Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Нечипоренко В.П. Тенденции развития мировой
информационной среды В настоящее время доминирующим фактором развития экономики, основанной на знаниях и новейших технологиях, становится развитие инновационной сферы, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технологического продукта в рыночной товар с высокими потребительскими свойствами. Развитие инновационной сферы требует действенного информационного обеспечения всех стадий инновационного процесса. Основой информационной поддержки инновационных процессов являются структурированные информационные ресурсы и современные информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие эффективное использование информационных ресурсов участниками инновационных процессов. Естественно, сама информация в виде документов и данных – еще не знания, а лишь «сырье» для формирования знаний, используемых в инновационных процессах. В этом смысле информация – сырье для инноваций. В информационных системах проходит процесс переработки этого сырья. Глубина переработки зависит от целей, которые ставятся перед такими системами. Многие информационные системы занимаются рутинной, хотя и очень важной работой – накоплением и формированием информационных ресурсов по определенным алгоритмам. Другие системы (их сейчас тоже много) занимаются интеллектуальной обработкой информационных ресурсов и предоставляют потребителю вполне «обогащенное сырье», необходимое для информационного обеспечения инновационных процессов. Самые продвинутые информационные системы перерабатывают информационное сырье до серьезного аналитического уровня, годного для информационного обеспечения процессов расширенного воспроизводства знаний и управления. Воздействие новейших информационно-коммуникационных технологий касается образа жизни людей, их образования и работы, взаимодействия правительства и общества. Они становятся жизненно важным стимулом для людей и общества эффективно использовать знания в целях обеспечения устойчивого экономического развития, повышения общественного благосостояния, развития культурного многообразия и общечеловеческих ценностей. На это руководителями стран «Большой Восьмерки» было обращено внимание мировой общественности. Свое отношение к проблемам развития и использования информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий они выразили в Окинавской хартии глобального информационного общества. На пути создания информационного общества в целях использования его экономических, социальных и культурных преимуществ предстоит решить ряд ключевых задач:
Усилия международного сообщества в информационной сфере должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. Мобилизация знаний и ресурсов является необходимым условием для решения проблемы преодоления «цифрового неравенства» внутри государств и между ними. Решение этой проблемы требует установления благоприятных рыночных условий по предоставлению населению услуг в области коммуникаций, организации доступа к информации через сеть учреждений, открытых для широкой публики, совершенствования сетевого доступа, особенно в отдаленных районах, обеспечения льготного доступа к информации людям с малой социальной защищенностью, ограниченной трудоспособностью, пожилым гражданам. Развитие информационного общества должно сопровождаться развитием людских ресурсов, соответствующих требованиям информационного века. Поэтому требуется создать условия, в которых все граждане могли бы получать навыки работы с современными информационно-коммуникационными технологиями посредством непрерывного образования, обучения и подготовки. Существует проблема мирового масштаба, связанная с преодолением имеющихся различий в области информации и знаний. Те страны, которые не успевают за все более высокими темпами развития информационно-коммуникационных технологий, оказываются в определенной степени лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению информационно-коммуникационных технологий препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур. Необходимо учитывать разнообразие условий и потребностей, которые сложились в развивающихся странах. Поэтому важную роль должны сыграть собственные инициативы этих стран по принятию и последовательной реализации национальных программ в области информационно-коммуникационных технологий, развития людских ресурсов, имеющих навыки работы с такими технологиями. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества между странами, участия международных финансовых институтов, международных организаций, образовательных учреждений, частных групп. Это может существенно способствовать международным усилиям по преодолению «цифрового неравенства». На пути соответствующей трансформации своих программ и проектов в информационной сфере находятся и многие авторитетные международные организации. Так, ЮНЕСКО завершила подготовку глобальной информационной программы «Информация для всех» на базе Межправительственной программы по информатике ЮНЕСКО (IIP) и Общей программы по информации ЮНЕСКО (PGI), предусматривающей объединение усилий участников, работающих с информационными ресурсами и информационно-коммуникационными технологиями. Основная цель этой новой программы – сделать информацию и знания доступными для всех, содействовать преодолению разрыва между «информационно богатыми и информационно бедными». Люди должны быть вовлечены в мировые информационные процессы и получить максимум преимуществ от эффективного доступа к информации. Создатели программы отмечают, что международное сообщество должно решить такие проблемы, как обеспечение качества, надежности и разнообразия информации, нахождение баланса между свободным доступом к информации, честным ее использованием и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранением мирового информационного наследия и безопасностью информации частного характера. Программа «Информация для всех» призвана содействовать:
При формировании программы «Информация для всех» учитывались следующие основные исходные данные:
В рамках указанной программы предполагается получить следующие основные результаты:
Подобные инициативы разрабатываются и другими международными организациями, специализирующимися в области информации и документации. В национальных программах развития информационной сферы, в том числе и российских, указанные выше тенденции также преобладают. В этом процессе активно участвует и информационная инфраструктура научно-технологического развития России – Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая является неотъемлемой частью мировой информационной инфраструктуры. Развитие ГСНТИ России и ее электронных информационных ресурсов проходило в соответствии с логикой развития подобных информационных систем в других странах. В мировом информационном пространстве этот процесс имеет четыре ярко выраженных этапа, в рамках которых тем или иным электронным информационным ресурсам придавалось первостепенное значение. Первый этап (1970-е – первая половина 1980-х гг.) характеризовался бурным развитием библиографических и реферативных баз данных. На втором этапе (вторая половина 1980-х гг.) органы НТИ особое внимание уделяли фактографическим (справочным) базам данных. Для третьего этапа (первая половина 1990-х гг.) в связи с активным развитием телекоммуникационной среды характерно формирование электронных информационных ресурсов органов научно-технической информации и научно-технических библиотек, пригодных к использованию в сетевом режиме. В настоящее время основное внимание уделяется решению проблемы накопления и использования научно-технической информации как сырья для инноваций. В первую очередь это связано с увязкой библиографических, реферативных и фактографических баз данных с системами информации, работающими с полными текстами документов. Этот этап – начало новой эпохи информационного обеспечения потребителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которая уже названа эпохой электронных (цифровых) библиотек. В информационной инфраструктуре научно-технологического развития страны решается широкий спектр задач, в том числе разработка и реализация государственной информационной политики, определение приоритетных направлений развития научно-информационной сферы с учетом критических технологий информационного профиля, формирование и использование государственных и иных информационных ресурсов, информационное обеспечение жизненного цикла продукции, реализация программ и проектов по развитию национальной сети компьютерных телекоммуникаций и высокопроизводительных вычислений, создание и внедрение перспективных информационных технологий, разработка и реализация международных программ и проектов в информационной сфере, содействие рынку информационной продукции и услуг и ряд других. Постановка и реализация этих задач направлена на достижение основной цели – создание системы эффективного информационного обеспечения процесса расширенного воспроизводства знаний как основы социально-экономического, научно-образовательного, культурного развития страны, совершенствования личности. Государственная политика России в информационной сфере строится и реализуется с учетом мировых и отечественных тенденций развития информационно-коммуникационной среды. Ее основными целями являются:
Указанные выше стратегические цели отражены в конкретных программах, проектах, законодательных инициативах, международных соглашениях, в реализации которых принимают участие многие информационные организации России. |
Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России |