Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 378(410)+02(410)

Расбридж К.

Служба информации 
Университета г. Глазго, Великобритания

Ройян Б.

Служба доступа к шотландским сетевым 
ресурсам культуры, Великобритания

Гибридная библиотека -
развитие высшего образования Великобритании

Доклад 001-142 на 66-й Генеральной конференции ИФЛА
(13-18 авг. 2000 г., Иерусалим, Израиль).

Реальный мир, в котором информационные специалисты призваны обеспечивать высокое качество обслуживания, - это вовсе не упрощенный мир цифровых библиотек; это сложный и разнообразный конгломерат элементов цепочки доставки информации. Поставщикам и потребителям информации нужно научиться работать в условиях этого разнообразия.

В данном докладе рассмотрены результаты работы Объединенного комитета по информационным системам для высшего образования Великобритании по двум направлениям: программа электронной библиотеки и создание фонда электронных ресурсов. Оба направления соединяются в программе формирования национального распределенного электронного ресурса, в поддержке усилий по гармонизации и улучшению доступа к этим ресурсам, равно как и ко всему обилию других материалов - электронных или печатных. Собственно в этом и состоит сущность гибридной библиотеки.

Термин гибридная библиотека (Hybrid Library) вызывает в воображении некий феномен генной инженерии - соединение несоединимого. Иными словами можно сказать, что данный термин определяет тип или разновидность библиотек, сумевших адаптироваться к необычайно сложному и неоднородному массиву информации, с которым сегодня приходится работать.

Этот термин не обязан быть полностью синонимичным понятию организационное единство (Organizational Convergence), поскольку относится скорее к организации обслуживания, а не к административной структуре. Может быть несколько менее элегантный, чем его американский терминологический эквивалент библиотека тематических шлюзов (Gateway Library) термин гибридная библиотека все же определяет двойственное по характеру обслуживание (как голова двуликого Януса), базирующееся на признании того факта, что несмотря на все успехи Интернета и электронных публикаций, огромное множество полезной информации находится сейчас и будет находиться в будущем в печатном формате. Гибридная библиотека, одновременно обеспечивающая хранение и доступ, возможно дает читателю по выражению Яна Винкворста (Ian Winkworth) "управляемую смесь традиционных и электронных ресурсов".

"Доклад Фоллетта"

Начало развития гибридных библиотек в Великобритании было достаточно необычным. После принятия в 1992 г. правительственного решения об отмене традиционных, долгое время существовавших различий между старыми университетами и политехническими институтами общее число британских университетов удвоилось; при этом библиотеки в политехнических институтах как правило были бедными, финансировались по остаточному принципу. В правительстве понимали, что "доведение до ума" этих библиотек представляет собой серьезнейшую проблему.

Именно поэтому в системе высшего образования Великобритании была создана Группа обзора библиотек. В ноябре 1993 г. она опубликовала доклад с результатами работы, который принято называть по имени председателя Объединенного комитета информационных систем, профессора сэра Брайана Фоллетта - "Доклад Фоллетта" (Follett Report). Данный доклад можно смело считать одним из важнейших документов последнего времени, если оценивать его, например, по размеру инвестиций, направленных на выполнение содержащихся в нем рекомендаций.

В главе 7 "Доклада Фоллетта" проанализирована роль информационных технологий в решении библиотечных проблем. Выполнение этой части доклада поручено Объединенному комитету информационных систем учреждений высшего образования; соответственно выделены необходимые средства.

Электронные библиотеки; этапы 1-й и 2-й

Объединенный комитет собрал предложения (около 60), которые легли в основу первых двух этапов национальной программы электронных библиотек (eLib). Конечно, в коротком сообщении невозможно все 60 предложений даже кратко изложить, а не то что обобщить; поэтому мы дадим лишь те результаты проектов первых двух этапов, которые, по нашему мнению, значительнее других повлияли на дальнейшее развитие программы.

Разработана технологически простая, распределенная схема кооперативной доставки документов (проект LAMBDA), которая по стоимости и качеству работы вполне может конкурировать с системой Центра доставки документов Британской библиотеки (никоим образом не посягая на закрепленные за ним позиции). К сожалению, наши стремления создать систему доставки документов, ориентирующуюся на интересы пользователя, оказались пока нереализованными из-за множества факторов, в том числе и отсутствия соответствующего программного обеспечения.

