Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Нечипоренко В.П.
Министерство промышленности,
науки и технологий РФ

Тенденции развития мировой информационной среды
и государственная система
научно-технической информации России

В настоящее время доминирующим фактором развития экономики, основанной на знаниях и новейших технологиях, становится развитие инновационной сферы, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технологического продукта в рыночной товар с высокими потребительскими свойствами.

Развитие инновационной сферы требует действенного информационного обеспечения всех стадий инновационного процесса. Основой информационной поддержки инновационных процессов являются структурированные информационные ресурсы и современные информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие эффективное использование информационных ресурсов участниками инновационных процессов.

Естественно, сама информация в виде документов и данных – еще не знания, а лишь «сырье» для формирования знаний, используемых в инновационных процессах. В этом смысле информация – сырье для инноваций. В информационных системах проходит процесс переработки этого сырья. Глубина переработки зависит от целей, которые ставятся перед такими системами. Многие информационные системы занимаются рутинной, хотя и очень важной работой – накоплением и формированием информационных ресурсов по определенным алгоритмам. Другие системы (их сейчас тоже много) занимаются интеллектуальной обработкой информационных ресурсов и предоставляют потребителю вполне «обогащенное сырье», необходимое для информационного обеспечения инновационных процессов. Самые продвинутые информационные системы перерабатывают информационное сырье до серьезного аналитического уровня, годного для информационного обеспечения процессов расширенного воспроизводства знаний и управления.

Воздействие новейших информационно-коммуникационных технологий касается образа жизни людей, их образования и работы, взаимодействия правительства и общества. Они становятся жизненно важным стимулом для людей и общества эффективно использовать знания в целях обеспечения устойчивого экономического развития, повышения общественного благосостояния, развития культурного многообразия и общечеловеческих ценностей. На это руководителями стран «Большой Восьмерки» было обращено внимание мировой общественности. Свое отношение к проблемам развития и использования информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий они выразили в Окинавской хартии глобального информационного общества.

На пути создания информационного общества в целях использования его экономических, социальных и культурных преимуществ предстоит решить ряд ключевых задач:

  • проведение экономических и структурных реформ для создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений в дополнение к адаптации на рынках труда, развитием людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

  • рациональное управление макроэкономикой;

  • развитие коммуникационной среды;

  • развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения;

  • активное использование информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Усилия международного сообщества в информационной сфере должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. Мобилизация знаний и ресурсов является необходимым условием для решения проблемы преодоления «цифрового неравенства» внутри государств и между ними. Решение этой проблемы требует установления благоприятных рыночных условий по предоставлению населению услуг в области коммуникаций, организации доступа к информации через сеть учреждений, открытых для широкой публики, совершенствования сетевого доступа, особенно в отдаленных районах, обеспечения льготного доступа к информации людям с малой социальной защищенностью, ограниченной трудоспособностью, пожилым гражданам.

Развитие информационного общества должно сопровождаться развитием людских ресурсов, соответствующих требованиям информационного века. Поэтому требуется создать условия, в которых все граждане могли бы получать навыки работы с современными информационно-коммуникационными технологиями посредством непрерывного образования, обучения и подготовки.

Существует проблема мирового масштаба, связанная с преодолением имеющихся различий в области информации и знаний. Те страны, которые не успевают за все более высокими темпами развития информационно-коммуникационных технологий, оказываются в определенной степени лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике.

Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению информационно-коммуникационных технологий препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур. Необходимо учитывать разнообразие условий и потребностей, которые сложились в развивающихся странах. Поэтому важную роль должны сыграть собственные инициативы этих стран по принятию и последовательной реализации национальных программ в области информационно-коммуникационных технологий, развития людских ресурсов, имеющих навыки работы с такими технологиями. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества между странами, участия международных финансовых институтов, международных организаций, образовательных учреждений, частных групп. Это может существенно способствовать международным усилиям по преодолению «цифрового неравенства».

