Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 025.21

Ливадонова Е.А.

Преодоление субъективизма 
при комплектовании фонда вузовских библиотек

Комплектование - сложный, противоречивый процесс. Его можно определить как систему мероприятий по реализации четко ориентированной программы (модели) создания и специализации конкретного фонда библиотеки. Именно в таком качестве комплектование способно обеспечить выполнение всех важнейших общественных функций библиотеки.

Безусловно верно то, что все вопросы, связанные с комплектованием, обработкой, хранением и использованием информации, необходимо решать в комплексе и в тесном контакте с теми, для кого работает библиотека. Правильно сформировать фонд вузовской библиотеки невозможно без координации усилий с администрацией вуза, которая должна постоянно быть в курсе соответствия ресурсов библиотеки программам подготовки дипломированных специалистов.

Определив границы фонда с помощью структурной и математической моделей, библиотекарь-комплектатор по библиографическим пособиям и/или визуально знакомится с ассортиментом документов, находящихся в обращении или запланированных к выходу в свет, и отбирает необходимые для приобретения.

На данном этапе наиболее острым вопросом, стоящим перед всеми библиотеками как в России, так и за рубежом, является преодоление субъективизма сотрудников, занимающихся комплектованием. Для того чтобы комплектование вузовских библиотек велось объективно, предлагаются различные способы: составление подробного паспорта фонда, предварительный расчет ассигнований на приобретение книг по данным дисциплинам и т.д. В некоторых библиотеках комплектаторы несколько дней в месяц работают в отделе обслуживания для определения спроса на литературу (библиотека им. М. Гартмана, США).

Попыткой преодоления субъективизма библиотекарей стало решение Министерства высшего и среднего образования СССР о том, что учебная литература должна заказываться только по письменной заявке подразделений вуза в соответствии с нормами приобретения литературы. При этом библиотека имеет право определять лишь общую экземплярность издания.

Для реализации этого положения в библиотеку назначаются представители кафедр, в обязанности которых входит:

  • информирование библиотекарей об изменениях в учебных программах и планах кафедры;
  • доведение до библиотеки списков рекомендованной учебной литературы (основной и дополнительной);
  • определение изданий, подлежащих списанию;
  • просмотр тематических планов издательств и оформление заявок на книги;
  • подготовка сведений для кафедр о новых поступлениях в отдел учебной литературы.

В вузах разработаны специальные бланки заказа литературы с указанием экземплярности приобретаемых изданий. Заказ должен быть заверен подписью заведующего кафедрой. Данное положение нашло отражение и в "Примерном положении о формировании фондов библиотеки учебного заведения" от 24 июля 2000 г. Таким образом библиотека полностью снимает с себя ответственность за некачественное комплектование, а субъективизм библиотекаря подменяется субъективизмом преподавателя, отвечающего за комплектование учебного фонда.

Надо учитывать, что чаще всего представитель кафедры значительно хуже профессионального библиотекаря владеет информацией о литературе, имеющейся в библиотеке, ее востребованности, об изданиях, имеющихся в продаже (особенно если вуз расположен не в Москве или Петербурге, где оседает до 80% издаваемой учебной литературы). К тому же, не являясь специалистом-библиотекарем, преподаватель не знаком ни с техникой комплектования, ни с теорией отбора. Книги им отбираются преимущественно по тематическим планам издательств, т.е. не при непосредственном изучении, а по аннотациям, которые зачастую оказываются неточными. Таким образом ведется преимущественно заочное комплектование, основанное на принципе заказов без предварительного просмотра и отбора документов комплектатором.

В результате такой политики часто оказывается, что необходимо приобрести книги, вышедшие из печати лет 15-20 назад, проверенные временем, выученные данным преподавателем почти наизусть и постоянно им рекомендуемые в учебном процессе. Все комплектование по сути становится ретроспективным. Зачастую доходит до таких курьезов, что преподаватель отказывается приобретать исправленные либо дополненные переиздания учебника и библиотекарю приходится доказывать, что исправления были не столь значительными. Если же преподаватель оказывается "новатором", дело обстоит не намного лучше, так как рекомендованными к списанию могут оказаться книги, активно спрашиваемые студентами и используемые в учебном процессе.

Одним из основных источников определения необходимости приобретения документа в фонд библиотеки является аннотация. Для изучения степени важности аннотаций для заказа книг факультетами автор статьи в 1998-1999 гг. провел исследование, которое показало, что факультетами признается важность аннотаций на книги в процессе выбора, но иногда рекомендуются и книги без них.

Для ответа на вопрос о том, как преподаватели университета расценивают аннотации на книги, опрошены 47 преподавателей Смоленского гуманитарного университета 64% из них подтвердили безусловную необходимость аннотаций.

Чтобы выяснить, как результаты опроса соответствуют практике, проанализированы заявки кафедр на 1998/99 академический год. Методология при этом весьма проста, так как кафедры регулярно предъявляют библиотеке либо заявки на приобретение литературы, либо тематические планы издательств, либо прайс-листы книготоргующих организаций с отмеченными названиями и указанием необходимого количества экземпляров. Выяснилось, что из 351 заявки 214 (61%) поданы на книги с аннотациями. Из оставшихся 137 книг 35% заказали, так как были хорошо известны предыдущие издания, авторы и издатели (30%), подробная информация о книгах была получена из обзоров литературы (15%), преподаватели видели данные книги на прилавках магазинов (15%). 5% книг заказаны по принципу "пусть будут хоть эти, пока нет ничего лучшего".

Из данного исследования можно сделать ряд выводов. Во-первых, аннотации имеют огромное влияние на выбор преподавателями книг для приобретения. Это обусловлено тем, что из-за занятости на кафедре у преподавателей нет возможности знакомиться с уже вышедшими изданиями в книготорговых организациях либо читать обзоры о них в специализированной периодике. При этом надо отметить, что аннотации составляются издательством для успешной реализации книг, поэтому в ряде случаев информация в них не полностью соответствует действительности.

Во-вторых, при выборе книг для преподавателей определяющую роль играет известность автора или издателя.

Для выхода из создавшейся ситуации можно избрать путь, по которому пошло руководство Воронежского государственного университета: в заявке на приобретение учебной литературы кроме автора, названия книги и ее выходных данных должна указываться и дисциплина, по которой будет рекомендоваться книга, и количество студентов, изучающих эту дисциплину, и количество учебников по данной дисциплине, уже имеющихся в библиотеке; а решение о приобретении конкретного издания и его экземплярности принимается проректором.

При остром дефиците средств на приобретение литературы такой вариант вполне оправдан, но есть и другой путь выхода из создавшегося положения: решение о приобретении издания принимает не один человек, а комиссия, составленная из представителя кафедры, представителя отдела обслуживания и комплектатора. Лишь при таком подходе к комплектованию будут наиболее полно учтены все потребности читателей и сформирован фонд, в наибольшей степени отвечающий целям и задачам как вуза, так и вузовской библиотеки.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России