Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

НИР В БИБЛИОТЕКАХ

УДК 027.7

Варганова Г.В.

С.-Петербургский государственный 
университет культуры и искусств

Организация научно-исследовательской работы 
в библиотеках высших учебных заведений США

Представлены проблемы, связанные с организацией научной работы в библиотеках высших учебных заведений США, и пути их решения, с чем автор познакомился в 1998/99 учебном году во время стажировки в библиотеках Университета Северной Каролины.(University of North Carolina at Chapel Hill), Университета Ратгерс (Rutgers University) и Университета Дьюк (Duke University, Durham).

Библиотеки высших учебных заведений вносят весомый вклад в развитие библиотечной и информационной науки США. Это связано прежде всего с тем, что в библиотеках данного типа объективно существуют условия, обеспечивающие интенсивность и высокий уровень проведения научно-исследовательской работы.

Эти библиотеки созданы при колледжах и университетах США, являющихся основными производителями интеллектуальной элиты, определяющей концепции и стратегию социально-экономических и культурных преобразований в стране.

Современные американские университеты - это не только учебные заведения, но и центры науки, многоотраслевые научно-исследовательские комплексы, в состав которых входят различные структуры: научные и инженерные лаборатории, кооперативные исследовательские центры, центры технических исследований, технопарки, исследовательские институты и др.

В этих условиях реализация основной миссии университетов - изучения, оценки, передачи и воспроизводства общечеловеческих знаний - сделала основным фундаментальным принципом жизни американских университетов академическую свободу, требующую всемерного поддержания традиции единства учебной и научной работы.

Необходимость поддержания высокого уровня университетской науки и системы высшего образования предъявляет особые требования к библиотекам как структурным подразделениям университетов, способствующих превращению информации в знание.
Еще в 1959 г. библиотеки колледжей и университетов получили статус факультетов, что подтверждено Ассоциацией библиотек колледжей и исследовательских библиотек (Association of College and Research Libraries). В 1971 г. Комитет по академическому статусу (Academic Status Committee) и Ассоциация американских колледжей (Association of American Colleges) совместно с Ассоциацией библиотек колледжей и исследовательских библиотек разработали и официально утвердили основополагающие документы по данному вопросу.

Получение сотрудниками библиотек факультетского статуса означает "принятие всех правил, инструкций, процедур и преимуществ, которыми пользуются преподаватели факультетов университетов" и прежде всего академической свободы, предусматривающей свободу учить и свободу учиться. Факультетский статус сделал научную работу обязательным направлением деятельности библиотек высших учебных заведений, превратив их в самостоятельные научные центры университетов и колледжей.

Основным источником финансирования научной работы является университет, при котором создана библиотека. Кроме того, библиотекам данного типа вполне доступны финансовые ассигнования из внешних источников как государственного, так и частного сектора (гранты, контракты).

Особую роль играет Совет по библиотечным и информационным ресурсам (Council on Library and Information Resources), ежегодно предоставляющий гранты для поддержки научных исследований в библиотеках высших учебных заведений. Финансовая обеспеченность гранта предполагает покрытие самых важных расходов, связанных с разработкой научного проекта. По завершении работы авторы обязаны представить в Совет письменный отчет и опубликовать результаты исследования на страницах одного из научных журналов ("Library Trends", "Library Quarterly" и др.). В последние годы гранты на НИР получены библиотеками Университета Калифорнии (Беркли), Университета Калифорнии (Лос-Анджелес), Университета Мичигана, Университета Миннесоты, Университета Нью-Йорка, Университета Джона Хопкинса, Стэнфордского университета и др.

Школы библиотечных и информационных наук, являющиеся органической составной частью многих университетов, традиционно играют существенную роль в организации НИР в библиотеках высших учебных заведений. К проведению исследований активно привлекаются не только преподаватели, но и докторанты, наиболее талантливые студенты последних лет обучения.

Большой вклад в развитие НИР в университетских библиотеках вносит Ассоциация библиотек колледжей и исследовательских библиотек. Еще в 1986 г. эта ассоциация создала Комитет по научной работе (Research Committee) как средство обеспечения дальнейшего развития НИР в библиотеках высших учебных заведений и концентрации усилий библиотековедов-исследователей и библиотекарей-практиков на приоритетных направлениях библиотечной и информационной науки.

