Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 001(470):061.12+025:65.011.56

Захаров А.Г., Дубров А.П.

Ученые РАН и Интернет

Проанализированы результаты анкетирования ученых Российской Академии наук о использовании Интернета в научной работе.

Взаимодействие библиотечных работников с учеными НИУ РАН по вопросу информационно-библиотечного обеспечения научно-исследовательских работ лежит в основе всей деятельности БЕН РАН и осуществляется разными путями и способами, среди которых важную роль играет анкетирование [1-4]. Оно дает возможность учесть требования, запросы и пожелания всех категорий научных работников РАН в отношении информационного обеспечения проводимых ими исследований [3, 4].

Создание глобальной информационной системы связи Интернет привело к широкой компьютеризации не только социальной жизни, но и мировой науки. В результате появления электронных средств передачи информации и интерактивной связи ученых всех стран в Интернете усилилась интеграция науки и интенсифицировались научные исследования, что способствовало возникновению новых высоких технологий [5-9].

Как показывают результаты анкетирования, проведенного нами в 2000 г., многое изменилось в научной работе ученых РАН по отношению к Интернету за прошедшие три года с момента предыдущего опроса в 1998 г. [2]. Новое анкетирование по теме "Ученые РАН и система Интернет" преследовало несколько целей, во-первых, рассмотреть тенденции развития в связях и работе ученых РАН с Интернетом на основе сравнительного анализа данных, полученных в ходе опросов 1998 и 2000 гг.; во-вторых, выявить основные требования и трудности, возникающие у ученых РАН при использовании Интернета; в-третьих, выяснить мнение ученых РАН о помощи, которую БЕН РАН может оказать в деле повышения информационного обеспечения научных исследований.

Материал и методы

Анкетирование проводилось с января по май 2000 г. среди ученых РАН Москвы и московского региона (60 НИУ РАН). Общее количество респондентов - 356 человек, в том числе 6 академиков и членов-корреспондентов РАН, 83 доктора наук, 129 кандидатов наук и 83 специалиста без ученой степени. Среди них - 39 математиков, 190 физиков, 66 химиков, 74 биолога, 33 ученых и специалиста по наукам о Земле и 15 представителей технических наук.

Ответы ученых анализировались в зависимости от области их работы (математика, физика, химия, биология, науки о Земле, технические науки) и квалификации (доктор наук, кандидат наук, специалист без ученой степени). Анкета состояла из 15 вопросов (Прил.1), которые условно можно разделить на четыре основные группы: использование Интернета и Интернет-класса БЕН РАН; знание возможностей и ресурсов Интернета; трудности, возникающие при использовании Интернета; предложения по улучшению работы с Интернетом и Интернет-классом БЕН РАН.

Результаты анкетирования

Сравнительный анализ данных, полученных в ходе анкетирований 1998 и 2000 гг., показал, что обе выборки достаточно репрезентативны и вполне сопоставимы: в опросе 1998 г. приняли участие 366 человек, а в 2000 г. - 356. Из статистических подсчетов по результатам анкетирования 2000 г. следует, что отмеченное в 1998 г. явление совмещения специальностей учеными РАН сохранилось и к настоящему времени. Наибольшее количество таких ученых - среди математиков (в 1998 г. - 40%, в 2000 г. - 51%), физиков (56% и 28%) и химиков (22% и 15% соответственно). Число ученых, заявивших о своей работе в нескольких областях естествознания, устойчив на протяжении всего времени исследования: среди докторов наук в 1998 и 2000 гг. - по 24%, кандидатов наук - 27% и 22%, специалистов без ученой степени - 18% и 25% соответственно.

Как было отмечено ранее, совмещение заключается в том, что деятельность ученого, помимо основной специальности, связана еще с одной, двумя и более областями естествознания [2]. Следовательно, данные нового опроса подтвердили сделанный ранее вывод о многопрофильной специализации ученых РАН. Этот факт необходимо учитывать при формировании журнального и книжного фондов ЦБ БЕН РАН [3, 4].

Другая важная тенденция, отмеченная при анкетировании в 2000 г., состоит в резком увеличении количества ученых РАН, использующих в своей работе Интернет. Если в 1998 г. таких ученых было 62%, то в 2000 г. - 95%, причем среди математиков - 97%, а у специалистов по наукам о Земле - 100%. Приведенные результаты позволили сделать вывод о том, что компьютеризация и связь ученых РАН с Интернетом получили в НИУ РАН широкое распространение и являются теперь обязательным атрибутом научной организации труда.

