Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


НАША ИСТОРИЯ

УДК 02(470) (092)

Воверене О.

Диодор Ефремович Шехурин
(1925—1992)
Краткий очерк жизни и деятельности

Диодор Ефремович Шехурин — один из пионеров научно-информационной деятельности в стране и один из крупнейших специалистов романтического поколения информатиков. Первая его публикация по информатике [1] появилась 45 лет назад.

Диодор Ефремович Шехурин родился в семье участников двух революций — 1905 и 1917 гг. — Ксении Ивановны и Ефрема Михайловича Шехуриных. Рано стал сиротой: умерла мать, отец был репрессирован. Девятилетний Диодор в мороз и пургу из Архангельска пешком пошел в Сибирь искать отца. Много тюрем исходил. Нашел отца. Встретился с ним. И был передан милицией в детский дом на перевоспитание.

Во время второй мировой войны, в 1943 г. Д.Е. Шехурин поступил в училище пулеметчиков, после окончания которого был послан на фронт. Участвовал в боях за освобождение Карелии и Советского Заполярья. Был ранен и после лечения опять вернулся на фронт.

В 1946 г. Д.Е. Шехурин поступил в Военную академию иностранных языков, окончив ее работал на разных предприятиях.

Начавшаяся в середине XX века научно-техническая революция, словно морская волна, захлестнула весь мир, неся с собой новые взгляды на развитие науки, техники, технологий и промышленности, а также огромный творческий подъем и энтузиазм. Уже в своей первой работе [1] Д.Е. Шехурин показал разницу между традиционным библиотечно-библиографическим и информационным обслуживанием ученых и специалистов; подчеркнул значение фактографической информации для инженеров и ученых, работающих в области прикладных исследований; обосновал необходимость планирования информационного обслуживания; назвал издательскую деятельность — выпуск информационных материалов — основой научно-информа­ционной деятельности.

Диодор Ефремович Шехурин создал стройную систему подготовки и издания информационных материалов. Руководимый им отдел НТИ (в НИИ магнитодиэлектриков) вскоре стал консультационным центром по созданию служб научно-технической информации на предприятиях и по организации пропаганды новых научно-технических достижений [2].

1957—1959 гг. Д.Е. Шехурин отлаживал и совершенствовал систему информационных изданий в НИИ радиоприема и акустики (ИРПА). Он сам был и составителем информационных изданий, и переводчиком, и редактором. Уже в те годы он стал теоретиком научно-информационной деятельности [14].

В 1960 г. Диодор Ефремович начал реализовывать идею курирования научных исследований в ИРПА и пропагандировать совершенно дерзкую для того времени идею непосредственного участия информационных работников в исследовательском процессе, что освобождало исследователей и инженеров от поиска, анализа и обработки информации [5]. Ученые, традиционно выполнявшие информационную часть исследований сами, неохотно доверяли эту часть работы службам НТИ. Потребовались многие годы напряженного труда, чтобы снять этот психологический барьер недоверия службам НТИ. Только тогда оказался возможным переход на качественно новый режим — информационное обеспечение исследований и разработок, при котором информационные процессы, осуществляемые службой НТИ, стали интегральной частью каждой исследовательской темы [6].

В 1961 г. информационное подразделение ИРПА, которое возглавлял Д.Е. Шехурин, преобразовано в отдел научно-технической информации и технико-экономических исследований. Теперь в основные задачи отдела входило не только информационное обеспечение, но и технико-экономическое обоснование всех планируемых исследований и разработок. Оптимальной формой информационного обслуживания, дающей наиболее полную картину социально-экономической и патентно-конъюнктурной ситуации исследуемого объекта признан информационный обзор, особенно аналитический. Служба НТИ составляла обзоры с технико-экономическим обоснованием темы по всем наиболее важным научно-исследовательским проблемам ИРПА [7]. Большое внимание уделялось качеству обзоров, и в первую очередь качеству изложения, языку.

В тот период именно качество аналитических обзоров стало главной темой научных исследований Д.Е. Шехурина. В своих публикациях он обосновал главные требования к аналитическим обзорам: ясность, точность, логичность и объективность изложения; огромное внимание уделял совершенствованию языковых средств [711]. К проблеме аналитических обзоров как одной из наиболее важных в научно-информационной деятельности и информатике Д.Е. Шехурин возвращался неоднократно. Он писал о месте и роли аналитических обзоров в системе форм и методов информационного обслуживания [12, 13], о влиянии обзоров на развитие творческих способностей и навыков ученых и специалистов [14], о совершенствовании обзоров в зависимости от научно-технического прогресса [15].

