Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 023

Высоцкая Е.К.

Кадровые ресурсы муниципальных библиотек:
состояние и проблемы оптимизации

В последнее десятилетие XX века массовые библиотеки стали называться публичными. Строго говоря, к публичным относятся несколько видов библиотек, в частности, профсоюзные, библиотеки санаториев, больниц, домов отдыха, воинских частей и др., в которых преобладает социальная функция. Но прежде всего данное понятие относится к городским и сельским общедоступным библиотекам, большая часть которых приобрела муниципальный статус. К началу 2000 г. в России функционировали 48 560 общедоступных (публичных) библиотек, большинство из них объединены в 2 094 ЦБС.

Именно эти библиотеки зарекомендовали себя наиболее демократичным социальным институтом общества, способным обеспечить доступ к информации, знаниям, культуре самым широким слоям населения.

Роль публичных библиотек особенно велика в период становления информационного общества: они способствуют реализации права граждан на доступ к информации (независимо от ее типа, места и времени), смягчают диспропорции, возникающие в силу неравномерного развития информационной инфраструктуры путем организации доступа к информационным сетям для жителей удаленных или технологически отсталых регионов, нейтрализуют опасность ограничения доступа к отдельным информационным ресурсам по соображениям узкой коммерческой выгоды, что может привести к углублению пропасти между информационно богатыми и информационно бедными слоями общества.

Кроме того, публичные библиотеки являются частью экономической инфраструктуры общества, обеспечивающей непрерывное образование на всех уровнях и во всех формах; оказывают социально-психологическую поддержку населению, помогают адаптироваться в создавшихся жизненных условиях, участвуют в организации содержательного досуга, ведут активную деятельность по сохранению и поддержанию местных культурных традиций и т.п.

Вся эта многообразная деятельность была бы невозможна, если бы не армия сотрудников муниципальных библиотек, которая насчитывала к началу 2000 г. 105 600 человек.

Кадры публичных библиотек — один из важнейших ресурсов (если не самый важный), благодаря которому эти библиотеки могут действовать как информационные, культурные и духовные центры, выступающие в качестве не только составляющих, но и важных организующих элементов социокультурной среды, прежде всего в условиях районных центров и сельских поселений (около 38,5 тыс. — почти 80% общего числа публичных библиотек — сельские).

К сожалению, крупных комплексных исследований по вопросам формирования, состава, состояния движения библиотечных кадров в библиотеках России не проводилось уже более 10 лет (последнее — «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы» — состоялось в 1986 — 1991 гг.). Поэтому точные и подробные данные о составе, тенденциях формирования, квалификации сотрудников, занимающих различные должности в библиотеках, их возрасте и стаже, текучести кадров отсутствуют. С уверенностью можно утверждать лишь то, что уровень образования работников муниципальных библиотек далек от того, чтобы всех считать профессионалами. Изменение кадрового состава вышеупомянутых библиотек за 1990 — 1999 гг. представлено в таблице (данные получены от ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации).

Уровень образования  в % к общему числу работающих в б-ках

 1990

 1999

Высшее:

 30

 32,1

В том числе на селе:

 10,5

 17,2

Среднее библиотечное:

 45

 50,5

В том числе на селе:

 48,8

 57,3

Общее среднее:

 25

 17,4

В том числе на селе:

 40,7

  25,5

Как следует из таблицы, за 10 лет доля библиотечных работников с высшим образованием выросла всего на 2,1%, со средним библиотечным — на 5,5%, и на 8,1%. Снизилась доля лиц с общим средним образованием, число которых составляет теперь менее 20%. На селе же доля библиотекарей с высшим образованием выросла на 6,7%, со средним библиотечным — на 8,5; на 15,2% снизилась доля лиц с общим средним образованием, число которых составляет теперь около 25%.

Данные по возрасту и стажу можно привести либо по отдельным регионам, либо по отдельным исследованиям. Например, согласно материалам исследования «Библиотекарь как читатель», проведенного Российской национальной библиотекой в 1993 — 1996 гг., почти половину респондентов (48,6%) составляли работники, имевшие стаж свыше 10 лет, возраст большинства из них — 36 — 45 лет (37,8%) или превысил 46 (29,5%).

Неоднократно поднимался вопрос о феминизированности библиотечной профессии. Небезынтересны данные, приведенные в материалах обследования библиотекарей политпросветских библиотек Ленинградской области в 1928 г.: возраст 70% сотрудников колебался от 21 до 30 лет, 27% из них — мужчины. (О литературных представлениях библиотечных работников. // Красный библиотекарь. 1929. № 4. С. 62 — 71). Сейчас среди библиотечных работников России около 3% мужчин — в основном программисты, компьютерные операторы, социологи, директора крупных библиотек; даже период острой безработицы практически не повлиял на приток мужчин в эту профессию.