Неразрушающая технология оцифровки оказалась необычайно дорогой, особенно при работе со старинными изданиями - до XIX в. Оправдать расходы на оцифровку экономией (сокращением) занимаемого книгами места невозможно; но если учитывать решение проблемы доступности документов, то оправдания, безусловно, найдутся. Что касается материалов, защищенных законом о авторском праве (особенно с большим количеством рисунков), то работать с ними чрезвычайно сложно с юридической точки зрения.

Составление сотрудниками библиотек либо преподавателями учебных заведений подборок и выдержек из наиболее важных документов в печатной или электронной форме существенно облегчает преподавание и обучение. Издатели тоже начали это понимать и самостоятельно осваивать данную работу; теперь яснее стала финансовая сторона этой технологии. Однако без соответствующей законодательной поддержки в авторском праве получение копирайт-разрешения и проведение оцифровки (особенно при использовании систем распознавания текста, последующей вычитки и т.п.) приводит к таким проволочкам, что одним учреждениям высшей школы в одиночку не стоит и начинать подобную работу.

Нужно понимать, что параллельный выпуск печатной и электронной версий научных журналов увеличивает затраты на производство и стоимость продукции по крайней мере в настоящее время. Электронные журналы, не имеющие печатного эквивалента и использующие все преимущества новой технологии, также весьма дороги (например журнал Internet Archaeology). Экономические модели доступа к электронным журналам пока не вполне отработаны; можно лишь отметить, что технология подписки на цифровые материалы существенно отличается от подписки на печатные.

Библиотекари чрезвычайно позитивно реагируют на появление новых технологий, поскольку руководствуются стремлением обеспечить высокое качество обслуживания. Многие научные работники также активно воспринимают благоприятные возможности, предоставляемые техническими новинками. Однако в этом направлении особенно существенна четкая координация с научным сообществом, поскольку у многих ученых просто нет времени на экспериментирование и освоение новинок. Среди ученых есть и просто технофобы, по крайней мере в своей преподавательской работе. (Как известно, проблема технофобии решается только с устранением самих ретроградов.)

Распространение информации - принципиально важный момент, к сожалению, слишком часто недооцениваемый. Например, если целью информационной программы является формирование культурных перемен в локальном сообществе, то вовсе недостаточно просто опубликовать результаты исследований в Интернете, трудах конференций или статьях: необходима продуманная программа распространения результатов исследований.

Вышеприведенные комментарии отражают скорее личное мнение авторов, а не результат какой-либо независимой суммирующей оценки программы eLib. Хотя на первый взгляд они могут показаться скорее негативными, мы уверены, что программа уже оказала огромное воздействие на изменение отношения библиотек к электронным ресурсам, включая значительные изменения в позициях внутри библиотечно-информационного сообщества и по отношению к этому сообществу, а также изменения в положении Объединенного комитета: от сетевого провайдера, не имеющего собственной информации, Комитет приходит к пониманию того, что его задача - повышение роли информации.

3-й этап Программы eLib и гибридная библиотека

Обдумывая результаты первых двух этапов программы, мы пришли к заключению, что необходимо выйти за рамки "Доклада Фоллетта". Поэтому на третьем этапе мы хотели бы содействовать превращению наиболее результативных проектов в самоподдерживаемые службы, созданию распределенного национального сводного каталога, разработке национальной политики в области оцифровки и, в частности, исследованию осуществимости гибридной библиотеки. Мотивацией в разработке программы гибридной библиотеки явилось стремление охватить все разнообразие информационных ресурсов. Именно разнообразие видов ресурсов становится основной проблемой по мере того, как реальная библиотека на практике приступает к работе с цифровыми форматами.

Результаты исследований по первым двум этапам программы eLib, а также работ, проведенных в других странах, охватывают очень широкий круг вопросов. Однако совсем недостаточно изучено воздействие новых информационных технологий на работу действующей библиотеки. Как вершина такого небрежения и полной независимости от реальной практики могут рассматриваться некоторые проекты цифровых библиотек, выполненные в США (особенно в рамках работ, финансируемых Национальным научным фондом США). Такое впечатление, что единственной целью разработчиков была сама цифровая модель вне какого-либо окружения или реальной сферы деятельности.

Мы ясно ощущаем непреходящую ценность библиотек (электронных и традиционных) для системы высшего образования. В частности, велика роль библиотек в отборе материала, его предоставлении и осуществлении посреднических функций в доступе к ресурсам, как бы разнообразны они ни были по форматам.

Невероятное разнообразие видов и типов материала уже сейчас типично для библиотек, поэтому библиотекарей можно считать специалистами, приводящими в порядок этот хаос. (Даже в рамках одной библиотеки большинство CD-ROM, библиографических или полнотекстовых баз данных имеют абсолютно разные интерфейсы.)

