Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Церцек Н.Ф.

Госкомэкологии России

Библиотеки России в системе непрерывного 
всеобщего экологического образования. 
Новые формы взаимодействия

На рубеже двух тысячелетий человеческое сообщество оказалось перед множеством проблем, созданных им самим в прежнем столетии и оставленных для решения как ныне живущим, так и будущим поколениям.

ООН предлагает вынести на рассмотрение Саммита тысячелетия, намеченного на 2002 г., следующие шесть всеобщих ценностей, имеющих особо актуальное значение в XXI в.: свободу, равенство и солидарность, терпимость, отказ от насилия, уважение к природе, совместную ответственность.

В докладе "Мы, народы", подготовленном к Саммиту тысячелетия, Генеральный секретарь ООН Кофе Аннан говорит: "Новое тысячелетие и Саммит тысячелетия дают народам мира уникальную возможность для размышлений над своей общей судьбой в момент, когда они взаимосвязаны так, как никогда прежде. Сейчас мы сталкиваемся с насущной потребностью обеспечить будущим поколениям условия для существования на этой планете - и мы не справляемся с этой задачей. Мы расхищаем наследие наших детей, чтобы заплатить за нерациональные модели поведения. Для обеспечения устойчивости нашего будущего необходимо неотлагательно принять меры для решения проблем, связанных с изменением климата, кризисом водных ресурсов, защитой почв, сохранением лесов, рыбных запасов, биологического разнообразия и формирования новой этики управления. Народы, равно как и правительства, должны заявить о своей приверженности делу формирования новой этики рационального природопользования и управления". В формировании новой этики управления среди четырех приоритетов, рекомендованных Генеральным секретарем ООН к развитию в новом тысячелетии, на первое место поставлено просвещение общественности.

Для того чтобы "навести порядок" в головах людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима прежде всего эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека.

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", принятый в 1991 г., определил стратегической задачей создание в стране системы всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и воспитания, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения квалификации с использованием при этом средств массовой информации, возможностей общественных формирований, учреждений культуры.

Создание такой системы - очень сложный, довольно длительный, поэтапный процесс совершенствования существующих и разработки недостающих звеньев и элементов структуры экологического образования, их интеграции в системы образования и культуры, государственное управление и общественные движения, средства массовой информации и другие структуры общества. Данный закон предусматривает деятельность всех структур исполнительной власти на всех уровнях (от федерального до местного) по развитию в стране экологического образования, просвещения и воспитания населения.

Руководящим документом на десятилетие и больше стала и Международная стратегия образования и подготовки кадров в области окружающей среды на 1990-1999 гг., принятая на Международном конгрессе ЮНЕП и ЮНЕСКО (Москва, 1987 г.)., в которой сформулированы цели и задачи их развития.

За последние годы в России накоплен огромный положительный опыт экологического образования, просвещения и воспитания населения от дошкольников до студентов, от учителей до лиц, принимающих управленческие решения. Сделано много, но и проблем осталось немало.

Большой блок в системе непрерывного всеобщего экологического образования составляет экологическое просвещение, под которым понимается распространение экологических знаний и образования. Через него проходит практически все население от мала до велика, от ребенка до пенсионера. Осуществляют его учреждения дополнительного образования, культуры, природоохранные структуры, средства массовой информации, государственные и негосударственные организации.

Библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, играют главенствующую роль в экологическом просвещении и воспитании у населения экологического сознания и культуры. Поэтому система природоохранных органов, участвующая в качестве государственной структуры в создании системы непрерывного экологического образования, с готовностью пошла на тесное взаимодействие с российскими библиотеками.

Начиная с 1995 г. в стране проводится Всероссийский смотр-конкурс, благодаря которому деятельность библиотек по экологическому просвещению населения получила новое развитие.

Основными учредителями смотра-конкурса библиотек выступили в 1995 г. три федеральных министерства - природы, культуры и образования (в 1995 г. у Госкомэкологии России были иные статус и название). Без ложной скромности можно сказать, что ведущая роль в организации и проведении смотра-конкурса принадлежит природоохранному ведомству и его подведомственным органам в субъектах Российской Федерации. Но без участия Минкультуры РФ (как морально, так и материально в последнем конкурсе), Минобразования РФ (пока только морально) и их региональных структур, а также всех привлеченных нами организаций, невозможно было бы провести столь масштабный конкурс - более 30 тыс. библиотек почти из 80 регионов приняли участие в двух смотрах-конкурсах.

