Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Ленский Б.В. Российская книжная палата, Москва Издательство - книготорг - библиотека: Последнее десятилетие уходящего века стало временем формирования в России книгоиздательской системы нового типа, соответствующей условиям, складывающимся в обществе под влиянием действия нескольких факторов, а именно: демократизации общественной жизни, быстрого и эффективного внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, а также перехода от административно-командных к рыночным механизмам хозяйствования. В чертах такой системы находит отражение и тот факт, что в рассматриваемый период шли активные процессы интеграции российских издательств в мировое издательское сообщество. Не случайно, одним из наиболее популярных лозунгов, действующих в издательском мире сегодня, стал девиз, провозглашенный на XXIV съезде Международной ассоциации издателей (Нью-Дели, январь-февраль 1992 г.): "Сметая барьеры - к единому мировому книгоизданию". Сегодняшняя издательская система России отличается от того, что было еще совсем недавно (на рубеже 1980-х и 1990-х гг.), прежде всего своими количественными параметрами. На смену "стройной" системе советского книгоиздания, состоявшей из 230-250 издательств, четко ранжированных по принципу подчиненности (Госкомиздату СССР, госкомиздатам союзных республик, двойного подчинения и т. д.) и предметной, ведомственной направленности, пришло несметное количество новых издателей, не отягощенных прошлым опытом и ориентирующихся на современные, рыночные методы хозяйствования. Лицензии на право ведения издательской деятельности сегодня имеют более 15 тыс. юридических и физических лиц, отвечающих требованиям закона РФ "О средствах массовой информации". В большинстве своем это мелкие и средние предприятия, многие из которых не имеют даже собственного офиса. Если соотнести число зарегистрированных издательств с количественными показателями книгопроизводства в России, то получится, что на каждого из издателей приходится примерно по 3 названия (в 1999 г. в России выпущено немногим более 47 тыс. книг и брошюр). Однако фактическое положение дел не корреспондируется со средними цифрами, так как среди этого безбрежного издательского моря возвышаются несколько гигантов, определяющих основные направления книжного бизнеса в стране. Так, сегодня насчитывается 20-25 издательств, каждое из которых выпускает ежегодно более 100 названий книг и брошюр (а репертуар нескольких из них не превышает 1 тыс. названий). Примерно столько же издательств выделяется среди остальных и по тиражу выпускаемой продукции - каждое из них производит более 1 млн экз. книг в год. Таким образом, налицо дифференциация издательств по масштабам работы, характерная для издательских систем большинства крупных книгоиздающих стран, что лишний раз свидетельствует о том, что Россия в развитии книжного бизнеса идет тем же путем. Во многих странах с развитой издательской индустрией библиотеки являются активными участницами книжного рынка. В отличие от индивидуальных (так называемых конечных) покупателей они идентифицируют то, что в книжном маркетинге определяется как организованный, или институциональный покупатель. В некоторых случаях их доля в закупках выпускаемой издательствами литературы довольно значительна. Американские источники утверждают, что продажа книг библиотекам составляет 8-10% от общего объема продажи. При сегодняшнем обороте книжной торговли США (по данным Ассоциации американских издателей он составил в 1999 г. около 24 млрд долларов) продажу книжной продукции библиотекам США можно оценить не менее чем в 2 млрд долларов. Для некоторых видов литературы именно библиотеки, а не книжная торговля, составляют основное ядро рынка. Научная книга, первый роман молодого писателя, сборник стихов, детские книги, издания, представляющие интерес для небольших читательских групп - многое из всего этого вряд ли увидело бы свет, если бы не библиотеки. Можно сказать, что в этом смысле библиотеки являются прямыми союзниками издательств в выполнении последними культурнической миссии. Еще одно важное преимущество работы издателей с библиотеками состоит в том, что библиотека при комплектовании фондов ориентируется не только на новые книги и не только на бестселлеры. Ассортимент продукции, закупаемой библиотеками, гораздо шире; он включает обычно многие издания из бэклиста, т. е. тех книг, которые были выпущены издательством в прошлом, но сохранили свою актуальность и ценность. Более того, библиотеки при формировании или пополнении фондов именно закупают книги, а не берут их на комиссию или реализацию с возможностью в будущем возврата товара издателю. Перечень преимуществ реализации книг библиотекам может быть продолжен, но и из уже сказанного ясно, что этот сегмент книжного рынка представляет собой перспективное направление для деятельности многих издательств. По данным на начало 1999 г. в России насчитывалось около 150 тыс. библиотек, по этому показателю мы находимся на одном уровне с США. Однако положение российских библиотек вызывает серьезные опасения. Приток новых изданий в библиотеки системы Министерства культуры РФ в 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократился почти в три раза. Крупнейшие библиотеки регионов России из-за нерегулярного финансирования комплектуются от случая к случаю и в несколько раз хуже, чем библиотеки небольших городов на Западе. До 80-90% издаваемых в России новых книг отсутствуют не только в библиотеках, но и на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. В 1997 г. в центральные универсальные научные библиотеки в половине субъектов Российской Федерации поступило менее 10% всех изданных в России книг и брошюр. (Фактические данные этого раздела приведены по книге Е.И. Кузьмина "Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы". М., Либерея, 1999.). Поступление новых изданий в публичные библиотеки в 1990-е гг.
