Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 02:37

Семирогова Н.М.

Информационное обеспечение проблем
многоуровневой системы педагогического образования
К 70-летию библиотеки Волгоградского 
государственного педагогического университета

Гуманистическая научно-педагогическая парадигма образования выдвигает задачу построения образовательного пространства на таких основополагающих гуманистических ценностях, как самоопределение и самореализация личности.

Главные требования к новой системе педагогического образования: сформировать у будущего учителя профессиональное мировоззрение и педагогическое мышление, готовность к инновационным образовательным процессам; выявить индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста-педагога; развить в учителе готовность к использованию личного потенциала, творческих сил и способностей как организующего начала педагогического процесса; приобщить его к систематическому и целенаправленному самообразованию и саморазвитию. На место пассивного потребления информации ставится ее поиск, процесс формирования знаний, умение использовать и анализировать имеющийся информационный потенциал для ориентации в ведущих педагогических концепциях и теориях, наиболее значимых идеях, чтобы на их основе формировать собственное педагогическое мышление. Это требует повышения уровня информационного обеспечения учебного заведения, а также становления и развития информационной культуры каждого потребителя информации. Использование информации как важнейшего образовательного фактора, формирование и активное развитие структурных подразделений, связанных с созданием, хранением, распространением и использованием новых знаний - важнейшая задача педагогических учебных заведений.

Одной из основных функций информатизации педагогического образования является введение новых информационных технологий в традиционную модель обучения для расширения возможностей обмена информацией как внутри вуза, так и с внешней средой.

В то же время это максимальное использование информационных ресурсов библиотек с применением традиционных библиотечно-библиографических методов формирования информационных потоков и поиска информации. Интеграция этих процессов формирует у специалиста-педагога интеллект аналитика, синтезиста, творца информации; повышает качество образовательных услуг на всех уровнях подготовки и повышения квалификации педагогов. Готовность педагога к внедрению нового, формирование собственной авторской системы базируются на высоком уровне знаний и анализе информации об инновационных процессах как в своем регионе, так и за его пределами. Наиболее полно такую информацию педагогам традиционно предоставляет библиотека педвуза.

Основой разработки концепции и технологии личностно-ориентированного педагогического образования на основе многоуровневой педагогической системы учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) Волгоградского государственного педагогического университете (ВГПУ) является теория целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая взаимосвязь, преемственность и интеграцию педагогического образования входящих в него образовательных учреждений.

Структура УНПК объединяет более 20 сельских и городских общеобразовательных школ, имеющих педагогические классы; городскую гимназию № 1, имеющую классы педагогического профиля; областной мужской педагогический лицей; 3 педагогических колледжа; собственно педагогический университет как системообразующее ядро педагогического комплекса; его Михайловский филиал; институт повышения квалификации (как структурное звено педагогического университета). ВГПУ готовит педагогов-предметников, педагогов-бакалавров и магистров, а также научные педагогические кадры по следующим формам обучения: очная и заочная аспирантура, докторантура, система соискательства.

Библиотеки УНПК являются подсистемой многоуровневой системы педагогического образования области, выполняющей коммуникационную функцию накопления, организации и распространения информации для всех групп педагогов.

Цель организации единой сети библиотек УНПК - формирование на базе их фондов единого информационного пространства и многоуровневой системы педагогической информации с использованием компьютерных технологий, обеспечивающей социальную коммуникацию для подготовки и переподготовки педагогов. В ноябре 1994 г. для организационно-методического руководства этим процессом приказом ректора за библиотекой ВГПУ закреплены функции методического центра библиотек УНПК. С января 1995 г. введен единый читательский билет, организованы систематический книгообмен учебной литературой и единый каталог периодических изданий, вступила в действие единая система повышения квалификации библиотечных работников. Сектор научно-педагогической информации библиотеки ВГПУ начал обеспечивать все библиотеки комплекса проблемно-ориентированной аналитической информацией по психолого-педагогической тематике.