Важное место в научной биографии Д. Е. Шехурина занимают вопросы совершенствования организации и управления научно-информационной деятельности в научно-исследовательских институтах. Он обосновал и осуществил на практике разделение функций между отделами информации головного института и подведомственных ему организаций и предприятий; причем координация их информационной деятельности была возложена на отдел НТИ головного института [16].

По инициативе Д.Е. Шехурина в ИРПА, на предприятиях и организациях отрасли началась подготовка потребителей информации — ученых и специалистов. Они обучались ориентироваться в сложном мире информационных систем и услуг, пользоваться лучшими информационными услугами, которые им предлагали службы НТИ отрасли [17]. Одновременно большое внимание уделялось совершенствованию форм и методов информационного обслуживания, внедрялся режим избирательного распределения информации по постоянно действующим запросам потребителей [1820]. В качестве ценнейшего источника информации для прикладных исследований признаны отчеты о НИР; они включались в информационный оборот не только службы НТИ, но и институтов [9]. Обосновывалась необходимость интеграции патентных служб с информационными [12, 2124].

Д.Е. Шехурин один из первых в бывшем Советском Союзе начал говорить о принципах дифференциации форм и методов информационного обслуживания различных категорий работников НИИ. Свои идеи он опробовал в многолетней практике научно-информационной деятельности [25], что помогло ему усовершенствовать режим информационного обеспечения научных исследований и разработок [6, 2628], создать стройную теорию информационного обслуживания, начиная с пассивного информирования посредством издания информационных материалов и их распространения и кончая активным участием службы НТИ в научно-исследовательском процессе в качестве партнера и соавтора.

Таким образом, в научной биографии Д.Е. Шехурина  нашли место почти все организационные вопросы научно-информационной деятельности, которые в совокупности составили значительную и одну из наиболее весомых частей теории научно-информационной деятельности, подготовили мысль исследователя к фундаментальному теоретическому скачку в теории информатики.

Поистине революционным шагом в теории информатики явилось открытие Д.Е. Шехуриным природы и сущности информационных потребностей, обоснование и раскрытие объективных условий их формирования, прямой зависимости между творческой и информационной активностью [29]. Согласно его теории, информационная потребность — это двойственный феномен науки, определяемый свойствами субъекта и объекта. Объект формируется под воздействием общественной практики, выражающей потребность в совокупности нового знания, новых предметов или новых свойств этих предметов и выдвигающей новые задачи перед наукой. Для решения этих задач субъект выбирает собственный путь в зависимости от своих ценностных ориентаций, личных психологических свойств, иногда и от научной школы, к которой он принадлежит. Учитывая это, Д.Е. Шехурин условно выделил объективную и субъективную информационные потребности. По его мнению, успех информационного обслуживания в основном зависит от того, насколько точно и глубоко информационный работник сумел определить объективную информационную потребность, т. е. достаточно ли он компетентен в исследуемой области и в конкретной обслуживаемой им проблеме. Субъективную информационную потребность обычно формулируют сами ученые и специалисты в своих запросах на информацию, направляемых службе НТИ [13, 26, 29, 30].

В информатике того времени такое понимание информационной потребности представляло качественно новую парадигму, открывшую перспективы расширения программы в данном направлении информатики и огромные возможности совершенствования информационной практики. На основе этого понимания информационной потребности разработан новый режим информационного обеспечения НИР и ОКР, согласно которому информационная часть исследования, выполнявшаяся службой НТИ, стала интегральной частью всех научно-исследовательских тем. Она официально фиксировалась в плановой и экономической документации всех научно-исследовательских работ. Благодаря внедрению этого режима информационного обеспечения служба НТИ стала равноправным партнером и соавтором научного процесса [6] во многих НИИ и ПКБ, в частности в проектно-конструкторском бюро Литбытхима.

В 1970 г. в Ленинградском государственном институте культуры (ЛГИК) Д.Е. Шехурин защитил  диссертацию "Информационные потребности специалистов, система их выявления и удовлетворения" [13] и ему была присвоена степень кандидата педагогических наук.