Положение, сложившееся в сфере комплектования библиотек страны, определяется в первую очередь финансовыми факторами, хотя по-разному складывающаяся ситуация на региональных рынках показывает, что оценка здесь не может быть однозначной. Это подтверждается и многочисленными примерами в упомянутой книге Е.И. Кузьмина. Следует искать современные формы взаимодействия издателей, книготорговых работников и специалистов библиотек, что помогло бы (при наличии финансирования и доброй воли участников) достигнуть желаемых результатов при наименьших затратах. Как известно, в советское время существовало четкое разделение функций отдельных направлений книжной торговли, обслуживавших различные сферы "потребления" книги. В одном из последних учебников того времени - "Организация и технология книжной торговли" (М., Книга, 1987) - указывалось: "Розничная сеть книжной торговли, выполняя свою функцию доведения издательского продукта (!) от производства до потребителя, фактически комплектует домашние, т. е. семейные и личные библиотеки. Общественное или коллективное потребление книг как важная социальная форма использования книжных богатств обеспечивается путем продажи книжной продукции библиотекам, главным образом, через сеть специализированных книготорговых предприятий - библиотечных коллекторов" (с. 122-123). На плановом комплектовании в библиотечных коллекторах состояли около 90% всех библиотек, остальные приобретали книги самостоятельно. К настоящему времени положение существенным образом изменилось. Если система библиотек фактически осталась государственной, то многие предприятия книжной торговли, в том числе и библиотечные коллекторы, либо приватизированы, либо перешли в муниципальную собственность, либо перестали существовать. Стройность системы комплектования нарушилась еще и потому, что серьезные деформации произошли в оптовом звене - книготоргах и оптовых базах. Таким образом, государственным библиотекам приходится действовать на одном поле с преимущественно негосударственным издательским сообществом и с полугосударственной книжной торговлей, где причудливым образом сочетаются мощная частная оптовая структура "Центркнига" и государственный Центральный коллектор научных библиотек, частные книжные магазины "Библио-Глобус" и "Москва" с муниципальной книготорговой сетью Московского Дома книги и т. п. И на все это накладывается отдаленность большого числа библиотек от главных книгоиздающих центров - Москвы и С.-Петербурга. Такова проблемная ситуация. В этих условиях так же, как и в попытках решить вопрос о дистрибуции пусть и ослабевшего, но еще достаточно мощного потока книг из центра на периферию, предлагается вернуться к старой, централизованной системе. По понятным причинам, частично изложенным выше, этот вариант исключается. Что же взамен? Опыт показывает, что единого решения задачи нет, оно должно быть многовариантным и разным в каждом конкретном случае. При этом следует проанализировать все те наработки, которые уже имеются во взаимоотношениях библиотек с разными поставщиками книг, в разных регионах, в разных ситуациях. Общим же может быть только одно: эффективно использовать имеющиеся и новые информационные возможности, в частности такие мощные системы, как "Букс ин принт", которые многократно доказали свою жизненность и надежность в условиях, несравненно более сложных, чем наши. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России |