Специализация и дифференциация интерфейсов происходила не случайно, а намеренно, в русле рыночных методов продвижения товара, продукта или услуги. В результате возникла масса различных схем, в которых приходится разбираться пользователю. По сути все эти схемы - просто барьеры для пользователя; с ними еще можно управляться сейчас, пока электронных ресурсов не так уж и много, однако по мере роста числа материалов эти сложности станут труднопреодолимыми.

Идея гибридной библиотеки родилась и выкристаллизовалась из этих и подобных наблюдений. Как обычно бывает, окончательная программа сформировалась на базе предложений, авторы которых, возможно, и не так глубоко понимают данную проблему, как хотелось бы. Тем не менее программа, основные элементы которой даются ниже, уже приводит к весьма интересным результатам, показывающим, как много можно достичь и при сравнительно скромных инвестициях, если тщательно продумывать все детали.

Проект "Агора"

Проект "Агора" (Agora) - попытка разработать с участием коммерческой компании систему информационного брокерства, основанную на стандартах.

Трехъярусная архитектурная система включает:

  • сетевого клиента (так называемый тонкий клиент - см. "Науч. и техн. б-ки", 2000, № 12, с. 76-78. - Ред.);

  • интеллектуального посредника - брокера, работающего в режиме, характерном для библиотеки, но на коммерческих началах;

  • распределенных поставщиков ресурсов.

Задачей посредника являлось обеспечение интеграции разнородных ресурсов (около 40) посредством протокола Z39.50. К сожалению, на ходе проекта самым негативным образом сказались финансовые затруднения, с которыми столкнулся коммерческий исполнитель.

В проекте "Агора" предполагалось группировать ресурсы в так называемые информационные ландшафты, информационные поляны (Information Landscape), где легче будет организовать тематический поиск. Эта же идея позднее использована в проекте "Заголовок" (Headline) и ряде других проектов третьего этапа программы eLib по выработке системы описания целых коллекций и согласованного определения категории информационной поляны. Проект "Агора" охватывал всю технологическую цепь - от нахождения необходимой пользователю коллекции до запроса конкретного документа и его доставки.

Проект "Строитель" (Builder)

Цель данного проекта - использовать объединенные усилия и позитивный опыт различных учреждений в разработке новых технологий обслуживания.

Проект концентрируется на производстве определенных продуктов, а подходы к решению основаны на твердой уверенности в том, что продемонстрировать результат лучше, чем рассказывать о нем (т.е. лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).

Проект основан на следующих принципах: видеть перспективу; делать то, что можно сделать; сконцентрироваться на главном и оценить достигнутое.

В рамках проекта "Строитель" созданы такие инструменты, как система Talis для управления библиотекой и Siteserver - сетевой сервер. Объединение этих инструментов позволяет каждой конкретной библиотеке продемонстрировать все разнообразие ее электронных ресурсов.

Один из популярнейших продуктов - материалы для сдачи экзаменов, вначале распространявшиеся только по территории университета. Сейчас, с введением системы проверки аутентичности они доступны для более широкого круга потребителей. Техника удостоверения личности (проверка аутентичности) применяется также в абонементном обслуживании и при формировании системы доступа к интегрированным ресурсам - местным и удаленным. Все разработанные системы успешно прошли испытания и подтвердили свою эффективность.

Проект "Заголовок" (Headline)

Термин информационный ландшафт используется для обозначения массива информационных ресурсов, которые могут понадобиться пользователю в какой-то определенный момент. Данный проект разрабатывает подходы к построению ландшафтов, в том числе к созданию интерфейса так называемой персональной информационной среды, позволяющей группе пользователей, получивших исходную информацию от преподавателя, постепенно адаптировать ее для своих потребностей.

Для такого рода деятельности совершенно обязательна авторизация (определение платежного статуса пользователя, так называемые условия доступа) и аутентификация (установление личности пользователя); оценка потребностей студента при этом осуществляется в автоматическом режиме. Построение подобного рода связей оказалось существенно сложнее первоначальных представлений. В рамках этого же проекта отрабатывается система "Шерлок" (Sherloc), помогающая читателю найти документы на полках открытого доступа в традиционной библиотеке; кроме того, исследуется система доставки документов для университета, расположенного в нескольких местах.

