Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Стахевич А.М.

Научная библиотека Московского 
государственного автомобильно-
дорожного института 
(технического университета)

Проблемы взаимодействия библиотечной теории и практики 
(на примере работы вузовских библиотек)

В идеале проблемами библиотековедения должны заниматься те, кто не только владеет теорией (методикой научного исследования и суммой знаний), но и практикой данного вида деятельности, т.е. ежедневно и ежечасно "варится" в проблемах библиотечной работы. А практикой - те, кто не только владеет техникой и технологией того или иного вопроса, но еще и его теорией и потому достаточно восприимчив ко всему новому и прогрессивному, что ею придумывается. Именно в этом случае достигается наибольший эффект от средств, вложенных в библиотечное дело.

В реальной жизни все обстоит иначе: теорией библиотечного дела все больше занимаются те, кто по ряду причин никакого отношения к библиотечной практике не имеет, а практикой - те, кто в большинстве своем глух к библиотековедческим инновациям и в лучшем случае хорошо владеет традиционной техникой и технологией работы. В этой разъединенности двух важных составляющих мы видим одну из причин нерешенности многих вопросов библиотечного дела, а также обилие мертворожденных, схоластических споров типа "научной дискуссии" об отнесении библиотеки к документным или информационным учреждениям.

Проблемы развития вузовских библиотек все меньше интересуют известных библиотековедов, в большинстве своем являющихся профессорами и доцентами "библиотечных вузов". Предлагаемый ниже материал - одна из попыток устранить отмеченный недостаток.

Научная библиотека вуза относится к сложным системам с большим количеством составляющих и системообразующих. Не случайно современный руководитель НБ часто соединяет в себе свойства многих профессий: педагога, психолога, исследователя, философа, предпринимателя, технолога, артиста, дипломата, юрисконсульта, снабженца, инженера, дрессировщика, массовика-затейника, а еще электрика, сантехника и такелажника. Для такого руководителя в организации работы библиотеки нет второстепенных вопросов; они важны все, потому что в зависимости от ситуации решение каждого из них в определенный момент времени играет решающую роль в развитии библиотеки.

Сегодня развитие НБ вуза определяют многие проблемные ситуации (противоречия). Назовем наиболее острые из них.

Технологические, когда самые трудоемкие и человекозатратные процессы и операции по-прежнему решаются вручную, несмотря на значительные затраты на приобретение дорогостоящей техники. За десять лет с момента массового внедрения в практику работы НБ персональных компьютеров у нас нет ни одного (!!!) положительного примера комплексной автоматизации следующих процессов: инвентарного и суммарного учета, списания литературы; записи читателей (студентов) в библиотеку и перевода их посредством приказов по институту на последующие курсы; заказа литературы в зале каталогов, поиска и доставки изданий из книгохранилищ, выдачи и приема литературы в отделах обслуживания. При этом, все перечисленные процессы в зарубежных вузовских библиотеках имеют 25 - 30-летний стаж автоматизации.

Эргономические, когда значительно возросшие по сравнению с 1980-ми гг. физические и психологические нагрузки сотрудников НБ вступают в вопиющее противоречие с условиями их труда. При этом все знают, что от удобства, красоты, практичности интерьеров библиотеки в значительной мере зависят продуктивное время работы персонала, психологический климат в коллективе, общая стабильность кадров, а значит, и качество обслуживания читателей.

Кадровые, когда современные задачи развития НБ не находят эффективного решения по причине низкой заработной платы и мотивации труда сотрудников, отсутствия у них соответствующей квалификации, попросту старения. В то же время созданные государством специальные высшие и средние учебные заведения с целью формирования штатов библиотек почти прекратили поставку молодых специалистов в НБ, осознанно сделав процесс распределения выпускников свободным. Молодые специалисты, "как черт ладана" боятся работы в библиотеке, дискредитируя тем самым библиотечные вузы и техникумы. Тенденция по вырождению библиотечной профессии с каждым годом набирает обороты.

