Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 025:65.011.56

Воройский Ф.С.

Разработка средств
организационно-технологического обеспечения АБИС

Общие положения

Действующая в промышленном режиме автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) — достаточно сложный объект управления, эффективность работы которого определяется полнотой и качеством отработки всех технологических процессов, системы связей между взаимозависимыми процессами и операциями, их исполнителями. Сказанное в полной мере относится также к необходимости разработки норм труда, времени выполнения отдельных операций и оплаты исполнителей, системы управления и контроля технологической дисциплины, качества информационных услуг и продукции.

Организационно-технологическими документами, определяющими работу персонала в автоматизированных системах применительно к задачам комплектования, обработки входных документальных потоков, различным формам и видам обслуживания пользователей, подготовке малотиражных изданий и т.п., могут стать пооперационные схемы, технологические карты и технологические инструкции [ 1-4].

Следует с сожалением отметить, что сложившаяся в России массовая практика проектирования и ввода в действие АБИС игнорирует полезный опыт проектирования и использования организационно-технологической документации, накопленный в течение по крайней мере двух десятилетий в других видах автоматизированных систем, в частности в АСУ и АСНТИ. Это выражается в том, что подобного рода документация либо совсем не разрабатывается, либо ее разработки и ведение носят нерегулярный и несистемный характер. Например: разрабатываются только инструкции для отдельных рабочих мест, не учитывающие взаимную связь операций в разных технологических узлах АБИС; изменения в технологии обработки документов и данных не документируются; инструкции существуют, но не используются (или мало используются) — персонал системы чаще ориентируется на собственные представления о выполняемых процессах или устные указания ближайшего руководителя и т.д.

Результатом является невысокая эффективность создаваемых и действующих автоматизированных систем. Это находит выражение в недостаточном качестве информационной продукции (в первую очередь электронных каталогов), услуг пользователям АБИС и в значительных потерях трудовых и материальных ресурсов. Последнее — следствие непродуманности технологии работы библиотеки, различных «нестыковок», возникающих за счет «устных» изменений, вносимых в процессы отдельными руководителями,и наконец, из-за отсутствия автоматизированных средств контроля технологической дисциплины и качества работы исполнителей.

Справедливости ради следует отметить, что известны случаи (особенно в небольших библиотеках), когда и в сложившейся ситуации силами отдельных опытных специалистов, как правило, на уровне заместителей директора по автоматизации, удается поддерживать более или менее приемлемый уровень технологии и качества работы персонала АБИС. Однако известно также, что с уходом этих сотрудников из библиотеки налаженный порядок и качество работы безвозвратно уходят вместе с ними. Другими словами, будучи не документированы и системно не поддержаны, технологические процессы в библиотеке или информационном органе поставлены в жесткую зависимость от уровня компетентности и добросовестности работающих в этих организациях специалистов. К сожалению, сложившаяся ситуация поддерживается отсутствием соответствующей нормативной базы, а также недостаточным уровнем знаний у руководителей библиотек и личного опыта работы в условиях современной автоматизированной библиотеки или информационной службы у разработчиков средств программного обеспечения АБИС.

С учетом сказанного мы видим нашу задачу в том, чтобы предложить принципы построения подсистемы организационно-технологического обеспечения АБИС, которые можно было бы в той или иной мере использовать при разработке и сопровождении эксплуатации конкретных автоматизированных библиотечно-информационных систем. (По-видимому, здесь уместно отметить, что указанные предложения в определенной их части опираются на десятилетний опыт работы автора статьи в развитой автоматизированной системе научно-технической информации ВИМИ.)


Организационно-технологическая документация АБИС

Пооперационные и организационно-технологические схемы

Пооперационные схемы разрабатываются на все служебные задачи, связанные с работой разнородных групп исполнителей. Как правило, такие задачи непосредственно относятся к основным технологическим процессам, выполняемым автоматизированной системой. Примерами подобных задач и реализующих их процессов могут служить: обработка входных документных потоков, обработка ретроспективы фондов для пополнения электронного каталога АБИС, ведение словарей системы, списание литературы и актуализация электронного каталога, обслуживание читателей на абонементе, обслуживание в режиме ИРИ, подготовка изданий и т.д.

