Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 025:65.011.56

Манилова Т.Л.

Информационные ресурсы российских библиотек:
социальный аспект

Рассматривая информационные ресурсы библиотек, мы привыкли прежде всего обращать внимание на увеличение количества покупаемых CD–ROM, электронных журналов, библиографических и фактографических баз данных, наращивание собственных информационных ресурсов. Статистика подтверждает стабильность тенденции увеличения числа библиотек, создающих собственные базы данных, а также рост числа баз данных и их объемов.

Обсуждая проблемы развития информационных ресурсов, мы в первую очередь говорим о развитии технологий, автоматизации, компьютерах и компьютерных программах, стандартах обмена данными, возможностях и преимуществах корпоративной работы. Все эти аспекты сопутствуют становлению информационного общества и, следовательно, соответствующей модернизации российских библиотек, которые должны обеспечивать всем гражданам страны свободный доступ к информации с помощью новых технологий.

Но это лишь одна сторона проблемы. Финансово и интеллектуально емкая, но одна.

Вторая сторона отражает факт вхождения России в новый этап социально-политического развития. Это – глобальный фактор, непосредственно и принципиально влияющий на формирование информационных ресурсов российских библиотек. (Этот факт имеет юридическое подтверждение – Конституцию 1993 г. Хотя известно, что процесс социальной модернизации начался несколько ранее – в 1985 г.)

Следует иметь в виду, что система библиотек России (структура библиотечной сети, типы библиотек, система управления, содержательный состав библиотечных фондов) сформирована советским государством под свои задачи. (Кстати, на это у Советского Союза ушло примерно 40 лет: 1920 – 1960-е гг.). Все библиотеки обязаны были иметь в своих фондах литературу по марксизму-ленинизму; даже для научно-технических и технических библиотек главной функцией считалась идеологическая.

Через приоритетное содержание привилегированной специальной сети библиотек коммунистической партии, через систему нормирования процентного содержания в фондах и выдачи пользователям общественно-политической (читай – коммунистической. – Авт.) литературы во всех, особенно общедоступных библиотеках, через централизованные и обязательные для исполнения перечни списания из библиотек неугодной литературы, через издание миллионными тиражами трудов деятелей партии и правительства, материалов съездов и конференций, наконец, через цензуру книгоиздания государство в течение долгих десятилетий регулировало содержательный состав информационных ресурсов библиотек.

В итоге информационные ресурсы всех библиотек страны полностью соответствовали целям и задачам правящей части общества. Каталоги и картотеки немногих научных библиотек, имеющих в фондах неугодную и вредную литературу, раскрывали для читателей только часть информационных ресурсов, разрешенных для широкого чтения.

Можно сказать, что главной задачей советских библиотек было обеспечение доступа максимальному числу читателей к ограниченному числу информационных ресурсов, причем строго определенного содержания.

Сегодня законодательно утвержденной государственной задачей библиотек является предоставление свободного доступа к информации, т.е. любому человеку к любой информации (кроме запрещенной Конституцией).

Напоминаем об этом для того, чтобы более зримо представить, какие кардинальные и принципиальные изменения произошли в нашем российском обществе. И все эти важнейшие изменения существенно отразились на составе библиотечных ресурсов.

В России меняется тип общества, содержательно иные информационные ресурсы начинают востребоваться и входить в состав необходимых для поддержания и развития модернизационных тенденций. Следовательно, именно эти ресурсы должны быть прежде всего доступны населению и именно их необходимо наращивать в библиотеках в первую очередь. Какие же это ресурсы?

Анализ спроса в библиотеках и изучение книжного рынка свидетельствуют о возрастающей потребности в юридической, социальной, экономической информации. Более востребованной становится фактографическая и полнотекстовая, а не библиографическая информация. Электронные формы все более активно используются наряду с бумажными. Интернет воспринимается уже как закономерная, неотъемлемая часть библиотечного информационного ресурса.