Для Д.Е. Шехурина 1970 год был особенно продуктивным: он углубил исследования информационных потребностей [30], обобщил свои предыдущие исследования по анализу и синтезу информации [31], нашел новые убедительные аргументы в пользу интеграции информационных и патентных служб [22, 23], определил критерии для установления различных категорий потребителей в зависимости от исполняемых ими функций, обосновал необходимость дифференцированного информационного обеспечения ученых и специалистов согласно объективным информационным потребностям [25], вернулся к проблематике научного прогнозирования информационными средствами [32, 33].

Продолжая исследования информационных потребностей, в 1971 г. Д.Е. Шехурин обратил внимание на специфику информационных потребностей руководителей институтов и структурных подразделений, в частности их многосторонность и динамичность. Он установил, что руководители не ограничиваются информацией, относящейся только к проблемам возглавляемой ими организации. Им необходима информация о достижениях науки и техники в других отраслях (особенно родственных), о перспективных научных направлениях, положительном опыте организации и управления в других институтах, новейших технологиях, экономических достижениях и проблемах, социально-психологических основах формирования научных коллективов, формах и методах воспитания творческой активности и научного потенциала и др. [24, 34].

В то же время Д.Е. Шехурин начал интересоваться и деятельностью научно-технических библиотек, их местом и ролью в научно-техническом прогрессе. Не все ему здесь нравилось, особенно изолированность библиотек от служб научно-технической информации. Он предложил кооперировать деятельность НТБ и НТИ, рационально размежевывая их функции [35].

В 1973 г. Д.Е. Шехурина пригласили работать в ЛГИК. Сначала он руководил кафедрой технической литературы, позже перешел на кафедру информатики и технических средств,где стал доцентом.

Научные интересы Д.Е. Шехурина стали приближаться к сфере деятельности НТБ. Уже в 1974 г. сборник "Научные и технические библиотеки СССР" опубликовал его статью [36], где определялась роль научно-технических библиотек в науке и производстве. Общаясь с библиотекарями, Д.Е. Шехурин пришел к выводу, что в своей работе они отдают наибольшее предпочтение образовательной функции, и попытался перенести ее в деятельность служб НТИ, где он видел много элементов образовательной фукции [37].

Однако жизнь такова, что практическая деятельность непрерывно выдвигает новые проблемы, требующие решения. В педагогической деятельности Д.Е. Шехурина такой проблемой оказалась подготовка специалистов для научно-технических библиотек и служб НТИ. В печати одна за другой появлялись его публикации о подготовке специалистов для Государственной системы научно-технической информации [38, 39], воспитании творческой активности ученых и специалистов [4042], необходимости информатизации библиотечных дисциплин [43], информационной подготовке молодых специалистов [44].

Несмотря на усилия Д.Е. Шехурина понять и освоить библиотековедение, помочь библиотековедам совершенствовать теорию и методику библиотековедения, в библиотечной среде он остался чужим, непонятым. Вскоре он и сам почувствовал, что его сердце и звездный час его жизни остались в службе научно-технической информации. Там была его настоящая жизнь — стремительная, бурлящая, творческая. Здесь — только наблюдение за библиотечной жизнью, из года в год все более удалявшейся. Началась жизнь рядом с коллегами, но не вместе...

Были научные конференции, на которых его встречали как крупнейшего специалиста по информатике и научно-информационной деятельности. Они стимулировали новые идеи, новые публикации, углубившие и усовершенствовавшие прежние его разработки. Появились новые труды: по формам и методам информационного обслуживания экономистов [27], по оценке творческого потенциала ученых посредством изучения их информационных потребностей [45], по методике информационного обеспечения на предприятиях и в организациях [46], по оценке эффективности информационного обслуживания, по критериям творчества [47] и др.

Не в характере Д.Е. Шехурина было сдаваться. С привычным ему энтузиазмом, энергией и честностью он взялся за библиотечные проблемы: информатизацию обслуживания ученых и специалистов в научно-технических библиотеках, поиск возможных исследовательских программ в НТБ, среди которых наиболее перспективной считал изучение информационных потоков [48], подготовку библиотечных кадров [38, 39, 43], совершенствование фондов НТБ [49], создание отраслевых и территориальных фондов и СИФов [50], осознание места и роли научно-технических библиотек в Государственной системе НТИ и в обществе [5153].