Об активном и многостороннем использовании Интернета учеными РАН говорит также тот факт, что из 336 респондентов, связанных с Интернетом, 295 (88%) пользуются электронной почтой, причем 64% из них ежедневно, а 24% еженедельно. В связи с этим интересно и важно отметить, что приобщение ученых РАН к Интернету расширило границы научных контактов и активизировало сотрудничество не только с зарубежными, но и с отечественными коллегами в разных регионах страны. Из общего количества респондентов, подключенных к Интернету (336 человек), 319 (95%) пользуются электронной почтой для связи с коллегами за рубежом, а 323 (96%) - с отечественными учеными. Это соотношение в равной степени относится как к докторам наук (92% и 94%) так и к кандидатам наук (90% и 92% соответственно). О приоритетности этих научных связей среди ученых свидетельствует тот факт, что контакты с коллегами занимают почетное третье место (209 человек, 62%) среди всех информационных ресурсов Интернета, используемых учеными РАН. Первое место принадлежит электронным публикациям (275 человек, 82%), второе - получению сведений о конгрессах и конференциях (220 человек, 66%).
Как отмечалось выше, компьютеризация стала повсеместным явлением в НИУ РАН. Другое положительное явление - значительное расширение возможностей ученых использовать компьютеры на рабочих местах - непосредственно в НИУ (217 человек, 61%), в НИУ и дома (49 человек, 14%), в Интернет-классе БЕН РАН (28 человек, 8%), в библиотеке НИУ и в лаборатории (18 человек, 5%), дома (7 человек, 2%).

В то же время из 277 респондентов (82%) не удовлетворены качеством связи с Интернетом 175 (52%); отметили трудности с оплатой информационных услуг 167 (50%); не знакомы с возможностями системы 64 (19%); испытывают сложности в поиске данных 53 (16%); проблемы, связанные с доступом к Интернету, - 38 (11%); нуждаются в консультации 38 (11%). Если принять во внимание эти затруднения, становится понятной оценка, которую дают пользователи своей работе в Интернет-классе БЕН РАН: из 40 человек (12%) - 20 (54%) удовлетворены, 13 (35%) частично удовлетворены и 4 (11%) затруднились с ответом. Но все вышеперечисленное, как говорится, "трудности роста". Об этом говорят ответы 55 респондентов (16%), у которых нет затруднений при использовании Интернета, и 120 их коллег (36%), заявивших о ненужности какого-либо посредничества при работе с Интернетом.

БЕН РАН стремится максимально улучшить информационно-библиотечное обеспечение научных работ, проводимых в РАН, и поэтому уделяет особое внимание новым информационным технологиям и деятельности Интернет-класса в ЦБ БЕН РАН [7]. Но как уже было сказано, ученые РАН располагают широкими возможностями работы с компьютерами и могут не тратить лишних сил и времени на посещение Интернет-класса. По-видимому, с этим связан тот факт, что лишь 12% ученых РАН московского региона пользуются бесплатными услугами Интернет-класса ЦБ БЕН РАН. Анализ анкет показывает, что причина столь низкой посещаемости Интернет-класса заключается не в плохой организации самого класса, а в его техническом оснащении и функционировании - неудовлетворительном качестве линий связи, долгом ожидании подключения к Интернету, недостаточно широких видах доступных ресурсов, в том числе платных, необходимости иметь постоянного информационного помощника и дополнительное математическое обеспечение.

Между тем анкетирование показало, что ученые РАН в своем большинстве отлично знают об информационных ресурсах Интернета (325 человек, 98%) и только платность услуг сдерживает их эффективное использование. Эта же причина лежит в основе того, что один из важных ресурсов Интернета - "домашние страницы" (home page, Web site) - не доступен широкой массе наших ученых: лишь 58 человек (17%) имеют свою индивидуальную страницу в глобальной информационной системе.

Ответы ученых РАН на вопрос о роли, которую может сыграть БЕН РАН в улучшении работы с Интернетом (34%), отразили те проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются при использовании глобальной сети. Предложения ученых РАН сводятся к расширению доступа к платным ресурсам (26%), в частности электронным версиям иностранных журналов (13%), к использованию электронной библиотеки РФФИ, к снижению платы за пользование Интернетом, к увеличению времени работы в Интернете (43%), к выделению постоянного информационного помощника и/или посредника (12%).

Выводы

Сравнительный анализ результатов анкетирований 1998 и 2000 гг. выявил значительный прогресс в использовании учеными РАН глобальной информационной сети Интернет. Прежде всего это сказывается в почти полной компьютеризации рабочих мест ученых в НИУ РАН и в предоставлении широких возможностей для коммуникативной связи с Интернетом непосредственно в лабораториях, в институтских библиотеках, в Интернет-классе ЦБ БЕН РАН и дома. Массовое использование Интернета учеными РАН способствует установлению тесной связи не только с учеными зарубежных стран, но в равной мере и с отечественными коллегами в разных регионах нашей страны.

Благодаря консорциуму, заключенному фундаментальными научными библиотеками России, в страну поступают более 2 тыс. иностранных журналов в электронном виде, а ученым оказываются различного рода информационные услуги по работе в Интернете. Вместе с тем по-прежнему остро стоит вопрос о качестве линий связи, оплате информационных сервисных услуг, расширении доступных ресурсов, получении платных баз данных и других организационных мероприятий по использованию Интернета в повседневной работе. Но в решении этих важных проблем необходима помощь правительственных и международных организаций, руководства РАН и спонсоров целевых научных программ.

