Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


Обзоры. Рецензии

УДК 028.1

Моргенштерн И.Г.

Технологический подход
к формированию информационной культуры

Эффективность информационной системы зависит главным образом от двух факторов: качества самой системы и уровня потребления ее ресурсов. Второй фактор, значимость которого осознана еще во второй половине XIX в., в свою очередь определяется уровнем информационной культуры потребителей. Деятельность специалистов народного образования и библиотек в области информационного просвещения населения называлась заботой о повышении культуры чтения, пропагандой библиотечно-библиографических знаний, библиотечно-библиографической ориентацией ученых и специалистов, библиографическим обучением читателей, использованием рекомендательной библиографии в пропаганде книги и т. п. Специальная литература, освещающая задачи, организацию, опыт этой деятельности, насчитывает десятки книг и сотни статей. Выделю практическое пособие Государственной республиканской детской библиотеки "Библиотечно-библиографические знания — школьникам" (3-е изд. М., 1989), публикации специалистов Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина: сборник "Специалист — библиотека—библиография" (М., 1971), книги И.К. Кирпичевой "Что надо знать каждому читателю" (Л., 1960) и "Библиография в помощь научной работе" (Л., 1958), Е.В. Иениш "Библиографиче­ский поиск в научной работе" (М., 1982).

Однако результаты деятельности в вышеуказанном направлении признаются малоэффективными. К недостаткам информационного просвещения относят эпизодичность, односторонность, бессистемность. Полученные знания вследствие неприменения забываются, не преобразуются в умения и навыки. Последние присущи только узкому кругу постоянных читателей.

Проблема сама по себе не решается. Остроту ей придает технологическая революция информационных процессов. Опыт и пособия 1960—1970 гг., не говоря уже о более ранних временах, устарели методологически и содержательно, не отвечают современным реалиям. Информационные ресурсы общества растут, а их потребление часто остается на невысоком уровне. Необходимо искать новые средства и методы информационного просвещения.

Все шире распространяется стремление формировать не отдельные знания или умения, а информационную культуру в целом и прежде всего личную. В различных учебных заведениях обычными стали комплексные курсы "Основы информационной культуры" или "Информационная культура личности". Значительный опыт их преподавания накопили Казанский, Краснодарский, Пермский и другие вузы культуры и искусств. Особенно значителен вклад Кемеровской академии культуры и искусств (КемГАКИ). Во-первых, она в наибольшей мере осуществила трансформацию библиотечно-библиографического образования применительно к потребностям информационной эпохи. Бывший библиотечный факультет преобразован в факультет информационных технологий. Открыта новая специализация "Технология формирования информационной культуры". Факультет готовит специалистов по квалификации "Библиотекарь-преподаватель основ информационной культуры".

Во-вторых, под руководством проректора по научной работе проф. Н.И. Гендиной ученые КемГАКИ провели в последние годы коллективные исследования "Формирование информационной культуры в системе непрерывного  образования" и "Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности". Итоги исследований подведены на межрегиональной научной конференции "Информационная культура в структуре новой парадигмы образования" (Кемерово, декабрь 1999 г.), а результаты опубликованы в сборниках научных работ [1] и учебно-методических материалов для общеобразовательных учебных заведений [2], учебно-методическом пособии по диагностике и технологии формирования информационной культуры личности [3].

Суммарный объем названных изданий — более 40 печ.л. Сборник учебно-методических материалов [ 2] включает учебные программы для курсов "Основы информационной культуры" (сост. Н.И. Гендина) и "Компьютерная обработка текста" (сост. А.Г. Гук), описания лабораторных работ и методические разработки уроков; учебно-методическое пособие [3] — программы по курсу "Основы информационной культуры", материалы о средствах диагностики уровня информационной культуры личности (ч. I), описания методик формализованной подготовки информационных продуктов и справочно-иллюстративные материалы (ч. II).

Рамки рецензии не позволяют детально изложить и оценить столь объемные издания. Остановлюсь только на главном и существенном.

В целом исследователи руководствовались системным и технолого-методическим подходами к изучению феномена информационной культуры, выяснению ее реального состояния среди различных категорий потребителей информации, прежде всего учащихся общеобразовательных учебных заведений, стремлением выработать решения, реально способствующие формированию и росту уровня информационной культуры. Поэтому центр тяжести исследования перенесен на общеобразовательную школу. Отмечу,   что занятия по выработанной сотрудниками КемГАКИ программе проводятся факультативно в нескольких учебных заведениях Кузбасса [1, с. 32, 36, 40].