Основой формируемого информационного потока психолого-педагогической направленности библиотек УНПК стали фонды библиотеки ВГПУ - ведущей библиотеки области в комплектовании документов по данной тематике.

Библиотека организована в 1931 г. одновременно с основанием ВГПУ (в то время института). В сентябре 1942 г. ее книжный фонд сгорел в пожарищах Сталинградской битвы. Возрождение библиотеки началось сразу после окончания сражения.

Библиотеки Москвы, Ленинграда, Саратова, Казани, Астрахани оказали большую помощь в формировании книжных фондов возрождающейся библиотеки. К концу 1946 г. он составил 75 тыс. документов, в библиотеке работали 6 сотрудников. В 1950-е гг. библиотека пополнилась редкими книгами дореволюционных лет издания: полными собраниями сочинений А.С. Пушкина, В. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж.-Б. Мольера, многотомным изданием из коллекции графа С.Д. Шереметева "История Российская от древнейших времен", "Полным собранием законов Российской империи с 1649 года", "Родословной книгой князей и дворян российских и выезжих", юбилейными изданиями Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского и др. В конце 1960-х гг. в библиотеку поступили ценные научные издания по истории и филологии из личных библиотек столичных ученых И.И. Смирнова, В.И. Стражева. Фонд исторической литературы получил в дар литературу из Астраханского пединститута.

В формировании фондов библиотеки активное участие принимали преподаватели вуза - доктор исторических наук, профессор И.С. Шепелев, доктор филологических наук М.Т. Пинаев. Позднее, в 1990-е гг. библиотека получила в подарок личные коллекции книг профессоров В.И. Супруна и Т.П. Фохт.

Совершенствовалась структура библиотеки, с увеличением количества читателей и объема книжного фонда росли площади, на которых она размещалась. Значительным событием в жизни библиотеки и ее читателей стало введение в 1991 г. в эксплуатацию нового библиотечного корпуса в 4 уровнях, площадью более 2,5 тыс. кв. м. Сегодня библиотека ВГПУ - это 750 тыс. документов, размещенных в 2-уровневом книгохранилище с секторами учебной, научной литературы и периодики; в подсобных фондах 4 специализированных абонементов и 6 читальных залов, которыми пользуются по единому читательскому билету 11 тыс. читателей.

За последние 5 лет штат библиотеки увеличился до 71 сотрудника, что позволило выделить новые структурные подразделения: отдел редкой и ценной книги, отдел гуманитарно-просветительской работы, сектор автоматизации библиотечных процессов и электронных каталогов, сектор научно-педагогической информации, копировальный центр. Структурирование библиотеки также подчинено основной цели: активизировать использование информационных ресурсов библиотеки путем дифференциации библиотечных фондов по отраслям знаний, типам и видам литературы.

Единый фонд библиотек УНПК составляет сегодня более 1 млн экз. изданий, из них 340 тыс. экз. - научная литература; выписываются более 220 наименований периодических изданий, в том числе более 80 - по психолого-педагогической тематике. Библиотеками УНПК пользуются более 41 тыс. учащихся, студентов, научных сотрудников, педагогов города и области. Ежегодно читателям выдаются около 2,4 млн изданий; значительную часть книговыдачи составляют издания по психолого-педагогической тематике.

С 1993 г. бюджетное финансирование комплектования библиотеки ВГПУ практически прекратилось. В то же время расширение контингента обучающихся в вузе студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, педагогов, обучающихся в системе повышения квалификации, а также активизация научной работы в УНПК остро поставили перед администрацией университета и библиотеки вопрос финансирования текущего комплектования книжных фондов за счет внутренних резервов вуза. С января 1997 г. на основании решения ученого совета организован "Фонд библиотеки", формирующийся за счет ежемесячных 3% отчислений денежных средств всеми структурными подразделениями вуза. Аналогичные "Фонды ....." созданы и в других библиотеках УНПК. Организация специальных счетов позволила библиотекам систематически приобретать дорогостоящую научную и справочную литературу в экономически сложное для страны время.

