Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.2/. 8

Бласет Кастро В.А

зав. библиотекой учебно-педагогического 
комплекса "Педагогическое училище-лицей № 1 
им. К.Д. Ушинского, Москва

Централизованное комплектование библиотек 
педагогических колледжей Москвы: 
плюсы и минусы

До 1995 г. комплектование библиотек педагогических колледжей осуществлялось из нескольких источников:

  • учебники общеобразовательной школы по бланку заказа на год библиотеки получали через учебно-методические кабинеты округа (по месту расположения колледжа);

  • учебно-методическую литературу для ссузов, справочную, художественную, общественно-политическую, научную и другую литературу заказывали по тематическим планам в магазине "Педагогическая книга";

  • в коллекторе школьных библиотек (с 1993 г. в коллекторе массовых библиотек) зав. библиотеками собирались один раз в месяц на обзор и заказ новой литературы;

  • литературу, необходимую для учебного процесса, библиотеки могли покупать и по безналичному расчету в книжных магазинах Москвы ("Молодая гвардия", "Библио-Глобус", "Высшая школа", "Дом книги", "Новая школа", "Аккорд" и др.);

  • библиотеки имели возможность ежегодно выписывать до 100 наименований газет и журналов; специальные журналы и сборники документов - в нескольких экземплярах.

Итак, школьные учебники библиотеки педколледжей получали через Московский комитет образования, другую литературу приобретали по безналичному расчету, выписывая счета, оплачиваемые централизованной бухгалтерией.

С 1996 г. Московский комитет образования решил осуществлять комплектование библиотек педагогических колледжей централизованно.

Что это означает? Библиотеки лишились права самостоятельно выписывать счета и приобретать литературу индивидуально.

На двух (из 17) заведующих библиотеками педагогических колледжей практически возложили обязанности коллектора, не оговорив это ни в каких регламентирующих документах.

В чем заключается эта работа? Один раз в год (в ноябре) централизованно собираются заказы со всех 17 колледжей, а двое заведующих библиотеками должны свести все заказы в единый и сдать главному специалисту Московского комитета образования. Затем эти же два человека должны проконтролировать выполнение заказа по всем колледжам и при наличии изменений внести их в общий заказ.

На учебники для общеобразовательной школы выдаются бланк-заказы Московского комитета образования. В течение года АО "Московские учебники" развозит заказанную литературу по педагогическим колледжам. К сожалению, сюда не входят альтернативные учебники, методическая литература к учебникам и пособия для учителя, программы по общеобразовательным дисциплинам, а также рабочие тетради и демонстрационные материалы. Перечисленную литературу школы покупают за наличный расчет (на средства родителей) для каждого ученика индивидуально. У библиотек педколледжей такой возможности нет, но именно эта литература необходима студентам как будущим педагогам для полноценного овладения методикой преподавания школьных дисциплин.

В связи с изменением учебных программ и введением новых дисциплин и специальностей в средних специальных педагогических учебных заведениях в 1990-х гг. назрела необходимость как в соответствующих новых учебниках, так и в замене старых учебных пособий по основным дисциплинам (психология, педагогика, анатомия и др.).

Московский комитет образования заключил договор с издательским центром "Академия" на выпуск учебной литературы по новым программам. (Это было особенно актуально в связи с требованием Минобразования РФ обеспечивать учебные заведения учебниками с грифом министерства.) Библиотеки начали активно пополняться литературой, издаваемой ИЦ "Академия". Однако частично заказы составлялись на еще не изданную литературу, что вносило сбои в работу по комплектованию. Нередко библиотеки, не получив заказанную литературу вовремя, т.е. в течение года, заказывали ее повторно и в конце концов получали в двойном количестве.

Централизованное комплектование через Московский комитет образования свело комплектование библиотек педагогических колледжей к одному издательству и лишило их возможности приобретать литературу, во-первых, в иных организациях (коллекторе, других издательствах) и во-вторых, конкретные издания, необходимые тому или иному педагогическому колледжу индивидуально. Здесь нужно оговориться. Бывший куратор педколледжей Л.В. Борикова пыталась индивидуально подойти к комплектованию их библиотек, но это не удалось, так как каждой библиотеке хотелось приобретать литературу в разных издательствах и в малых количествах.

При централизованном комплектовании сложно работать с большим числом издательств. Фактически трудоемкая работа по сбору заявок и сведению заказа в единый проходила впустую. Кроме того, сделав заказ в начале года, библиотеки ждут его 8-12 месяцев и не всегда получают то, что заказывали: литература, не оплаченная вовремя Московским комитетом образования, не доходит до библиотек, многие книги в издательстве кончаются, многие дорожают. От подачи заказа в Московский комитет образования до его оплаты проходит до 6 месяцев, в результате заказ очень сильно видоизменяется.

Четыре года централизованного комплектования привели к тому, что фонды библиотек педагогических колледжей расширились количественно, но не улучшились качественно. Получая большое количество литературы одного издательства, библиотеки лишились возможности обновлять и расширять фонды справочной, научной и художественной литературой других издательств. Анализ системы централизованного комплектования показал ее плюсы и минусы. С одной стороны, система обеспечивает все библиотеки педагогических колледжей одобренной Минобразования РФ учебной литературой по новым учебным программам и учебниками общеобразовательной школы издательства АО "Московские учебники". А с другой - библиотеки педколледжей потеряли самостоятельность в комплектовании фондов по профилю учебного заведения и лишились возможности выбирать лучшие книги из всего многообразия издаваемой педагогической и другой необходимой в учебном процессе литературы.

В связи с модернизацией образования и повышением требований к знаниям молодых специалистов по различным педагогическим специальностям нужен индивидуальный подход к комплектованию библиотеки каждого педагогического учебного заведения Москвы научной, учебной, художественной, научно-методической литературой и литературой универсального характера (словари, справочники, энциклопедии).

Совет Единой библиотечной системы педагогических учебных заведений Москвы предлагает внести в систему централизованного комплектования следующие изменения:

  1. Осуществлять комплектование библиотек педагогических колледжей учебниками общеобразовательной школы через учебно-методические кабинеты в округах. Это облегчит работу по сбору и обобщению заказа;

  2. Возобновить практику комплектования учебными программами через учебный коллектор;

  3. Предоставить библиотекам педколледжей возможность самостоятельно комплектовать свои фонды научной, учебной и художественной литературой через Центральный коллектор научных библиотек в пределах выделяемых средств.

В заключение можно сказать, что к любой централизации нужно подходить очень осторожно и при анализе ее эффективности не бояться увидеть ошибки. Спрос рождает предложения. Сейчас выпускается масса интересной литературы, и каждая библиотека педагогического колледжа должна иметь возможность приобретать литературу по профилю своего учебного заведения самостоятельно в разных издательствах.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России