Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


Дискуссионный клуб «Термин»

УДК 02:001.4

Земсков А.И.

Термин outsourcing

Термин outsourcingаутсорсинг (несколько вольный перевод – внешние ресурсы либо разделение труда, в том числе международное разделение труда) давно известен в нашей стране и трактовался либо как символ успехов социалистической плановой экономики, либо как пример капиталистической эксплуатации бедных колониальных стран.

В последнее время этот термин часто встречается в статьях, посвященных информационным центрам и библиотекам, поэтому мы даем историю его происхождения и возможное толкование.

С начала 1980-х гг. американские компании стали все активнее производить отдельные детали и полные комплекты оборудования за рубежом. Практическая деятельность компаний по передаче части работы внешним фабрикам с целью снижения себестоимости производства называется аутсорсинг. При этом зарубежный аутсорсинг осуществлялся в странах, где стоимость рабочей силы ниже, чем в США, а квалификация рабочей силы может быть доведена до международных стандартов. Одним из первых примеров зарубежного аутсорсинга может служить так называемый метод maquiladora ( от испанск. фабрика) в мексиканских приграничных городах. Американские компании строили два одинаковых завода по обе стороны границы и посылали заготовки в Мексику для выполнения там наиболее трудоемких операций; готовый продукт возвращался для продажи в США. Помимо манипуляций со стоимостью рабочей силы в методике аутсорсинга, по-видимому, не исключается возможность неких финансовых (налоговых) манипуляций.

Практика применения аутсорсинга значительно расширилась после заключения в 1994 г. Договора о межамериканской свободной торговле (NAFTA). Широко используется аутсорсинг с привлечением трудящихся таких стран, как Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Ямайка, Филиппины. Заметим, что Филиппины добились особых успехов в черновой обработке информации: переводы, ручной ввод текстов с клавиатуры и т.п. (например, стандарт стоимости ручного ввода — 77 центов за страницу формата А4 при допустимом числе ошибок менее 0,05% — широко известен в международной практике).

Развитие информационных технологий, в первую очередь Интернета, дало возможность оперативно, в реальном масштабе времени применять разделение труда в самых неожиданных случаях. Автомобильные компании передают очень деликатные, закрытые ранее операции (такие, как ведение постоянного бухгалтерского учета, работу с кадрами, анализ рынка) внешним компаниям, расположенным по всему свету; при этом сами могут сосредоточиться только на том, что умеют делать лучше других – на производстве автомобилей. Наличие оперативной Интернет-связи полностью компенсирует удаленность подрядчика от штаб-квартиры. Конечно, такой подход оправдан только в том случае, если соответствующие собственные подразделения ликвидируются.

В библиотеках разделение труда также давно практиковалось как для собственных технологических нужд (например, заимствование каталожных записей, производство микрофильмов в специализированных организациях и т. п.), так и в составлении справочных или аналитических отчетов по заказам организаций и предприятий.

Развитие информационных и компьютерных технологий дает нам дополнительный шанс. Библиотеки одними из первых получают доступ к Интернету, поэтому их возможности быть «дистанционными исполнителями» заказных работ на постоянной основе либо служить посредниками при выполнении операций дистанционного производства (узлом передачи информации) могут расширить спектр услуг, предоставляемых гражданам и предприятиям.

Особо заманчиво выглядит перспектива использовать высокую квалификацию российских библиотекарей для работы по заказам состоятельных западных информационных компаний. Точно так же и для себя библиотеки могут передавать заказы на обработку информации (например обработку файлов отсканированных материалов) в сторонние организации.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России