Основными задачами Комитета стали:

  • формирование "Повестки исследований" (Research Agenda), отражающей актуальные проблемы университетских библиотек;

  • разработка финансовых, учебных и других программ, содействующих реализации научных проектов;

  • создание условий, обеспечивающих активное вовлечение библиотекарей-практиков в научно-исследовательскую работу.

Формирование "Повестки исследований" оказалось многоэтапным и длительным процессом. Изучение и анализ свыше 300 статей, опубликованных на страницах профессиональной печати по проблемам, имеющим отношение к библиотекам высших учебных заведений, позволили выявить около 360 вопросов (позже сведенных к 80), ответы на которые, по мнению разработчиков, требуют предварительной научной разработки.

В отборе вопросов для "Повестки исследований" приняли участие более 110 библиотековедов и библиотекарей-практиков, имеющих различные предметные интересы и специализации. Статистическая обработка их предложений и рекомендаций позволила определить 7 крупнейших научных направлений - библиотечное образование, управление библиотекой, обслуживание читателей, библиотечные фонды и их организация, внешняя среда и библиотека, информационные технологии и коммуникации, исследования в области библиотечной и информационной науки, - по которым и была утверждена "Повестка исследований".

В первом разделе - "Библиотечное образование" - предложено обратить внимание на разработку и корректировку учебных планов и программ библиотечных школ, чтобы выпускники, получающие высшее образование, обладали всеми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы в библиотеках колледжей и университетов. Не меньший акцент сделан и на поиске путей повышения качества непрерывного образования библиотекарей-практиков.

Второе место в "Повестке..." занял такой важный раздел, как "Управление библиотекой", в частности проблемы планирования (стратегического и тактического), организации, контроля и оценки эффективности работы. По мнению создателей "Повестки...", совершенствованию управления библиотеками высших учебных заведений будет способствовать и разработка таких вопросов, как стиль управления библиотекой, методы и техника управления, управление внедрением инновационных изменений в практику библиотеки и др.

Следующий раздел "Повестки..." - "Обслуживание читателей" нацеливает библиотековедов-исследователей и библиотекарей-практиков на поиск эффективных норм и методов обслуживания читателей с учетом их динамично изменяющихся информационных потребностей.

В качестве самостоятельного научного направления выделена и такая проблема, как библиотечные фонды и их организация. От ученых ожидают предложений по разработке различных моделей формирования фондов, определяемых миссией, структурой, составом университета, при котором организована библиотека. Постоянно возрастающее количество документов на машиночитаемых носителях обусловило включение в "Повестку..." вопросов об организации фонда этих видов документов и перспективных путях обеспечения их сохранности.

В разделе "Внешняя среда и библиотека" основными вопросами названы взаимодействие библиотек с университетом, национальными центрами каталогизации, компаниями и фирмами информационной индустрии и др.

Раздел "Информационные технологии и коммуникации" предполагает многоаспектное изучение влияний телекоммуникационных технологий на способы формирования и использования потребителями информационных ресурсов.

Представляет интерес и заключительный раздел - "Исследования в области библиотечной и информационной науки", предполагающий рассмотрение взаимоотношения науки и профессии, а также степени воздействия новейших технологий на эффективность проведения НИР в библиотеках высших учебных заведений.

Проекты, реализуемые в библиотеках в рамках названных направлений, отличаются друг от друга масштабами, используемыми ресурсами, условиями внедрения и др. Академические библиотеки при колледжах ориентированы главным образом на проведение прикладных исследований. От сотрудников исследовательских библиотек при университетах ожидают проведения не только прикладных, но и фундаментальных исследований, направленных на разработку теоретических и методологических положений библиотечной и информационной науки.

Сведения об исследованиях, планируемых и проведенных в библиотеках высших учебных заведений, как правило, находят отражение в журналах "College and Research Libraries", "Journal of Academic Librarianship", "Library Trends", "Library Quarterly", "Library Resources and Technical Services" и др.

Американские специалисты отмечают, что в последние годы в библиотеках данного типа произошли существенные качественные и количественные сдвиги в плане НИР, и в то же время подчеркивают, что статьи, опубликованные по различным проблемам академических и исследовательских библиотек, носят в основном описательный характер. Лишь 33% публикаций отражают результаты проведенной научно-исследовательской работы. При этом большая часть реализованных научных проектов направлена на решение прикладных, а не теоретических проблем библиотечной и информационной науки.

