Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Стахевич А.М. Научная библиотека Московского Проблемы взаимодействия библиотечной теории и практики В идеале проблемами библиотековедения должны заниматься те, кто не только владеет теорией (методикой научного исследования и суммой знаний), но и практикой данного вида деятельности, т.е. ежедневно и ежечасно "варится" в проблемах библиотечной работы. А практикой - те, кто не только владеет техникой и технологией того или иного вопроса, но еще и его теорией и потому достаточно восприимчив ко всему новому и прогрессивному, что ею придумывается. Именно в этом случае достигается наибольший эффект от средств, вложенных в библиотечное дело. В реальной жизни все обстоит иначе: теорией библиотечного дела все больше занимаются те, кто по ряду причин никакого отношения к библиотечной практике не имеет, а практикой - те, кто в большинстве своем глух к библиотековедческим инновациям и в лучшем случае хорошо владеет традиционной техникой и технологией работы. В этой разъединенности двух важных составляющих мы видим одну из причин нерешенности многих вопросов библиотечного дела, а также обилие мертворожденных, схоластических споров типа "научной дискуссии" об отнесении библиотеки к документным или информационным учреждениям. Проблемы развития вузовских библиотек все меньше интересуют известных библиотековедов, в большинстве своем являющихся профессорами и доцентами "библиотечных вузов". Предлагаемый ниже материал - одна из попыток устранить отмеченный недостаток. Научная библиотека вуза относится к сложным системам с большим количеством составляющих и системообразующих. Не случайно современный руководитель НБ часто соединяет в себе свойства многих профессий: педагога, психолога, исследователя, философа, предпринимателя, технолога, артиста, дипломата, юрисконсульта, снабженца, инженера, дрессировщика, массовика-затейника, а еще электрика, сантехника и такелажника. Для такого руководителя в организации работы библиотеки нет второстепенных вопросов; они важны все, потому что в зависимости от ситуации решение каждого из них в определенный момент времени играет решающую роль в развитии библиотеки. Сегодня развитие НБ вуза определяют многие проблемные ситуации (противоречия). Назовем наиболее острые из них. Технологические, когда самые трудоемкие и человекозатратные процессы и операции по-прежнему решаются вручную, несмотря на значительные затраты на приобретение дорогостоящей техники. За десять лет с момента массового внедрения в практику работы НБ персональных компьютеров у нас нет ни одного (!!!) положительного примера комплексной автоматизации следующих процессов: инвентарного и суммарного учета, списания литературы; записи читателей (студентов) в библиотеку и перевода их посредством приказов по институту на последующие курсы; заказа литературы в зале каталогов, поиска и доставки изданий из книгохранилищ, выдачи и приема литературы в отделах обслуживания. При этом, все перечисленные процессы в зарубежных вузовских библиотеках имеют 25 - 30-летний стаж автоматизации. Эргономические, когда значительно возросшие по сравнению с 1980-ми гг. физические и психологические нагрузки сотрудников НБ вступают в вопиющее противоречие с условиями их труда. При этом все знают, что от удобства, красоты, практичности интерьеров библиотеки в значительной мере зависят продуктивное время работы персонала, психологический климат в коллективе, общая стабильность кадров, а значит, и качество обслуживания читателей. Кадровые, когда современные задачи развития НБ не находят эффективного решения по причине низкой заработной платы и мотивации труда сотрудников, отсутствия у них соответствующей квалификации, попросту старения. В то же время созданные государством специальные высшие и средние учебные заведения с целью формирования штатов библиотек почти прекратили поставку молодых специалистов в НБ, осознанно сделав процесс распределения выпускников свободным. Молодые специалисты, "как черт ладана" боятся работы в библиотеке, дискредитируя тем самым библиотечные вузы и техникумы. Тенденция по вырождению библиотечной профессии с каждым годом набирает обороты. Экономические, когда требования к уровню обслуживания читателей и сложность решаемых библиотекой задач возрастают, а объемы финансирования основной деятельности НБ снижаются, равно как и доля расходов НБ в бюджете вуза, в чем во многом повинны сами же директора НБ. Ведь сегодня деньги вкладываются прежде всего в перспективные идеи и директоров библиотек, умеющих вопреки всему реализовать задуманное. Информационные, когда традиционные технологии, решенные на "бумажно-деревянном" уровне, уже не удовлетворяют современным требованиям, а новые информационные технологии и формы обслуживания читателей крайне медленно и в усеченном виде входят в практику НБ. Из-за этого последние все более проигрывают другим информационным структурам вуза (например кафедральным библиотекам). Содержательные, когда из-за мизерности зарплаты, слабохарактерности и недальновидности библиотекарей сверхнормативные платные услуги и разнообразные компенсационные меры, осуществляемые библиотекарями за дополнительную плату в рабочее время, постепенно и уверенно вытесняют основную бесплатную библиотечно-библиографическую деятельность. Эти инновационные, проще говоря, "левацкие услуги и санкции", разнообразя библиотечную деятельность, не имея к ней по сути прямого отношения, разрушают ее. Кардинально изменить ситуацию в лучшую для НБ сторону в ближайшее время вряд ли удастся. Но снизить остроту отмеченных проблем можно, если предпринять активные действия в следующих направлениях:
Предложенный выше подход к развитию НБ вузов требует более совершенной теории, позволяющей более точно описывать и прогнозировать изменения, происходящие в библиотеках и библиотечном деле. Такой теорией могла бы стать "Общая теория развития библиотек", объектом исследования которой являются динамические изменения в традиционных и современных составляющих библиотеки, а предметом - противоречия, определяющие характер и направленность этих изменений. В числе основных ее задач могло бы стать исследование различных аспектов деятельности (технологических, организационных, экономических, информационных и т.д.) следующих моделей библиотек - традиционной, переходной, виртуальной, электронной и др. |
Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России |