Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России

Современные тенденции развития
библиотечно-информационных технологий.
Ежегодный доклад

Представлен вводный материал и развернутые тезисы базового доклада Конференции, впервые подготовленного по решению Программного комитета. Изложены основные тенденции, присущие современному состоянию библиотечно-информационных технологий, их развитию и перспективам.

Введение

В настоящем докладе впервые сделана попытка дать всеобъемлющий анализ современных тенденций функционирования и развития библиотечно-информационных систем и технологий в сегодняшних условиях становления информационного общества.

Идея подготовки ежегодного профессионального базового доклада Крымской конференции была предложена Программным комитетом Конференции впервые, и я очень рад, что именно мне поручено сделать первый в истории наших Крымских форумов подобный доклад. Я надеюсь, что эта традиция будет продолжена и ежегодный базовый профессиональный доклад станет одним из главных событий Крымских конференций, их визитной карточкой, его будут ожидать, критиковать, хвалить, ругать и т.д. – но он никого не должен оставить равнодушным.

По сути, в этом докладе должен быть дан подробный анализ состояния дел в области разработок, внедрения и использования библиотечно-информационных технологий в компьютерно-телекоммуни­кационной среде и обозначены ближайшие перспективы как в мировом масштабе, так и в первую очередь для России и стран СНГ.

Удалась первая попытка или нет – судить вам. Мне кажется, что мы начинаем новую и очень полезную инициативу в рамках Крымских конференций, которая в любом случае будет полезна их участникам. А для многих из них, я уверен, просто необходима.

Полный текст доклада пока не публикуется: и в трудах Конференции «Крым–2001», и в этом номере сборника напечатаны только вводная часть и тезисы. Полностью доклад будет издан отдельной брошюрой, которую получат все организации – участницы Конференции, отдельные специалисты (по их заявкам) и крупные библиотеки страны. Его полная html-версия будет доступна на Интернет-сайтах, освещающих Крымские конференции (www.gpntb.ru; www.iliac.ru), на сайте Министерства культуры РФ и ряде других. Кто по тем или иным причинам не получит брошюру с докладом, всегда сможет заказать ее в Репрографическом центре ГПНТБ России (107996, Москва, К-31, ГСП-9, Кузнецкий мост, 12. ГПНТБ России, Репроцентр).


Основные положения, анализируемые в докладе

Информационное общество – его особенности, законы, развитие в России и странах СНГ; связь библиотек и информационных технологий с состоянием, уровнем развития информатизации, информированности и информационности общества.

Зависимость уровня развития информационности общества от уровня индустриальности и состояния в области высоких технологий.

Роль библиотек в преобразовании общества в гражданское и информационное. Взаимосвязь и относительная независимость этих двух общественных составляющих.

Библиотеки содействуют ускорению превращения общества в информационное – вот одна из главных тенденций развития библиотечного дела сегодня.

Во всем мире идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, которую условно называют информационным обществом, а наступивший XXI в. – веком глобального информационного общества.

Не будет лишним напомнить, что термин информационное общество и глобальные, масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились в США (начало 1990-х гг.) и годом-двумя позже в Западной Европе. Понятие национальная (глобальная) информационная инфраструктура прочно вошло в обиход после известной конференции Национального научного фонда США в 1993 г. и знаменитого доклада Клинтона-Гора.

Непосредственно термин информационное общество стал широко употребляться после публикации экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, которому принадлежит известный прогноз: «Те страны, которые первыми войдут в информационное общество, приобретут величайшие преимущества: они будут определять условия для тех, кто будет следовать за ними».

Сегодня понятие информационное общество прочно вошло не только в лексикон специалистов в области информации, но и в обиход политиков, юристов, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (но не всегда, как показывает жизнь!) осуществить новый эволюционный скачок и перейти к следующему состоянию общества, характерному для нового века.

В чем же главное отличие информационного общества?

Прежде всего, информация, информационные технологии и услуги, область знаний и их базовые отрасли – телекоммуникации, телевидение, компьютерные науки и технологии – растут более быстрыми темпами и начинают доминировать в экономике.

Информационные технологии становятся базовыми, и уровень их развития в значительной степени определяет уровень развития страны в целом. Характерные черты и признаки информационного общества, которые были сформированы в США, развитых странах Западной Европы и Азии, должны, естественно, служить ориентиром и для отбора направлений и приоритетов при построении информационного общества в России и других странах бывшего СССР.

Один из главных моментов, который при этом надо иметь в виду, это то, что для построения информационного общества прежде всего необходимо достичь определенной ступени постиндустриального развития, особенно в сфере высоких технологий, с одной стороны, и сформировать основы гражданского общества – с другой. Это, можно сказать, классический путь, характерный для развитых стран. Некоторые страны, в первую очередь «молодые драконы» Азии, идут, причем успешно, несколько иным путем – одновременно строят основы гражданского, постиндустриального и информационного общества.