Пооперационные схемы представляют собой ориентированный граф, вершинами которого являются операции; каждая из них идентифицируется присвоенным ей номером, а ребрами графа служат линии передачи документов и данных. Таким образом, пооперационные схемы отображают в графической форме последовательность выполнения отдельных операций (или групп взаимосвязанных операций), состав их исполнителей и направления передачи информационной продукции. Будучи нанесены на календарную сетку, пооперационные схемы могут отражать требования регламента (т.е. времени) обработки документов и данных, а также их передачи для каждой операции.

Поскольку разные виды документов и данных могут проходить неодинаковые стадии обработки (последнее также относится к различным формам представления готовой информационной продукции), то для удобства использования принято отображать на одной схеме только совокупность операций обработки документов или данных, объединенных по признаку единства применяемой технологии. На рисунке в качестве примера приведена типовая пооперационная схема обработки входных документных потоков литературы, предлагаемая для узлов Корпоративной сети публичных библиотек Москвы (КСПБМ).

При необходимости пооперационные схемы могут дополняться организационно-технологическими схемами, в которых в обобщенной форме отображаются данные о последовательности, характере процессов и связей между ними по совокупности всех объединенных определенной общностью признаков пооперационных схем. С принципом построения пооперационных схем можно познакомиться в работе [5] и на сайте ГПНТБ России: http://www.gpntb.ru/win/korppro/1/index.html.

 

 Типовая пооперацищнная хема обработки документов в узлах КСПБМ

 

Наличие организационно-технологических схем существенно облегчает как изучение и анализ принятой в системе технологии, так и ее проектирование. Поэтому их разработка может предшествовать разработке пооперационных схем.


Технологические карты и инструкции

Технологические карты являются текстовыми дополнениями к пооперационным схемам, несущими сведения о составляющих эти схемы операциях или их группах. Выполняются они, как правило, в табличной форме и содержат следующие данные:

  • условный шифр или номер операции в соответствии с пооперационной схемой;

  • наименование технологического процесса, его этапа (стадии) или группы операций;

  • системные номера технологических инструкций и их разделов, регламентирующих выполнение технологических операций;

  • наименование подразделения (группы) — исполнителя;

  • должностная или квалификационная категория исполнителя;

  • единица учитываемой работы (например, составление библиографической записи и аннотации на одну книгу, обслуживание одного заказа читателя и т.п.);

  • норма времени на единицу работы (в часах, минутах и т.п.) для каждой должностной или квалификационной категории специалистов, выполняющих данную операцию, если их несколько;

  • контрольный (регламентный) срок прохождения документов разного вида через данную операцию, этап или стадию обработки или предельно допустимый срок выполнения услуг с учетом их вида.

В зависимости от особенностей каждой АБИС и конкретных технологических процессов технологические карты могут также дополняться данными по стоимостным показателям этапов и операций обработки на единицу получаемой продукции, суммарным объемам и трудоемкости дневной (или сменной) нормы обрабатываемых документов, сведениями о времени и порядке приема и передачи документов или данных в технологической цепи разных исполнителей и др.

Технологические инструкции составляются на этапы, стадии или конкретные виды работ. Они являются средством реализации общесистемных требований к порядку выполнения работ, содержанию и формам представления документов и данных с целью обеспечения высоких технико-экономических показателей функционирования системы. Помимо соответствующих данным требованиям элементов содержания в технологические инструкции могут включаться: ссылки на нормативные документы и другие технологические инструкции; сведения о составе и порядке использования средств обеспечения (программных, технических, лингвистических и т.п.); типовые формы документов (включая рабочие листы и отдельные их поля) и примеры их заполнения или обработки; данные о времени и лицах, вносивших в инструкции изменения или корректировки.

В технологические инструкции могут вноситься и другие сведения, обеспечивающие однозначность их понимания и облегчающие использование при минимальном обращении к другим документам, включая и смежные инструкции.

