Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Урмурзина К.Г. Совершенствование
управления Коренные изменения в деятельности РНТБ произошли в июле 1999 г. в связи с реорганизацией ее на основании постановления Правительства Казахстана в Республиканское государственное казенное предприятие (РГКП) «Республиканская научно-техническая библиотека». Областные и городские научно-технические библиотеки, преобразованные в филиалы РНТБ, утратили статус юридического лица, действуют на основании положений, утверждаемых РНТБ, и выдаваемых доверенностей. С государственным заказчиком, которым является Министерство образования и науки Казахстана, заключен контракт на выполнение и реализацию государственного заказа по программе «Обеспечение доступности научно-технической информации», включающей разделы: «Комплектование фонда», «Организация справочно-поискового аппарата», «Работа с фондом». Источники финансирования РНТБ и филиалов: средства, получаемые в результате уставной деятельности, в том числе по государственному заказу; доходы от оказываемых платных библиотечных услуг и производимых работ по смете, утверждаемой Министерством образования и науки; добровольные взносы и пожертвования юридических лиц и граждан; другие источники, не запрещенные законом. Новое положение РНТБ имеет свои минусы и плюсы. Минусы состоят, во-первых, в том, что бюджетные средства, выделяемые на выполнение госзаказа – формирование справочно-информационного фонда – недостаточны; а финансирование деятельности по библиотечно-библиографическому обслуживанию пользователей РНТБ должна обеспечивать самостоятельно. Во-вторых, закрытие валютных счетов филиалов лишило их возможности приобретать литературу за пределами Казахстана. К плюсам можно отнести выделение госбюджетных ассигнований на зарплату и впервые четко сформулированное право на оказание платных услуг, доходы от которых становятся важнейшим источником обеспечения жизнедеятельности библиотеки. Перемены, коснувшиеся в основном финансовой сферы, потребовали решения множества организационных вопросов. Подверглись принципиальной переработке документы, регламентирующие деятельность РНТБ и филиалов: Устав РНТБ, положения о филиалах, правила пользования библиотекой, положение о порядке и условиях проведения аттестации сотрудников РНТБ и филиалов. Разработаны новые нормы выработки и времени на выполняемые библиотечно-библиографические процессы, в том числе в автоматизированном режиме. Усложнились функции коллегиальных совещательных органов при директоре РНТБ:
Комплексный анализ ситуации позволил выделить важнейшие направления работы, непосредственно влияющие на повышение качества сервисной деятельности:
Работа с кадрами. Для успешного решения поставленных задач в структуре РНТБ созданы четыре новых подразделения: отдел информационных технологий, Центр библиографии и электронных ресурсов, отдел рекламы и связей с общественностью, отдел развития библиотек. Выполняется работа по программам комплектования фонда, корпоративной ретроконверсии каталогов, автоматизации библиотечно-библиографических процессов, профессионального развития библиотечных работников Казахстана. Для филиалов, не имеющих валютных счетов, отделу комплектования вменено в обязанность централизованно приобретать книги российских издательств через ЦКНБ в Москве. Пересматривается порядок формирования патентных фондов «с учетом новых телекоммуникационных технологий, обеспечивающих оперативную доставку информационной продукции в любой пункт, где на нее возникает платежеспособный спрос» («Патентная информация сегодня». 2000. № 1, 2. Автор двух статей Л.Г. Кравец). Это одна из очередных задач отдела информационных технологий, которую предстоит решить в рамках долгосрочной комплексной программы автоматизации библиотечно-библиографических процессов и создания информационных ресурсов. В соответствии с названной программой РНТБ и филиалы оснащены компьютерами, принтерами, сканерами, сетевым оборудованием, блоками бесперебойного питания, модемами. К услугам пользователей дисплейные залы во всех филиалах и три зала в РНТБ. Создан Центр библиографии и электронных ресурсов, призванный обеспечить высококвалифицированный уровень работы систем информационного обслуживания. Дебют Центра оказался успешным. За небольшой период времени им учтено 7,5 тыс. посещений, проведено более 4,2 тыс. поисков, в том числе в Интернете. Всего выход в Интернет имеют 6 подразделений РНТБ и все филиалы. Наличие систематически обновляемого документного фонда, баз данных, доступа к Интернету позволило по-новому подойти к рассмотрению состояния и перспектив сервисной деятельности. Необходимость расширения номенкратуры платных услуг, вызванная острым дефицитом средств на содержание библиотеки, при наличии серьезной конкуренции и риска потребовала обоснованных, продуманных бизнес-планов, которые раньше не составлялись. В результате анализа ситуации на рынке информационных услуг и возможностей РНТБ и филиалов при разработке планов расширена номенклатура платных услуг. Кроме ранее практиковавшихся (составление тематических подборок и списков литературы по запросам, выполнение сложных справок, проведение выездных выставок и патентных поисков, оформление товарных знаков и заявок на изобретения) в перечни включены услуги Интернета, сканирование документов, запись на компакт-диски, компьютерный набор и распечатка текста на принтере, использование баз данных. Новые услуги сразу же стали популярными, в чем немалая заслуга принадлежит отделу рекламы и связей