Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

ЮБИЛЕИ

УДК 02(470)(092)

В.А. Минкина

С.-Петербургский государственный 
университет культуры и искусств

Молодость в творчестве
К юбилею Э.Е. Рокицкой

Элеонора Евгеньевна Рокицкая - доктор педагогических наук, доцент кафедры научно-технической информации СПбГУКИ. За ее плечами два высших ленинградских учебных заведения (педагогический институт иностранных языков и библиотечный институт), работа библиографом и инженером по технической информации, с 1963 г. - преподавание сначала на кафедре технической литературы, а в настоящее время - на кафедре НТИ.

Сколько скрыто за скупыми и формальными строками трудовой книжки! А за ними - огромный труд по разработке большого числа учебных дисциплин, из которых, пожалуй, только курс "Библиография технической литературы" Э.Е. Рокицкая приняла как эстафету от своих учителей и коллег - Л.В. Зильберминц и Д.Ю. Теплова. В становлении курса "Теория документальных потоков", который впервые начали читать именно в ЛГИК по инициативе Д.Ю. Теплова, Элеонора Евгеньевна принимала уже самое деятельное участие [10]. А потом последовали авторские курсы: информационный маркетинг, маркетинговые исследования, информационная поддержка делового сотрудничества, информационный менеджмент.

За каждым научно-педагогическим новшеством стоит серьезнейшая аналитическая и исследовательская работа, к которой Э.Е. Рокицкая успешно привлекает студентов, аспирантов и соискателей. В результате ежегодно обновляется тематика курсовых и дипломных работ, семинарские и практические задания. Под руководством Элеоноры Евгеньевны защищены 7 кандидатских диссертаций. Она - автор более 70 научных статей, глав в учебниках, учебных и методических пособий. Ею подготовлена к изданию монография и защищена докторская диссертация "Информационная составляющая маркетинговой деятельности" [11].

Главная отличительная черта, главная особенность Элеоноры Евгеньевны - неиссякаемая любознательность, способность удивляться и смотреть на привычные вещи новыми глазами. Вопрос "а, собственно, почему?", который мы, ее коллеги, слышим постоянно, заставляет напряженно искать ответы и в этом поиске меняться.

Однако чаще всего этот вопрос Э.Е. Рокицкая задает себе и в стремлении найти промежуточный, но никогда не окончательный вариант решения задачи, не перестает учиться, само учение рассматривая только как процесс расширения границ непознанного. Трудно перечислить те конференции, семинары, международные школы по маркетингу, менеджменту, использованию информационных ресурсов, конфликтологии и ведению деловых переговоров, в работе которых Элеонора Евгеньевна принимала участие лишь в последние годы.

Но, быть может, решающим шагом на бесконечном пути постижения профессии явилась работа Элеоноры Евгеньевны с Л.В. Зильберминц, Д.Ю. Тепловым и другими - с теми, о ком потом будут говорить как о лидерах петербургской школы отраслевой библиографии. (Подробнее история становления и развития школы отражена в статье В.А. Минкиной. "Становление петербургской школы отраслевой технической библиографии", сб. "Библиотеки - обществу: на пороге нового века". СПб, 1999. С. 146-155.)

Чему же они учили и в чем видели особенности и предназначение библиографического обслуживания? Прежде всего, утверждалось, что отрасль и сфера деятельности специалистов существенно влияют на содержание информационных потребностей и возникающих документов, вызывая необходимость самого тщательного изучения этих внешних для библиотечно-библиографической практики условий. Второй постулат был как бы зеркальным отражением первого: если через условия создания документов можно объяснять особенности развития документального потока, то тогда анализ потока должен позволить характеризовать состояние и перспективы развития самой научно-производственной деятельности. Последнее, однако, требует использования достижения не только и не столько библиографоведения, сколько многих смежных областей, среди которых уже с позиций сегодняшнего дня можно назвать научно-техническое прогнозирование, науковедение, социальное управление, когнитивную психологию и психолингвистику. Постулировалось, что именно открытость, восприимчивость библиографоведения к результатам исследований других наук явится условием его успешного дальнейшего развития. Все эти идеи восприняты Э.Е. Рокицкой и получили новое преломление в ее научно-педагогическом творчестве.
Справедливости ради следует признать, что и Л.В. Зильберминц, и Д.Ю. Теплов, и И.А. Мохов учили многих; но далеко не все стали затем педагогами-исследователями, стремящимися к расширению границ и сферы социального влияния информационной деятельности.