В теоретическом плане они обратили внимание на сложность понятия информационная культура, образованного из сочетания крайне многозначных понятий и в качестве ведущей дефиниции приняли формулировку Ю.С. Зубова: "систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей". Авторы сборника научных работ [1] показывают значение информационной культуры, проблемы ее развития в нашем обществе (в этом отношении особенно интересна статья Л.В. Нургалеевой из Томского университета, размышляющей о целях, содержании, методике изучения информационной культуры [1, с. 81—89]). Совершенно справедливо отмечено, что школьный курс информатики в целом не решает задачу формирования информационной культуры [1, с. 14—15, 82], а наибольший вклад среди школьных дисциплин в формирование знаний и умений в области информационной подготовки вносит курс "Русский язык" [1, с. 19].

Бесспорной ценностью обладает проведенный учеными КемГАКИ контент-анализ 88 учебных программ по 65 обязательным и факультативным дисциплинам, изучаемым школьниками 1—11 классов. В результате выявлены 661 ключевое слово, характеризующее состав знаний в области информационной культуры и 688 ключевых слов, характеризующих соответствующие умения. Они представлены в форме таблиц с распределением по каждому из 11 классов [ 3, ч. 1,
с. 75—115]. Комментарии к результатам контент-анализа опубликованы в программной и обобщающей статье Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой "Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности: программа и результаты исследования" [1, с. 11—30]. По моему мнению, для создания более объективной картины информационной наполненности школьного образования желательно разделить ключевые слова из обязательных и факультативных программ.

Оценка реального уровня информационной культуры привела исследователей к выводу, что школьники и студенты испытывают ощутимый дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними [1, с. 21], а действующая информационная подготовка школьников неэффективна [1, с. 23]. Одна из главных причин этого — нетехнологичность подготовки. В качестве решения проблемы предложено ввести в учебный процесс общеобразовательных учреждений специальную дисциплину "Основы информационной культуры". Н.И. Гендина разработала блок программ по данному курсу для учащихся старших классов и преподавателей школ, гимназий, лицеев, студентов, аспирантов и соискателей вузов культуры и искусств [3, ч. 1, с. 6—72]. Программы подготовлены модульным методом. Унифицированы структура, терминология (в основном) и другие элементы, дифференцировано содержание применительно к социокультурным и профессиональным характеристикам каждой категории субъектов непрофессиональной информационной деятельности (это понятие, по моему мнению, точнее обозначает субъекта информационной культуры, чем привычный термин потребитель информации).

В каждой программе пять разделов: информационные ресурсы общества и информационная культура; основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения; аналитико-синтетическая переработка источников информации; структура, правила подготовки и оформления результатов работы; информационная культура и новые информационные технологии.

Решение составить программы как для учащихся, так и для педагогов (в широком значении этого понятия) совершенно верно. Судьбу общества определяет подрастающее поколение, но каким оно будет, зависит прежде всего от учителей и воспитателей. Между тем более 90% преподавателей и библиотекарей оценили уровень своей информационной культуры как поверхностный [1, с. 27]. Выделю еще три существенных достоинства программ: полный охват содержания информационной культуры (ее часто ограничивают поиском и потреблением информации), логичность развертывания знания (от удовлетворения потребностей в информации к ее подготовке), упор на технологический компонент обучения, под которым понимается «совокупность знаний и умений, связанных с ответом на вопрос "Как делать? "» [1, с. 22]. Данный подход методологически обоснован в статье И.С. Пилко "Технологический подход к формированию основ информационной культуры" [ 1, с. 122—129].

Программы дополнены ценными материалами по методике составления аннотаций, рефератов, обзоров, организации лабораторных работ по информационному поиску в различных видах источников, библиотечного урока и информины [2].

Однако не все решения исследователей носят бесспорный характер. Вызывает сомнение содержание программы по основам информационной культуры для старшеклассников. На мой взгляд, в предложенном варианте она целесообразна как факультатив для школьников, стремящихся стать специалистами информационной деятельности. Во всяком случае, до широкой апробации она остается именно таковой. Мой опыт проведения занятий по библиографии показал сильное сопротивление потоку знаний, ценность которых для учащихся общеобразовательной школы не очевидна. Сказывается представление о простоте информационных процессов. Если большинство взрослых уверены в элементарности информационных знаний и умений, примитивности работы библиотекаря, а о библиографии вообще не имеют представления (контент-анализ показал, что для характеристики знаний слово библиография в качестве ключевого встречается только в программах для 3-го класса [3, ч. I, с. 75]), чего же ожидать от подростков? По-видимому, не случайно авторы рецензируемых изданий, критикуя выявленное ими сосредоточение обучения информационным знаниям и умениям в старших классах [1, с. 24], не предложили оптимальной системы перераспределения означенного материала.

