Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Информация - ключевое понятие XXI века
К созыву общероссийской конференции 
"Доступность информации в России: проблемы и перспективы"
(Москва, 26-27 сент. 2001 г.)

Конференция созывается по инициативе общероссийской профессионально-общественной организации - Ассоциации информационных работников (АИР), поддержанной Советом Безопасности Российской Федерации, Минпромнауки РФ и рядом других организаций.

Несмотря на кажущееся изобилие информации и заметный прогресс в использовании новых информационных технологий в российском обществе сохраняются (а нередко возрастают) трудности в получении гражданами информации, необходимой для их профессиональной деятельности, а также для решения бытовых и иных социальных вопросов. Потребность в знаниях должна удовлетворяться в первую очередь за счет государственных информационных ресурсов.

Толчком к инициативе АИР пслужило опубликование "Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сент. 2000 г. Проблемы с доступностью информации для населения и юридических лиц начали возникать сразу же после выхода первых актов нового для нашей страны информационного законодательства, поэтому для широкого заинтересованного обсуждения их на конференции перечислим основные положения "Доктрины...":

  • принципы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - задачи органов власти и управления;

  • правовые аспекты информационной политики в Российской Федерации;

  • доступность информации в отраслях и регионах для юридических лиц и населения, пути ее обеспечения;

  • роль средств массовой информации в обеспечении информационной прозрачности и ответственности органов власти и управления всех уровней;

  • полнота, достоверность и оперативность - основные характеристики национальной системы научно-технической и социально-экономической информации, комплексное информационное обеспечение - важное условие сохранения и развития в современных условиях научного и производственно-технического потенциала России;

  • современные информационные технологии и интеграция России в мировое информационное пространство.

Далее. В Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" (ст. 9) сказано: "Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и/или научно-технических результатах за пределами территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и/или научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники".

Где эти гарантии? Почему в информационных ресурсах для науки и техники такие большие "прорехи"?

В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", с которого, собственно, и началось информационное законодательство Российской Федерации, установлено (ст. 13): "Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственным им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес".

Примеров нарушения этой статьи множество. Беда не столько в том, что государственные информационные ресурсы имеют большие пробелы, сколько в том, что процессы формирования и организации использования государственных информационных ресурсов носят хаотический характер - работа государственных органов в этой области не координируется, многократно дублируется различными ведомствами.

Между пользователями и государственными информационными ресурсами постоянно воздвигаются ценовые барьеры. Например, нормативная или статистическая информация, созданная за счет бюджета государства, реализуется, как правило, на коммерческой основе по цене, во многих случаях недоступной специалистам.

Фактически в России нет единого центра проведения политики в области формирования и организации использования государственных информационных ресурсов, как нет и такой политики.

Общероссийская конференция "Доступность информации в России: проблемы и перспективы" должна содействовать объективной оценке сложившейся ситуации в данной области, оказать помощь в поиске ответов на возникающие вопросы, способствовать выработке предложений по их решению. Особенно важные вопросы, требующие безотлагательного ответа, приведены ниже.

Почему на практике не работают важнейшие положения федеральных законов, регулирующих отношения в информационной сфере, и как заставить их работать?

Какие подзаконные акты должны быть подготовлены в первую очередь и как организовать целеустремленную и последовательную работу в этом направлении?

Каким видится организационный механизм подготовки и реализации политики в области формирования и использования государственных информационных ресурсов?

Как реализовать у нас хорошо известный всем развитым странам подход - распространение информации, важной для развития общества, для защиты прав и безопасности граждан - бесплатно или на бесприбыльной основе?

Как обеспечить координацию работ государственных органов власти, ответственных за создание и использование информационных систем, накапливающих и распространяющих сведения о гражданах, об окружающей среде и экологии, о здоровье населения, о земле и ее недрах, о различных формах собственности, о законах и других нормативных актах, регулирующих отношения в экологической и социально-экономической сферах?


Как наладить справочные службы для населения по вопросам быта, деятельности коммунальных служб, торговли, транспорта и связи?

Какие первоочередные шаги должны быть предприняты для повышения уровня информированности ученых и специалистов в научно-технической сфере?

В настоящее время формируется оргкомитет и программа конференции, которую предполагается провести на средства ее организаторов и спонсоров, т.е. без оргвзносов со стороны участников.

Приглашаем вас войти в число активных участников конференции. Ждем ваших предложений по контактным телефонам в Москве: 925-15-32, 491-71-19, 155-46-02.

Правление АИР


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России