Проект "Хайлайф" (Hylife)

Этот проект интересен тем, что демонстрирует множество технических решений, которые будут полезны различным группам пользователей. Кроме того, он имеет наиболее широкий охват: от Плимута на юге и до Шотландского высокогорья и островов Северного моря; тестирование уже проводится в Университете г. Ньюкастль.
К интересным моментам можно отнести тот факт, что студенты считают найденную электронным путем информацию изначально более надежной, чем печатные источники.

Учитывая широкую заинтересованность научной общественности в отделении ценной информации от "мусора", можно сделать вывод о необходимости разработки руководств по качеству. Отчет за 1999 г. по данному проекту также упоминает проблему, которую условно можно называть "соединение книги и мантии": сейчас все труднее различать образовательный, научный процесс, направляемый руководством университета, от продвижения информации, осуществляемого библиотекой, ибо поставка информации становится существенной частью обучения.

В целом проект "Хайлайф" ставит целью укрепление финансовой независимости библиотек, однако его значение может быть значительно более широким.

Проект "Малибу" (Malibu)

Отметим прогресс, достигнутый участниками этого проекта по двум направлениям. Во-первых, это создание прототипа поискового агента, обеспечивающего перекрестный поиск по веб-сайтам с использованием протокола НТТР. Преимущества этого подхода над другими состоит в том, что можно не обращать внимания на положение, в котором находится сервер вашей цели; достаточно лишь поддерживать режим широкого поиска в вашем сервере. Этот подход в перспективе может оказаться трудоемким, но тем не менее полезным для решения текущих и среднесрочных задач.

Второе достижение проекта "Малибу" - две дополняющие друг друга модели гибридной библиотеки: пользовательская модель (начиная с формулирования запроса пользователем и т.д.) и модель работы технических служб гибридной библиотеки, необходимых для выполнения запроса пользователя. Ключевым вопросом в обеих моделях является доставка информации пользователю.

Такое впечатление, что пришло время гибридных библиотек: вдобавок к проектам программы eLib имеются несколько других планов, хотя и более скромных по сравнению с теми, что финансирует Объединенный комитет по высшему образованию.

Сеть обнаружения ресурсов (The Resource Discovery Network)

Одним из несомненных достижений первого этапа программы eLib было создание предметно ориентированных шлюзов в Интернете (например ADAM, EEVL, OMNI, SOSIG и другие), которые предоставляли доступ к проверенным, качественным электронным ресурсам Интернета. Идея казалась весьма привлекательной, однако трудно было представить, как удастся ее применить для более широкого тематического спектра. Поэтому решили создать сетевую организацию, специально занимающуюся этими проблемами и способную изыскать средства для их воплощения.

Сеть обнаружения ресурсов организационно базируется на модели, ранее использованной в Службе данных по искусству и гуманитарным наукам (The Arts and Humanites Data Service): имеется в виду создание общей системы обслуживания, использование единых стандартов и систем. Структурно сеть представляет собой набор узлов, каждый из которых работает с определенным тематическим массивом, в свою очередь данный узел объединяет тематическими связями ряд учреждений. Первая группа узлов включала материалы по таким темам, как общественные науки, экономика и право, машиностроение, математика, вычислительная техника, медицина и биология, физика.

Коллекция Объединенного комитета

Все это время Объединенный комитет развивал и наращивал свою собственную коллекцию электронных ресурсов. Сначала доступ к ней осуществлялся через самодельный интерфейс (например к базам данных индексов цитирования), впоследствии стали применяться покупные интерфейсы, с которыми студенту, возможно, придется встретиться в последующей своей работе. Широко известная база данных INSPEC, например, была доступна с шестью различными интерфейсами.

Сейчас собственная коллекция Объединенного комитета насчитывает более 40 баз данных. Важной вехой в этой работе мы считаем обсуждение и принятие национального плана развития электронной коллекции.

Национальный распределенный электронный ресурс

Построение этой системы базируется на двух основных постулатах:

  • во-первых, электронные ресурсы должны дублироваться и храниться в разных местах из соображений безопасности и надежности;

  • во-вторых, создаваемая коллекция должна определяться национальными тематическими рамками, сформулированными Объединенным комитетом в своем плане развития электронных коллекций.

Со временем эта концепция претерпела некоторые изменения, обусловленные постоянно возрастающим разнообразием материалов и необходимостью сохранения при этом стабильного обслуживания.

Размещение ресурсов определялось скорее исторически, в ходе переговоров, а не в результате какой-то логически продуманной плановой системы. Сама идея распределенности ресурсов сохранялась, однако центры данных оказались также достаточно неоднородными, а пользователи, как неожиданно выяснилось, довольно ясно представляют в процессе работы физическое местоположение ресурса (из-за сложности трафика).