Идентифицируются технологические инструкции развернутым наименованием, а также классификационным индексом в соответствии с правилами, установленными в данной АБИС (в качестве примеров см. наименования ссылок на литературу [2 4]). Технологические инструкции как вид документа, их разработка, внедрение, использование, корректировка должны соответствовать требованиям, предъявляемым к действующим стандартам.

Исходя из характера вышеупомянутых документальных средств организационно-технологического обеспечения АБИС, можно сделать вывод, что их разработка является неотъемлемой частью проектирования технологических подсистем каждой конкретной автоматизированной системы.


Разработка средств контроля
и организационно-технологического управления АБИС

Средства контроля и организационно-технологического управления АБИС условно могут быть классифицированы по следующим признакам.

  1. Степень их автоматизации (в том числе — полностью или частично автоматизированные).

  2. Порядок их использования (средства регламентного или текущего контроля).

  3. Состав контролируемых технологических процессов и/или операций.

  4. Способ обработки исходных данных (статистические и нестатистические).

Разработка состава указанных средств, их видов или способов реализации (см. п. 1 и 2) должна определяться исходя из характера объекта автоматизации и, в частности, особенностей его функциональных задач и сложности технологических процессов, реализующих эти задачи. Также очевидно, что разработчики проектов в каждом частном случае создания или развития уже функционирующей автоматизированной системы ограничены в своем выборе рядом исходных условий, существенно влияющих на характер принимаемых ими решений. Такими условиями являются:

  • объем финансовых средств, выделенных на проектирование и реализацию данной АБИС;

  • наличие программных средств поддержки задач управления и контроля технологических процессов в составе используемого или альтернативных вариантов ПО АБИС (последнее — при их выборе);

  • технические и другие возможности доработки указанных в п. 2 средств программного обеспечения (например, у владельца и разработчика ПО отсутствуют свободные для выполнения данной работы программисты или у заказчика — достаточные средства для их оплаты);

  • пригодность конкретных задач и средств обеспечения АБИС (например информационного и/или лингвистического) к реализации контроля другими (не чисто программными) методами и т.п.

Поскольку реальные условия разработки средств контроля и управления могут быть весьма разнообразны, рассмотрим вопросы их проектирования в достаточно общем плане.

Опыт создания и эксплуатации разнородных автоматизированных информационных систем (к сожалению, к АБИС это относится в минимальной степени) показывает, что чисто автоматизированные способы контроля могут быть успешно реализованы путем создания:

  • подсистем формально-логического контроля (ФЛК) обработки входных документов;

  • автоматических средств аутентификации персонала и пользователей системы;

  • автоматизированных средств контроля технологических процессов;

  • телекоммуникационных средств диагностики и контроля работы и использования основных программных и технических средств;

  • дополнительных сервисных средств автоматизации контроля и управления АБИС.

Подсистемы ФЛК нашли самое широкое распространение в развитых АСУ и АСНТИ, их эффективность подтверждается многолетним опытом использования (в том числе в России с 1970-х гг.). К сожалению, нам не известны отечественные разработки ПО АБИС, в которых соответствующие средства были бы разработаны в полном объеме.

Основной целью использования ФЛК является обеспечение контроля полноты и правильности заполнения выбранного состава полей данных при их вводе в БД. Применительно к условиям работы АБИС к таким полям относятся:

  • обязательные для обработки и ввода в электронные каталоги поля библиографических записей (в соответствии с требованиями коммуникативных форматов и словарей авторитетных записей);

  • поисковые и другие поля фактографических БД;

  • системно установленные в качестве «обязательных» в интересах контроля поля технологических записей (например, даты получения документов и их передачи по технологической цепи после обработки, идентификаторы лиц, производящих обработку данных, и т.п.);

  • поля с нормированными записями.

Работа ФЛК обеспечивается: соответствующими программными средствами; машинными словарями системы, содержащими тезаурусы, классификаторы и другие виды разрешенных для использования словарей системы; внутренним форматом АБИС, предусматривающим определенный состав технологических полей и правил их заполнения; системными инструкциями, реализуемыми работой системного оператора (например контролирующего установку и смену показателей даты и времени).

