора ГПНТБ России С.П. Трояновский. Он перечислил ведущие библиотеки, занимающиеся издательской деятельностью (РГБ, РНБ, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, библиотеки РАН, РГБЦ, ГПНТБ России), и наиболее интересные издания, выпускаемые этими библиотеками: "Наука и научные библиотеки" (РНБ), "Мир библиотек сегодня" (ВГБИЛ), "Кто есть кто в российских библиотеках" и "Путеводитель по фондам библиотек" (ГПНТБ России), журнал "Библиотечный вестник" (Национальная библиотека Республики Татарстан) и др.

В библиотеках, где издательская деятельность наиболее развита, созданы соответствующие структурные подразделения: Издательство РНБ, издательство "Пашков дом" (РГБ), "Издательство Рудомино" (ВГБИЛ), издательство "Молли китап" (Национальная библиотека Республики Татарстан). В других библиотеках для осуществления издательской деятельности созданы специальные отделы, где продукция создается самими сотрудниками библиотек. В большинстве случаев в библиотеках имеются компьютерные средства для издательской деятельности и выпуска литературы не только в печатном, но и в электронном виде.

К более тесным контактам издателей и книготорговцев с библиотеками призвала С.Г. Кузнецова, сотрудница Российской государственной библиотеки, выступившая с докладом о комплектовании фондов РГБ во взаимодействии с издателями и книгораспространителями. Она отметила, что такое сотрудничество имеет большое значение для развития библиотек, несмотря на недостаточность финансирования и незначительные поступления литературы по закупкам. Хотелось бы найти формы сотрудничества, полезные для обеих сторон, поэтому предложено шире организовывать в библиотеках выставки-продажи и даже книжные магазины. Информация о рейтинге изданий в библиотеках могла бы быть полезной издательствам. Кроме того, библиотеки имеют возможность собирать и предоставлять в пользование полный ассортимент литературы, выпускаемой теми или иными издательствами. Развитие национальной информационной книготорговой системы является общей задачей как для издателей и распространителей литературы, так и для библиотек.

После внимательного изучения докладов, прозвучавших на новой секции "Проблемы взаимодействия субъектов книжного рынка с библиотеками", очевиден вывод, что такая секция, безусловно, нужна и издателям, и библиотекарям. Докладчики обозначили круг общих проблем и общих интересов. Можно надеяться, что сотрудничество субъектов книжного рынка и библиотек будет развиваться, а Крымская конференция станет фактором, способствующим данному процессу.

Мне кажется неудачным частичное совпадение времени проведения секции "Формирование и сохранность фондов" и секции "Проблемы взаимодействия субъектов книжного рынка с библиотеками". Получилось, что библиотекари не всегда участвовали в обсуждении проблем книгоиздателей, а книгоиздатели не смогли принять полноценное участие в работе секции, рассматривавшей вопросы комплектования.

На конференции подобного рода издатели и распространители литературы не должны обсуждать свои проблемы лишь между собой. То же можно сказать и о библиотекарях - специалистах в области комплектования. Первый опыт проведения секции субъектов книжного рынка показал, что у нас много общих задач. Поэтому, в 2001 г. я приглашаю библиотекарей на секцию "Проблемы взаимодействия субъектов книжного рынка с библиотеками", а издателям и распространителям литературы рекомендую посетить секцию "Формирование и сохранность фондов". Это будет полезно всем и поможет найти новые пути более тесного взаимодействия.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России