Э.Е. Рокицкая оказалась достойным учеником. Ее кандидатская диссертация посвящена возможностям применения системного подхода к исследованию документального потока [1]. Выбор темы не случаен. Системный подход, а вернее, системный взгляд на изучаемые явления - будь то поток отраслевой литературы, формирование информационных потребностей, профессиональное чтение специалистов или осуществление маркетинговых исследований - позволял рассматривать их во всем многообразии внутренних и внешних связей, с учетом неизбежных изменений, диктуемых логикой развития как самого объекта, так и окружающей среды.

Сказанное хорошо иллюстрирует цитата, заимствованная из последних работ Э.Е. Рокицкой: "Информационные потребности специалистов должны определяться не только исходя из направлений внутренней деятельности организации, но и из особенностей ее функционирования в условиях рынка с учетом тенденций его развития: прогнозирование развития рынка предопределяет перспективные направления деятельности организации, а значит, и перспективные информационные потребности специалистов" [11, с. 13].

Системное видение мира определило всю последующую работу, сопровождавшуюся расширением круга анализируемых явлений. Э.Е. Рокицкой было предложено изучение документального потока как информационной модели отрасли - научно-технического направления, начатого Д.Ю. Тепловым, Л.В. Зильберминц и В.В. Гнучевой еще в 1960-х гг. [3]. Причем оно оказалось настолько продуктивным, что к концу 1980-х гг. стало возможным описывать трудовую деятельность людей как коммуникативный процесс поиска информации, ее восприятия и использования, создания новых сообщений и их распространения в обществе. И тогда оказалась понятной реакция специалистов на ту или иную информацию, причины ее положительной или отрицательной оценки в различных ситуациях использования. Э.Е. Рокицкая обосновывает возможность опережающего информационного обслуживания, направленного на расширение профессионального кругозора специалистов [2, 4, 5].

Следующим логическим шагом была разработка концепции информационного обеспечения деятельности организаций, включая осуществление маркетинговых исследований и информационную поддержку стратегического планирования [9]. Сегодня Э.Е. Рокицкая усиленно развивает идеи информационного управления, подчеркивая все возрастающую роль информационных ресурсов и профессиональной коммуникации как в деятельности самой организации, так и в установлении благоприятных деловых отношений с внешним миром.

Обосновывая в докторском диссертационном исследовании возможность и необходимость обучения студентов библиотечных факультетов информационному управлению, Э.Е. Рокицкая обозначает содержание цикла взаимосвязанных информационно-управленческих дисциплин, преподавание которых уже ведется [7, 8, 11]:

Название учебной дисциплины

 Основное содержание (указаны разделы учебных ресурсов, ориентированные на проблематику информационного управления)

Документально-коммуникационная деятельность в информационном обществе: введение в специальность

Особенности информационного общества и социальные последствия информатизации; социальные коммуникации и место в них профессионального общения; формирование информационного пространства организации; состав и структура совокупных информационных ресурсов и ресурсов организации; информационное управление как новое направление научно-информационной деятельности; функции и сфера компетентности специалистов по информации

Документоведение. Теория документальных потоков [10]

Особенности закрепления знания в первичных документах различных типов; создание отдельных разновидностей документов на различных стадиях и этапах познавательной деятельности, разработки и внедрения новых объектов; понятие входящего, внутреннего и исходящего потока организации; влияние социально-экономических и социально-психологических условий создания и использования документов на их информационную ценность.
Причины изменения состава и структуры документального потока; направления изучения документального потока для определения состояния и перспектив развития отдельных отраслей естествознания и техники; распространенности идей, концепций и методов, сетей научного влияния; возможности информационного моделирования.

