Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Покровская О.В.

Российская государственная юношеская библиотека, Москва

Библиотека. Экология. Актуальные проблемы

Сегодня мы с уверенностью можем говорить о движении библиотек за экологическое просвещение населения. Дело это совсем не простое, и как каждое дело, находящееся в процессе становления, оно идет непроторенными путями, испытывая трудности. Если анализировать деятельность библиотек в этой области, можно уже сейчас отметить значительные успехи: все увеличивающееся число библиотек, работающих в данном направлении; научно-методический подход к выбору средств и приемов работы; программное обеспечение; создание концепций с учетом различных категорий читателей и состояния экологической ситуации региона, где функционирует библиотека.

Отдел экологической культуры РГЮБ, признанный библиотеками различных типов, видов и ведомственного подчинения российским научно-методическим библиотечным центром в области экологического просвещения, тщательно собирает ценный опыт, составляя методики работы с литературой экологической направленности, выявляет тенденции развития библиотек как центров экологической информации и культуры, всемерно поддерживает инновационные начинания. Специалистами отдела предложена справочно-библиографическая методика поиска экологической литературы. Этим сделан шаг вперед в решении одной из главных задач, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей читателя, - повышении грамотности самого библиотекаря в области экологии. Нашим союзником и помощником в этом стала Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Отдел разработал программу спецкурса "Библиотека как центр экологической информации и культуры". Увидел свет очередной сборник "Опыт работы библиотек по экологическому просвещению населения". Мы ощущаем помощь нашего профессионального журнала "Библиотека", где почти в каждом номере - материалы о работе библиотек в области становления экологической культуры. Нас поддерживают журнал и издательство "Лазурь"; в журнале отдел ведет свою страничку - "Библио-эко", помогая следить за новой литературой по проблеме. Поддерживаются связи с другими журналами.

Наряду с положительными результатами деятельности библиотек по экологическому просвещению населения, существует и множество неотложных проблем. Здесь и отработка справочно-информационной системы по проблемам экологии в каждой библиотеке, и внедрение новых технологий, и глубокое изучение запросов потребителей, и повышение профессионального уровня самого библиотекаря. Эти проблемы постепенно находят свое решение.

Пришло время основательно рассмотреть вопрос о самостоятельной роли библиотек в деле формирования экологической культуры читателей и прежде всего - его содержательную часть. Тому есть серьезные причины. Как известно в наши дни образование в области экологии дает учащимся в основном естественнонаучные знания, в лучшем случае - знания о состоянии окружающей среды. Разбросанные по предметам "кусочки" экологии не дают возможности осмыслить ее в целом как проблему многоаспектную. Это подтверждает опубликованная недавно концепция структуры и содержания российского общего среднего образования в 12-летней школе. В итоге даже выпускники школ не владеют обобщающими знаниями о природе, обществе, человеке.

Не секрет, что большая часть читателей всех библиотек, в том числе федеральных, региональных научных, - это учащиеся средних и высших учебных заведений. Чтение по интересам сведено до минимума, преобладает деловое, т.е. спрос литературы адекватен тем учебным программам, которые лежат в основе учебного процесса. В настоящее время библиотеки, выполняя функцию дополнительного образования, руководствуясь теми же программами, дают аналогичную учебникам, только более обширную, информацию. Но нынешнее общество требует, чтобы образование и просвещение отвечали чаяниям будущего поколения.

Новая образовательная концепция предусматривает формирование целостного мировоззрения учащегося. При этом подчеркивается, что в учебных программах будут рассматриваться фундаментальные вопросы бытия, современная научная картина мира, нравственно-мировоззренческие основы личности. А такое обобщение возможно только на основе ключевых идей философии природы, человека, социальной философии, теории познания.

Этих проблем в своей просветительской работе мы еще не касались. Философия природы и бытия человека - вот то, что определяет сегодня нашу миссию в формировании экологического сознания средствами библиотек. Один из виднейших ученых образовательной сферы сказал, что библиотекам проще заниматься подобными проблемами, чем учебным заведениям. Библиотекари не связаны предметными границами, программами и учебниками, перестройками. У них есть книги, в которых рассматриваются принципы воспитания человека, выработанные учеными-философами на основе истории жизни человека на Земле как разумного существа. Надо только снять книгу с полки и дать потребителю, но не просто дать, а поговорить о ней.

