Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Ленский Б.В.

Российская книжная палата, Москва

Издательство - книготорг - библиотека: 
путь книги к читателю

Последнее десятилетие уходящего века стало временем формирования в России книгоиздательской системы нового типа, соответствующей условиям, складывающимся в обществе под влиянием действия нескольких факторов, а именно: демократизации общественной жизни, быстрого и эффективного внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, а также перехода от административно-командных к рыночным механизмам хозяйствования. В чертах такой системы находит отражение и тот факт, что в рассматриваемый период шли активные процессы интеграции российских издательств в мировое издательское сообщество. Не случайно, одним из наиболее популярных лозунгов, действующих в издательском мире сегодня, стал девиз, провозглашенный на XXIV съезде Международной ассоциации издателей (Нью-Дели, январь-февраль 1992 г.): "Сметая барьеры - к единому мировому книгоизданию".

Сегодняшняя издательская система России отличается от того, что было еще совсем недавно (на рубеже 1980-х и 1990-х гг.), прежде всего своими количественными параметрами. На смену "стройной" системе советского книгоиздания, состоявшей из 230-250 издательств, четко ранжированных по принципу подчиненности (Госкомиздату СССР, госкомиздатам союзных республик, двойного подчинения и т. д.) и предметной, ведомственной направленности, пришло несметное количество новых издателей, не отягощенных прошлым опытом и ориентирующихся на современные, рыночные методы хозяйствования.

Лицензии на право ведения издательской деятельности сегодня имеют более 15 тыс. юридических и физических лиц, отвечающих требованиям закона РФ "О средствах массовой информации". В большинстве своем это мелкие и средние предприятия, многие из которых не имеют даже собственного офиса. Если соотнести число зарегистрированных издательств с количественными показателями книгопроизводства в России, то получится, что на каждого из издателей приходится примерно по 3 названия (в 1999 г. в России выпущено немногим более 47 тыс. книг и брошюр). Однако фактическое положение дел не корреспондируется со средними цифрами, так как среди этого безбрежного издательского моря возвышаются несколько гигантов, определяющих основные направления книжного бизнеса в стране. Так, сегодня насчитывается 20-25 издательств, каждое из которых выпускает ежегодно более 100 названий книг и брошюр (а репертуар нескольких из них не превышает 1 тыс. названий). Примерно столько же издательств выделяется среди остальных и по тиражу выпускаемой продукции - каждое из них производит более 1 млн экз. книг в год. Таким образом, налицо дифференциация издательств по масштабам работы, характерная для издательских систем большинства крупных книгоиздающих стран, что лишний раз свидетельствует о том, что Россия в развитии книжного бизнеса идет тем же путем.

Во многих странах с развитой издательской индустрией библиотеки являются активными участницами книжного рынка. В отличие от индивидуальных (так называемых конечных) покупателей они идентифицируют то, что в книжном маркетинге определяется как организованный, или институциональный покупатель. В некоторых случаях их доля в закупках выпускаемой издательствами литературы довольно значительна. Американские источники утверждают, что продажа книг библиотекам составляет 8-10% от общего объема продажи. При сегодняшнем обороте книжной торговли США (по данным Ассоциации американских издателей он составил в 1999 г. около 24 млрд долларов) продажу книжной продукции библиотекам США можно оценить не менее чем в 2 млрд долларов. Для некоторых видов литературы именно библиотеки, а не книжная торговля, составляют основное ядро рынка. Научная книга, первый роман молодого писателя, сборник стихов, детские книги, издания, представляющие интерес для небольших читательских групп - многое из всего этого вряд ли увидело бы свет, если бы не библиотеки. Можно сказать, что в этом смысле библиотеки являются прямыми союзниками издательств в выполнении последними культурнической миссии.

Еще одно важное преимущество работы издателей с библиотеками состоит в том, что библиотека при комплектовании фондов ориентируется не только на новые книги и не только на бестселлеры. Ассортимент продукции, закупаемой библиотеками, гораздо шире; он включает обычно многие издания из бэклиста, т. е. тех книг, которые были выпущены издательством в прошлом, но сохранили свою актуальность и ценность. Более того, библиотеки при формировании или пополнении фондов именно закупают книги, а не берут их на комиссию или реализацию с возможностью в будущем возврата товара издателю. Перечень преимуществ реализации книг библиотекам может быть продолжен, но и из уже сказанного ясно, что этот сегмент книжного рынка представляет собой перспективное направление для деятельности многих издательств.