Понимая в целом процессы, происходящие в стране, отдел библиотек Министерства культуры Российской Федерации осознанно подходит к формированию государственной библиотечной политики и выдвигает в качестве ее основной цели содействие модернизационным процессам в обществе. Одно из важных направлений этой политики – помощь библиотекам в изменении их информационного потенциала, приспособлении, приближении его к потребностям и ожиданиям общества, его различных социальных групп и структур (как по содержанию, так и по форме). Таким образом мы стараемся содействовать катализации всех прогрессивных процессов и тенденций в России и способствовать их необратимости и закреплению.

Практически это выражается в реализуемых уже на протяжении ряда лет приоритетных направлениях государственной библиотечной политики, которые легли и в основу раздела «Библиотеки России» Федеральной целевой программы «Культура России (2001 – 2005 годы)». Перечислю лишь имеющие непосредственное отношение к теме этой статьи: создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети Либнет; внедрение системы международных машиночитаемых форматов, разработка и внедрение стандартов и других нормативных материалов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных онлайновых центров; подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям; создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках субъектов Российской Федерации; организация работы библиотек по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению и развитию местного самоуправления, а также осуществлению правовой реформы.

В конце 1997 г. в муниципальных общедоступных библиотеках России официально началось создание центров муниципальной информации (прежде всего документов органов местного самоуправления, в том числе неопубликованных). Эта работа была инициирована Министерством культуры Российской Федерации и поначалу весьма неоднозначно принята в регионах: во-первых, власть не привыкла информировать о своих действиях; во-вторых, библиотекари опасались, что эта работа сделает их опять, как в советский период, «опорными базами партийных организаций». В силу этих причин сразу и с пониманием на идею создания таких центров в каждом субъекте Российской Федерации откликнулись всего одно-два муниципальных образования.

Сегодня центры муниципальной информации созданы уже практически в каждой центральной библиотеке (городской и районной) и в наиболее крупных библиотечных филиалах. (Для справки: в России действуют 2094 централизованных библиотечных системы с 48,5 тыс. филиалов.)

Эти центры оснащены в разной степени: в одних – компьютеры, имеющие сетевую связь с муниципалитетом, в других – всего лишь папки с документами. Но все же муниципальные библиотеки впервые стали предоставлять такого рода информационные ресурсы населению своих городов и сел, содействуя таким образом (хотя бы отчасти) прозрачности власти, развитию местного самоуправления, построению гражданского общества в России.

В 1998 г. Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации и Российский фонд правовых реформ подписали специальное соглашение, согласно которому в центральных универсальных библиотеках субъектов Российской Федерации начали создаваться публичные центры правовой информации (ПЦПИ).

ПЦПИ – это прежде всего электронный информационный ресурс, основу которого составляют полнотекстовые базы данных официальных документов федерального и регионального уровней (от разных производителей).

Процесс динамично развивается, этот новый для библиотек (да и для пользователей) вид информационных ресурсов оказался очень востребованным. Сегодня ПЦПИ уже создаются в библиотеках разных видов – региональных детских и юношеских, а также муниципальных: полгода назад их число превысило 200. Некоторые регионы принимают специальные программы создания ПЦПИ, согласно которым за несколько лет предполагается открытие таких центров во всех центральных муниципальных и даже школьных библиотеках.

Информационные ресурсы библиотек могли бы развиваться интенсивнее, если бы российское общество идентифицировало библиотеки как информационные организации в соответствии с их целевой функцией – информационной. К сожалению, сегодня по давней традиции все без исключения отечественные библиотеки – от крошечного сельского филиала до крупнейшей в Европе Российской государственной библиотеки, от школьной до Государственной центральной научной медицинской библиотеки – считаются учреждениями культуры (наряду с клубами, театрами и цирками). Эта социальная особенность определяет и соответствующее отношение к библиотекам, т.е. не как к ресурсу общественной модернизации и развития. В результате библиотеки финансируются по остаточному принципу как исключительно затратные структуры, а не организации, производящие социально полезный и социально востребованный продукт.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России