Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Михнова И.Б.

ЦБС "Киевская", Москва

Краеведение и местное самоуправление. 
Информационный и управленческий аспект

Как показал опыт общения с библиотекарями-практиками, одна из актуальных проблем работы публичных библиотек России - соотношение информационного краеведения и информационной поддержки местного самоуправления. Если перед вами стоит задача осуществления реальных действий, то вы невольно столкнетесь с рядом сложностей. Если библиографирование периодики ведут специализированные службы, то кому из них поручать расписывать местную прессу? Ведь там есть и краеведческие материалы, и документы по местному самоуправлению. Куда направлять издания (в том числе электронные, аудиовидеоматериалы) о современном дне города, района? Где размещать фотоэкспозицию "Сегодняшний день района"? А есть еще листовки и плакаты прошедшей в городе, районе избирательной кампании, рекламная, сувенирная продукция.

Между этими направлениями деятельности библиотеки есть, как говорят, "небольшая, но существенная" разница. Краеведение ориентировано на историко-культурный, общественный аспект жизни местного сообщества, его социальная доминанта - формирование патриотизма, любви к малой родине. Цель местного самоуправления - содействие построению гражданского общества, его информационной открытости.

Гражданское общество зиждется на праве каждого гражданина иметь собственный взгляд на политику государства. По большому счету, это две стороны жизнедеятельности общества, которые призваны поддерживать его стабильность. Одна консервативна, статична, другая, наоборот, сверхдинамична. Материал по краеведению можно собирать, анализировать, систематизировать долго и основательно; главное же, что требуется от тех, кто предоставляет документы местного самоуправления, - сделать это вовремя и с максимальной полнотой. Разные подходы к данным аспектам работы библиотеки диктуют соответствующие управленческие решения, определяющие направленность, глубину, качество и оперативность информационного обслуживания пользователей.

Краеведение изначально присутствовало в деятельности российских публичных библиотек: в областных - в виде специализированных отделов, обширных разделов в справочном каталоге; в городских и районных - в форме разнообразнейших выставочных, массовых, клубных мероприятий.

Активизация работы ЦБС по сбору, хранению и представлению в пользование информации по местному самоуправлению началась с публикации Письма из Администрации Президента РФ и Правительства России, направленного главам субъектов РФ (№ А4-10002Пк от 23.09.97). Наряду с федеральными и региональными законами, указами, постановлениями, нормативными актами, различными публикациями, касающимися вопросов местного самоуправления, рекомендовалось включить в фонды библиотек уставы муниципальных образований, постановления, решения, расположения и т. п. Особое значение имеет предоставление населению информации о местном бюджете и налогах, муниципальной собственности, приватизации, а также других сведений социально-экономического, культурного, образовательного характера, затрагивающих права и свободы человека, касающихся всех аспектов жизнедеятельности муниципального образования.

На местах последние позиции детализируются. Так, в распоряжении главы администрации Андроповского района Ставропольского края уточняется, что центральная районная библиотека должна собирать и предоставлять гражданам "документы, содержащие обобщенную или статистическую информацию о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; документы, содержащие информацию о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами, документы об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов, о состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне". Но есть и исключительные случаи: одна библиотека планирует отслеживать возможные очаги социальной напряженности посредством мониторингов и передавать сведения в органы местной власти.

Анализ показывает, что сегодня библиотеки в формировании информационного блока по местному самоуправлению идут, как минимум, тремя путями. Один из них - выделение специализированного сектора в справочно-библиографическом отделе (СБО). Обычно это бывает в библиотеках, где в СБО сосредоточены все виды информации. Путь наиболее простой в управленческом плане, не предполагающий каких-либо финансовых вложений со стороны местной администрации. Другой, более конструктивный путь - создание отдельного информационного центра (службы, бюро), призванного отвечать на все вопросы, связанные с текущей жизнедеятельностью муниципального образования (города, района). Осуществляется это обычно на основании постановления или решения главы местной администрации, городской думы, районного собрания. Создание отдельного подразделения с громким названием - наиболее эффективный способ получить для библиотеки дополнительное финансирование или хотя бы просто обратить на себя внимание властей. И наконец, самый сложный и наиболее распространенный случай - включение документов и материалов по проблемам местного самоуправления (в том числе неопубликованных) в фонд краеведческого отдела.