Каковы же причины, сдерживающие интенсивность научной работы в библиотеках высших учебных заведений?

Это прежде всего проблемы, связанные с факультетским статусом. Несмотря на существование официальных документов, не все библиотеки, а лишь (по разным источникам) 79-85% из них имеют факультетский статус. Более того, среди обладающих этим статусом далеко не все располагают возможностями реализации заложенных в нем прав.

В ряде библиотек не выделяется время на проведение научной работы. Так, если каждый седьмой год профессора университетов освобождаются от занятий и все свое время посвящают исключительно научной работе, то большинству библиотекарей подобный творческий отпуск недоступен.

Получение финансовых средств на разработку исследовательских проектов, оплату командировок, необходимых для реализации целей и задач, поставленных в исследовании, является более проблематичным для библиотекарей, чем для преподавателей факультетов.

При определении уровня заработной платы не во всех библиотеках принимается во внимание научная работа сотрудников: участие в реализации исследовательских проектов, количество изданных публикаций, выступления на конференциях и симпозиумах и др.

Другой серьезной причиной, сдерживающей развитие научной работы в библиотеках высших учебных заведений, является недостаточное внимание к проблеме управления НИР, в частности роли руководителей библиотек в организации исследовательского процесса. Так, при формировании планов НИР директора библиотек, как правило, исходят из наличия материально-технической базы, затрат, необходимых на проведение исследований, возможностей библиотеки по обеспечению квалифицированного руководства разработкой проекта, его практической значимости. Однако крайне редко принимаются во внимание такие важнейшие факторы, как знание уровня библиотечной и информационной наук, достигнутого на планируемый период, и основных тенденций их развития. Кроме того, не всегда учитываются перспективные и приоритетные направления НИР различных факультетов университетов и колледжей.

В результате в планы научной работы включаются исследования недостаточно актуальной тематики, которые, с одной стороны, не способствуют развитию библиотечной и информационной наук, а с другой - не оказывают необходимой поддержки академическому сообществу университетов. Неактуальность тематики НИР может иметь и другие серьезные последствия, в частности, является причиной низкой вовлеченности персонала библиотек в разработку исследовательских проектов.
При организации научной работы в библиотеках, по мнению американских коллег, следует обращать большее внимание на такие вопросы, как мотивирование персонала библиотеки, способы и методы формирования исследовательской группы, оценка результатов научных исследований и формы распространения информации о завершенных разработках.

Важнейшим мотивирующим фактором является создание в библиотеке творческой атмосферы, при которой выдвижение идей и проведение исследований становится нормой. При этом создание атмосферы, комфортной для исследователей, должно сочетаться с гибким применением руководителями библиотек системы "внешних" и "внутренних" вознаграждений за научную работу.

Под "внешним" вознаграждением понимают те дополнительные возможности, которые приобретает библиотекарь-исследователь, а именно: успешное продвижение по службе, более высокие должность и уровень заработной платы, наличие разного рода символов служебного статуса, престижа и др.

Необходимость обеспечения внутренней удовлетворенности исследователя, представляющей собой сложный комплекс эмоций и чувств, которые сопровождают научный поиск и достижение значимого результата, должно стать особой заботой руководителей библиотек. Простейшими формами "внутреннего" вознаграждения являются: обеспечение необходимым оборудованием, заслушивание и обсуждение результатов научной работы, опубликование научных материалов, предоставление и оплата командировок, предоставление грантов, обеспечение возможности прослушивания учебных курсов по вопросам организации НИР, читаемых в школах библиотечной и информационной науки и др.

Необходимо отметить, что "внутренние" и "внешние" вознаграждения как средства мотивации эффективны только в том случае, когда достигается рациональное соотношение между ними, определяемое индивидуальными потребностями сотрудников.

Другой проблемой, существенно влияющей на результативность научной работы в библиотеках, является проблема формирования исследовательской группы, выявления ее оптимального состава, распределения функций и обязанностей между исследователями. Следует подчеркнуть, что, решая данные вопросы, директора библиотек высших учебных заведений не всегда исходят из необходимости соблюдения баланса между индивидуальным и коллективным трудом. Однако именно это дает возможность учитывать различные творческие инициативы сотрудников, направленные на достижение общей цели и заставляет включать в состав групп специалистов с взаимодополняющими характеристиками: уровень знаний в исследуемой области, степень подготовленности к проведению различных этапов НИР, предшествующий опыт научной деятельности и др. Кроме того, это исключает крайне нежелательную ситуацию, при которой отдельные сотрудники выполняют самые интересные в научном отношении исследования, а другие лишь оказывают техническую помощь.