Это единственное в России эколого-просветительское мероприятие, которое начинается и заканчивается на основании специальных совместных приказов трех ведомств-учредителей, что придает ему особый вес и значимость. Наиболее важным это оказалось для библиотек государственных учреждений образования (школ, колледжей, вузов), библиотек - учреждений культуры, которые приняли участие в смотре-конкурсе, а также для регионов страны. В июне 1998 г. итоги второго смотра-конкурса заслушаны на коллегии Госкомэкологии России, постановившей одобрить и продолжить организацию и проведение данного мероприятия.

К смотру-конкурсу удалось привлечь на федеральном уровне ассоциацию "Росэкопресс", Федеральный экологический фонд, ВООП, ассоциацию "Экологическое образование", Неправительственный фонд им. В.И. Вернадского, эколого-просветительский центр "Заповедник", Международный университет, издательства МНЭПУ, "МДС" и "Лазурь", некоторые другие организации, которые оказали помощь в формировании призового фонда. Особая благодарность ассоциации "Росэкопресс".

В каждом регионе РФ, библиотеки которых приняли участие в смотре-конкурсе, в геометрической прогрессии возросло количество организаций, участвовавших в его подготовке и проведении на местах. Большая заслуга в том, что смотр-конкурс состоялся, принадлежит отделу экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки, взявшему на себя организационно-методическое и техническое обеспечение смотра-конкурса.

Всероссийский смотр-конкурс организован и проведен на территории страны уже дважды: в 1995 - 1996 и 1997 - 1998 гг. Третий проходит в 2000 - 2001 гг.

Смотр-конкурс проводится в два тура: сначала на уровне субъктов РФ, затем на общероссийском, который подводит итоги всей работы. В регионах большое количество библиотек пожелали принять участие в смотре-конкурсе - от десятков до полутора тысяч; кое-где проводились даже районные и городские туры. На общероссийский тур территориальными оргкомитетами направляются конкурсные материалы лучших библиотек регионов. Такая поэтапная организация смотра-конкурса дает наибольший эффект.

В первом туре смотра-конкурса 1995-1996 гг. приняли участие примерно 14 тыс. библиотек. На общероссийский тур поступили конкурсные материалы 157 лучших библиотек из 55 субъектов РФ.

В смотре-конкурсе 1997-1998 гг. на региональном уровне приняли участие примерно 20 тыс. библиотек. На общероссийский тур территориальные оргкомитеты направили конкурсные материалы 170 библиотек из 60 регионов России (на количество конкурсантов общероссийского тура введено ограничение - по 2-3 библиотеки от субъекта РФ).

Смотр-конкурс помог библиотекам найти свое место в системе всеобщего непрерывного экологического образования и осознать свою роль в экологическом просвещении населения, наладить совместную целенаправленную работу по формированию экологической культуры у населения страны с природоохранными органами, учреждениями образования, органами государственного управления, общественными и другими заинтересованными организациями; укомплектовать фонд литературой, экологической направленности (призы - "экологические библиотечки", подписка на периодические издания, экологические издания библиотекам-участникам и т.д.); улучшить материальную базу (награды победителям в виде компьютерной техники, видео- и фотоаппаратуры и др.); повысить свою социальную значимость в регионах.

Что дал смотр-конкурс организаторам? Он позволил провести глубокий анализ деятельности библиотек, выявить и распространить лучший опыт работы по экологическому просвещению; активизировал деятельность библиотек по экологическому просвещению населения и приобщению его к решению экологических проблем; помог природоохранным службам найти хороших помощников и союзников в деле распространения экологической информации, экологических знаний, пропаганды природоохранных идей, формирования общественной активности по сохранению природы и здоровья населения; помог системе образования полнее оценить и использовать возможности библиотек для осуществления экологического образования.

Благодаря смотру-конкурсу организации, заинтересованные в развитии общей и экологической культуры, в оздоровлении окружающей среды и охране природы, увидели и по достоинству оценили работу библиотек по распространению экологических знаний и приобщению населения к решению экологических проблем. Смотр-конкурс показал, что только совместными усилиями всех заинтересованных структур общества даже в самые трудные периоды нашей жизни можно получить хорошие результаты.

Таким образом, сделан существенный вклад в развитие экологического просвещения и создание системы всеобщего непрерывного экологического образования в России.

В дальнейшем предстоит найти новые формы работы и с учащейся молодежью, и с более зрелым населением; шире использовать новейшие информационные технологии (Интернет, ГИС-технологии и др.), взаимодействие с природными службами, научными центрами, образовательными учреждениями, общественными экологическими организациями, международным сообществом. Конечным же результатом общей работы станет оздоровление окружающей среды, возрождение природы, устойчивое развитие общества, дальнейшее процветание нашего общего дома - планеты Земля.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России