Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Такниашвили Г.Р.
Национальная парламентская библиотека Грузии, Тбилиси

Методическая служба в главных библиотеках Грузии:
наследственность, современность, новые подходы

Методической службой библиотек Грузии пройден большой и интересный путь. Он начался в 1920-е – 1930-е гг. Методическая работа проводилась по двум направлениям: инструктивно-методическое обеспечение организации библиотечной сети и разработки научных и методических вопросов организации библиотечного труда и планирования работы библиотек.

В 1923–1929 гг. кабинет библиотековедения и библиографии при Тбилисском доме внешкольного образования исследовал проблемы функционирования библиотечной сети и рациональной организации работы библиотек. В порядке наблюдения по хронометражу вопросы нормирования труда, планирования и учета в библиотеках изучал кабинет библиотековедения, открытый при Государственной публичной библиотеке Грузии в 1931 г. В этот период содержание методической службы составляли исследование и методическое обеспечение проблем частного библиотековедения.

С 1953 г., со времени создания при Государственной республиканской библиотеке Грузии научно-методического отдела, ежегодно издавались 8–10 названий инструктивно-методической литературы, в том числе сериальные издания и монографии. Так, на протяжении ряда лет создавались материалы по методической работе, проводилось исследование библиотечной практики, составившее основу богатого методического наследия, у истоков которого стояли известные библиотековеды и библиографы Н. Лоркипанидзе, Г. Бакрадзе, Г. Гиоргидзе, И. Цицишвили, Ш. Долакидзе, Г. Берулава, Д. Маркевич, Ф. Курашвили, Л. Квирикашвили, М. Папидзе.

На новую высоту возвели методическую работу специалистов следующего поколения Г. Кипароидзе, С. Пулузашвили, О. Осадзе, А. Лория и др., поскольку библиотечная практика в Грузии всегда создавала плодотворную почву для выявления, изучения и обобщения новшеств.

До 1990-х гг. в Грузии проводились мероприятия союзного масштаба, здесь существовала научная и методическая база для исследования библиотечной теории, работали опытные профессионалы. Методическая служба по сути была научной, а по форме – глубоко политизированной.

Научно-методическая литература создавалась на протяжении 80 лет в результате исследований и наблюдений, глубокого знания и обобщения библиотечной практики; к оригинальным изданиям прибавлялась литература, переведенная с иностранных языков. Этот фонд постоянно пополнялся. Используя и изучая его, грузинские специалисты и по сей день знакомятся с зарубежным библиотечным опытом, разрабатывают рекомендации научного и методического характера. В настоящее время фонд документов научно-методического характера организован в Национальной библиотеке Грузии и насчитывает около 4 тыс. экз. Большую часть фонда составляют книги и другие виды документов о книговедении, истории книги и библиотеки, и другие материалы, изданные на русском языке. В фонде хранятся уникальные справочные издания на многих языках. Фонд также богат профессиональной периодикой. В качестве учебной базы для студентов специального факультета фонд в последнее время пересмотрен, очищен от лишних и устаревших изданий и обновлен.

К сожалению, этот фонд хорошо подобранных книговедческих и библиотековедческих документов в течение последних десяти лет пополнялся не систематически.

 

Лицом к лицу с реальностью. Неизбежность резкого поворота

Распад СССР в первую очередь снял политический покров с научно-методической службы; изменилась модель ее управления. Методическая служба осталась лицом к лицу с оказавшимися в условиях рыночной экономики библиотеками. Переходный период поставил много существенных проблем и вопросов, на которые не так уж легко ответить. Реальная обстановка характеризовалась резким сокращением библиотечной сети. Перевод финансирования библиотек в компетенцию местного самоуправления привел к сокращению их количества при отсутствии какой-либо законодательной базы. Перед учредителями библиотечных сетей встал вопрос: сколько библиотек необходимо для обслуживания населения Грузии?

Разумеется, методическая служба не могла на него ответить. Обстановка требовала разработки юридических основ библиотечного дела, изучения опыта передовых, демократических государств, учет особенностей страны. Уменьшение числа библиотек в первую очередь обусловлено экономическим фактором. В 1991–1992 гг. количество библиотек (более 8 тыс.) стремительно сокращалось, они укрупнялись, сливались или упразднялись.

В одних регионах этот процесс проходил поспешно, в других – более осторожно, со стремлением сохранить существовавшую сеть хотя бы в минимальном количестве. Больше всех пострадала библиотечная сеть Министерства культуры Грузии: количество библиотек уменьшилось с 4 200 до 2 300. Ощутимо сократилась библиотечная сеть системы Министерства образования Грузии; многие школы остались без библиотек и, следовательно, без книг. Здесь повторно возник тот же естественный вопрос: сколько нужно библиотек в Грузии? На этот вопрос специалисты и учредители библиотек и в настоящее время ищут обоснованный ответ.