Наш путь – путь России и стран СНГ – третий, немного похожий на второй, но отличающийся от него темпами развития высоких технологий (у нас они значительно ниже) и начальным этапом становления гражданского общества. Путь этот не только необходим, он неизбежен для нашего общества, и следует точно определить базовые ориентиры движения к информационному обществу. Это тем более важно потому, что в большинстве ориентиров очевидно участие библиотек и использование библиотечно-информационных технологий, зачастую весьма активно влияющих на реализацию этих базовых ориентиров (требований).

К таким требованиям можно отнести:

  • формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры;

  • интенсивное развитие новых и высоких технологий, ориентированных на массовое использование современных информационных технологий;

  • создание и развитие рынка информации и удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

  • повышение уровня образования, научно-технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного взаимодействия;

  • создание системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

В процессе перехода к информационному обществу как следующей формации развития человечества возникают новые, невиданные ранее формы труда, например телеработа. По некоторым оценкам в США уже сегодня этим видом деятельности заняты 16 млн человек, в странах ЕС – 4 млн; прогнозируется, что к 2005 г. в развитых странах 20% всех работающих будут заняты в данной сфере.

Расширяется представление о нематериальных основных производственных фондах, включающих лицензии, патенты, методологии, базы данных, системы программирования, информационные системы. Согласно имеющимся оценкам в США ежегодно фирмы затрачивают 32 млрд долларов на закупку информации, а мировые затраты превышают 100 млрд долларов в год. Интенсивно растут количество компьютеров, выпускаемых и используемых в разных странах, число Интернет-серверов и Интернет-пользователей. Число Web-сайтов, в частности, уже перешло рубеж 5 млн, а подключенных компьютеров – несколько сот миллионов единиц. Число пользователей Интернет удваивается каждые 2–3 месяца и только в США превышает 70 млн человек (по некоторым данным – 100 млн).

Активно разрабатываются и внедряются новые технологии и производство носителей информации, телекоммуникационных систем, мобильной связи, электронного бизнеса. Информационно-коммуникационные технологии сегодня включают в себя весь спектр компьютерного и телекоммуникационного обеспечения, содействующего скорейшему превращению общества в информационное.

Распределение объемов и секторов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на мировом рынке в 2001 г. приведено на рисунке (по сведениям «PC WEEK», апрель 2001 г.).

Две основные тенденции современного наступления ИКТ – мобильная связь и электронная коммерция – по-разному проявляются в Европе и Америке. При общей тенденции увеличения объемов сервиса и технологичности электронная коммерция больше развита в Америке (300 млрд долларов – объем электронных продаж в 2001 г. против 40 млрд долларов в Европе). По мобильной связи, мобильным технологиям и новому виду электронной коммерции – мобильному электронному бизнесу (М-бизнес) Европа занимает лидирующее положение в мире; очевидно, в интеграции мобильных технологий, развитии мобильного Интернет-WAP и GPRS-стандартов европейские страны видят способ сохранить дистанцию отрыва от США и занять собственную нишу на глобальном рынке ИКТ. США же продолжает удивлять мир фантастическими результатами в области телесвязи, микроэлектроники. Так, недавно фирма IBM выпустила новые «винчестеры», жесткие диски для персональных компьютеров, неформально называемые pixie dust (пыльца эльфов); новая технология (антиферромагнито-спаренные поверхности, покрытые тонким слоем рутения) опровергает мнение о том, что индустрия дисководов подошла к своему пределу. Уже сейчас диски позволяют хранить более 100 Гб, а к 2003 г. будет достигнут объем 400 Гб и это не предел.

Фирма Intel в последнюю декаду марта 2001 г. удивила всех выпуском пяти новых моделей мобильных процессоров Pentium III Celeron с тактовой чистотой 650 – 800 Мгц и пониженным напряжением питания – 0,97 – 1,35 В. Фирма Microsoft объявила о начале бета-тестирования 64-битной ОС WINDOWS XP, а компания «Боинг» объявила о предоставлении в скором времени доступа в Интернет всем пассажирам, летающим по США на самолетах этой авиакомпании.

Одновременно с этим произошел всплеск выпуска высокопроизводительных суперсовременных ноутбуков, новых гигантскообъемных DVD–ROM; получен ряд других результатов в сфере высокотехнологичных производств. Все это – признаки вхождения цивилизации в информационное общество.

Интересно исследование газеты WorldPaper и компании IDC по так называемому индексу информационного общества (индекс ИО), опубликовавших в марте 2001 г. свои результаты. Что такое индекс ИО? Подобно тому, как ВНП измеряет экономическое богатство, индекс ИО измеряет национальные информационные возможности и информационный капитал. Этот индекс оценивает возможности доступа и использования информации и информационных технологий в любой стране мира. При его вычислении учитываются 23 переменные, которые разделены на 4 группы: компьютерная инфраструктура, информационная инфраструктура, Интернет-инфраструктура и социальная инфраструктура. Приведем примеры.