Одной из самых сложных остается проблема замещения различных библиотечных должностей специалистами с соответствующим образованием, оптимизации штатных расписаний в библиотеках, особенно в отделах, непосредственно обслуживающих читателей. В условиях ЦБС, особенно в сельских библиотеках, возможность должностного роста очень невелика, а найти другую работу сложно. В то же время в городе (особенно крупном или областном центре) можно устроиться на другую более высокооплачиваемую работу. И молодые специалисты, благодаря подготовке в специальных вузах владеющие компьютерами, иностранными языками, навыками аналитической и научной деятельности, становятся секретарями-референтами, менеджерами и пр.

Точными данными об уровне сменяемости и текучести библиотечных кадров в целом по России я не располагаю, но по материалам отдельных библиотек  этот показатель колеблется от 5 до 30%, причем уходят в основном квалифицированные специалисты на любую другую работу с более высокой зарплатой. Поэтому одна из главных проблем сегодня — стабилизация библиотечных кадров.

Одним из возможных решений данной проблемы является разработка мер по социальной поддержке сотрудников библиотек. Так, в большинстве регионов России повышена заработная плата: где-то в виде надбавок за стаж работы, где-то в форме повышения тарифных ставок (от 20 до 40%), где-то за счет ежемесячных доплат. Применяются и другие способы, например, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от непрерывности стажа. Активно используется система премий, грантов и т.п. Однако эти меры, применяемые в разных регионах и отдельных библиотеках, не устраняют существующей диспропорции в оплате труда библиотекарей в целом по стране. Необходимо решение проблемы социальной защиты библиотечных работников на федеральном уровне и прежде всего следует поднять зарплату сотрудников библиотек до уровня, принятого в других областях бюджетной сферы (образование, медицина).

К этой проблеме непосредственно примыкает еще одна. Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации № 8 от 1.12.1995 г. в тарифно-квалификационных требованиях по разрядам оплаты труда высшее образование заменено высшим профессиональным. Однако в Государственной статистической отчетности существует графа «Всего с высшим образованием» и отсутствует графа «В т.ч. с библиотечным» таким образом, с одной стороны, признается, что библиотекарь-библиограф такой же специалист, как врач, учитель, юрист и что работа библиотекаря имеет свою специфику, а с другой — отсутствие вышеупомянутой графы лишает возможности анализировать кадровый состав библиотек. Кроме того, острой является проблема оплаты работников библиотек, имеющих высшее небиблиотечное образование и занимающих должности программистов, социологов, психологов и пр.

Нам, работникам библиотечной сферы, не хотелось бы, чтобы руководители самых высоких рангов придерживались точки зрения Н.С. Михалкова, который в интервью газете «Аргументы и Факты» (№ 44, ноябрь 2000 г., с. 12) сказал: «Я с большой надеждой смотрю на людей, забастовка которых не опасна для власти. Вот смотрите: библиотекарь. Он выдает книги, работает за нищенскую зарплату. И даже если ее вообще перестанут выдавать, он останется. Потому что в этой каждодневной работе смысл его жизни. Это позиция». На наш взгляд, дело в другом: библиотекари не бастуют — они просто уходят из библиотек.

Проблема заработной платы — не единственная. Мы привыкли утверждать, что читатель (пользователь) — не гость и не проситель, а равноправный хозяин в библиотеке; наша задача — создать для него наиболее выгодные условия; однако комфортная библиотечная среда равно необходима и библиотекарю, тем более, что в большинстве случаев условия, составляющие эту среду, одновременно могут служить и читателям, и библиотекарям. Например, наличие буфетов, комнат психологической разгрузки, зимних и летних садиков, занятия с психотерапевтом, нормальная освещенность рабочих мест (при этом что-то может быть бесплатным для библиотекарей и платным для читателей). И хотя исследования медиков и ряда других специалистов из Манчестерского университета США, проведенные в 1991 г. среди представителей 29 профессий, показали, что профессия библиотекарь занимает предпоследнюю строчку в графе «самоубийство», последнюю строчку в графах «угроза нервного стресса» и «психологические расстройства», а алкоголизм ей вообще не угрожает, тем не менее и у библиотекарей существует ряд профессиональных заболеваний, в частности, аллергические, легочные, грибковые, чему способствуют пыльные хранилища и работа с книгами, проходящими через десятки разных рук. Плохое освещение приводит к снижению зрения и другим глазным болезням. Несоблюдение режима работы на компьютерах и отсутствие защитных экранов также вызывает различные нарушения в организме

Кроме того, немаловажную роль в стабилизации библиотечных кадров играет повышение престижности профессии и прежде всего повышение уровня зарплаты, ибо она — суть выражения оценки труда данного специалиста обществом в целом. Кроме того, под престижностью подразумеваются возможности должностного роста, творческая обстановка в коллективе, признание значимости каждого сотрудника, востребованность его профессионального и творческого потенциала.

Проблемы оптимизации профессиональных ресурсов муниципальных библиотек многообразны и остры. Для их решения необходимы усилия как представителей власти и руководящих органов, так и руководства самих библиотек.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России