Вехой в повороте дела к сохранению библиотечной сети и в организации учета и упорядочения библиотечных документов стало республиканское совещание, проведенное в Национальной библиотеке Грузии 1 апр. 1996 г. В его работе приняли участие директора библиотек системы Министерства культуры Грузии и заведующие районными отделами культуры. Совещание положило начало реинвентаризации, переоценке и реклассификации библиотечных документов в библиотеках системы Министерства культуры Грузии. Для методического обеспечения этих работ методические службы Министерства культуры и Национальной библиотеки Грузии составили нормативные документы, определили структуру центральной районной библиотеки в соответствии с новой политической и экономической обстановкой. В последующем работы по сохранности, учету и реклассиификации фондов продолжились в школьных библиотеках Министерства образования Грузии. Методическая служба Национальной парламентской библиотеки Грузии организовала семинары и практические занятия для библиотек обоих ведомств как в Тбилиси, так и в отдельных районах страны.

В первую очередь такие масштабные мероприятия проводились для сохранения библиотек и библиотечных документов. Процесс деполитизации фондов способствовал списанию изданий, потерявших политическую актуальность; очистка фондов сделала более гибким и мобильным собрание библиотечных документов. Главная задача на этом этапе – пополнение и обеспечение всеобщей доступности этих фондов.

 

Юридические основы научно-методической службы

В 1995–1996 гг. одним из основных направлений научно-методической службы явилась разработка юридических основ библиотечного дела. На базе методического отдела Национальной библиотеки Грузии разработан законопроект о библиотечном деле Грузии. В июне 1996 г. в законе «О библиотечном деле Грузии», принятом республиканским парламентом, Национальная парламентская библиотека Грузии признана «координатором и методическим центром библиотечного дела страны» (гл. 4, §17); то же положение проводится и в законе «О Национальной парламентской библиотеке Грузии», согласно которому (гл. 1, §1) она является центром научной библиографии, информации, научно-исследовательской и методической работы библиотек, центром культуры, а также совместно с Министерством культуры Грузии координирует все эти виды деятельности. Прошло более четырех лет после принятия этих двух законов. Конечно, они нуждаются в изменениях и дополнениях. Методическая служба Национальной парламентской библиотеки Грузии должна ускорить подготовку проекта изменений данных законов путем координированной работы с другими заинтересованными библиотеками и специалистами.

Для реализации закона в первую очередь необходимо разработать подзаконные акты, потребность в которых ощущается во всей библиотечной сети. Научно-методическая служба совместно с соответствующей службой Министерства культуры Грузии должны оперативно разработать документацию о сохранности, списании и учете библиотечных документов.

При обсуждении юридических основ методической службы следует обратить внимание на два обстоятельства: первое, когда сама методическая служба разрабатывает эти основы или принимает активное участие в их формировании и реализации, и второе, когда государство берет юридическое обязательство экономически и морально поддерживать и поощрять научно-методическую службу. Факт бесспорный и недвусмысленный – методическая служба обязательно нужна библиотечному делу. Эта служба с тем или иным названием реально необходима для большего способствования перестройке и инновационному подходу. Методическая служба не случайно рассматривается как органическая часть библиотечного менеджмента.

 

Опыт внедрения нового направления
в научно-методическую службу

Внедрение рыночной экономики вызвало резкое изменение структуры общества. Менеджмент библиотечного дела объективно требовал интеграции в мировую библиотечную практику. В этой обстановке одним из приоритетных направлений научно-методической службы явилось обеспечение отрасли профессиональной информацией. В последнее время научно-методический отдел получил реальную возможность поиска информации об инновационных процессах в библиотечном деле не только обычным, традиционным способом, но и с помощью компьютерной техники и международных информационных каналов. Отдел в состоянии перевести нормативно-юридическую документацию с иностранных языков на грузинский. Систематически прорабатываются и изучаются материалы международных конференций и симпозиумов. Эти разработки передаются методическим службам всех ведомств Тбилиси. В Национальной библиотеке Грузии систематически проводятся совещания-семинары методистов.

В последнее время методическая служба уделяет надлежащее внимание вопросам библиотечного обслуживания социально незащищенных групп населения. В научно-методическом отделе в виде методических писем разработаны темы: библиотечное обслуживание инвалидов в Грузии, библиотечное обслуживание осужденных, библиотека и религиозное образование, библиотека в гражданском обществе, библиотека и экологическое образование и др. В методических разработках нуждаются проблемы взаимоотношения библиотек с неправительственными организациями, функционирования библиотек в условиях многонационального региона и др. Результаты проработки этих вопросов на соответствующем уровне будут опубликованы в профессиональном журнале и отдельными изданиями.

Одним из направлений работы методической службы стала обработка библиотечной статистики. Изучение и обработка полученных из районов республики статистических данных позволяет глубже вникать в суть отрасли, создает реальную картину библиотечной жизни в регионах.

Одно из направлений деятельности методической службы в последнее время – координация библиотечной работы. По инициативе научно-методического отдела в Национальной библиотеке Грузии создан координационный совет, который провел плодотворную работу по организации взаимного ознакомления и контактирования крупных научных и специальных библиотек Грузии, созданию библиотечной ассоциации Грузии, учреждению профессионального журнала и определил основные направления автоматизации библиотечного дела в стране. Выполняя такие задачи, методическая служба играет все более активную роль в максимальной реализации интеллектуальных сил и возможностей, накопленных в библиотечной сфере. Научно-методическую работу в Грузии ведут крупные научные и республиканские библиотеки. Специалистам хорошо известны методические рекомендации, разработанные в Республиканской детской библиотеке им. Л. Асатиани и Республиканской юношеской библиотеке им. М. Геловани. Методическая служба этих библиотек на современном этапе нуждается в экономическом стимулировании.

