Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Стаугис И.А.

Российская государственная 
библиотека для слепых, Москва

Специальные библиотеки для слепых 
как центры информации, образования, 
реабилитации и досуга для инвалидов: 
основные функции, социальные ориентиры

Специальные библиотеки для слепых наряду с другими библиотеками входят в XXI век. В новой экономической и технологической ситуации они столкнулись с множеством сложных проблем, одна из которых - найти свое место и роль в нарождающемся информационном обществе.

Никогда прежде библиотеки не ощущали так остро своей ответственности перед обществом, которое переживает далеко не лучшие времена. Все труднее и труднее поддерживать библиотеки даже на сегодняшнем, более чем скромном уровне. Парадоксально, что именно сегодня, в весьма неблагоприятный с экономической точки зрения момент, мы говорим о необходимости их модернизации. И эта модернизация уже идет по многим направлениям, в том числе и в специальных библиотеках для слепых. Последние статистические данные свидетельствуют, что в 1999 г. население России превысило 140 млн человек, из них 13 млн инвалидов различных категорий; 40 млн детей, около 8% которых рождаются с физическими недостатками.

Сегодня сеть специальных библиотек для слепых Российской Федерации состоит из 72 региональных (областных, краевых, республиканских) библиотек. В общей сложности они обслуживают 162 тыс. читателей; совокупный книжный фонд составляет около 6 млн экз., книговыдача - более 9 млн экз.

С начала 1990-х гг. статистика фиксирует неуклонный спад притока новых поступлений в библиотеки для слепых. В 1997 г. этот спад остановлен и объем поступлений увеличился. За 1998 г. поступило более 300 тыс. экз. новой литературы.

В соответствии с международными стандартами ИФЛА считается, что фонд должен обновляться за 10 лет и в нем должны присутствовать 10% изданий, вышедших в свет за последние 2 года, и 30-40% - за последние 5 лет. Исходя их этих норм, будем считать, что в фонде должно быть 5% новинок текущего года. В расчете на одну среднестатистическую специальную библиотеку в 1998 г. поступление новой литературы составило более 4,5 тыс. экз., причем разброс данных по субъектам федерации велик: Калмыкия и Карачаево-Черкессия - 360 изданий, Северная Осетия - 260, Пермская область - более 35 тыс., Москва - почти 57 тыс., Республика Татарстан - 14 тыс.

Удивительным образом разнится и выделение финансовых средств. На первом месте по финансированию находятся Москва, С.-Петербург, Новосибирская, Ульяновская, Кировская области, Ставропольский край, Башкирия. Улучшить комплектование литературы позволяет внебюджетное финансирование. Разумеется, это никак не свидетельствует о качестве библиотечного обслуживания. Напрашивается вывод, что в разных регионах специальные библиотеки существуют в абсолютно различной социокультурной и экономической ситуации.

Расширение читательской аудитории, которое происходило за счет инвалидов других категорий, включая детей с различными видами нарушений здоровья и их родителей, а также специалистов, занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности, является одной из важнейших тенденций в развитии библиотек для слепых. Аналогичные процессы идут и в других странах мира.

Многие пришли к выводу, что экономически выгодно сосредоточивать дорогостоящие ресурсы (издания на специальных носителях, вспомогательные, адаптивные, информационные и технические ресурсы) в одной библиотеке региона. Хотя со временем и с улучшением экономической ситуации в стране, наверное и другие библиотеки - массовые, научные, университетские - приобретут документы и необходимые для инвалидов технические средства.

Новым на современном этапе является превращение библиотек для слепых в центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов. Создание таких центров на базе специальных библиотек, является моделью библиотек нового типа, объединяющих в себе взаимодействие специалистов (библиотекарей, дефектологов, медиков, педагогов, психологов, социальных работников и др.); привлечение к работе творческих объединений, обществ, ассоциаций, фондов для раскрытия творческого потенциала людей с физическими ограничениями путем использования различных досуговых форм и методов работы с ними; вовлечение в социокультурную реабилитацию детей, подростков, молодежи, семей группы риска и других категорий пользователей путем активизации, главным образом, индивидуальной и групповой работы с читателями.