с общественностью. РНТБ и филиалы установили прочные деловые отношения с предприятиями и организациями, многие из которых оказывают библиотекам спонсорскую помощь. Установлены и поддерживаются контакты с Фондом Сороса (Казахстан, Евразия), с Институтом «Открытое общество» (Будапешт). Налажены дружеские отношения с Информационной службой Посольства США, ее информационным ресурсным Центром. Благодаря проделанной работе, спонсорской помощи и грантам в 2000 г. на внебюджетные счета РНТБ и филиалов поступили 250 тыс. долларов, в том числе за оказанные платные услуги – 204 тыс. (РНТБ – 71 тыс., филиалы – 133 тыс.), от спонсоров и грантодателей – 46 тыс. долларов (РНТБ – 35 тыс., филиалы – 11 тыс.). Прибыли библиотека не планирует и не имеет. Ценообразование основано на затратах. Допускаются льготные цены на продукты и услуги, скидки, в отдельных случаях бесплатное обслуживание. Однако получаемые доходы дают возможность предложить пользователям обширный перечень платных услуг. Выполнение каждой задачи, поиски подходов к ее решению, усложнение управленческой деятельности потребовали новых знаний. Ответственность за работу с кадрами возложена на отдел развития библиотек. В его функции входят совершенствование деятельности РНТБ и филиалов на основе проводимых прикладных исследований, анализ работы каждого структурного подразделения, изучение опыта инновационной деятельности прежде всего библиотек России; обучение и повышение квалификации кадров. Проблема библиотечных кадров в республике в настоящее время является наиболее сложной. Один вуз и несколько училищ готовят крайне мало специалистов и только для массовых библиотек. Перестройка базового образования идет медленно, отсутствует фундаментальная система переподготовки и повышения квалификации кадров. Высококвалифицированное старшее поколение специалистов РНТБ и филиалов ушло на заслуженный отдых. Штат пополняется людьми, часто не имеющими ни специального образования, ни более-менее четкого представления о библиотеке. Поэтому производственная деятельность принимаемых работников начинается со знакомства с миссией библиотек вообще и спецификой деятельности РНТБ. Затем следуют период адаптации к новым условиям работы, приобщение к выполнению конкретных операций, совершенствование узкоспециальных знаний, обучение основам библиотечного дела и работе на компьютере на краткосрочных курсах, постепенное расширение профессионального кругозора на семинарских и других занятиях. К сожалению, не все выдерживают нагрузку, не все постигают премудрости библиотечной науки. В течение продолжительного времени отдел развития библиотек ведет подготовку долгосрочной программы работы с кадрами, которая постоянно корректируется в связи с изменениями обстоятельств и по мере знакомства с публикациями в профессиональной печати, изучения опыта других библиотек. Так, в 2000 г. благодаря Госдепартаменту США двое сотрудников РНТБ (отдела развития библиотек и Южно-Казахстанского филиала) в течение трех недель знакомились с работой библиотек США. Еще раз подтвердилась известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Не все, но многое из увиденного можно воплотить в нашу практику. Обсудив статью Э.Р. Сукиасяна «Некоторые особенности работы с кадрами в Библиотеке Конгресса США» («Науч. и техн. б-ки». 2000. № 8.), библиотечный совет РНТБ признал целесообразным:
В 1999 г. РНТБ выиграла гранты Фонда Евразия и Института «Открытое общество» (Будапешт) в сумме более 50 тыс. долларов на создание Центра профессионального развития библиотечных работников Казахстана. В 2000 г. Центр начал работать. Его цель – модернизация библиотечной сферы путем освоения и внедрения новых информационных и управленческих технологий. Обучение ведут сотрудники РНТБ. Материальная база вполне удовлетворительная: конференц-зал, компьютерный класс, подключение к Интернету по выделенному каналу. В соответствии с условиями грантов в течение года на семинарах-тренингах обучены 120 директоров и ведущих специалистов вузов из 17 городов республики. Тематика семинаров-тренингов актуальна: «Партнерство в поиске эффективной стратегии развития», «Маркетинговые исследования в библиотеках», «Работа в командах. Управление конфликтами», «Реклама библиотеки: теория, методика, практика», «Внебюджетные источники финансирования», «Методика написания и подачи заявок на грант». Слушатели семинаров выполнили еще одно условие грантов. По возращении на рабочие места они провели 90 аналогичных мероприятий в регионах, охватив 1300 библиотекарей и преподавателей вузов. В соответствии с планом 2001 г. Центр провел:
В перечисленных мероприятиях участвовали сотрудники РНТБ и ее филиалов, а также возрождающейся сети НТБ предприятий (67 библиотек). Дальнейшая работа Центра будет строиться на основе результатов прикладного исследования «Состояние и пути совершенствования системы образования и повышения квалификации библиотечных работников в Казахстане», начатого в конце 2000 г. Уже сейчас принято решение о создании региональных центров профессионального развития библиотекарей Казахстана под эгидой РНТБ. В перспективе – освоение системы дистанционного обучения. Правильность намеченных целей, задач, направлений деятельности в обстоятельствах, обусловленных новым статусом, подтверждается практикой. Уверенность в том, что проводимая работа способствует развитию экономики и библиотечного дела в Казахстане, поддерживает на хорошем уровне активность коллектива РНТБ. |
Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России |