Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 02(03)

Денисенко Н.В., Смирнов Е.М.

Долгожданное издание

Вторая половина 1990-х гг. обогатила отраслевой документальный поток несколькими справочными изданиями, которые в разных масштабах и аспектах отражают современную специфику библиотечно-библиографической деятельности: "Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания" (1995), терминологический словарь "Библиотечное дело" (3-е изд. М., 1997), "Издательский словарь-справочник" А.Э. Мильчина (М., 1998), энциклопедия "Книга" (М., 1999).

Санктпетербургские специалисты добавили в этот список "Справочник библиотекаря" (СПб., Профессия, 2000), в котором давно нуждаются практические работники общедоступных библиотек (по нашему мнению, возможности его использования значительно шире заявленных). Им же был адресован "Справочник библиотекаря", изданный в 1985 г. Его авторы исходили из роли библиотек "как наиболее массовых, идеологических, культурно-просветительных и научно-информационных учреждений" с присущими им в то время функциями (с. 3).

В последний год второго тысячелетия подход к библиотеке, естественно, иной: она рассматривается как центр культуры, образования, коммуникации. Такой взгляд на уникальную и сложную библиотечно-библиографическую деятельность позволил авторам рецензируемого издания "... показать те тенденции развития и те проблемы, которые характерны в настоящее время... для деятельности большинства публичных (массовых) библиотек России, в предельно лаконичной форме отразить те существенные изменения, которые претерпели библиотеки в современной социокультурной и экономической ситуации..." (с. 12).

Добавим, что для рецензентов — преподавателя с 30-летним стажем и библиотекаря с 25-летним практическим опытом — очень важным является то, что весь материал справочника поможет будущим и настоящим специалистам сопоставить свою деятельность "с миссией библиотеки, ее генеральными целями, ролью в обществе как одновременно информационного и просветительского учреждения" (с. 12).

Сравнение справочника 1985 г. с новинкой вполне уместно.

Оба издания включают тексты документов, определивших для каждого времени состояние и развитие библиотек и в какой-то степени отношение к ним.

В справочнике 2000 г. освещены сравнительно новые проблемы: маркетинг, организационная культура, паблик рилейшнз, платное и бесплатное обслуживание и др.

Принципиально важным является комплексный взгляд на обслуживание как библиотечно-библиографическое в отличие от распространенного ранее отдельного рассмотрения "Библиотечного обслуживания читателей" и "Библиографической работы в библиотеке" (1985).

В последнее десятилетие в публичных библиотеках процессы организации библиотечных фондов, каталогизации, обслуживания все чаще осуществляются с помощью современных технических средств (в разной степени и с различным успехом). Поэтому принципиально важным является рассмотрение информационных технологий на фоне тех процессов, которые в настоящее время автоматизируются.

Сегодня проблемы управления справедливо ставятся в ряд наиглавнейших. Очевидно, что этой позиции придерживаются и создатели рецензируемого справочника. Большая часть его разделов посвящена конкретным направлениям управленческой деятельности. В необходимых случаях материал представлен в форме таблиц, схем, образцов.

Разделы завершаются списками публикаций, в которых "данные вопросы рассматриваются либо более подробно, либо в других ракурсах" (с. 13). Они содержат от 4 до 24 названий: всего 157 (без учета небольшого дублирования). Это федеральные законы, нормативные акты, терминологические и технологические стандарты, инструкции, аналитические обзоры, статьи из журналов и сборников, материалы конференций, словари и справочники, практические руководства, учебники и учебные пособия. Преобладают документы, появившиеся в 1990-е гг., более 55% — во вторую половину.

Как и справочник 1985 г., анализируемое издание снабжено алфавитно-предметным указателем, раскрывающим содержание более детально: в 1985 г. — около 400 рубрик и подрубрик, в 2000 г. — более 600. Здесь сказались разница в наполнении, подходе к выделению аспектов и необходимость отразить все новое. Некоторые рубрики могли появиться лишь в этом издании, например: автоматизированные рабочие места, базы данных, бизнес-планирование, информационная культура, позиционирование рынка библиотечных услуг, пресс-релизы, телеконференции библиотечные, фандрейзинг и др.

Ряд тем представлен во вспомогательном указателе нового издания иначе, чем в предыдущем. Так, в 1985 г. включены рубрика и подрубрики "Кадры библиотечных работников: повышение квалификации, подготовка, самообразование", в 2000 г. — "Кадровая политика: активная, закрытая, открытая, пассивная, превентивная, реактивная", "Кадры библиотеки". Эта тема раскрывается и в ряде других рубрик ("Персонал библиотеки: аттестация кадров.., планирование карьеры...").

Издание содержит списки сокращений, аббревиатур организаций и учреждений, адресов электронной почты и веб-серверов федеральных библиотек и центральных библиотек субъектов Федерации.

В предисловии убедительно изложены принципиальные позиции авторского коллектива, которые предварительно скорректированы на "круглом столе" директоров ЦБС С.-Петербурга.

Несколько слов об обычно не упоминаемой части изданий.

В конце справочника помещены разного рода рекламные материалы сугубо отраслевого характера. Три из них — издательско-книготорговые библиографические сообщения о сборниках "Научные и технические библиотеки", "Стандарты по библиотечному делу", "Краткий справочник школьного библиотекаря". Остальные предлагают принять участие в конференции "Крым—2001", воспользоваться услугами Международного библиотечного информационного и аналитического центра, а также коллектора библиотек "Книжный центр". Особенности газеты "Книжное обозрение" и перечень информационных продуктов и услуг агентства деловой информации "Бизнес-карта" содержит форзац задней сторонки.

Переходя к негативной части рецензии, подчеркнем, что это скорее не недостатки издания, а наши пожелания. Так, хотелось бы видеть характеристики наиболее распространенных программных средств и автоматизированных информационных систем, используемых в библиотеках. Но можно понять и авторов: объем данных значительный, устаревают они быстро. Необходимы сведения о предпроектном обследовании библиотеки как объекта автоматизации, о формировании информационной культуры. Отсутствие последних, возможно, оправдано ориентацией справочника в основном на публичные библиотеки.

Список текущих библиографических указателей и баз данных (с. 382—383) мог бы быть дополнен стабильным внутрижурнальным пособием "Вышли в свет" ("Библиотека"). Включение указателя ИНИОН РАН "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Науковедение", редко попадающего в подобный перечень, вполне оправдано.

Тексты документов, представленных на первых страницах справочника, мог бы дополнить профессиональный кодекс библиографа ("Библиография". 1992. № 5—6). Однако вполне вероятно, что причина его отсутствия в том, что это неутвержденный проект.

Указанные и неуказанные сомнения не являются определяющими в данной характеристике. Появление справочника — несомненный вклад в дальнейшее развитие отрасли, которому способствовали и будут способствовать его авторы — ведущие сотрудники Российской национальной библиотеки и С.-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Жаль, что жанр рецензии не позволяет воспроизвести имеющийся в издании алфавитный перечень авторов с указанием ответственности за конкретные разделы, темы. Отметим, что А.Н. Ванеев и В.С. Крейденко участвовали и в подготовке справочника 1985 г. Научное редактирование осуществляли доктора педагогических наук, профессора А.Н. Ванеев и В.А. Минкина.

Коллеги, спасибо за ценный подарок к Новому 2001 году.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России