По данным на начало 1999 г. в России насчитывалось около 150 тыс. библиотек, по этому показателю мы находимся на одном уровне с США. Однако положение российских библиотек вызывает серьезные опасения. Приток новых изданий в библиотеки системы Министерства культуры РФ в 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократился почти в три раза. Крупнейшие библиотеки регионов России из-за нерегулярного финансирования комплектуются от случая к случаю и в несколько раз хуже, чем библиотеки небольших городов на Западе. До 80-90% издаваемых в России новых книг отсутствуют не только в библиотеках, но и на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. В 1997 г. в центральные универсальные научные библиотеки в половине субъектов Российской Федерации поступило менее 10% всех изданных в России книг и брошюр. (Фактические данные этого раздела приведены по книге Е.И. Кузьмина "Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы". М., Либерея, 1999.).

Поступление новых изданий в публичные библиотеки в 1990-е гг.

Годы   Суммарный тираж    Поступление в библиотеки
   выпущенных книг и брошюр,
 млн экз.
 млн экз.   процент от суммарного тиража
 1990  1553  59  4,0
 1991  1630  55  3,0
 1992  1312  53  4,0
 1993  949  53  6,0
 1994  594  39  6,0
 1995  475  32  7,0
 1996  421  25  6,0
 1997  436  26  6,0
 1998  407  23  6,0
 

Положение, сложившееся в сфере комплектования библиотек страны, определяется в первую очередь финансовыми факторами, хотя по-разному складывающаяся ситуация на региональных рынках показывает, что оценка здесь не может быть однозначной. Это подтверждается и многочисленными примерами в упомянутой книге Е.И. Кузьмина.

Следует искать современные формы взаимодействия издателей, книготорговых работников и специалистов библиотек, что помогло бы (при наличии финансирования и доброй воли участников) достигнуть желаемых результатов при наименьших затратах.

Как известно, в советское время существовало четкое разделение функций отдельных направлений книжной торговли, обслуживавших различные сферы "потребления" книги. В одном из последних учебников того времени - "Организация и технология книжной торговли" (М., Книга, 1987) - указывалось: "Розничная сеть книжной торговли, выполняя свою функцию доведения издательского продукта (!) от производства до потребителя, фактически комплектует домашние, т. е. семейные и личные библиотеки.

Общественное или коллективное потребление книг как важная социальная форма использования книжных богатств обеспечивается путем продажи книжной продукции библиотекам, главным образом, через сеть специализированных книготорговых предприятий - библиотечных коллекторов" (с. 122-123). На плановом комплектовании в библиотечных коллекторах состояли около 90% всех библиотек, остальные приобретали книги самостоятельно.

К настоящему времени положение существенным образом изменилось. Если система библиотек фактически осталась государственной, то многие предприятия книжной торговли, в том числе и библиотечные коллекторы, либо приватизированы, либо перешли в муниципальную собственность, либо перестали существовать. Стройность системы комплектования нарушилась еще и потому, что серьезные деформации произошли в оптовом звене - книготоргах и оптовых базах. Таким образом, государственным библиотекам приходится действовать на одном поле с преимущественно негосударственным издательским сообществом и с полугосударственной книжной торговлей, где причудливым образом сочетаются мощная частная оптовая структура "Центркнига" и государственный Центральный коллектор научных библиотек, частные книжные магазины "Библио-Глобус" и "Москва" с муниципальной книготорговой сетью Московского Дома книги и т. п. И на все это накладывается отдаленность большого числа библиотек от главных книгоиздающих центров - Москвы и С.-Петербурга.

Такова проблемная ситуация. В этих условиях так же, как и в попытках решить вопрос о дистрибуции пусть и ослабевшего, но еще достаточно мощного потока книг из центра на периферию, предлагается вернуться к старой, централизованной системе. По понятным причинам, частично изложенным выше, этот вариант исключается. Что же взамен? Опыт показывает, что единого решения задачи нет, оно должно быть многовариантным и разным в каждом конкретном случае. При этом следует проанализировать все те наработки, которые уже имеются во взаимоотношениях библиотек с разными поставщиками книг, в разных регионах, в разных ситуациях. Общим же может быть только одно: эффективно использовать имеющиеся и новые информационные возможности, в частности такие мощные системы, как "Букс ин принт", которые многократно доказали свою жизненность и надежность в условиях, несравненно более сложных, чем наши.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России