Набор указанных средств позволяет:

  • повысить качество работы системы при поиске документов и данных за счет ликвидации ошибок ввода терминов, включающих грамматические ошибки и ввод неразрешенных для использования терминов;

  • устранить возможность ввода в систему не полностью обработанных документов и данных;

  • контролировать технологическую дисциплину работы персонала системы (в том числе с использованием средств статистической обработки данных), поскольку время прохождения документов и данных в системе при их заказе, получении, обработке, а также основных этапах обслуживания пользователей автоматически фиксируется.

С сожалением следует отметить, что в существующих отечественных разработках средств ПО АБИС системы ФЛК не реализуется. Даже весьма развитые сервисные программные средства, имеющиеся на рынке программных продуктов России, указанных задач контроля не решают. Тем не менее мы не сомневаемся, что подобные разработки со временем должны появиться.

Использование подсистем ФЛК в АБИС приобретает особую актуальность в связи с появлением различного рода корпоративных библиотечных и информационных систем, в которых работают территориально и административно разобщенные группы исполнителей. Наш оптимизм также определяется постоянным ростом требований к качеству работы автоматизированных библиотечно-информационных систем и логикой развития как информационных, так и телекоммуникационных технологий.

Автоматические средства аутентификации персонала и пользователей системы предназначены для ограничения и/или регулирования локального и телекоммуникационного доступа различных категорий лиц к информационным ресурсам и услугам АБИС. По мере развития библиотечно-информационных технологий, информационных ресурсов этих систем и услуг, оказываемых пользователям на их основе, значение данного вида контроля растет. Сегодня можно выделить по крайней мере две группы задач, решаемых с использованием средств аутентификации: контроль персонала и пользователей системы.

Задачи контроля персонала:

  • защита от разрушения или внесения искажений в общесистемные, а также технологические базы данных смежных подразделений или групп исполнителей;

  • защита от использования и копирования баз данных лицами, не имеющими права доступа к ним;

  • контроль выполнения регламентных задач на базах данных различными категориями исполнителей по формальным признакам (времени, количеству обращений и т.п.);

  • контроль внутрибиблиотечного движения литературы (в том числе документов на машиночитаемых носителях);

  • электронная подпись, подтверждающая факт приема литературы (от читателя или из другого подразделения библиотеки).

Задачи контроля пользователей:

  • обеспечение доступа зарегистрированных пользователей в библиотеку, а также к электронному каталогу и другим информационным ресурсам общего пользования (в локальном и удаленном режимах);

  • защита от несанкционированного доступа ко всем видам информационных ресурсов библиотеки лицам, не имеющим на это права;

  • защита баз данных АБИС от разрушения;

  • разграничение пользователей по формам библиотечно-информационного обслуживания;

  • получение исходных данных для многоаспектного анализа (в том числе — статистического) качества комплектования фондов, средств и методов обслуживания читателей и пользователей АБИС;

  • электронная подпись пользователя, подтверждающая факт заказа на литературу или услугу АБИС и его получения.

Аутентификация персонала и пользователей обеспечивается комплексным использованием программных средств, входящих в состав операционных систем (локальных и сетевых) и ПО АБИС, средств штрихового кодирования, включенных в состав программного и технического обеспечения АБИС.

Степень реализации средств контроля и управления доступом к информационным ресурсам библиотечно-информационных систем в разных версиях специализированного программного обеспечения АБИС весьма неоднородна. Также нельзя признать, что потенциальные возможности существующих средств используются полно. Однако определенный опыт создания и практического применения этих средств уже имеется и развитие их использования в перспективных системах не является проблематичным. Исключение в указанном плане представляют средства реализации электронной подписи, применяемые и в других видах автоматизированных систем (например банковских). В настоящее время для ПО АБИС они являются достаточно сложными и дорогими, поэтому их использование пока ограничено (подробнее см. [6 10]).