Разнообразие интерфейсов уже отмечалось, и проблема заключается не столько в их различиях (в конце концов все они разрабатывались с целью удовлетворить пользователя), а в том, что эти различия обусловлены рыночной конкуренцией. Мы все же полагаем, что некоторое разнообразие интерфейсов может быть разумным с учетом интересов различных групп пользователей.

Принципом построения национального распределенного ресурса является переход от небольших отдельных массивов к формированию целостной большой системы, поэтому проблемы авторизации и проверки аутентичности становятся достаточно острыми. Способы проверки аутентичности дифференцируются. Проще говоря, пользователю не хочется запоминать большое количество имен и паролей, поэтому разработана система Athens 3 (к сожалению, очень дорогая, несовершенная и не очень подходящая для наших целей).

Требуется иметь технологический инструмент, способный объединить различные виды обслуживания, например, осуществить переход от результатов поиска в библиографической или реферативной базе данных к определению местонахождения журнала через сводный каталог и далее затребовать документ через МБА либо систему доставки документов. Разнообразие интерфейсов делает такую связку невозможной, однако применение протокола Z39.50 может оказаться решением проблемы.

Каждое определенное сообщество пользователей заинтересовано в доступе к конкретной группе баз данных, имеющихся у различных поставщиков. Система национального распределенного ресурса дает возможность работать с базами независимо от их поставщика, в общем-то повторяя известную библиотечную технологию - расположение книг по тематике, а не по издательствам.

В рамках системы национального распределенного ресурса предполагается создавать порталы для облегчения доступа к электронным ресурсам. Порталы будут снабжены стандартизованными сетевыми входами (например с использованием Z39.50 и других соответствующих протоколов); в данном случае будет повторен опыт проекта "Агора" по созданию многих способов интеграции.

Интеграция предполагает:

  • доступ к существующим системам через множество точек входа, сконструированных с учетом потребностей определенной группы пользователей, а не в интересах поставщиков баз данных;

  • создание возможностей перекрестного поиска в различных базах данных (такого типа поиск можно назвать широким в отличие от глубокого, или точного), поскольку пригодными для поиска будут только достаточно общие категории, и некоторые детали неизбежно будут утрачены;

  • создание связей с другими необходимыми пользователю услугами, например МБА, доставкой документов и т.п.;

  • организацию перекрестного доступа между различными типами ресурсов;

  • доступ к широкому кругу источников, имеющих нетрадиционные интерфейсы.

Итак, мы опять сталкиваемся с трехъярусной архитектурой: набор ресурсов представляет нижний ярус, набор брокеров и порталов - второй ярус и на верхнем - пользователи со своими сетевыми поисковыми машинами. Между ярусами образуется множество перекрестных связей.

Структура ресурсов может выглядеть следующим образом:

  • центральный портал - отправная (стартовая) точка для тех, кто не знаком с системой специализированных порталов;

  • набор тематических порталов, которые по сути будут продолжением существующих узлов сети обнаружения ресурсов с соответствующими шлюзами;

  • распространение идеи гибридных библиотек на систему национального распределенного ресурса; при этом местные порталы могут поддерживать доступ к тем ресурсам, которые не входят в информационную систему Объединенного комитета высшей школы. Местные порталы могут выходить на уровень индивидуальных, имея в виду доступ к тем ресурсам, на которые подписался конкретный пользователь;

  • со временем возможно появление специализированных по видам информации порталов, например, с выходом на коллекции неподвижных изображений или на видео- и аудиоколлекции, карты и т.д.;

  • порталы со специфическими материалами, например, дающие выход на геодезическую информацию.

Заключение

Постепенно программа eLib из набора самых разнообразных проектов, составляющих 1-й и 2-й этапы, перешла в стадию более сфокусированных исследований проблем гибридной библиотеки. При этом идея национального распределенного ресурса родилась как естественное продолжение концепции объединения услуг в один комплекс. Возникающие при этом проблемы инфраструктуры включают в себя вопросы управления доступом к ресурсам, аппаратурно-программные средства промежуточного уровня и стандарты. Воедино собраны значительные массивы информации.

В будущем предстоят работы по контролю над постоянно возрастающим разнообразием ресурсов, приспособление их для нужд национального распределенного ресурса и усиление роли учреждений высшей школы в совершенствовании доступа к учебным и научным материалам.


От редакции. Оригинальный английский текст данного доклада, а также адреса детальных описаний упомянутых здесь проектов можно найти по Интернет-адресу www.ifla.org .


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России