Компьютерная инфраструктура:

  • количество ПК на душу населения;

  • число домашних ПК, отнесенное к числу семей;

  • число ПК в государственных и коммерческих организациях, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников;

  • число ПК в средних и высших образовательных учреждениях, отнесенное к количеству студентов и факультетов;

  • процент недомашних ПК, подключенных к сетям;

  • доля затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на оборудование.

Социальная инфраструктура:

  • гражданские свободы;

  • количество газет на душу населения;

  • свобода печати;

  • число людей, имеющих среднее образование;

  • число людей, имеющих высшее образование.

Перед проведением расчетов (материал «PC Week», 13.03.2001) была исследована структура мирового информационного трафика и оказалось, что из 150 проанализированных стран на долю 55 приходится около 98% глобального трафика. Эти 55 стран по значению индекса ИО были разделены на 4 группы:

  • «конькобежцы», индекс ИО – более 4500, места 1–15;

  • «скороходы», индекс ИО – более 2500, места 16–28;

  • «спринтеры», индекс ИО – более 1500, места 29–48;

  • «пешеходы», индекс ИО – около 1000, места 49–55.


Примеры

Место

Страна

Индекс ИО

1

Швеция

6496

2

 Норвегия

6112

3

 Финляндия

5953

4

США

5850

5

Дания

5837

6

Великобритания

5662

 

 

39

Венесуэла

1890

40

Россия

1863

41

Турция

1861

...

 

 

Сенсацией стало то, что первые три места заняли Скандинавские страны, вытеснив США на четвертое место.

В качестве общей тенденции отмечается падение темпов роста в сфере Интернет-компаний ( .com) в целом и в области электронной торговли (данные на март 2001 г.).

Именно это определяет текущее состояние экономического развития, в частности США. Причина падения рейтинга США в том, что, во-первых, у населения США ни число ПК, ни число доступов в Интернет практически не выросли, что снизило значение общего индекса; во-вторых, скромные значения в группе информационной инфраструктуры, в особенности по сотовым телефонам, и низкие значения в группе социальной инфраструктуры, несмотря на развитую экономику и высокий уровень доходов (для США характерны невысокие темпы роста уровня грамотности и образованности среди широких слоев населения).

Россия занимает 40-е место – между Венесуэлой и Турцией – и находится в группе «спринтеров». Эта группа характеризуется тем, что движение стран к информационному обществу неравномерно из-за жесткой необходимости постоянно выбирать и изменять приоритеты развития в связи с экономическими, социальными и политическими внутренними и внешними факторами. Другие страны бывшего СССР не попали в список 55, а из стран Восточной Европы следует отметить Чехию – 27-е, Венгрию – 28-е, Польшу – 30-е, Болгарию – 34-е, Румынию – 35-е место.

Тем не менее продвижение России и других стран СНГ к информационному обществу уже приняло необратимый характер. Недавно Минсвязи и Минпромнауки РФ опубликовали ряд основных показателей развития сферы информатизации России. Так, в 2000 г. вклад ИКТ в ВВП составил 8,4 млрд долларов, т.е. 4% с учетом пользовательского телекоммуникационного оборудования, сотовых телефонов и услуг связи против 3,6% в 1999 г.; более 50% вклада ИКТ составили информационные технологии и Интернет. Занятость в сфере информатизации – 500 тыс. человек, т.е. 0,8% от работающего населения, но по сравнению с 1999 г. увеличилась на 15%. Парк эксплуатируемых ЭВМ в 2000 г. обновился на 17%, например, в третьем квартале 2000 г. продано почти 350 тыс.; ПК – на 30% больше, чем за тот же период 1999 г. Всего в стране насчитывается более 10 млн ПК; увеличилось число домашних компьютеров. Обеспеченность городского населения ПК – 64 на 1000 человек (против 54 в 1999 г.).

Развивается российский сегмент Интернета, причем объем информационных услуг увеличился в 2 раза по сравнению с 1999 г. и к концу 2000 г. составил около 0,5 млрд долларов. Растет количество пользователей и русскоязычных сайтов в Интернете, уже к концу 2000 г. зарегистрированных пользователей Интернета в Российской Федерации было около 3 млн человек, а людей, хотя бы один раз посетивших сеть – около 10 млн. Увеличились мощности и охват телефонной сети; скачкообразно развивается мобильная связь, но нерешенных проблем по связи еще много.

Отечественные эксперты прогнозируют дальнейшее улучшение качественных и количественных показателей темпов включения страны в информационное общество. Правда, по оценке ряда западных экспертов, в частности по отчету Национальной службы разведки США (www.cia.gov), глобализация экономики и развитие ИКТ в России в ближайшие 15 лет не достигнут должного уровня, но все же нам предпочтительней опираться на менее предвзятые данные отечественных и независимых экспертов.