Нельзя не учитывать и того факта, что для научной работы характерной является ситуация, при которой один исследователь оказывает сильное позитивное воздействие на всю творческую группу. В связи с этим желательно включать в состав участников "информационную звезду" - крупного библиотековеда, имеющего свои собственные научные интересы и сильную мотивацию к ведению научной работы. Для "информационных звезд" характерно более интенсивное (по сравнению с другими специалистами) чтение научных журналов, более активные выступления на научных конференциях, более тесные, глубокие и долговременные контакты с другими исследователями. Необходимо отметить, что научные устремления "информационных звезд" не всегда совпадают с научными приоритетами библиотеки. Но их участие в исследованиях всегда полезно, так как они охотно передают богатый личный исследовательский опыт. Приглашая "информационную звезду", руководителю библиотеки следует сделать все возможное, чтобы его присутствие в группе не стало причиной утраты творческой индивидуальности и инициативы другими сотрудниками.

По мнению американских коллег, руководители исследовательских библиотек уделяют недостаточное внимание и проблеме оценки результатов научных исследований. Сложность определения и формализация критериев оценки приводят к тому, что руководители библиотек обычно останавливаются на оценке экономической эффективности прикладных исследований и практически не предпринимают попыток оценить результаты фундаментальных разработок, реализованных в библиотеках данного типа.

Нельзя не остановиться и на таком вопросе, как роль руководителя в организации научно-исследовательской работы в библиотеке. Американские специалисты отмечают, что активность НИР персонала библиотек находится в прямо пропорциональной зависимости от научной продуктивности руководителя, его научных, профессиональных и личных качеств.

Директор библиотеки, имеющий опыт разработки исследовательских проектов, умеющий оценить научную работу сотрудников с точки зрения правильности выдвигаемых ими теоретических положений и гипотез, пользуется большим уважением в библиотеке. Участие директора в реализации конкретных исследовательских проектов в одной исследовательской группе с другими сотрудниками порождает в библиотеке обстановку взаимодействия, взаимопонимания и способствует оперативной передаче исследовательских навыков персоналу со стороны более опытного руководителя.

И, безусловно, научное лидерство является фактором стимулирования НИР в библиотеке только в том случае, если директор постоянно актуализирует свои профессиональные и исследовательские знания.

По мнению американских коллег, расширение и углубление научной работы в библиотеках высших учебных заведений невозможно и без решения проблемы, связанной с недостаточностью у персонала знаний, умений и навыков по организации научной работы. Знания в данной области получены большинством руководителей и штатных сотрудников библиотек в период обучения в школах библиотечной и информационной науки и прослушивания курса "Научные методы". Однако быстрая устареваемость специальных знаний заставляет библиотеки искать пути их обновления.

Говоря о перспективных путях интенсификации НИР в библиотеках высших учебных заведений, американские коллеги подчеркивают, что одним из важнейших является повышение квалификации. Так, в ряде библиотек видят решение проблемы в обязательном прослушивании сотрудниками библиотек курсов по организации научно-исследовательской работы, методам исследований и статистике, читаемым в библиотечных школах, а также на факультетах социальных и гуманитарных наук университета, при котором функционирует библиотека. Например, лекции по учебному курсу "Общественное управление", преподаваемому на факультетах менеджмента, могут быть полезны с точки зрения знакомства с методикой проведения обследований в библиотеках, создания фокус-групп, использования методов моделирования, экспертизы и др.

Примечательно, что в случае отказа сотрудников от прослушивания учебных курсов в "своем" университете, им предоставляется возможность получить необходимые знания в другом, как правило, расположенном в этом же или близлежащем штате.

В последние годы в качестве одного из эффективных средств повышения исследовательской компетентности предлагается организовывать обучение сотрудников ряда исследовательских библиотек на базе одной, имеющей особенно устойчивые традиции проведения НИР. Ожидается, что программа обучения будет разработана в первую очередь для сотрудников среднего звена библиотек, обладающих высоким научным потенциалом и претендующих на руководящие должности в библиотеках.

