Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

БИБЛИОТЕКИ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ 
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

УДК 027.7:377.5

Лосева Н.И.

директор библиотеки
Московского городского педагогического 
университета

Опыт координации работы библиотек
педагогических учебных заведений Москвы

Более 40 лет назад создана (приказом по Минвузу СССР) Центральная научно-методическая библиотечная комиссия (ЦНМБК), нацеленная на методическое руководство библиотеками высших и средних специальных учебных заведений страны.
С тех пор не единожды менялось название министерства, изменилась даже страна, но ЦНМБК все годы активно работала. Сейчас она называется Центральная библиотечно-информационная комиссия - ЦБИК (приказ Минобразования РФ от 27.04.2000 г.).

ЦБИК состоит из 8 функциональный секций по направлениям работы и 6 секций по типам библиотек. Председатели всех секций входят в президиум Комиссии, который собирается два раза в год. Текущая работа президиума возложена на Центральный методический кабинет (ЦМК) Научной библиотеки МГУ как головной в системе образования страны. Постоянно работают 12 зональных методических объединений во всех регионах страны, которые, в свою очередь, состоят из областных объединений библиотек вузов и ссузов. Основная методическая работа ведется региональными советами, прежде всего - это распространение профессиональной информации и повышение квалификации.

В число секций по видам и типам библиотек входят секции библиотек школ (методический центр - ГНПБ им. К.Д. Ушинского), профессионально-технических училищ и ссузов. Но если вузовские библиотеки, которые составляют костяк ЦБИК, имеют централизованное подчинение Министерству образования РФ и отраслевым министерствам, то библиотеки средних и средних специальных учебных заведений подчиняются в основном региональным органам образования. Поэтому изначально библиотеки ссузов принимали участие только в работе зональных и областных методических объединений, и то не во всех регионах. Их проблемы редко рассматривались на уровне президиума ЦБИК или министерства.

В результате получилось, что для вузовских библиотек центральным методическим кабинетом совместно с функциональными секциями за 40 лет разработано и переработано достаточно много инструктивно-методических документов, а для библиотек ссузов лишь в 1995 г. создано положение о секции, примерное положение о библиотеке и примерные правила пользования ею. Однако эти документы, как и прочие материалы ЦБИК, напечатаны в Бюллетене Госкомвуза РФ (1995, № 6), который средние специальные учебные заведения, как правило, не выписывают. Сейчас секция ЦБИК договаривается с руководством журнала "Среднее специальное образование", который получают почти все ссузы, о организации специальной странички для информации библиотечным работникам.

В конце 1995 г. в том же Бюллетене Госкомвуза напечатаны "Временные показатели по отнесению библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений к группам по оплате труда" Госкомвуза РФ (от 23.11.95), где библиотеки ссузов отнесены к 3-й и 4-й группам в зависимости от группы самого учебного заведения. В то же время группа по оплате труда вузовской библиотеки зависит от количества читателей. И если связать вышеназванный документ с "Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников культурно-просветительных учреждений" Минтруда РФ (от 25.11.92), то получается, что зав. библиотекой ссуза может иметь максимум 13-й разряд ЕТС по оплате труда, сейчас же даже заведующие школьными библиотеками нередко тарифицируются по 13-му - 14-му разрядам.

С 1998 г. методическим центром библиотек ссузов является библиотека Московского городского педагогического университета (МГПУ), а ее директор - председатель секции библиотек средних специальных учебных заведений ЦБИК Минобразования РФ. Возглавив секцию, мы сочли необходимым прежде всего разработать вместе с ЦМК "Примерные штаты библиотек ссузов", так как выяснилось, что большинство библиотек имеют в среднем по 2-3 сотрудника, что по всем нормативам недостаточно.

Затем была составлена "Примерная инструкция по библиотечной технологии для библиотек ссузов", которую Научно-методический центр (НМЦ) Министерства образования РФ издал тиражом 200 экз. и разослал по ссузам, однако ее получили не все библиотеки. В библиотеку МГПУ постоянно поступают запросы на эту инструкцию, которую приходится высылать по электронной почте, переписывать на дискеты. Сейчас уже готово новое издание инструкции. Управление учебного книгоиздания и библиотек Минобразования РФ обещает в начале года разослать ее по всем ссузам.

ЦМК подготовил приказ № 2488 от 24.08.2000 г. "Об учете фонда библиотек образовательных учреждений". На очереди - типовые должностные инструкции, но их следует разрабатывать на основе вышеназванных "Тарифно-квалификационных характеристик...", которые явно устарели. Хотелось бы, чтобы руководители имели более широкие полномочия. Если должность библиотекаря тарифицируется по 6-му - 11-му разрядам, то думается, что надо дать право заведующим и директорам библиотек в этих рамках самим устанавливать разряд каждому конкретному работнику, исходя из его образования, стажа и опыта работы. В массовых библиотеках это вправе решать руководство библиотеки, а в библиотеках учебных заведений решающее слово оказалось за отделами кадров.

21 ноября 2000 г. на базе библиотеки МГПУ состоялось совещание библиотечных работников ссузов "Проблемы библиотечного обслуживания и книгообеспечения средних специальных учебных заведений", организованное ЦБИК и Минобразования РФ. В нем приняли участие около 100 представителей библиотек ссузов из Москвы и Московской области, Рязани, Барнаула, Воронежа, Уфы, Перми, Иркутска и других городов России, а также 5 издательств.