Налицо позитивная динамика основных экономических показателей страны, начался неуклонный подъем ИКТ, повысилась информационность и информированность общества, неуклонно возрастает компьютерная грамотность и многое другое, что в определенной мере является заслугой библиотек как информационных и образовательных центров Интернета, центров развития электронных услуг, центров правовой информации.

 

2. Правовые основы в обществе и роль библиотек.

Правовая платформа развития библиотечно-информационных технологий.

Роль библиотек в развитии правовых реформ и распространении правовой информации.

Авторское право и возрастание его роли по мере развития информационных технологий, электронных ресурсов и электронной доставки документов.

Правовая информация становится все более и более востребованной как в силу преобразований, происходящих в обществе и экономике страны, так и в силу все возрастающего спроса на этот вид информации со стороны различных категорий пользователей библиотек. Прежде всего важно само осознание необходимости правового регулирования деятельности в библиотечно-информационной сфере, наличие необходимых законов и нормативных актов, позволяющих библиотекам осуществлять и планировать свою деятельность в рамках правового поля, причем с учетом международного права.

Далее, библиотеки сами становятся проводниками правовых знаний, содействуют проведению правовых реформ, распространению правовой информации. И, что особенно важно, будучи общедоступными центрами информации и Интернет-центрами (а сегодня эта функция становится одной из главных у современных библиотек) библиотеки начинают все более активно участвовать в наведении правового порядка в области генерации и распространения электронной информации, особенно с использованием Интернета. А это – очень серьезная и сложная задача.

Ситуация в области постановки и разработки правовых библиотечных проблем в России благоприятна. Введение в действие двух федеральных библиотечных законов («О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов») дало импульс к расширению правового поля библиотечной деятельности. Ниже приведены наиболее важные законы и правовые акты, регулирующие деятельность в отраслях, смежных с библиотечно-информационными:

  • Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике,

  • Указ Президента Российской Федерации о дополнительных гарантиях прав граждан на информацию,

  • Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации,

  • Федеральный закон об участии в международном информационном обмене,

  • Закон о средствах массовой информации,

  • Федеральный закон о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации,

  • Закон об авторском праве и смежных правах,

  • Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных,

  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

  • Федеральный закон о связи.

Существующих сегодня в Российской Федерации законодательных и правовых актов вполне достаточно для цивилизованного развития библиотечно-информационных технологий и часто слышимые высказывания о том, что «нет законов, поэтому и нет результатов», являются ничем иным, как нежеланием эффективно добиваться нужных результатов.

Не отсутствие законов тормозит деятельность, а неумение или нежелание ими разумно пользоваться. Вместе с тем надо отметить, что в последнее время библиотеки начали сталкиваться с новыми правовыми проблемами, связанными с развитием электронных информационных ресурсов и Интернета.

Непрерывно расширяя доступ своих пользователей к Интернет-ресурсам и предоставляя им практически неограниченные возможности по поиску информации в Интернете, библиотеки несут ответственность за целевое цивилизованное использование Интернет-ресурсов и в соответствии со своими правовыми нормами отвечают за хакерство, пропаганду насилия, национальной розни и другие антиобщественные действия, совершаемые пользователями библиотеки в Интернете. Кроме того, необходимо учесть, что общие нормативные акты в области информации распространяются на любую информационную деятельность и на новые цифровые системы, на Интернет и веб-пространство.

Следует выделить основные проблемные правовые области, связанные с Интернет-доступом, Интернет-технологиями и поддержкой Интернет-ресурсов, в рамках которых библиотеки содействуют правовому консенсусу:

  1. Защита данных. Как известно, Интернет – открытая система, электронные сообщения могут быть легко перехвачены, веб-ресурсы прочитаны и переписаны и т.д. Выходом является шифровка; создание и совершенствование криптографии позволяет надежно защищать информацию. Однако в ряде стран у государства есть право раскрытия любых шифров по «необходимости» или в «интересах национальной безопасности». Сегодня в некоторых странах, в частности Великобритании, широко обсуждаются вопросы о правах личности и легитимности подобных государственных действий.

  2. Интернет-коммерция. Это уже достаточно распространенное явление начало затрагивать и библиотеки – Интернет-подписка, Интернет-книжные магазины и др.; и возникают проблемы онлайновых платежей, к которым ни технически, ни юридически многие библиотеки не готовы. Читатели уже требуют права использовать свои кредитные карточки, например, для оплаты полнотекстовых копий или услуг по электронной доставке документов, а правовой механизм финансового взаимодействия читателей и библиотек все еще не продуман.

  3. Возможная дискредитация. Опубликованные в Интернете издания могут содержать неверные, клеветнические или оскорбительные высказывания. Требуется внести ясность: кто именно из цепочки взаимодействующих субъектов Интернета является автором, кто – издателем, а кто – распространителем информации. Ведь очевидно, что клевета, оскорбления или иная форма дискредитации, попадая в Интернет, может многократно тиражироваться. И ситуация уже не зависит от того, с ведома или без ведома администрации Интернет-центра (библиотеки в частности), произведены такие действия. Это особенно важно для публичных библиотек, являющихся общедоступными центрами Интернета, которым придется (и никуда от этого не деться) нести правовую ответственность за нелигитимные действия с принадлежащих им компьютеров.