В ходе обучения предполагается проведение трех обязательных сессий. Во время первой планируется подготовка теоретической курсовой работы по проблемам методологии НИР и методам исследований, а также обязательное участие каждого слушателя в одном из исследований, предпринимаемых в библиотеке, организовавшей обучение. Большое количество учебных часов отводится на разработку обучающимися самостоятельного научного проекта по тематике, актуальной для той библиотеки, где он работает.

Проверка хода реализации исследовательских проектов планируется во время второй сессии, организуемой через полгода. И наконец, во время третьей сессии преподаватели проводят оценку реализованных слушателями научных разработок с применением различных критериев, организуют обмен знаниями, приобретенными слушателями во время самостоятельного проведения НИР.

Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации сотрудников библиотек высших учебных заведений в области НИР называют дистанционное обучение. Школы библиотечной и информационной наук, Ассоциация библиотек колледжей и исследовательских библиотек организуют регулярные программы для библиотекарей, посвященные различным аспектам библиотечной теории и практики. Некоторые из разработанных программ знакомят с организацией и планированием НИР в библиотеках, с перспективными методами исследований, с техникой определения эффективности реализованных исследовательских проектов и др.

Повышение уровня исследовательской компетентности сотрудников библиотек высших учебных заведений может стать залогом успешного внедрения и других направлений интенсификации научной работы в библиотеках данного типа. Так, большие и вполне оправданные надежды возлагаются на создание и укрепление исследовательских институтов, организуемых на базе одной или нескольких университетских библиотек для проведения междисциплинарных исследований.

Основными направлениями деятельности создаваемых институтов должны стать:

  • широкомасштабные междисциплинарные исследования как фундаментального, так и прикладного характера;

  • опубликование результатов завершенных исследований в специальной печати;

  • выпуск самостоятельного периодического издания или бюллетеня, регулярно информирующего о планируемых и законченных разработках;

  • организация конференций, семинаров и "круглых столов" с приглашением руководителей библиотек, представителей государственной власти и бизнеса для многоаспектного обсуждения проблем НИР;

  • практическая помощь библиотекам во внедрении результатов исследований;

  • консультирование преподавателей, докторантов и студентов библиотечных школ по вопросам организации научной работы.

Междисциплинарный характер исследований предполагает введение в штат института не только теоретиков и практиков библиотечной и информационной науки, но и специалистов других, главным образом, социальных областей знаний (историков, социологов, экономистов и др.).

Специалисты в области социологии и психологии могут быть привлечены к решению таких проблем, как пути повышения использования библиотечных фондов, критерии качества удовлетворения информационных потребностей читателей, приоритетные формы обслуживания различных категорий потребителей и др. Экономисты могут быть полезны при разработке стратегии и тактики финансового менеджмента, поиске дополнительных средств финансирования библиотек, формировании системы библиотечного аудита и т.д.

Помимо исследовательских институтов, серьезным средством активизации научной работы в библиотеках высших учебных заведений могут явиться и специальные программы приглашения ученых для проведения исследований сроком до 1 года. К работе на конкурсной основе будут допускаться специалисты, имеющие степени магистра, доктора наук, а также известные в профессиональном сообществе исследователи. Основной задачей научного работника должна стать реализация предложенного исследовательского проекта в полном объеме, вплоть до распространения информации о нем.

Принимающая библиотека берет на себя формирование группы сотрудников, которая окажет помощь исследователю в сборе и обработке статистических данных. Примечательно, что другой, не менее значимой задачей ученого будет обучение сотрудников библиотеки проведению исследований схожей методологии.

По мнению американских специалистов, в области библиотечной и информационной наук большое влияние на повышение интенсивности НИР в библиотеках высших учебных заведений может оказать разработка специальных программ реализации кооперативных исследовательских проектов, разработчиками которых станут библиотекари-практики и ученые социальных наук. Подобная форма связи библиотек с наукой позволит расширить рамки междисциплинарных исследований, углубить тематику научных работ, привить сотрудникам библиотек навыки внедрения результатов экспериментальных разработок.

Представляется, что реализация предложений американских коллег, направленных на интенсификацию НИР в библиотеках высших учебных заведений, позволит внести существенный вклад не только в совершенствование практической работы библиотек данного типа, но и в разработку многих актуальных проблем библиотечной и информационной науки.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России