Авторы благодарят вед. науч. сотр. БЕН РАН А.В. Глушановского за помощь при составлении анкеты и заведующих НИУ РАН за содействие при проведении опроса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубров А.П., Захаров А.Г., Красикова О.Л. Оценка информационной обеспеченности НИУ АН СССР иностранными журналами. Отчеты по НИР БЕН РАН за 1985-2000 гг. № Г.Р. 01.84.6-029343. М.
2. Дубров А.П., Мотенкова Е.Л., Красикова О.Л. Отношение ученых РАН к новым информационным технологиям // Науч. и техн. б-ки. 1998. № 11. C. 17-27.
3. Солошенко Н.С. Централизованная библиотечная система как информационный посредник в научных исследованиях (на примере Библиотеки по естественным наукам. Автореф. дис. ... канд. пед. наук, М.: МГУК, 1999 г.
4. Госина Л.И. Специфика формирования единого фонда в централизованных библиотечных объединениях Российской Академии наук // Автореф. дис., ... канд. пед. наук. М.: МГУК., 1999.
5. Захаров А.Г., Мешалкин Л.Д., Дубров А.П. Роль фундаментальных библиотек в информационном обеспечении научных исследований // Науч. и техн. б-ки 1999. № 11. С. 4-15.
6. Мешалкин Л.Д., Захаров А.Г., Дубров А.П. Информационное сопровождение научного процесса // Там же. 2000. № 11. C. 4-9.
7. Захаров А.Г. Библиотека по естественным наукам РАН и новые информационные технологии // Проблема интеграции информационных ресурсов. М., 1998. С. 114-118.
8. Арский Ю.М. Задача ВИНИТИ как национального информационного центра на современном этапе формирования информационного общества // Там же. М., 1998. С. 9-17.
9. Земсков А.И. Научно-технические библиотеки на пороге информационного общества // Тр. конф. "НТИ-99". Интеграция. Информационные технологии. Телекоммуникации. М.: ВИНИТИ, 1999.

 

 

Приложение

АНКЕТА
Уважаемый читатель!

Просим Вас ответить на вопросы, связанные с информационным обеспечением НИР РАН. Анкетирование проводится с целью выяснения возможностей БЕН РАН в повышении эффективности выполнения научных работ ученых РАН. Ответы подчеркните или отметьте галочкой.

  1. 1. № читательского билета _________________________
  2. Ученая степень и звание, категория:
    академик РАН, член-кор. РАН, д-р наук, канд. наук, без степени, глав. специалист, вед. науч. сотр., ст. науч. сотр., науч. сотр., инженер, аспирант, ст. лаб. другое
  3. Область науки: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, технич. науки
  4. Пользуетесь ли Вы глобальной сетью Интернет? (да, нет)
    Если "Да", то укажите где: дома, на работе, в б-ке НИИ, в Интернет-классе ЦБ БЕН РАН
  5. Используете ли Вы электронную почту?
    Для переписки в России (да, нет) и за рубежом (да, нет)
  6. Как часто Вы используете электронную почту? ежедневно, еженедельно, ежемесячно, редко
  7. Имеется ли у Вас индивидуальная страница в Интернете? (да, нет)
  8. Знаете ли Вы информационные ресурсы, предоставляемые в Интернете?
    Электронные журналы, базы данных, телеконфренции, другое (укажите):
    _____________________________________________________________________
  9. Какие ресурсы Интернета Вы используете в работе? 
    препринты
    • препринты
    • электронные публикации
    • сведения о конгрессах, конференциях
    • базы данных (укажите какие)
    • телеконференции
    • каталоги библиотек (укажите каких)
    • контакты с коллегами
    • другие (укажите какие).
  10. Какие ресурсы Интернета Вы хотели бы использовать дополнительно:
    _____________________________________________________________________
  11. Есть ли у Вас затруднения при работе в Интернете? (да, нет) В чем они состоят:
    • проблемы с получением доступа к Интернет
    • незнание возможностей системы Интернет
    • отсутствие квалифицированного консультанта
    • трудности в поиске данных
    • качество связи
    • платность интересующей Вас информации
  12. Используете ли Вы Интернет-класс БЕН РАН? (да, )
    Если "да" то:
    • Удовлетворены ли Вы своей работой в Интернет-классе ЦБ БЕН РАН? ( да, нет, частично, затрудняюсь ответить)
    • Что необходимо Вам для более успешной работы:
      • изменение времени работы класса
      • консультации
      • расширение доступных ресурсов (укажите каких)
        ________________________________________________
      • дополнительное материальное обеспечение (укажите какое) 
        ________________________________________________
  13. Что необходимо Вам для успешной работы в Интернете? 
    • дополнительное время в Интернете
    • консультант
    • постоянный информационный помощник
    • доступ к платным ресурсам (укажите каким) 
  14. Нужен ли Вам посредник при работе с Интернетом (да, нет)
  15. Укажите, как БЕН РАН может помочь Вам в работе с Интернетом или с другими источниками электронной информации:
    _____________________________________________________________________

Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России