Накапливались опыт и знания, стали очевидными проблемы тогдашнего библиотековедения, и в 1979 г. — еще один взлет теоретической мысли, на сей раз — в теории библиотековедения. Д.Е. Шехурин представил свой подход к определению задач и функций научно-технических библиотек, определил их место и роль в научно-техническом прогрессе. С целью повышения эффективности информационного обслуживания общества он предложил рациональное распределение функций между научными библиотеками и службами информации, обосновал необходимость особого внимания со стороны ученых, исследователей и практиков к специальному библиотековедению, новому направлению библиотековедения, рожденному на стыке теоретической мысли библиотековедения и информатики [54].

До тех пор ни одна статья в библиотековедении не вызывала столь бурной дискуссии и столь острой критики со стороны библиотековедов, как это случилось с его статьей, посвященной вопросам теории и практики специальных библиотек [54]. Без нее и без вызванного ею потока публикаций современное библиотековедение не было бы тем, чем оно стало теперь; и в том, что в настоящее время библиотековедение приобрело теоретическую фундаментальность, обоснованность и глубину, — значительная доля вклада Д.Е. Шехурина. В следующей статье [55] он концептуально дополнил основные мысли [54], на конкретных примерах показал связи и взаимоотношения НТИ и НТБ, их различные и общие функции, обосновал необходимость углубления взаимодополняемости в процессе информационного обслуживания науки и техники.

В 1986 г. Д.Е. Шехурин ушел на пенсию. Это не был печальный уход. Скорее, это было освобождение из духовного плена, от работы, не дававшей морального удовлетворения.

Д.Е. Шехурин энергично вернулся в информационную теорию и практику. Информатика тогда испытывала большие трудности в своем развитии. Начавшийся в 1976 г. кризис информатики к 1983 г. углубился и начал менять ее парадигму. Социально-экономическая революция на всей территории бывшего СССР и наметившийся переход к рыночным экономическим отношениям у одних вызывал депрессию и беспомощность, у других стимулировал активность и поиск рационального выхода из создавшегося положения. К последним принадлежал и Д.Е. Шехурин. В Ленинградском инженерном центре "ИНТЕКС" он организовал группу информаторов-энтузиастов, которая начала активно пропагандировать перспективность рыночных отношений, создала концепцию информационного рынка в новых экономических условиях. По инициативе и под руководством Д.Е. Шехурина прошел международный семинар "Рыночные отношения информационной деятельности предприятий и организаций", где Диодор Ефремович сделал два доклада: "О формировании единого информационного пространства" и "Информационные потребности в условиях маркетинга и международных экономических связей". В последнем изложена методическая концепция перехода информационных служб на рыночные взаимоотношения.

Словно вернувшись на родную землю, Д.Е. Шехурин опять был полон идей, энергии и энтузиазма. В профессиональной периодике одна за другой появлялись его бодрые, полные оптимизма статьи, рецензии о новых книгах. В них анализировался наиболее конструктивный переход служб информации на рыночные отношения [56]; рекомендовалась переквалификация информационных работников с ориентацией их обучения на рыночную экономику [57]; обосновывалась необходимость закона об использовании информационных ресурсов, излагались основные идеи этого закона [58]; рассматривались возможности сотрудничества организаций и предприятий в условиях информационного рынка [59]; предлагалась стратегия информационного рынка на всем пространстве СНГ [60].

В 1991 г. прошли несколько информационных ярмарк, опыт которых обобщен Д.Е. Шехуриным в [61]. Это его последняя статья.

19 дек. 1992 г. Диодор Ефремович Шехурин умер. Не стало еще одного из информатиков первого поколения — романтика информатики. Трудно и больно было представить уход этого Человека, такого жизнерадостного, энергичного и бодрого до последнего дня жизни, казалось, не подвластного времени в своем горении, надежде и вере в информационное дело, вдохновлявшими нас всех, его коллег, соратников и друзей.

Перешагнув Рубикон человеческого бытия, Ученый продолжает жить в науке, в сердцах своих близких, друзей и членов научного сообщества, в библиотеках. В этой проекции памяти его труды переосмысливаются, стимулируют новые идеи, а сам Человек озаряется настоящим светом своей духовности, ранее приглушенным бытовыми заботами.