Ежегодно для совета директоров учебных заведений УНПК библиотека ВГПУ выполняет "Анализ работы библиотек УНПК", где особое внимание уделяется развитию информационного потенциала библиотек: анализируется финансирование комплектования, движение книжных фондов, организация информационного обслуживания читателей-педагогов, состояние автоматизации библиотечных процессов, а также динамика основных статистических показателей.

В последние годы в условиях систематического недофинансирования комплектования для библиотек УНПК особое значение приобрело изучение информационных потребностей всех групп педагогов, особенно в связи с появлением аспирантуры, докторантуры, системы соискательства, читательской группы молодых ученых. Уместно подчеркнуть, что значительную часть аспирантов заочной формы обучения и соискателей составляют преподаватели учебных заведений УНПК.

Ежегодно библиотека проводит анкетирование различных групп читателей по вопросам удовлетворенности качеством обслуживания, рейтинга книг и периодических изданий по психолого-педагогической тематике, выявления пробелов в информационном обеспечении литературой прежде всего по проблемам педагогики и психологии. По вопросам комплектования книжных фондов библиотека активно сотрудничает с преподавателями кафедр педагогики и психологии: участвует в днях кафедр, изучает запросы преподавателей, анализирует использование научной литературы по педагогике и психологии. Ежегодно по результатам анкетирования определяется список книг и периодических изданий, рекомендуемых преподавателями для докомплектования библиотеки.

По рекомендации кафедр библиотека комплектует для студентов школьные учебники по альтернативным программам, учебно-методическую литературу по альтернативным методическим системам. На кафедрах педагогики и психологии библиотека апробирует свои электронные БД, в частности терминологию словаря ключевых слов и терминов по педагогике и психологии. Формирование единого качественного словаря ключевых слов для электронных БД всех библиотек УНПК способствует активизации использования информации по психолого-педагогической тематике.

Активная работа по автоматизации библиотечных процессов началась в библиотеках УНПК с 1998 г. Автоматизированы технологические процессы: ведение картотеки книгообеспеченности учебного процесса, подписка на периодические издания, каталогизация и техническая обработка поступающих изданий. Организовано АРМ для читателей в каталожном зале "Поиск", поэтапно проводится ретроконверсия генерального каталога, сформировано АРМ "Администратор". Копировальный центр оказывает платные услуги читателям, а также используется библиотекой для выпуска информационных листков, методических и библиографических материалов для библиотек УНПК и т.д.

Справочно-поисковый аппарат библиотеки всесторонне раскрывает ее фонды. Читателям предоставлены: 

  • карточные каталоги и картотеки на фонд всей библиотеки и отдельных ее специализированных отделов;

  • постоянно пополняемый фонд справочно-энциклопедических изданий;

  • электронный каталог включает информацию о новых поступлениях книг, авторефератов и диссертаций (с 1998 г.) и ретроспективную (с 1991 г. издания) информацию о литературе по психолого-педагогической тематике (до 10 тыс. частично аннотированной, снабженной словарем ключевых слов и терминов);

  • электронная БД "Публикации ученых ВГПУ" (с 1996); аналитическая БД по психолого-педагогической тематике (с 1998 г.), в том числе проблемно-ориентированные БД по ведущим темам научно-исследовательских работ в УНПК;

  • электронный каталог периодических изданий.

В 1996 г. на базе библиотеки ВГПУ организован Интернет-класс. Пользование БД Интернет - на бесплатной основе. Преподаватели вуза используют для работы нормативные БД Госкомитета по образованию, имеют доступ к ЭК новых поступлений книг, авторефератов и диссертаций Российской государственной библиотеки, ГПНТБ России, ГНПБ им. К.Д. Ушинского и ко всем остальным данным, имеющимся в Интернете.

Качество подготовки педагога находится в прямой зависимости от уровня его информационной культуры. Во всех учебных заведениях УНПК ведутся занятия по "Основам библиотековедения и библиографии", разработаны "Памятки читателям библиотеки...", где отражаются все проблемы взаимодействия читателя и библиотеки, оптимизации использования фондов. Библиотека ВГПУ проводит ежегодные экскурсии для читателей УНПК, знакомит их со своими фондами и СПА.