  4. Защита персональных сведений. При работе в Интернете может произойти разглашение нежелательных персональных сведений, нарушение тайны личной переписки и т.п.

  5. Проблемы интеллектуальной собственности. После открытия многих Интернет-сайтов появились притязания на право собственности информационных сведений и информационных массивов. В сфере интеллектуальной собственности много вопросов вызывают две основные компоненты: авторское право и торговая марка (товарный знак).

  6. Авторское право. Имеется ряд проблем, связанных с применением обычного авторского права в Интернете. Как правило автор текста или композитор имеет эксклюзивные права на выдачу разрешения на воспроизведение или распространение объекта своего интеллектуального творчества. Для печатной продукции эти права в большинстве случаев передаются издателю на условиях, указанных в соглашении о публикации. Свои особые права имеют соответствующие исполнители и распространители.

В Интернете эти права должны действовать примерно также, но при работе с информацией мультимедиа возникают некоторые трудности.

Каждому владельцу Web-сайта необходимо учитывать, что помещаемая в Интернет информация может широко использоваться и многократно копироваться; поэтому владелец сайта должен четко разделять свои информационные разделы и осознавать, что он (и только он) несет всю правовую и интеллектуальную ответственность за несанкционированное использование авторской информации и нарушение копирайта.

Это серьезная правовая проблема для библиотек, реализующих принцип всеобщей доступности к информации и обеспечивающих электронную доставку документов своим пользователям. Сегодня очень трудно обеспечить соблюдение копирайта для электронных публикаций из-за открытости Интернета и чрезвычайно развитых способностей хакеров, поэтому многие публичные библиотеки на Западе начинают полностью отказываться от электронной доставки и возвращаются к традиционным отправкам небольших порций ксерокопированных материалов.

Вот так сегодня пересекаются две взаимонесовместимые тенденции: усиление роли оцифровывания документов фонда и развитие средств электронной доставки, с одной стороны, а с другой – свертывание доступа пользователей к этой информации не из-за несовершенства законодательства (законов, как я уже отмечал, хватает), а из-за невозможности гарантировать соблюдение законов в условиях общедоступности информации и открытости Интернета. Парадокс, но это уже становится типичным явлением в наш век новых невиданных возможностей и старых подходов и традиций.

И два слова о торговой марке (товарном знаке). Необходимость ссылки на существующую торговую марку так же важна, как и соблюдение авторского права. Если Web-сайт имеет торговую марку, то при любом использовании информации или даже адресных сведений данного сайта необходима ссылка на знак или марку. Это положение часто игнорируется сегодня и тоже явно не способствует соблюдению правовых норм работы в Интернете.

Вышеуказанные особенности только частично отражают те проблемы, с которыми сталкиваются сегодня библиотеки в рамках правового поля.

 

3. Интернет как единая коммуникационная среда, постепенно вытесняющая другие сети и положившая начало новым концепциям и подходам в автоматизации библиотек, информационном обмене и даже самом существовании в информационной среде.

Позитивные и негативные результаты использования Интернета в библиотеках и других социальных институтах.

Роль Интернета в развитии информационных технологий и новом уровне взаимодействия с издателями, книгораспространителями и пользователями.

Новые возможности для пользователей и менеджеров различного уровня, предоставляемые Интернетом.

Прогноз на ближайшую перспективу.

Не будем говорить о сотнях миллионов пользователей и компьютеров, подключенных к Интернет – вся эта статистика весьма условна, меняется каждый день и один источник старается опередить другой. Для примера: по России насчитывается от 2 до 10 млн пользователей – разброс по разным источникам статистики составляет 8 млн. Не будем пытаться точно подсчитать число сайтов, объемы информации, количество e-mail – это сложно, громоздко и не нужно. Ясно, что Интернет – это уже не сеть, а среда, коммуникационная глобальная среда общения, которая постепенно вытесняет все остальные сети и практически абсолютно доминирует во всех областях человеческой деятельности.

Библиотеки начали активно работать с Интернетом сразу после его появления. Первые библиотечные сайты поражали своей наивностью, напыщенностью, объемом плохо раскрываемых картинок и обилием излишней информации. Библиотеки стремились представить себя в Интернете любыми путями, часто не понимая, что в отличие от многих других для библиотечного сайта важна реализация онлайнового поиска, заказа литературы и получение нужных материалов, причем все чаще в электронном виде. А для этого необходимо иметь генерируемую систему автоматизации, поддерживающую электронный каталог и предоставляющую его в доступ (как минимум).

Конечно, создание собственного сервера в Интернете весьма привлекательно для любой организации, поскольку позволяет укрепить ее имидж, привлечь новых клиентов; но при этом необходимо полноценное представление каталога своего фонда и осуществление полномасштабного обслуживания (виртуальный читатель должен быть обслужен не хуже читателя реального) – вот одна из основных тенденций развития библиотечно-информационных систем сегодня.