На пути соответствующей трансформации своих программ и проектов в информационной сфере находятся и многие авторитетные международные организации. Так, ЮНЕСКО завершила подготовку глобальной информационной программы «Информация для всех» на базе Межправительственной программы по информатике ЮНЕСКО (IIP) и Общей программы по информации ЮНЕСКО (PGI), предусматривающей объединение усилий участников, работающих с информационными ресурсами и информационно-коммуникационными технологиями. Основная цель этой новой программы – сделать информацию и знания доступными для всех, содействовать преодолению разрыва между «информационно богатыми и информационно бедными». Люди должны быть вовлечены в мировые информационные процессы и получить максимум преимуществ от эффективного доступа к информации.

Создатели программы отмечают, что международное сообщество должно решить такие проблемы, как обеспечение качества, надежности и разнообразия информации, нахождение баланса между свободным доступом к информации, честным ее использованием и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранением мирового информационного наследия и безопасностью информации частного характера.

Программа «Информация для всех» призвана содействовать:

  • поощрению и расширению доступа к информации с помощью соответствующей организации информационных ресурсов, их перевода в электронную форму;

  • обсуждению вопросов этических, правовых и общественных угроз и вызовов в информационном обществе;

  • непрерывному образованию в информационной сфере;

  • использованию международных стандартов и передового опыта в информационной сфере;

  • сетевому взаимодействию в информационной сфере на локальном, национальном, региональном и международном уровнях.

При формировании программы «Информация для всех» учитывались следующие основные исходные данные:

  • доступ к информации в настоящее время не является равным и всеобщим, увеличивается разрыв между «информационно богатыми и информационно бедными»;

  • сокращается общественное владение в сфере информации;

  • растут ожидания граждан, желающих более эффективно участвовать в управлении;

  • во многих регионах имеют место неразвитость информационных инфраструктур и недостаток финансовых средств, инвестируемых в информационную сферу;

  • мировое информационное наследие находится в опасности;

  • быстро развиваются информационно-коммуникационные технологии;

  • поддержка технических инфраструктур требует образованной рабочей силы, возрастает значение компьютерной грамотности для получения основного и дополнительного образования в течение всей жизни, появляются новые информационные профессии;

  • высокими темпами растет число пользователей информации;

  • изменяются роли информационных организаций в информационном обществе, создаются новые информационные институты и механизмы доступа к информации всех желающих, возрастает роль информационных организаций как контент-провайдеров и их ответственность за сохранение мирового информационного наследия;

  • продолжается взрывной рост объемов информации в электронном и традиционном виде, затрудняется процесс поиска информации в мировых информационных ресурсах, состоящих из триллионов документов;

  • существует сильная коммерциализация и монополизация на рынке средств управления электронной информацией;

  • создаются новые возможности обмена научно-технической информацией и проведения научных исследований с помощью информационно-коммуникационных технологий (виртуальная реальность, виртуальные лаборатории и университеты, управление в научно-технологической сфере с использованием этих технологий и т.п.);

  • появляются новые кибер-культуры с новыми формами культурного выражения и художественного творчества;

  • наряду с расширением возможностей доступа к культурным благам с помощью информационно-коммуникационных технологий возрастает риск для развития культурного и лингвистического разнообразия.

В рамках указанной программы предполагается получить следующие основные результаты:

  • международный консенсус о всеобщем и равноправном доступе к информации как одном из основных прав человека, об этических и правовых принципах, относящихся к киберпространству;

  • клиринг-хаус передового опыта управления, основанного на применении информационно-коммуникационных технологий;

  • принципы и механизмы сохранения мирового информационного наследия;

  • международные требования к уровню компьютерной грамотности, международная система аккредитации и сертификации деятельности по обучению в информационной среде;

  • портал ЮНЕСКО для доступа к важнейшим информационным организациям мира;

  • национальные точки доступа к бесплатной информации;

  • разработка и реализация национальных стратегий по оцифровыванию информации;

  • стандарты для управления и сохранения зафиксированных знаний, стандарты информационного менеджмента;

  • всемирная организация мониторинга потребностей и тенденций компьютерного образования;

  • международные требования по обеспечению и поддержанию многоязычия и разнообразия культур в киберпространстве.

Подобные инициативы разрабатываются и другими международными организациями, специализирующимися в области информации и документации. В национальных программах развития информационной сферы, в том числе и российских, указанные выше тенденции также преобладают.