В условиях УНПК особое значение имеет организация работы информационно-библиографического отдела (ИБО) библиотеки ВГПУ. Углубленный проблемно-ориентированный поиск информации всеми группами читателей УНПК ведет к постоянному увеличению количества библиографических справок, консультаций (более 5,5 тыс. ежегодно) по использованию СПА библиотеки. Дифференцированное информационно-библиографическое обслуживание осуществляется по направлениям: по проблемам высшей школы, в помощь учебно-воспитательному процессу, по проблемам НИР УНПК, в помощь педагогам-практикам в системе переподготовки педагогических кадров.

Кроме пополнения аналитических электронных БД ИБО ежеквартально выпускает информационные списки литературы по ведущим темам научно-исследовательских работ вуза: роль человеческого фактора в языке, интеграционные процессы в образовании, теоретические проблемы семантики, инновационные процессы в педагогике, личностно-ориентированный подход в образовании и др.

В помощь учителям-практикам в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров ежегодно издаются информационные списки литературы по методикам преподавания предметов в школе; "Актуальные проблемы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста", "Подготовка учителей к экологическому воспитанию школьников", "Народное образование Волгоградской области", "Лауреаты литературных премий года" и др.

Ежегодный анализ библиографических справок психолого-педагогической тематики помогает выявить новые темы запросов читателей, активизировать наполнение аналитических БД по этим проблемам, внести новые термины в словарь ключевых слов и терминов по психолого-педагогической тематике для библиотек УНПК. Использование информационных ресурсов библиотеки ВГПУ в информационной поддержке научных конференций, семинаров, совещаний в университете и других учебных заведениях УНПК по различным проблемам педагогики дает возможность знакомить с нашими фондами ученых из других регионов России и зарубежья. Активно представляются на выставках научные труды преподавателей ВГПУ. Ежегодно библиотека издает библиографический указатель "Публикации ученых ВГПУ".

Ежемесячные выставки-просмотры новой литературы в зале для научных сотрудников, систематические выставки новой учебной литературы - вузовских и школьных учебников - в читальном зале учебной и справочной литературы для студентов способствуют активному использованию текущей информации в учебном процессе и научной работе.

В октябре 1998 г. в ВГПУ на основании решения ученого совета разработан "Проект создания единого образовательно-информационного пространства ВГПУ и университетского комплекса". Свое участие в этом проекте библиотека отразила в "Программе организации Центра информационной поддержки педагогического образования Волгоградской области 1999-2003 г." На первом этапе ее основной целью является объединение текущих и ретроспективных информационных потоков по психолого-педагогической тематике всех библиотек УНПК для обеспечения студентов, научных работников и педагогов-практиков области и города качественной информацией по проблемам педагогики и психологии. Компьютерная обработка информации и организация единых электронных БД ведется на основе локального варианта АИБС МАРК-4.2, а также разрабатываемого библиотекой ВГПУ единого для библиотек УНПК словаря ключевых слов и терминов по психолого-педагогической тематике. Это дает библиотекам возможность перейти на качественно новый уровень информационного обеспечения педагогов - углубленное формирование персонально ориентированных БД по любой проблеме педагогики и психологии на всех уровнях обучения.

Библиотека ВГПУ активно вступает в диалог по проблемам информационного обеспечения педагогов с библиотеками города. Так, в 1999 г. она участвовала в научно-практической конференции ОУНБ им. М. Горького "Библиотека - окно в мир образования, просвещения, культуры"; в 2000 г. - в "круглом столе" областной юношеской библиотеки "Великая Отечественная - взгляд через годы" по проблеме патриотического воспитания молодежи и т.д.

Сегодня своей основной задачей библиотека ВГПУ считает организацию активного взаимоиспользования информационных ресурсов библиотек всех систем и ведомств и формирование единой системы многоуровневой педагогической информации для педагогов области и города.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России