Автоматизированные средства контроля технологических и других процессов начали широко использоваться в АСУ и наиболее развитых АСНТИ еще 20 — 30 лет назад. При этом программно-технический комплекс указанных систем настраивается на выдачу требуемых данных (в том числе и статистических) по заданной номенклатуре контролируемых параметров как в регламентном режиме, так и по индивидуальному запросу соответствующих категорий руководителей. Например, применительно к задачам контроля процессов обработки входных документальных потоков в ВИМИ его автоматизированная система (ИСИО) начиная с 1970-х гг. еженедельно выдавала следующие сведения: количество поступивших на ее вход документов разных видов (для каждого вида документа, например, отчетов по НИОКР, информационных и регистрационных карт, книг, статей из периодических изданий и т.д., устанавливались свои технологические нормы времени обработки на каждом этапе); количество документов каждого вида, обработанных в основных узлах технологической цепи с соблюдением технологических норм; количество документов каждого вида, обработанных в основных узлах технологической цепи с нарушением установленных сроков обработки; количество необработанных документов, задержанных в каждом звене системы и т.п.

Аналогичные справки автоматически формировались и выдавались руководству и по другим направлениям деятельности ВИМИ, в частности по разным формам справочно-информационного обслуживания пользователей. В АСУ различного назначения аналогичным образом формируются справки по всем наиболее важным показателям финансовой, организационной и технологической деятельности объектов управления.

С сожалением следует отметить, что подобного уровня сервис задач управления библиотеками программно-техническими комплексами АБИС до сих пор не реализуется. Последнее утверждение отнюдь не означает, что возможности выполнения анализа различных процессов (в том числе статистического) в программном обеспечении современных АБИС не заложены (см. например [ 11, 12]). Îäíàêî, êàê ïðàâèëî, получение нужных справок требует производства ряда достаточно трудоемких операций, например, производство поиска массива или массивов данных по группе признаков, выборку найденных данных, загрузку их в заранее подготовленные формы, выполнение заданных математических операций и т.п. Для выполнения указанной работы у руководителей библиотек и крупных их подразделений нет времени, а чаще — и необходимых знаний и навыков. Современная АБИС должна обеспечивать получение требуемых справок по заданной номенклатуре показателей нажатием одной-двух кнопок.

В зависимости от характера объекта автоматизации и условий его работы состав задач статистической обработки данных для целей управления может быть далеко неоднозначным. Ниже приводится список наиболее общих задач, которые могут стать предметом автоматизации средствами программного обеспечения АБИС.

Задачи, связанные с выдачей справок по комплектованию фондов:

  • тематическое и видовое распределение заказов литературы;

  • наличие и распределение финансовых средств на заказы литературы,

  • плановые сроки поставок литературы по заключенным договорам,

  • полученная литература,

  • недопоставки литературы по заказам,

  • распределение поступившей литературы по подразделениям библиотеки (в том числе и ее филиалам),

  • неудовлетворенные заказы на литературу подразделений библиотеки.

 

Задачи, связанные с выдачей справок по работе подразделений обработки литературы:

  • количество документов, обработанных в заданный период (подразделениями, отдельными сотрудниками),

  • статистические сроки обработки входных документов разных видов подразделениями библиотеки (средние, минимальные, максимальные),

  • количество необработанных документов разных видов и время их нахождения в обработке.

Задачи, связанные с выдачей справок по работе подразделений обслуживания читателей:

  • количество читателей и их состав (возрастной, профессиональный, образовательный и т.п.),

  • количество посещений библиотеки и отдельных ее подразделений (в том числе филиалов) в заданный промежуток времени,

  • количество услуг (по их видам), оказанных подразделениями и/или отдельными сотрудниками библиотеки в заданный промежуток времени,

  • неудовлетворенные запросы пользователей в заданный промежуток времени (с указанием характера запросов и причин отказов),

  • тематическое и другие формы статистического распределения заказов на литературу (например, на литературный жанр, отдельных авторов или их произведения),

  • читатели — нарушители сроков сдачи литературы и принятые штрафные санкции к ним,

  • статистические данные о поступлении и расходовании средств, связанных с платными услугами.