Программа работы совещания была четкой и насыщенной. В выступлениях представителей НМЦ дана оценка обеспечения ссузов учебными изданиями; заместитель председателя ЦБИК, заведующая ЦМК Е.В. Иванова и председатель секции библиотек ссузов, директор библиотеки МГПУ Н.И. Лосева рассказали о деятельности ЦБИК. Методист библиотеки Тверского технического университета У.С. Табынаева посвятила свое выступление координации комплектования библиотек Твери. Главный библиотекарь ЦМК Л.К. Шекова дала консультацию об учете и переоценке библиотечных фондов. Зав. библиотекой Химкинского техникума О.Н. Гладких рассказала о формировании фонда своей библиотеки. Плюсы и минусы централизованного комплектования московских педагогических колледжей проанализировала В.А. Бласет Кастро, зав. библиотекой учебно-педагогического комплекса "Педагогическое училище-лицей" № 1 им. К.Д. Ушинского (ее статья на данную тему опубликована далее в этом номере. - Ред.).

Участники совещания положительно оценили его работу; анализ анкет, заполненных библиотекарями, дал информацию к размышлению. Так, 24% участников сообщили о наличии в библиотеках компьютеров, 23% - копировально-множительной техники. Много это или мало? Если учесть, что в начале 1990-х гг. библиотекари ссузов порой вообще не знали, что это такое, то можно сказать, что немало.

Хуже обстоит дело с комплектованием. 20% опрошенных отметили, что совсем не имеют возможности приобретать литературу, 73% приобретают до 2,5 тыс. книг в год, а более - только 7%. То же самое - с подпиской периодики: 13% совсем не выписывают, 76% - на сумму до 24 тыс. руб. в год, т. е. финансирование библиотек - на грани выживания.

Грустная картина и с методической помощью. 21% библиотек ни с кем не координирует свою деятельность, 29% жалуются на отсутствие помощи от методических центров, и только 16% признают наличие региональных методических объединений. 86% считают, что подобные совещания должны проводиться ежегодно. Каждый третий опрошенный жалуется на отсутствие инструктивно-методических и регламентирующих документов. Но хотелось бы услышать от библиотекарей ссузов, в каких конкретно документах они нуждаются, какими инструкциями и материалами недовольны, чем, по их мнению, должна заниматься секция и какую помощь они ждут от ЦБИК. Сбором и анализом ответов на все эти вопросы секция библиотек ссузов и будет заниматься в ближайшее время.

В рамках планов повышения квалификации различных категорий работников Научно-методический центр Минобразования РФ и отраслевые министерства привлекают ЦМК и библиотеку МГПУ к проведению занятий с группами библиотекарей ссузов. Например, состоялись семинары для работников библиотек железнодорожного транспорта, медицинских учебных заведений. Но, как выяснилось, далеко не все сотрудники библиотек знают о этих мероприятиях. Библиотекари часто оторваны от профессиональной информации, сами не стремятся к общению, контактам с другими библиотеками, работе в методических объединениях; не обращаются в свои зональные библиотеки и органы управления с целью повышения квалификации.

В наше время при дефиците квалифицированных библиотечных кадров и ограниченном финансировании очевидным разумным выходом становится создание корпоративных систем, единых электронных каталогов и прочих форм координации библиотечного обслуживания.

Еще в 1990 г. ЦБИК разработала и выпустила через Госкомобразования СССР "Методические рекомендации по организации обслуживания студентов, учащихся и преподавателей вузов и ссузов по единому читательскому билету". Этот документ было предложено рассмотреть на советах ректоров и директоров учебных заведений и внедрить в городах России. Но, к сожалению, мало где это реально получилось.

В Москве реализовать внедрение единого читательского билета возможно только в пределах одного округа или ведомства. Поскольку МГПУ и педагогические колледжи Москвы подчиняются Московскому комитету образования (МКО), в 1996 г. принято решение организовать для студентов и преподавателей этих учебных заведений единое информационное поле. Приказом МКО на базе библиотеки МГПУ как головной создана Единая библиотечная система (ЕБС) для читателей педагогических учебных заведений Москвы; разработан пакет документов, состоящий из Положения о ЕБС, Правил пользования библиотеками ЕБС, Положения о едином читательском билете.

В соответствии с названными документами читателям МГПУ и 17 московских педколледжей дано право пользоваться всеми библиотеками ЕБС. И теперь ежегодно в библиотеку МГПУ обращаются более 200 читателей педколледжей, а их библиотеки посещают свыше 100 студентов МГПУ.

Процесс интеграции развивается, большинство библиотек педколледжей имеют компьютеры и пользуются электронным каталогом МГПУ, который включает более 24 тыс. названий книг, 19 тыс. статей и несколько баз данных.

В рамках ЕБС регулярно проводятся совещания и семинары. На них обсуждаются актуальные проблемы технологии работы библиотек, их комплектования, обслуживания читателей; разрабатываются единые документы, например "Прейскурант платных услуг" для читателей.

Мы считаем, что в координации деятельности заинтересованы все участники ЕБС. Библиотеки педколледжей, существующие десятилетиями, имеют хорошо укомплектованные фонды учебной и художественной литературы старых лет издания; а библиотека МГПУ, функционирующая с 1995 г., уже сформировала фонд, насчитывающий почти 300 тыс. томов, в основном новейшей литературы, в том числе 60 тыс. научных изданий. Она выписывает более 300 названий периодических изданий; получает в дар литературу из Фонда Сороса, Госкомпечати, Центра иностранного комплектования (при РГГУ) и от частных лиц; имеет 12 отраслевых филиалов при факультетах в разных районах Москвы, перечень которых (с адресами и часами работы) вывешен на доске информации во всех педколледжах, так же, как и координаты библиотек педколледжей - в МГПУ.

В условиях ограниченного финансирования учебных заведений взаимодействие библиотек повышает уровень удовлетворения читательских запросов и использования накопленных книжных фондов.

Педагогические колледжи сейчас формируют собственные электронные каталоги, и в ближайшем будущем мы надеемся подойти к созданию единого электронного каталога библиотечных фондов системы Московского комитета образования.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России