Какая книга по экологии нужна читателю? Это хорошо определил академик Н.Н. Моисеев: "Нужны книги для чтения, в которых читатель знакомился бы с научными посылами автора, его взглядами на жизнь. В таких книгах не излагаются "абсолютные истины", вроде таблицы умножения. Для предметов мировоззренческого плана (а экология - это мировоззренческая дисциплина) нужны книги, которые помогут изучающему спорить с иными авторами и, самое главное, вырабатывать свою собственную точку зрения. Важно побудить мысль читателя и помочь обрести широту кругозора".

Рано или поздно нам придется вплотную и серьезно заниматься этими проблемами, удовлетворяя запросы учащихся, которым предстоит осваивать такие знания в новых программах. Стоит ли нам ждать перемен в образовательной сфере? Ведь библиотекари достаточно грамотны, чтобы уже сейчас начать работать над теми человеческими проблемами, которые в конечном счете и решают вопрос существования в будущем нас и наших потомков. Многие библиотеки уже это делают (Иркутская областная юношеская библиотека, Вологодская областная научная библиотека).

Направленность на воспитание экологической культуры означает изменение всех сторон нашей деятельности. В одной их статей профессор В.И. Данилов-Данильян подчеркнул: "Несомненно ошибочной является прямолинейная, бесхитростная стратегия, которая ставит своей задачей научить всех и каждого основам экологии, высоко поднять уровень понимания экологического вызова широкими массами. Для правильной постановки задачи следует ориентироваться не только и, может быть, не столько на экологическое образование и просвещение, пропаганду собственно экологических знаний, сколько на экологическое (пожалуй, точнее - экологизированное) воспитание, понимание под ним прежде всего формирования соответствующих этических установок, привитие стереотипов поведения, согласующегося с природоохранными требованиями развития экологосообразных навыков".

Конечно же, главным должна стать постановка вопроса о месте человека в природе, его праве на здоровую окружающую среду и ответственности за ее состояние. Все средства, имеющиеся в распоряжении библиотеки, должны быть направлены на то, чтобы сосредоточить внимание читателя на осознании, что решение экологической проблемы возможно только через понимание человеком своего "я" в природе, и на основе этого активизировать деятельность в защиту окружающей среды. Научно-исследовательский центр при Институте молодежи отмечает снижение влияния подрастающего поколения на улучшение экологической ситуации. Спад движения молодежи за здоровую окружающую среду объясняется как социальными причинами, так и несформированным экологическим сознанием.

В обществе должно созреть понимание того, что решение проблемы экологии - это общегражданское дело. Экология и культура, экология и здоровье, экологическая культура - понятия неразделимые, взаимосвязанные, определяющие сущность миропонимания человека, главное предназначение которого - сохранение планеты и жизни на ней. Не случайно Центр экологической политики России определил экологическую культуру одним из приоритетных направлений.

В конце 1999 г. началась совместная работа отдела экологической культуры РГЮБ с Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Составленная отделом программа спецкурса "Библиотека как центр экологической культуры" позволяет библиотечным работникам познать основы экологической культуры, повысить собственную экологическую грамотность, увидеть многоаспектность этой проблемы, а значит лучше удовлетворять запросы читателей. Программа опробована в школе-семинаре в октябре 1999 г. По отзывам слушателей, представляющих разные уровни и типы библиотек (от региональных научных до городских и детских), программа оценена положительно; после окончания школы-семинара предложено продолжить занятия. В октябре 2000 г. мы повторили программу для новой группы слушателей. Продумываем проведение школы-семинара для тех, кто захотел продолжить учебу (для них, конечно, будет разработана новая программа). Быть может, удастся открыть методический кабинет, где будет собираться накопившийся опыт библиотек в области экологического просвещения. Нам предстоит выполнить рекомендации 2-го Всероссийского съезда по охране природы (Саратов, 3-5 июня 1999 г.) и организовать в РГЮБ постоянно действующую выставку литературы по экологии, охране природы, экологическому образованию и просвещению.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России