Средствами обеспечения автоматического решения задач управления и контроля являются: программно-технические средства АБИС; специализированные БД и электронный каталог, дополненный технологическими полями и (при необходимости) словарями терминов для заполнения нормированных полей указанных баз данных.

В качестве сервисных средств, обеспечивающих работу пользователей в указанном приложении, могут служить меню, дополненные окнами для установки параметров выдаваемых данных.

Очевидно, что в процессе разработки ТЗ на проектирование АБИС и средств ее программного обеспечения список задач автоматизированного контроля может быть как существенно расширен, так и сокращен. В частности, это касается не приведенных здесь задач контроля работы подразделений хранения фондов. Тем не менее необходимо обратить внимание как потенциальных представителей заказчиков разработок АБИС, так и их исполнителей на важность реализации в новых системах решения задач указанного класса.

Телекоммуникационные средства диагностики и контроля работы и использования основных программных и технических средств появились в 1996 — 1999 гг. в результате выхода на рынки вычислительной техники вначале сетевого ПК, в затем  корпоративного ПК.

Сетевой ПК (NetPC) представляет собой персональную ЭВМ, ориентированную на работу массовых пользователей в распределенных и глобальных сетях, например Интернете. С инициативой разработки эталонной платформы «сетевой ПЭВМ» в октябре 1996 г. выступили корпорации Intel и Microsoft при поддержке ведущих производителей аппаратных и программных средств (Compaq, Dell, Digital, Gateway 2000, Hewlett-Packard, Nec, Texas Instruments и др.). По замыслу разработчиков ее введение должно снизить стоимость первоначального приобретения ПК и сократить расходы на его техническую поддержку. Исходная конфигурация включала Pentium-100 Мгц; RAM-16 Мбайт; монитор-VGA; модем-28,8 Кбит/с; сетевой режим Ethernet èëè Token Ring. Предполагается также, что каждой NetPC изначально присваивается идентифицирующий ее шифр.

В начале 1996 г. фирма Getway 2000 выпустила совершенно новую разновидность ПК Destination , которая может также служить в качестве большого телевизора. В 2000 г. появились так называемые legacy-free PC — архитектуры упрощенных ПК, являющихся Интернет-приставками. Главной отличительной особенностью ПК, лишенных наследства является тот факт, что они используют основное программное обеспечение и внешнюю память, установленные на сервере Интернет-провайдера. Эти ПК привлекают простотой обслуживания, ориентированной на неопытных пользователей, и возможностью хранить данные «вне дома». Однако их функциональные возможности весьма ограничены [ 1315].

Корпоративные ПК (Corporate PC) представляют собой разновидность сетевого ПК, снабженного средствами дистанционного управления и обслуживания. Иногда его называют также управляемым ПК. Современные ПК этого класса располагают средствами учета и отслеживания всех системных ресурсов, аппаратного мониторинга, обнаружения попыток взлома системного блока, включения ПК по ЛВС, дистанционного включения и отключения питания. Помимо сказанного эти ПК могут использовать специальные программные средства (например Insigt Manager) для отслеживания состояния дисков и оперативной памяти, а также обнаружения назревающих отказов. Использование указанных средств позволяет также производить дистанционное обновление BIOS, блокировать отдельные компоненты системы и даже запирать корпус системного блока. Подробнее о современных конструкциях и моделях корпоративных ПК, их характеристиках и выборе см. [ 1518].

В настоящее время опыт использования подобного рода программно-аппаратных средств в отечественных автоматизированных библиотечно-информационных системах отсутствует, однако возможности, которые несут в себе указанные средства для решения задач автоматизации библиотечно-информационных процессов, трудно переоценить. Эти средства приобретают особое значение в условиях жесткого дефицита высококвалифицированных специалистов в области вычислительной техники в библиотеках и информационных органах, а также для распределенных ( в том числе корпоративных) библиотечных и информационных систем.