Сегодня, в то время как библиотечная деятельность рассматривается в контексте регионального управления, придание нового импульса методической службе находится в прямой зависимости от ее органической связи с библиотечной практикой. Современная библиотечная практика действительно характерна новшествами, которые касаются не только системы управления. Библиотеки, доказавшие свою необходимость и жизнеспособность, функционируют в условиях возросших информационных потребностей читателей. Возникли новые формы работы с читателями. Одна из основных задач методической работы – их выявление, изучение и обобщение.

 

Выводы, которые относятся не только к методической службе

Методическая служба библиотечного дела в Грузии затруднена рядом проблем.

  1. Отсутствие экономической поддержки. Методисты мало или совершенно не выезжают в районы, что отрывает их от библиотечной практики. На современном этапе одним из принципов методической службы является ее индивидуализация и полезность. Реализация этого принципа поможет ответить на вопрос: что получает методическая служба от библиотечной практики и что дает взамен?

  2. Низкий уровень обеспечения профессиональной информацией. Разработка отдельных проблем библиотечного дела в соответствии с современными требованиями невозможна без учета достижений международной библиотечной теории и практики. Библиотечное дело, а следовательно, и методическая служба органически нуждаются в восприятии и переработке новшеств. Письменная информация о зарубежном библиотечном опыте поступает эпизодически, выборочно; ее перевод и целевое использование – одна из предпосылок обновления методической службы.

  3. Сравнительно невысокая квалификация методистов, их отрыв от библиотечной практики и низкая оплата труда отрицательно сказываются на конечных результатах деятельности методической службы.

Беспрерывное обучение методистов, повышение их квалификации всегда питались живой библиотечной практикой. Кроме этого, сегодняшняя атмосфера требует энтузиазма, высоких моральных качеств, жажды обновления знаний. На современном этапе одной из основных форм методической работы должен стать эвристический метод изучения библиотечной практики. Поиск, выявление, изучение и обобщение нового требует от каждого методиста способности аналитически мыслить. Анализ библиотечной практики, обобщение и разработку рекомендаций производит только методическая служба, что еще раз доказывает ее необходимость. Библиотеки, которые законом и подзаконными актами обязаны заниматься методической работой, должны всячески поддерживать и поощрять методическую службу.

 

Основные библиотековедческие работы,
изданные в Грузии после 1990 г.

Библиографическое описание документов. Вспомогат. учеб.-практ. пособие для масс. б-к / Сост. Г. Такниашвили, О. Осадзе. Тбилиси, 1997. 78 с.

Библиотековедение / Ред. А. Лориа. Тбилиси, 1992. 375 с.

Вспомогательное пособие для библиотекарей и специалистов информации / Ассоциация информации. Тбилиси, 2000. 265 с.

Интернет для журналистов / Международный центр гражданского развития. Тбилиси: Циснами, 1998. 122 с.

Интернет для журналистов / Под общ. ред. Л. Бердзенишвили. Тбилиси, 2000. 145 с. (на рус. яз.).

Касрадзе О. Очерки из истории печатания грузинской книги. Тбилиси: Хеловнеба, 1997. 404 с.

Курашвили Ф., Гургенидзе Н. Основы библиотековедения. Тбилиси, 1996. 161 с.

Лориа А. Проблемы школьных библиотек на современном этапе // Методист. 1998. № 7. С. 227–233.

Лориа А. Чтение как предмет исследования. Тбилиси: Наука, 1993. 152 с.

Лориа А. Чтение как предмет исследования // Издание Азербайджанско-европейского центра культурных и литературных взаимосвязей: Сб. Баку, 2000. С. 9–12 (на рус. яз.).

Лориа А., Гургенидзе Н. Организация библиотечного дела: Ч. 2. Тбилиси, 1996. 94 с.

Осадзе О. Библиотечные каталоги: Учеб. пособие. Тбилиси: Калдеа, 1996. 160 с.

Пилаури И. Библиотечные фонды: Учеб.-метод. руководство. Тбилиси: Мецниереба, 1997. 212 с.

Попхадзе К., Отарова А. Организация библиографической работы в библиотеках Тбилиси, 1996. 104 с.

Таблицы библиотечной классификации / Сост. Г. Такниашвили. Тбилиси, 1998. 118 с.

Такниашвили Г. Грузинское библиотековедение в течение века // Библиотека. 2000. № 12. С. 53–57 (на рус. яз.).

Такниашвили Г. Систематизация книжных фондов в школьных библиотеках // Методист. 1998. № 7. С. 211–227.

Чхенкели Н., Чхенкели Т. Интернет: Поиск информации «Во всемирной паутине»: Вспомогат. пособие. Тбилиси, 1999. 128 с.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России