Экономические, когда требования к уровню обслуживания читателей и сложность решаемых библиотекой задач возрастают, а объемы финансирования основной деятельности НБ снижаются, равно как и доля расходов НБ в бюджете вуза, в чем во многом повинны сами же директора НБ. Ведь сегодня деньги вкладываются прежде всего в перспективные идеи и директоров библиотек, умеющих вопреки всему реализовать задуманное.

Информационные, когда традиционные технологии, решенные на "бумажно-деревянном" уровне, уже не удовлетворяют современным требованиям, а новые информационные технологии и формы обслуживания читателей крайне медленно и в усеченном виде входят в практику НБ. Из-за этого последние все более проигрывают другим информационным структурам вуза (например кафедральным библиотекам).

Содержательные, когда из-за мизерности зарплаты, слабохарактерности и недальновидности библиотекарей сверхнормативные платные услуги и разнообразные компенсационные меры, осуществляемые библиотекарями за дополнительную плату в рабочее время, постепенно и уверенно вытесняют основную бесплатную библиотечно-библиографическую деятельность. Эти инновационные, проще говоря, "левацкие услуги и санкции", разнообразя библиотечную деятельность, не имея к ней по сути прямого отношения, разрушают ее.

Кардинально изменить ситуацию в лучшую для НБ сторону в ближайшее время вряд ли удастся. Но снизить остроту отмеченных проблем можно, если предпринять активные действия в следующих направлениях:

  • поручить на конкурсной основе разработчикам известных библиотечных программ (Библиотека, МАРК, ЛИБЕР, ИРБИС) создать электронные варианты инвентарной и суммарной книг, читательского билета (например на основе электронного студенческого билета), учета книговыдачи, осуществляемой с помощью штрих-кодов, а также конверторы, делающие совместимыми базы данных отделов кадров и бухгалтерии, реализуемых в программе 1С, с базой данных читателей вуза. Заказчиком здесь могут выступать Минобразования РФ, методические центры, учебные заведения, спонсоры, а исполнителями - продвинутые специалисты НБ и учебных заведений. Победители конкурса помимо денежной премии должны получить исклюзивное право на распространение данных программ (или одной программы) среди библиотек учебных заведений страны;

  • начинать модернизацию библиотеки с качественного улучшения "среды обитания" пользователей и сотрудников НБ - ремонта помещений, замены старых видов мебели, светильников, кондиционеров на новые, современные;

  • вернуться к принудительной системе распределения выпускников специальных учебных заведений по НБ. Для каждого "отказника" ввести обязательный возврат средств, затраченных на него государством за период учебы, тому вузу, куда он должен быть распределен на работу как молодой специалист;

  • активизировать совместную деятельность с ОНТИ, особенно там, где этот отдел еще не возвращен в "лоно" НБ, постепенно увеличивая количество и качество информационных услуг;

  • увеличивать объем заработной платы сотрудников НБ за счет их включения в хоздоговорные работы вуза, имеющие прямое отношение к его информационной деятельности;

  • договориться с администрацией вуза о том, чтобы библиотечные проблемы становились темами дипломных работ ряда кафедр (АСУ, социологии, логистики, робототехники, математики и т.п.);

  • всячески приветствовать участие сотрудников НБ в качестве докладчиков на различных научных конференциях, проводимых как в самом вузе, так и за его пределами;

  • пересмотреть исходные принципы платности услуг в библиотеках государственных учебных заведений.

Предложенный выше подход к развитию НБ вузов требует более совершенной теории, позволяющей более точно описывать и прогнозировать изменения, происходящие в библиотеках и библиотечном деле. Такой теорией могла бы стать "Общая теория развития библиотек", объектом исследования которой являются динамические изменения в традиционных и современных составляющих библиотеки, а предметом - противоречия, определяющие характер и направленность этих изменений. В числе основных ее задач могло бы стать исследование различных аспектов деятельности (технологических, организационных, экономических, информационных и т.д.) следующих моделей библиотек - традиционной, переходной, виртуальной, электронной и др.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России