 

Список работ Д.Е. Шехурина

1. Роль и основные задачи технической информации отраслевых научно-исследовательских институтов. Л.: МРТП, 1955. 12 с.

2. Организация технической информации и пропаганды в научно-исследовательских институтах. Л.: ЛДНТП, 1955. 51 с. Соавтор Я.Д. Ивлев.

3. Опыт издательской деятельности научно-исследовательского института. Л.: Филиал ВИНИТИ, 1958. 6 с.

4. Редакционно-издательская работа в научно-исследовательском институте. Л.: ЛДНТП, 1959. 19 с.

5. Участие отдела научно-технической информации в разработках НИИ. Л.: ЛДНТП. 33 с. Соавторы Кац Я.Л., Петров П.И.

6. Некоторые предпосылки эффективности информационного обеспечения НИР и ОКР // Информационное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на различных стадиях выполнения. Л., 1968. С. 20—23.

7. Анализ и обобщение информации. Л.: ЛДНТП, 1962. 29 с.

8. Ясность и доступность изложения // Редактор и книга. Л.: Искусство, 1962. С. 204—252.

9. Логичность изложения в первичных документах // НТИ. 1966, № 9. С. 3—7. Соавтор Фельдблюм И.С.

10. Точность, логичность и объективность изложения научно-технической информации. Некоторые вопросы издательской деятельности отдела информации НИИ. Л.: ЛДНТП, 1966. 8 с.

11. Языковые средства повышения доходчивости информационного материала. Л.: ЛДНТП, 1966. 9 с.

12. Влияние закономерностей развития науки на функции информационной службы // НТИ. № 8. С. 3—8.

13. Информационные потребности специалистов, система их выявления и удовлетворения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л.: ЛГИК, 1970. 21 с.

14. Влияние обзорной аналитической работы на творческие процессы в научно-исследовательском институте // Информационно-справочная работа в НИИ, КБ, вузах. Рига, 1967. С. 22.

15. Основные закономерности и формы развития обзорной информации // НТИ. Сер. 1. 1971. № 12. С. 5—11.

16. Координационные функции отдела информации головного института. Л.: ЛДНТП, 1964. — 43 с.

17. Информационные знания научным и инженерным работникам // НТИ. 1964. № 11. С. 5—8.

18. Пути повышения эффективности работы отдела информации научно-исследовательского института. Л.: ЛДНТП, 1965. 33 с.

19. Роль головного научно-исследовательского института в отраслевой информационной системе // НТИ. 1965. № 2. С. 3—6.

20. Институт и научно-техническая информация. Л.: ЛЦВТИ, 1966. 8 с.

21. Патентная служба и информационные органы: вместе или раздельно // НТИ. 1966. № 7. С. 8—11.

22. О взаимодействии патентных и информационных служб // Вопр. изобретательства 1970. № 2. С. 22—25. Соавтор Р.Б. Дауранов.

23. Опыт совместной работы лаборатории анализа и обобщения научно-технической информации с лабораторией патентных исследований. Л.: ЛДНТП, 1970. 5 с. Соавтор Р.Б. Дауранов.

24. Функциональное сотрудничество информационных и патентных служб // Вопр. изобретательства. 1970. № 6. С. 3—6. Соавтор Р.Б. Дауранов.

25. Принципы дифференциации форм удовлетворения информационных потребностей различных категорий работников научно-исследовательских институтов // НТИ. Сер. 1. 1970. № 2. С. 15—18. Соавтор Нелепец В.В.

26. Структура информационных потребностей научно-исследовательского института и система их удовлетворения // НТИ. Сер. 1. 1971. С. 5—12.

27. Организация информационного обеспечения ученых экономистов: методические положения. М.: Ин-т экономики АН СССР, 1974. 66 с. В соавторстве.

28. Задачи информационной деятельности информационных служб организаций и предприятий. М.: ВИНИТИ, 1974. 35 с.

29. К вопросу о критерии информационной потребности // НТИ. Сер. 1. 1968. № 5. С. 3—7.

30. Природа и сущность информационных потребностей // НТИ. Сер. 1970. № 6. С. 3—9.