Обратимся к опыту наших зарубежных коллег. Что отбирается для краеведческих фондов в публичных библиотеках США? Книги и брошюры о регионе, жизни и деятельности видных уроженцев, все о генеологии, местные путеводители, адресные и телефонные справочники, слайды, почтовые открытки и марки с изображением достопримечательностей данной территории, местные периодические и продолжающиеся издания (на печатных и микроносителях), произведения местных авторов, а также неопубликованные документы (дневники, мемуары, путевые заметки и письма отдельных лиц, церковные записи о крещении, бракосочетании, похоронах, конторские книги фирм и компаний, списки избирателей и т. п.). Помимо этого формируется "устная история" - фонд записей на магнитных лентах рассказов свидетелей тех или иных событий, интервью с выдающимися людьми, речей и проповедей, произнесенных по случаю знаменательных дат. Кроме того, американские коллеги считают, что распространение информации о наличии и составе краеведческого фонда, возможностях краеведческого СБА, проводимых книжных выставках и т. д. - более эффективно и менее дорогостояще по сравнению с составлением краеведческих библиографических пособий (см. "Библиотека", 1993, № 8, с. 25).

Таким образом, две существенные особенности, присущие американскому краеведению - расширение фонда за счет включения местных материалов и документов и ориентация на его рекламирование, а не на составление библиографических пособий и картотек. При этом ни краеведческая информация, ни материалы по местному самоуправлению, как правило, не выделяются, а органично включаются в отраслевые разделы библиотечного фонда. В городской библиотеке Колумбуса (штат Огайо) помимо отдела популярной литературы функционируют отделы "Бизнес и технологии", биографий, истории и путешествий, "Человек, искусство и отдых". Обратившись к разделам первого из них (информация о наличии фирм и промышленных организаций, маркетинг, планирование карьеры, наука и техника и т. п.), посетитель получит ответы на вопросы: "Если вы хотите найти клиентов на свои услуги...", "Если вы хотите понять, кто ваши клиенты, развернуть рекламную кампанию...", "Если вы ищете работу...", "Если вы хотите составить доклад о географии штата...".

Таким образом, вопрос о сборе, хранении и предоставлении в пользование информации о местном самоуправлении в библиотеках США специально не ставится, потому что информация такого рода и без того открытая, общедоступная. В целом оба вида информации определяются еще как местная информация.
Как подошли к вопросу соотношения информационного краеведения и информации по местному самоуправлению специалисты ЦБС "Киевская" (Москва)? Материалы по проблемам местного самоуправления составляют часть фонда Информационной службы для населения, все документы федерального уровня находятся рядом, в бизнес-зале. А вместе эти службы составляют Центр социальной и деловой информации ЦБС. Ведь наличие местной официальной информации важно для всех групп населения.

Экскурсионно-краеведческая информационная служба располагается в другой библиотеке ЦБС - рядом с медиатекой по искусству. Причем часть электронных, видео-, иллюстративных материалов равно используются и тем, и другим отделом. В соответствии с целевой программой, утвержденной и в значительной мере профинансированной районной управой, в 2000 г. здесь осуществлялись (наряду с массовыми и клубными мероприятиями), сбор, обработка и предоставление в пользование различным категориям населения историко-краеведческой печатной информации (формирование фонда печатных и периодических, видео- и электронных изданий по истории Москвы и района Дорогомилово; ведение электронного аннотированного каталога статей из периодических изданий, разделов и выдержек из отдельных изданий, на их основе - базы данных с полными текстами, содержащими информацию о районе; ведение постоянной рубрики в районной газете; разработка тематических комплексов методико-библиографических и дидактических (текстовых и визуальных) материалов для преподавателей москвоведения школ района; издание книги "Дорогомилово: история московского полуострова" как учебного пособия для учащихся и для распространения среди населения; создание и пополнение документального архива устных воспоминаний старожилов (на магнитной пленке), архива библиотечных фото- и видеосюжетов "Живая память района" и коллекций экспонатов, переданных старожилами; формирование и экспонирование документов, карт, газетных вырезок, портретов, переданных жителями; создание новых и пополнение существующих стационарных экспозиций на базе ЭКИС (пополнение обширной историко-художественной экспозиции, создание фотоэкспозиции о сегодняшнем дне района, ведение документально-иллюстративных альбомов по темам: "Известные люди страны - жители района", "История улиц и памятников района", "Люди и судьбы Дорогомилово", "Ветераны войны и труда района"); создание историко-документальных композиций на современных носителях (видеофильма, официального сайта района, мультимедийной энциклопедии).

Как верно отметила на одном "круглом столе" зав. кафедрой АПРИКТ Т.Я. Кузнецова, активная часть документального потока по местному самоуправлению со временем переходит в архивную часть краеведения. Фонд по местному самоуправлению во многом "питается" за счет деловой информации (право, статистика, экономика, маркетинг). Тем более нельзя отрывать местное законодательство от федерального. Добавим, что всякая специализация имеет "главное направление движения", а отдельными частями сопрягается с другими информационными областями. На этих же принципах взаимодействуют информационное краеведение и информация по местному самоуправлению.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России