Другой, не менее важной тенденцией является развитие второго вида использования Интернета в библиотечной практике – предоставление информационных ресурсов других организаций своим пользователям. Кстати, с этого и начиналось вхождение библиотек в Интернет, а только уже потом начали разрабатываться собственные Интернет-серверы и Web-сайты библиотек.

Сегодня эта тенденция получила продолжение в виде доступа к электронным полнотекстовым изданиям, что позволяет не только расширить спектр информационных услуг пользователям, но и обеспечить дополнительные возможности комплектованию, фактически расширяя как его репертуар, так и доступность публикаций для пользователей (мультидоступ к электронным публикациям ограничен только количеством лицензированных рабочих станций, подключенных к Интернету).

Многие подписные агентства предпочитают открывать библиотекам доступ к полным текстам своих изданий; хорошую поддержку этим начинаниям оказывают благотворительные фонды. Здесь уместно привести положительные примеры эффективно работающих программ Российского фонда фундаментальных исследований и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Для нового, интенсивно развивающегося класса корпоративных информационных систем ( в том числе и библиотечных) или для организаций (библиотек), имеющих развитую внутреннюю сеть отделений и филиалов для оперативного информационного взаимодействия, последние 2 года все более широкое распространение получает использование телекоммуникационной инфраструктуры Интернета. Применяется упрощенная схема управления сетью; для ограничения доступа извне, для своей внутренней технологической информации часто используются так называемый межсетевой экран (программно-компьютерный комплекс, контролирующий адреса и полномочия при входе в открытую сеть Интернет) и специфические прикладные программы для внутрикорпоративной информационной системы (написанные, как правило, на языке Java). Эта технология получила название Интранет. Аналитики рынка информационных технологий выделяют Интрасети как перспективную ветвь развития Интернета. В совершенствовании корпоративных интрасетей особое внимание уделяется созданию эффективной и простой в использовании системы защиты терминального компьютера.

Исследователи рынка информационных технологий сходятся в оценках величины его абсолютного роста в течение ближайших лет нынешнего века и достижения нескольких сот миллиардов долларов по общему объему продаж в секторе Интернет, связывая ожидаемый бурный рост с распространением передачи мультимедийной информации, электронной коммерции и Интернет-телефонии. Библиотеки являются активными участниками этого рынка, их роль в активизации всех видов Интернет-технологий будет неуклонно возрастать.

Одним из недавно появившихся полей расширения сферы действия Интернета в библиотечно-информационной практике является создание единых (сквозных) технологических схем, связывающих на информационно-технологическом уровне все функционирующие субъекты книжного рынка – от автора до читателя, но особенно важна роль Интернета в обеспечении единой схемы взаимодействия звена «издатель – книгораспространитель – библиотекарь».

Другим важнейшим и интенсивно развиваемым объектом приложения Интернета являются корпоративные библиотечные системы и корпоративные библиотечно-информационные технологии.

Библиотеки уже не мыслят своей будущей и перспективной деятельности без Интернета. В России уделяется большое внимание развитию Интернета, и во многих перспективных проектах участвуют библиотеки.

Успешное развитие Интернета в мире и, в частности, в России и странах СНГ во многом будет зависеть от профессионализма и международной координации принимаемых решений, от умения и желания объединять усилия различных организаций, от нахождения баланса между свободой и безопасностью, от построения упредительной, понятной и предсказуемой нормативно-правовой среды. Трудно переоценить роль библиотек в осуществлении этих целей.

 

4. Необходимость разработки новой концепции библиотеки.

Обязательное усиление роли «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.

Требуется переоценка абсолютного доминирования документа как единственной субстанции, отвечающей за всю совокупность информационных потребностей пользователя, причем речь идет не об отрицании документной парадигмы, а об отрицании ее обязательного стопроцентного присутствия в фонде библиотеки для того, чтобы библиотеку можно было назвать библиотекой.

В новой концепции должна быть отражена виртуальная природа многих источников информации, разнообразие носителей информации, в том числе и временных. Безусловно, новая концепция должна опираться на разработанные в современном библиотековедении и документоведении основы с учетом современного состояния общества, библиотек и уровня информационных технологий.

Практически во всех учебниках и монографиях библиотека все еще представляется в старых понятиях и схемах, хотя резкое вхождение в библиотечную практику информационных технологий должно было бы давно уже изменить прежнее представление. В библиотеках вводятся новые разнообразные информационные услуги, открываются центры правовой информации, бизнес-информации и др. Библиотеки и раньше всегда выполняли информационную функцию, но сегодня эта компонента начинает серьезно «конкурировать», если так можно выразиться, с «документным обслуживанием» и даже его опережать.