31. Аналитико-синтетическая переработка информации в сфере информационной деятельности // Тр. конф. по инф. технике. 1970. Вып. 10/26. С. 28—29.

32. Научное прогнозирование средствами информации. Л.: ЛДНТП, 1967. 34 с.

33. Прогнозирование развития конкретной области науки и техники // Науковедение и информатика. 1970. № 2. С. 57—66.

34. Информационные потребности руководителей и формы их удовлетворения // Информация в системе управления и социального планирования. Л.: ЛДНТП, 1971. С. 9—19.

35. Предпосылки информационной активности научно-технических библиотек // Научная организация труда в библиотеке. Л., 1970. 16 с.

36. Научно-технический прогресс как определяющий фактор формирования программ и целей развития информационно-библиотечной деятельности // Науч. и техн. б-ки СССР. 1974. № 9. С. 3—14.

37. Педагогическая функция информационных служб // НТИ. Сер. 1. 1974. № 4. С. 3—7.

38. Проблемы подготовки кадров для специальных библиотек и информационных служб // НТИ. Сер. 1. № 10. С. 3—7. Соавтор Манкевич А.И.

39. Пути совершенствования профессиональной подготовки кадров высшей квалификации для специальных библиотек // Сов. библиотековедение. 1974. № 4. С. 3—11. Соавтор Манкевич А.И.

40. Воспитание творческой активности ученых и специалистов — важнейшее направление информационно-библиотечной деятельности // Науч. и техн. б-ки СССР. 1975. № 1. С. 26—31.

41. Воспитательная роль научно-технической библиотеки // Там же. № 8. С. 14—25.

42. Образовательная деятельность научно-технических библиотек // Воспитательные функции научно-технических библиотек. Л., 1981. С. 35—57. Соавтор Л.В. Мункоев.

43. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки кадров для специальных библиотек // Тр. ЛГИК. 1975. Т. 24. С. 28—36.

44. Молодые специалисты как категория потребителей информации // Науч. и техн. б-ки СССР. 1976. № 2. С. 9—15.

45. Творческий потенциал ученого в оценке его информационных потребностей // Проблемы удовлетворения информационных потребностей: МФД 501. М.: 1974. С. 116—127.

46. Задачи информационной деятельности информационных служб организаций и предприятий. М.: ВИНИТИ, 1974. 35 с.

47. Эффективность и качество информационного обеспечения по критериям творчества // НТИ. Сер. 1. 1976. № 6. С. 3—10.

48. Обсуждение монографии Л.С. Козачкова "Системы потоков научной информации" // Науч. и техн. б-ки СССР. 1974. № 7. С. 47—48. — В соавторстве.

49. Некоторые вопросы совершенствования фондов научно-технических библиотек // Там же. 1977. № 4. С. 9—19.

50. Методические и организационные вопросы создания территориальных СИФов // Там же. 1978. № 8. С. 3—9. Соавторы Е.Т. Брагина, Н.В. Ершова, С.Л. Лохвицкая.

51. Важное звено Государственной системы научно-технической информации // НТИ. Сер. 1. 1980. № 3. С. 28—29. Соавтор В.П. Леонов.

52. Комплексный подход к воспитанию трудящихся в научно-технической библиотеке // Науч. и техн. б-ки СССР. 1980. № 11. С. 3—10.

53. Содействие научно-технических библиотек всестороннему развитию личности // Там же. № 11. С. 10—19.

54. Вопросы теории и практики специальных библиотек // Там же. 1979. № 7. С. 11—18.

55. Взаимодействие специальных библиотек с другими подразделениями информационной службы // Там же. 1980. № 11. С. 3—10.

56. О перестройке в службах НТИ // НТИ. Сер. 1. 1988. № 4. С. 5—11.

57. Невостребованная информация // Ленингр. правда. 1989. 8 февр.

58. Нужен закон об использовании информационных ресурсов // НТИ. Сер. 1. 1990. Т. 3. С. 22—24.

59. Рыночные отношения в информационной деятельности предприятий // Там же. 1991. № 9. С. 26—27.

60. Некоторые вопросы создания единого информационного рынка // Там же. № 2. С. 12—19.

61. Инфоярмарка—91 // Там же. 1992. № 2. С. 30—31.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России