Остался непроясненным вопрос о навыках информационной культуры. Достаточно полно показано, какие знания и умения необходимы учащимся и учителям. Навыки только упоминаются [ 3, ч. 1, с. 7 и др.]. Между тем без навыков нет подлинной технологии, необходимого ритма труда, не только профессионального, но и учебного. Программы отводят до половины учебного времени на практические занятия, но их характер не раскрыт, неясно, позволяют ли эти занятия, помимо умений, вырабатывать и навыки.

Открытой остается и проблема стимулирования в формировании информационной культуры. По моему убеждению, стимул играет решающую роль в развитии личной информационной культуры. Исследователи говорят о внедрении "Основ информационной культуры" [1, с. 26]. На мой взгляд, предпочтительнее вести речь об их освоении (выделено мною. — И.М.).

Встречаются неточности в употреблении терминов. Например, библиографическое описание рассматривается как процесс (3, ч. I,
с. 11), хотя таковым является составление библиографических описаний. Понятия  опубликованный документ и неопубликованный документ авторы трактуют по признаку широты распространения информации (3, ч. 11, с. 107), игнорируя правовой статус документов. Сериальные издания рассматриваются как синоним серийных (?). Трактовка понятия адресный поиск, включающая уточняющий библиографический поиск [ 3, ч. 1, с. 12 и др.], расходится с той, что утвердилась в стандартах и учебной литературе. Складывается впечатление, что сотрудники КемГАКИ избегают понятия библиография и производных от него, ограничиваясь областью библиографического описания.

Наконец, не сказано о перспективах или задачах дальнейших исследований. Право исследователей — завершить работу, но — как этап общего изучения означенной проблемы. Вполне логично ожидать, что в соответствии с программами будут написаны учебники или учебные пособия, задачники и т. п., учебно-методические материалы (такова рекомендация по итогам исследования [ 1, с. 26]), выработаны предложения для органов управления народным образованием.

Сборник учебно-методических материалов [2] выпущен совместно с научно-методическим центром городского управления образования. Это важно, ибо органы управления системой общего образования без энтузиазма относятся к сотрудничеству с библиотеками и библиотечными учебными заведениями (как инициаторам введения еще одного предмета при всеобщих жалобах на школьные перегрузки). Широкомасштабное формирование информационной культуры — дело многих лет и десятилетий. При этом никуда не уйти от проблемы его эффективности. Если информационную культуру будут изучать как еще одну учебную дисциплину, личная необходимость которой не стала органичной для личного сознания, нас ждет очередное разочарование. Успех зависит не столько от практических заданий и игр, даже самых талантливых и изощренных, сколько от нашей способности связать информационные знания, умения и навыки с реальными личными и пробуждаемыми информационными потребностями и запросами.


Список литературы

1. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Кемеров. гос. академия культуры и искусств; Науч. ред. Н.И. Гендина. Кемерово, 1999. 181 с.

2. Основы информационной культуры: Сб. метод. материалов для учителей и учащихся общеобразоват. школ, гимназий, лицеев, библиотекарей школ. и дет. б-к/Сост. И.С. Пилко. Кемерово, 1999. 250 с.

3. Гендина Н.И. и др. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Кемерово, 1999. Часть I /
Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. 143 с. Часть II / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. 147 с.

 

От редакции.

В прошлом году вышло в свет примечательное издание: Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев,В.А. Минкина. СПб.: Профессия, 2000. 425 с. (Серия "Библиотека").

Новый справочник, конечно, привлек особое внимание представителей нашего профессионального сообщества. Неудивительно, что редакция сборника получила уже несколько отзывов на это издание. Первой (еще в конце прошлого года) поступила рецензия Э.Р. Сукиасяна; она опубликована в № 3, 2001.

В этом номере мы предлагаем вашему вниманию еще четыре отзыва; поскольку все они — подчеркнуто положительные, полагаем, что далее публиковать отклики на это издание в нашем сборнике нецелесообразно.

Генеральный директор издательства «Профессия» С.И. Зуев сообщил редакции, что в этом году запланировано второе издание справочника.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России