Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
УДК 02:37.018 Збаровская Н.В. Обучающие игры в системе повышения квалификации Современная ситуация в отечественной библиотечной теории и практике характеризуется рядом факторов, среди которых основными являются:
В связи с этим значительно изменяются требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров всех уровней; возникает необходимость обучать специалистов-библиотекарей методам решения проблем (психологических, информационных, управленческих, экономических), в том числе и методам моделирования. В системе повышения квалификации обучаемые - это специалисты, имеющие определенный опыт работы, свои взгляды, убеждения, специфические профессиональные приемы и знающие из профессиональной печати об инновациях в библиотечно-библиографическом обслуживании. В связи с этим возникает необходимость поиска способов построения учебного процесса, адекватных уровню подготовленности обучаемых, обеспечивающих реализацию целей повышения их квалификации и создающих условия для развития творческих способностей библиотечных специалистов. В образовательном процессе должно быть усилено внимание к внутренней мотивации обучаемых, стремлению к личностному росту, самопознанию, саморазвитию и саморегуляции. Высокая мотивация обучаемых достигается за счет того, что содержание программ гарантирует формирование именно той профессиональной компетентности, которая требуется в современной библиотечной деятельности. Ведущие принципы моделирования образовательного процесса при обучении специалистов: мотивация, целевая установка, опора на знания и опыт специалистов, личностно-деятельностный подход в обучении, дифференциация обучения с учетом уровня знаний обучаемых, сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, аналитический подход к новым технологиям, самоанализ, взаимо- и самооценка. Рассмотрим возможности использования модельного подхода в системе занятий по повышению квалификации библиотекарей. Как показывает опыт работы в системе повышения квалификации, копирование образцов деятельности, заимствование готового опыта не приносят желаемого результата. Неповторимость, своеобразие и оригинальность в работе каждой библиотеки делают необходимым глубокое проникновение в методологию и технологию деятельности. Своеобразие и оригинальность требуют сохранения определенного алгоритма работы, поскольку, упустив какой-либо технологический момент, можно разрушить идею в целом. Не зная элементарных алгоритмов деятельности, можно по аналогам внешних характеристик воспроизвести чей-то удачный опыт, но создать действительно неповторимое трудно. Методика обучения, базирующаяся на игровом имитационном моделировании, успешно применяется в системе повышения квалификации педагогов, психологов, экономистов. Использование этой методики в процессе подготовки и переподготовки библиотекарей позволяет формулировать и развивать навыки принятия решений, выбора программного обеспечения, создания партнерских проектов. Организационно-деятельностная игра (ОДИ) "Модель целевой программы" проводилась как занятие-тренинг курсов повышения квалификации заведующих библиотеками Невской централизованной библиотечной системы (С.-Петербург). (Актуальность данной темы для Невской ЦБС обусловлена тем, что из 13 библиотек системы по целевым программам работают только три.) В качестве основы игры использовалась модельная программа тренинг-семинара "Школы Рудомино" "Управление проектами для эффективных перемен в библиотеках", в которую внесены изменения в соответствии с целями и задачами ОДИ. Цель игры: разработка базовых моделей целевых программ (ЦП) для библиотек Невской ЦБС. Задачи игры: разработка базовой модели ЦП как основы дальнейшей работы, формирование навыков проектной деятельности, развитие навыков коллективной мыслительной деятельности, активизация креативного мышления участников игровой деятельности. ОДИ проводилась в три этапа. I этап - подготовительный (12 часов) - просмотр литературы, консультации, практикумы, обмен опытом; ознакомление с рабочим определением целевой программы, принципами целевого планирования, алгоритмом создания ЦП, зарубежным опытом целевого планирования и основами стратегического планирования. В ходе этого этапа выявлены все опубликованные материалы по целевым программам и на их основе подготовлена письменная консультация по методам целевого программирования. II этап - игровая деятельность (4 часа). Сформированы четыре команды с учетом возрастных категорий читателей, обслуживаемых библиотеками: две команды, разрабатывающих ЦП для детей, и две - для взрослых читателей. Каждая команда получила комплект рабочих таблиц с методическими указаниями (алгоритмом работы). В комплекте шесть таблиц, последовательное заполнение которых позволяет представить модель ЦП для конкретной библиотеки: краткая характеристика библиотеки, для которой составляется программа; анализ ситуации в районе и цель разработки программы; анализ финансовой ситуации и материальной базы библиотеки; кадровая база программы; потенциальные проблемы реализации программы и собственно модель программы. Кроме того, для удобства работы команд в комплект включены комментарии к таблицам. При работе с таблицами из предложенных вариантов ответов необходимо либо выбрать соответствующий разрабатываемой программе, либо сформулировать собственный. Например: "Что нужно для реализации программы?" - "Создать новые виды услуг, компьютеризовать обслуживание; создать новые структурные подразделения... и т. п.". Или: "Цель разработки программы" - собственная формулировка команды. Все таблицы оформлены в виде Рабочей тетради, где записывались предложения участников игры. Заполненные таблицы остались в распоряжении команд с тем, чтобы материалы игры использовались в дальнейшем. В ходе игры разработаны четыре модели ЦП: "Современный литературный процесс в поддержку образования", "Библиотека и ребенок в третьем тысячелетии", "Библиотека как центр развития творческих способностей подростка" и "Воспитание творческого читателя". Как видно из названий проектов, все они рассчитаны на детей и подростков. III этап - защита командных проектов (1,5 часа) - представители команд зачитывали основные положения программы и отвечали на вопросы других участников. Наибольший интерес аудитории вызвали сроки реализации программ, партнеры в осуществлении программ библиотекой, основные проблемы и альтернативные пути реализации программ. Реализация всех предложенных моделей программ предполагает привлечение партнеров (подростковых клубов, социальных служб района, школ и других образовательных учреждений), специалистов (педагогов, психологов, руководителей кружков). Сроки реализации программ - 4-5 лет. В случае невозможности реализации программы в целом проекты предусматривали внедрение отдельных элементов или мероприятий. Среди основных проблем, влияющих на внедрение программ, команды отметили неразработанность бюджета, специфику микрорайона обслуживания и устоявшийся имидж библиотек в глазах общественности. Проекты программ разработаны достаточно подробно. Уточнения требовались в основном по таким пунктам, как "Внедрение новых услуг", "Создание новых структурных подразделений" (каких именно), "Организация повышения квалификации сотрудников в ЦБС" (по конкретным направлениям) и т. п. По итогам ОДИ в планы работы библиотек системы на 2001 г. включены две целевые программы, разработанные на основе моделей ЦП "Современный литературный процесс в поддержку образования" и "Библиотека как центр развития творческих способностей подростка". Как показывает результат ОДИ, для курсов повышения квалификации руководящих кадров ЦБС была выбрана актуальная профессиональная проблема, а сама программа обучения носила прикладной инновационный характер. Это позволило достичь цели обучения и выполнить все намеченные задачи. Целесообразность применения метода игрового имитационного моделирования в процессе повышения квалификации специалистов подтверждается достигнутым практическим результатом и возможностью использовать разработки и материалы игры в качестве основы дальнейшей работы библиотекарей. Модификации данной игры использованы в С.-Петербургском государственном университете культуры и искусств в курсе "Библиотечное обслуживание". Следует отметить, что педагогический подход, применяемый в работе со студенческой аудиторией, требует фиксации информации, ее переработки, длительного хранения и воспроизведения на экзамене или зачете. Практическое применение полученных знаний студентами характеризуется длительным временным интервалом, что обусловливает специфику проведения обучающих игр в студенческой аудитории. |
Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России |