Дефиниция библиотеки и ее основных функций относится сегодня к ключевым положениям не только библиотековедения, но и информационных наук. Безусловно, что правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет содержание библиотечно-информационной деятельности, ее цели, принципы, критерии эффективности, технологии, оценку качества работы.

Исторически менялись подходы к сущности библиотеки:

  • библиотека – хранилище,

  • библиотека – читальня,

  • библиотека – книжное собрание,

  • библиотека – учреждение,

  • библиотека – четырехэлементная структура,

  • библиотека – многоэлементная структура: пяти–семи, возможно, больше.

Главные дискуссии развертываются вокруг сущностной функции библиотеки; если согласиться с громоздким, но в целом достаточно точным определением библиотеки, данным Ю.Н. Столяровым («Библиотека – удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом»), которое соответствует определению библиотеки в ИСО, то останется одним из главных вопросов расхождение мнений между сторонниками приоритета документа и наделения документа, а не библиотеки, информационной функцией. С этим трудно согласиться, так как в данном случае одним из признаков библиотеки постулируется физическое присутствие документа в фонде, что уже трудно осуществить. Сегодня при формировании фонда и обслуживании пользователей учитываются электронные полнотекстовые коллекции, доступные через Интернет (лицензированный доступ).

Эту особенность необходимо включить в разработку новой концепции библиотеки. Остро назрела необходимость пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке. Библиотека уже не только общедоступный информационный центр, центр Интернета, зачастую – центр правовой информации, научное учреждение и т.п. Библиотека – активный участник преобразования общества, его движения к информационному обществу.

Сегодня во многие крупные библиотеки читатель приходит не за традиционным документом, а за электронными полнотекстовыми копиями документов и за информацией (что плохо и хорошо одновременно!). Например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам – ни к печатному, ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернета; ориентировочно от 15 до 20% читателей предпочитают регулярную работу с полнотекстовыми электронными изданиями через Интернет (иногда – с помощью CD–ROM). Количество ежедневных обращений к Web-серверу ГПНТБ России в 8-10 раз больше, чем обычных посещений – это говорит о грядущих изменениях (причем неизбежных) в режиме обслуживания библиотеками своих пользователей.

Онлайновые постоянные читатели в перспективе должны составить большинство пользователей библиотеки. Эта все возрастающая группа пользователей предпочитает работать с фондами библиотеки или, точнее, с услугами библиотеки в режиме онлайн и получать все, что нужно, на собственный компьютер. Библиотека иногда и не трогает свой фонд, обслуживая таких пользователей с помощью других информационных ресурсов.

Все это должно быть отражено в новой концепции библиотеки, в том числе и виртуальная природа многих источников информации. Основной упор следует сделать на расширение информационной функции как самостоятельной важной функции библиотеки, на точное определение места и роли документа, не абсолютизируя его, но и не преуменьшая его статуса, и наконец, на все возрастающий поток электронной информации и увеличение числа электронных документов.

 

5. Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки.

Эти тенденции затрагивают многие аспекты деятельности библиотек и трансформируют многие привычные догмы и правила; в частности, меняется сама технология комплектования, формирования фонда в целом, подходы к его сохранности. Впервые организуется множественный доступ к документу.

Увязка собственных работ многих библиотек с государственными программами, проектами благотворительных фондов и международными программами и инициативами.

Оценка роли и значения электронных библиотек в развитии библиотечно-информационных технологий и определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.

Здесь важно не оказаться в другой крайности, как это произошло с так называемыми гибридными библиотеками. Этот термин, видимо, появился от испуга перед нарастающим потоком электронной информации, так как логически объяснить изменение или появление нового типа библиотек только потому, что часть фонда оказывается в электронном виде, невозможно.

Новые носители информации появлялись и ранее (вообще эволюция библиотек тесно связана с эволюцией носителей документов): был папирус, появилась бумага, затем микрофильмы, микрофиши, кинофильмы, аудиокассеты, CD–ROM – а библиотека по-прежнему оставалась библиотекой. Но чуть расширили поток электронной информации, увеличили число CD–ROM и Интернет-услуг – и почему-то из обычной, нормальной библиотека вдруг становится гибридной. Гибрид – это, как известно, результат скрещивания чего-то с чем-то. А что мы скрещиваем здесь? Мне кажется, что с точки зрения терминологии данная посылка является неверной.

Сегодня тенденции развития библиотечно-информационных технологий и деятельности в целом уже невозможно представить без электронных информационных ресурсов и модного понятия электронные библиотеки (ЭБ). Многие все еще воспринимают ЭБ как те же книжные стеллажи, на которых вместо книг стоят CD или DVD–ROM, и боятся, что она «уничтожит обычную библиотеку».

Все это, конечно, не так. ЭБ просто являют собой новый вид структурирования и организации электронной информации с определенным образом организованной системой доступа к этой информации (ресурсам). ЭБ расширяют номенклатуру услуг для пользователей библиотек, повышают доступность и качество обслуживания. Как уже отмечалось, ЭБ позволяют:

  • предоставить в доступ издания из других библиотек и фондов;

  • обеспечить независимость мест хранения изданий от рабочего места пользователя;

  • обеспечить непрерывное обслуживание, не зависящее от расписания и времени работы отдельной библиотеки.