Дополнительные сервисные средства автоматизации контроля и управления АБИС представляют собой совокупность средств программного, технического, информационного и лингвистического обеспечения, позволяющих руководящему составу и персоналу системы производить поиск массивов необходимых данных, их сортировку, редактирование, выполнение арифметических операций, формирование стандартных и нестандартных форм документов и заполнение этих форм отобранными массивами данных. В настоящее время накоплен значительный опыт проектирования, реализации и использования этих средств и поэтому отдельного рассмотрения здесь не требует.


Список литературы

1.     Воройский Ф.С. Аналитико-синтетическая обработка и переработка информации в автоматизированных системах НТИ: основы организации и технологии. М.: ИПКИР, 1991. 217 с.

2.     Система интегрированной обработки информации. Аналитико-синтетическая обработка документов: Инструкция по эксплуатации. 7Т1.900.011-ИЭ14.-М.: ВИМИ, 1983, 24 с. На правах рукописи.

3.     ИСИО. Технология предварительной и аналитико-синтетической обработки зарубежных изданий: Инструкция по эксплуатации. 7Т1.901.005-ИЭ17. М.: ВИМИ, 1983. 18 с. На правах рукописи.

4.     ИСИО. Технология предварительной и аналитико-синтетической обработки отечественных материалов: Инструкция по эксплуатации. 7Т1.902.005-ИЭ2. М.: ВИМИ. 1983. 15 с. На правах рукописи.

5.     Создание Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК): эскизный проект (с элементами технического проектирования) / Науч. рук. Я.Л. Шрайберг, отв. исполн. Ф.С. Воройский. М.: ГПНТБ России. 1996. 96 с. На правах рукописи (http://www.gpntb.ru/win/korppro/1/index.html).

6.     Воройский Ф.С. Интеграция технологических процессов и повышение эффективности автоматизированных систем научно-технической информации // НТИ. Сер.1. 1988. № 12. С. 6 — 10.

7.     Воройский Ф.С., Замараев В.И. Технология прямого ввода документов в БД автоматизированных систем НТИ: Норм. и метод. материалы. Сер. Орг. информ. деятельности. М.: ВИМИ, 1988. Вып.5 (16). 38 с.

8.     Воройский Ф.С. Систематизированный толковый словарь-справочник по информатике. М.: Либерея, 2001. 540 с.

9.     Arms William Y. Digital Libraries.  Cambridge, Massachusetts, London, England.: The MIT Press, 2000. 287 p.

10.  Поваляев Е. Лексикон 5.0 — Русский стандарт // Компьютер-пресс. 2000. Т 6. С.168 — 171.

11.  Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. М.: Либерея. 1997. 271 с.

12.  Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Новые модификации известных отечественных автоматизированных библиотечно-информационных систем (Разработки ГПНТБ России. Разработки БЕН РАН. Разработки ГИВЦ МК РФ. Разработки ДИТ. Разработки НПО «Информ-система» // С компьютером на ты.— М.: Либерея, 1998. Вып.1. С.36 — 49.

13.  Борзенко А. «Железные» прогнозы // Компьютер-пресс. 1997. № 1.
С. 8 — 12.

14.  Маккрэкен Г. Масштабы Gateway 2000 // МИР ПК. 1997. № 12. С. 94.

15.  Мец К. Корпоративные ПК // PC MAGAZINE (Russian edition). 1999. №1. С. 56 — 77.

16.  Литтмен Д. Утонченные и вызывающие // Мир ПК. 2000. № 12. С. 28 — 36.

17.  Мейц К. Корпоративные управляемые ПК 9х // PC MAGAZINE (Russian edition). 2000. N3. C. 45 — 63.

18.  Денисов О., Назаров С. Высокопроизводительные ПК российских производителей // Компьютер-пресс. 2000. Т 11. С. 58 — 68.


 Дорогой Феликс Семенович!

 Сердечно поздравляем Вас со славным юбилеем!
От всей души желаем доброго здоровья, благополучия, успешного воплощения всех Ваших новых творческих планов! 

Коллектив ГПНТБ России,
редколлегия сборника«Научные и технические библиотеки»


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России