Информационный менеджмент [8]

Информационная сущность управления. Профессиональная коммуникация как связующие процессы в деятельности организации; внутренняя и внешняя коммуникационная политика организации; ее связь с ценностями организационной культуры

Информационный маркетинг [6]

Информационная природа маркетинга; роль информации в регулировании товарно-денежных отношений; разработка и реализация маркетинговой политики как средства информационного управления деятельностью организации; маркетинговые информационные системы и их использование для информационного мониторинга основных субъектов и объектов управления деятельностью организации.

Маркетинговые исследования [6]

Возможности информационного моделирования деятельности организации в ее взаимодействиях с внешней средой; пути сбора и анализа информации о спросе и потребителях, предложениях товаров и услуг на целевом рынке, состоянии конкуренции; методы анализа информации о товарно-фирменной структуре рынка и ценообразовании, конкурентных структурах и расстановке сил на рынке; комплексные информационные исследования рынка продукции предприятия

Информационная поддержка делового сотрудничества

Причины повышения значимости делового сотрудничества в современной научно-практической деятельности; деловое сотрудничество как процесс информационного взаимодействия.
Социально-психологические особенности документального и недокументального делового общения; конфликты, возникающие в ходе делового сотрудничества, информационные пути их урегулирования; коммуникационная компетентность личности и проблемы ее формирования.
Деловые переговоры и их информационное сопровождение; информационная поддержка внешнеэкономической деятельности организации.

 

Следует отметить, что если применительно к высшему библиотечному образованию перечисленные курсы являются специальными, вводимыми по инициативе и на усмотрение вуза, то в образовательном стандарте "Прикладная информатика" курс "Информационный менеджмент" обозначен уже как обязательный общепрофессиональный. В настоящее время Э.Е. Рокицкая ведет его разработку.

Поздравляя Элеонору Евгеньевну и желая ей дальнейших творческих успехов, я беру на себя смелость раскрыть секрет ее молодости. Он - в умении и желании удивляться, ставить вопросы, постоянно и вдохновенно учиться.

Работы Э.Е. Рокицкой, упомянутые в тексте:

1. Стандарты европейских стран - членов СЭВ и постановка информации о них в СССР: системное исследование организации вторичных информационных потоков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / ЛГИК. Л., 1973. 29 с.

2. Изучение условий и ситуаций чтения как подход к соотнесению особенностей информационных потребностей специалистов и технической литературы // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: Сб. науч. тр. / ЛГИК. Л., 1980. С. 106-118.

3. Основные направления изучения документальных потоков // Документальные потоки по естествознанию и технике и проблемы библиографии: Сб. науч. тр. / ЛГИК. Л., 1983. С. 5-25.

4. Профессиональное чтение как коммуникационный процесс // Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб. науч. тр. / ЛГИК. Л., 1984. С. 92-99.

5. Роль отраслевой библиографии в расширении профессионального кругозора специалистов // Отраслевая библиография как средство стимулирования творческой активности специалистов: Сб. науч. тр. / СПбГИК. СПб., 1992 С. 45-57.

6. Информационный маркетинг: Учеб. метод. пособие / СПбГАК. СПб., 1997. 66 с.

7. Обучение студентов дисциплинам "Информационный маркетинг" и "Маркетинговые исследования" как путь формирования рыночного мышления специалистов по информации // Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. СПб., 1998. С. 213-216.

8. Информационный менеджмент как новое направление подготовки специалистов // Менеджмент и культура: Сб. науч. тр. / СПбГАК. СПб., 1998. С. 27-38 (в соавт.)

9. Библиографические пути поиска, анализа и синтеза информации для маркетинговых исследований // Мир библиографии. 1998. № 6. С. 66-68.

10. Теория документальных потоков: Учеб. рабоч. программа // Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради. Вып. 3. СПб.: СПбГУКИ, 1999. С. 105-120 (в соавт.).

11. Информационная составляющая маркетинговой деятельности: Автореф. дис. ... докт. пед. наук / СпбГАК. СПб., 1999. 40 с.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России