Развивая тенденции организации и обслуживания пользователей электронными библиотеками, мы отчетливо должны понимать, что ЭБ отличаются от традиционных библиотек не только и не столько тем, что используют электронный формат изданий, а в первую очередь тем, что обеспечивают доступ к удаленному, распределенному и разнородному ресурсу с помощью телекоммуникационных технологий.

Известно, что работы по созданию электронных библиотек начаты в США в 1980-х гг., в Великобритании – в начале 1990-х гг. Обычно такие работы начинали небольшие группы специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран «Большой Семерки», к участию в котором приглашена и Россия, программы «DLI» в США и «eLib» в Великобритании. В Японии завершены работы по реализации проекта «Электронные библиотеки XXI века». В Германии создана электронная библиотека «Global-Info». Указанные проекты имели существенную государственную финансовую поддержку (от 800 млн долларов в США до 60 млн марок в Германии). К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекались различные инвестиции, в том числе средства многих фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России был некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и обеспечением доступа к ним, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются государственными научно-техническими программами, например, подпрограммами «Федеральный информационный фонд по науке и технике» и «Информатизация России» федеральной целевой научно-технической программы Минпромнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», межведомственной программой «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» и рядом других.

Главными стали проекты Научной электронной библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (более тысячи названий журналов) и Программы по электронным библиотекам Института «Открытое общество» (более 4 тыс. названий журналов для российских библиотек).

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на достигнутые результаты, указанные усилия все еще не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера по реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому в 1999 г. принято решение о развертывании полномасштабной межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР), которая должна была служить естественным дополнением к уже имеющимся проектам и программам в этой сфере и решить проблемы отечественной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов.

К сожалению, успешно разработанная и согласованная 11 министерствами и ведомствами межведомственная программа «Электрон­ные библиотеки России» не состоялась из-за ведомственных реорганизаций, и проблема государственного координирования столь важной программы в России опять повисла в воздухе.

Сегодня в свете развития библиотечно-информационных технологий электронные библиотеки занимают свою важную нишу, являясь дополнительной компонентой к автоматизированным библиотечно-информационным технологиям, не замещая их и не конкурируя с ними, а дополняя и выводя на более совершенный уровень обслуживания пользователей в тесной взаимосвязи с пользователями других информационных ресурсов. Именно поэтому (после неудачной попытки получить отдельную федеральную программу по электронным библиотекам) дальнейшие государственные усилия в России привели к появлению новой федеральной целевой программы – «Электронная Россия» (на 2001-2010 гг.), в которой должное место отведено электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса.

Продолжая разработку ЭБ и сопутствующих технологий (оцифровку, электронную доставку документов и др.), российские библиотеки сегодня уже имеют ориентиры по участию в федеральных проектах новой целевой программы.

 

Далее намечу еще ряд важных тенденций, составляющих основу развития современных библиотечно-информационных технологий. (Подробно они будут раскрыты в тексте доклада, изданном в виде отдельной брошюры. )

 

6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперации и интеграции, обусловивший создание корпоративных систем.

Анализ реальной и псевдокорпоративности; польза корпоративности и вред от искусственных корпораций.

Техническая поддержка и идеологические основы организации. Роль сводных каталогов и систем  корпоративной каталогизации; региональный, общегосударственный и межведомственные аспекты.

 

7. Повышение роли образовательной деятельности, превращение библиотек в образовательные учреждения.

Особенность роли библиотек в развитии образовательных дисциплин, связанных с компьютерно-информационными технологиями. Связь библиотек с учебными центрами и университетами; анализ отечественного и мирового опыта.

 

8. Усиление необходимости единого информационного взаимодействия и информационного поля для всех субъектов книжного рынка по цепочке: автор – издатель – полиграфист – книгораспространитель (книготорговец) – пользователь (с отдельным выделением библиотек как крупной особой пользовательской категории).

Электронные депозитарии – разные подходы, оценки значимости и построения.

Ключевые проблемные аспекты обеспечения эффективного взаимодействия субъектов книжного рынка, в том числе возможные технологические трансформации, в частности для библиотечных технологий.

 

9. Новый взгляд на состояние дел в области представления библиотечных данных, особенно для электронных документов, в том числе и вопросы каталогизации электронных ресурсов, метаданные, их чересчур медленное вхождение в отечественные библиотечно-информационные технологии.

Прогноз развития действующих стандартов, форматов и классификационных схем.

 

10. Международный опыт и его влияние на развитие библиотечно-информационных технологий в России и СНГ.

Новые формы взаимодействия и причины неэффективного сотрудничества.

Особенности реализации схем международного информационного обмена и роль библиотек. Рекомендации и оценка перспектив.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России