В этом процессе активно участвует и информационная инфраструктура научно-технологического развития России – Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая является неотъемлемой частью мировой информационной инфраструктуры.

Развитие ГСНТИ России и ее электронных информационных ресурсов проходило в соответствии с логикой развития подобных информационных систем в других странах. В мировом информационном пространстве этот процесс имеет четыре ярко выраженных этапа, в рамках которых тем или иным электронным информационным ресурсам придавалось первостепенное значение.

Первый этап (1970-е – первая половина 1980-х гг.) характеризовался бурным развитием библиографических и реферативных баз данных. На втором этапе (вторая половина 1980-х гг.) органы НТИ особое внимание уделяли фактографическим (справочным) базам данных. Для третьего этапа (первая половина 1990-х гг.) в связи с активным развитием телекоммуникационной среды характерно формирование электронных информационных ресурсов органов научно-технической информации и научно-технических библиотек, пригодных к использованию в сетевом режиме.

В настоящее время основное внимание уделяется решению проблемы накопления и использования научно-технической информации как сырья для инноваций. В первую очередь это связано с увязкой библиографических, реферативных и фактографических баз данных с системами информации, работающими с полными текстами документов. Этот этап – начало новой эпохи информационного обеспечения потребителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которая уже названа эпохой электронных (цифровых) библиотек.

В информационной инфраструктуре научно-технологического развития страны решается широкий спектр задач, в том числе разработка и реализация государственной информационной политики, определение приоритетных направлений развития научно-информационной сферы с учетом критических технологий информационного профиля, формирование и использование государственных и иных информационных ресурсов, информационное обеспечение жизненного цикла продукции, реализация программ и проектов по развитию национальной сети компьютерных телекоммуникаций и высокопроизводительных вычислений, создание и внедрение перспективных информационных технологий, разработка и реализация международных программ и проектов в информационной сфере, содействие рынку информационной продукции и услуг и ряд других.

Постановка и реализация этих задач направлена на достижение основной цели – создание системы эффективного информационного обеспечения процесса расширенного воспроизводства знаний как основы социально-экономического, научно-образовательного, культурного развития страны, совершенствования личности.

Государственная политика России в информационной сфере строится и реализуется с учетом мировых и отечественных тенденций развития информационно-коммуникационной среды. Ее основными целями являются:

  • обеспечение прав и свобод граждан на доступ к информации;

  • формирование и развитие в стране информационно-коммуникационной среды, отвечающей национальным интересам и использующей в первую очередь отечественные информационные ресурсы и технологии;

  • преодоление «цифрового неравенства» в области информации и знаний как внутри государства, так и вне его (каждый человек должен иметь полноценный доступ к отечественным и зарубежным информационным и коммуникационным системам и сетям);

  • обеспечение прав владельцев и собственников информации на защиту от незаконного ее распространения и использования;

  • обеспечение информационной безопасности государства;

  • содействие развитию добросовестной конкуренции и открытию рынков информационных продуктов и информационно-коммуникационных услуг, обеспечивающих благоприятные условия для предоставления населению этих продуктов и услуг;

  • оказание государственной поддержки созданию и развитию отечественных информационных ресурсов и технологий;

  • привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие российской информационно-коммуникационной среды;

  • создание и совершенствование законодательной и нормативной базы развития информационно-коммуникационной среды в России;

  • защита авторских прав и прав интеллектуальной собственности на информационные продукты и технологии, а также внедрение механизмов защиты личной жизни человека при обработке личных данных;

  • разработка и внедрение отечественных стандартов и классификационных систем, гармонизированных с международными, в том числе обеспечивающих функциональную совместимость различных информационно-коммуникационных систем и сред;

  • содействие диалогу информационных организаций России с зарубежными партнерами и международными организациями в целях развития международного сотрудничества при решении проблемы создания глобального информационного общества;

  • увеличение объемов и улучшение качества русскоязычных информационных ресурсов и активное их продвижение на мировой информационный рынок;

  • развитие людских ресурсов, отвечающих требованиям создаваемого информационного общества.

Указанные выше стратегические цели отражены в конкретных программах, проектах, законодательных инициативах, международных соглашениях, в реализации которых принимают участие многие информационные организации России.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России