Каковы же ресурсы этих центров? Они обладают наиболее полными в регионе фондами документов на специальных носителях (по системе Брайля, "говорящие" книги, крупношрифтовые издания). Специфическая часть фондов (книги и журналы краеведческого и тифлокраеведческого содержания, произведения местных авторов, документы, которые репродуцируются на основе заявок пользователей конкретной библиотеки) представляет наибольший интерес, но, к сожалению, сейчас документы, изданные на местах, слабо рекламируются и в результате неизвестны широким кругам читателей в других регионах. Кроме того, иногда одна и та же книга репродуцируется в разных библиотеках России. Происходит нерациональное использование и без того скудных финансовых средств, трудовых и других ресурсов. Поэтому так важно перейти к согласованному комплектованию фондов, кооперированию и координации в их использовании, разработать и внедрить комплексную систему формирования и использования единого книжного фонда специальных библиотек. В значительной степени работа специальных библиотек будет облегчена за счет новых технологий, когда мы будем иметь сводный ЭК на информационные ресурсы в специальных библиотеках для слепых России.

Другая составная часть информационных ресурсов - это литература по проблемам слепоты и слабовидения, дефектологии, реабилиталогии, инвалидности. Она представляет значительный интерес для специалистов, профессионально занимающихся проблемами инвалидов, студентов, а также органов управления. В основном обладателями (держателями) таких фондов в регионе являются только библиотеки для слепых. В настоящее время многие библиотеки, наряду с информацией на традиционных носителях, предоставляют специалистам информацию из Интернета. Таким образом, библиотеки реализуют, хотя и косвенно, путем информационного обеспечения, присущую им функцию содействия инвалидам в социальной интеграции и реабилитации.

В библиотеках для слепых сегодня сосредоточивается вспомогательная техника для слепых, слабовидящих и других категорий инвалидов, программные средства, средства связи и т. д. Создаются автоматизированные рабочие места как для зрячих, так и для незрячих пользователей. Одним из направлений социальной реабилитации инвалидов по зрению и их интеграции в обществе служит создание Интернет-классов и Интернет-клубов (Орел, Приморье и др.). Таким образом происходит активное обучение читателей и сотрудников использованию современных технологий, значительно расширяется образовательная функция библиотек для слепых.

Наряду с этим активно развивается и книгоиздательство, основанное на применении компьютеров, сканеров, брайлевских принтеров, издательских комплексов и т. п. Сканирование ресурсов Интернет, CD-ROM, электронных файлов, получаемых непосредственно из издательств и редакций журналов, оцифрованные тексты, переход на производство цифровых "говорящих" книг позволяют оперативно удовлетворять запросы пользователей. С внедрением современных технологий происходят изменения в самом процессе обслуживания. В связи с этим удовлетворение читательских требований будет ориентировано не только на массовый спрос, но и на индивидуальные запросы, что явится предпосылкой обеспечения всем инвалидам равных возможностей доступа к информации.

Одним из важнейших направлений библиотечной работы, содержание которого обусловливается особенностями инвалидов по зрению - это досуг и общение. Для многих инвалидов библиотека является одним из главных, а зачастую и единственным местом, где они могут провести свободное время. Сегодня ряд библиотек берет на себя функции дома культуры (Красноярск, Кострома), что позволяет в большей мере раскрыть творческий потенциал незрячих и слабовидящих путем использования различных досуговых форм (просмотр и обсуждение видео- и телепрограмм, формирование видеотеки по проблемам инвалидности, занятие самодеятельностью и литературным творчеством и т. д.).

Важной задачей специальных библиотек для слепых является внедрение новых тифлоинформационных и тифлотехнических средств. Именно практическое применение того или иного средства сначала в одной или в ряде библиотек позволяет сделать заключение о необходимости его дальнейшего применения. Это способствует совершенствованию технических средств, их последующему внедрению, развитию вспомогательных технологий, поиску новых программ и аппаратов.

Примером консолидации и интеграции специальных библиотек является создание межрегиональных библиотечных объединений-центров для слепых. Тенденция к их образованию уже наметилась: Хабаровская краевая библиотека для слепых становится методическим центром для библиотек Дальнего Востока и Забайкалья, Саратовская областная библиотека для слепых - центром для специальных библиотек Поволжья, Новосибирская библиотека - для Сибирского региона, Ставропольская краевая библиотека - для Южного региона.

Для сети специальных библиотек сейчас есть реальная возможность перейти на качественно новый уровень работы, позволяющий по-другому взглянуть на все, что касается обслуживания пользователей в самом широком смысле. Модернизация специальных библиотек для слепых позволит значительно усовершенствовать их деятельность. Ясно, что библиотека должна усилить свою роль социального института. Несомненно, что в третье тысячелетие Россия должна войти с обновленными библиотеками, будущее которых - в консолидации и интеграции.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России