Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 023+37

Бородина С.Д.

Проблемно-ориентированный мониторинг
кадров и образовательных услуг
в библиотечно-информационной сфере

Мониторинговые исследования в библиотечно-информационной сфере России необходимы в связи с быстрыми и глубокими преобразованиями ее состояния, влекущими за собой изменения важнейших характеристик, в числе которых трансформация сознания как профессионалов, так и пользователей.

Понимание сути грядущих или уже свершившихся перемен в библиотечно-информационной сфере невозможно без тщательно организованной системы сбора и обработки первичной библиотечной информации. Разовые замеры библиотечных индикаторов и даже совокупность отдельных, но разрозненных исследований способны, по выражению Н.С. Карташова и Е.Л. Кудриной, дать "моментальный" снимок происходящего, но не позволяют охватить всю совокупность факторов, определяющих качество библиотечно-информационной ситуации. Это объясняется различием методологических подходов к программам и инструментарию и ограниченным временем наблюдения за изучаемыми объектами. Отслеживать все значимые процессы в динамике и взаимосвязи способен только мониторинг.

Главная цель мониторинга заключается в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в библиотечно-информационной сфере, о складывающейся библиотечно-информационной ситуации. Отличие мониторинга от первичного исследования заключается в том, что он включает в себя сбор информации по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур и на выходе дает оценку ситуации и объектов также в стандартной форме.

Из многообразия определений мониторинга наиболее приемлемым для библиотечно-информационной сферы представляется определение, принадлежащее Е.Л. Кудриной: специально организованное в целях комплексной оценки и повышения эффективности функционирования системное наблюдение за состоянием каких-либо объектов [1, c. 32]. Изменение состава показателей связывается только с исчезновением старых проблем и появлением новых.

Технология мониторинга в библиотечно-информационной сфере пока не нашла широкого применения, хотя именно мониторинг позволяет региональной системе подготовки специалистов адаптироваться к новым экономическим условиям, учитывать конъюнктуру рынка и сохранять конкурентоспособность.

Опыт внедрения проблемно-ориентированного мониторинга реализован в Кемеровском государственном институте искусств и культуры. Объектом его стала ситуация с кадрами в сферах деятельности выпускников вуза. Базируясь на принципах мониторингового исследования – непрерывности наблюдения за объектами, периодичности снятия информации о происходящих изменениях, сопоставимости показателей, вуз принимает решение и определяет прогноз подготовки специалистов [1, c. 33]. Однако действительный переход от "ориентации на продукт" к "ориентации на рынок" зиждется на мониторинговом исследовании не только кадров библиотечно-информационной сферы, но и соответствующей ей сферы образовательных услуг.

Представляется логичным осуществление мониторинга кадров библиотечно-информационной сферы региональной системой профессиональной подготовки, так как именно она нуждается в прогнозировании спроса на конкретные специальности и специализации. Достижение цели может быть обеспечено комплексным использованием различных видов мониторинга: статистического, социологического, концептуального.

Статистический мониторинг библиотечно-информационных кадров оперирует такими количественными данными, как численность специалистов, сменяемость, профессиональная структура персонала библиотечно-информационных учреждений, уровень образования и т.д. Результатом статистического мониторинга является прогнозируемый объем потенциально востребуемых специалистов в соответствии с показателями их насыщенности в сегментах регионального библиотечно-информационного рынка труда.

Социологический мониторинг библиотечно-информационных кадров, реализуемый на основе опроса, различных видов наблюдения и т.д., предполагает слежение за трудоустройством выпускников профессиональных учебных заведений, анализ степени удовлетворенности молодых специалистов полученной специальностью и работодателей – уровнем их профессиональной подготовки.

Параметрами социологического мониторинга служат общие сведения и характеристика образовательного уровня специалистов, удовлетворенность специальностью и факторы, влияющие на выбор места работы, уровень профессиональных притязаний, требования работодателей.

Цель социологического мониторинга – выявление степени соответствия уровня подготовки специалистов требованиям работодателей, определение прогнозных направлений совершенствования подготовки специалистов (в части содержания, технологичности и т.д.). Как результат социологического мониторинга могут быть обнаружены тенденции миграционных процессов как внутри профессии, так и вне ее.

Концептуальный мониторинг основан на методах экспертных оценок прогноза и типизации кадровых ресурсов; он включает создание моделей "Дерева занятости", "Дерева профессий", "Дерева специальностей и квалификаций", определение реальных и прогнозных индикаторов. Концептуальный мониторинг, по мнению Т.И. Ключенко, решает задачу синтезирования новой информации путем превращения "неявной информации" в "явные знания" на основе сопоставления прямых и косвенных данных [2, c. 14]. Получение принципиально новой информации обеспечивается мониторинговым исследованием внешней бизнес-среды как прямого, так и косвенного воздействия.

Игнорирование мониторинговых исследований оборачивается для библиотечно-информационной сферы серьезными потерями. К примеру, несоответствие уровня информационных потребностей современного пользователя возможностям их удовлетворения (недостаточная оснащенность библиотек средствами телекоммуникации, неготовность профессионалов к оказанию некоторых услуг) привело к оттоку высококвалифицированных специалистов из числа пользователей библиотек.

Мониторинг образовательных услуг в библиотечно-информационной сфере в качестве основной цели предполагает обеспечение конкурентоспособности образования и в конечном счете выживаемости системы библиотечно-информационного образования.

Образовательную политику формирует бизнес-среда прямого и косвенного воздействия. Средой прямого воздействия для системы профессиональной подготовки являются поставщики, посредники, потребители, конкуренты, государственные и коммерческие структуры. Среда косвенного воздействия – общее состояние экономики, уровень технологий, социальные, культурные, политические факторы.

Параметры среды прямого воздействия могут выступать в качестве реальных индикаторов мониторингового исследования. Наиболее значимые из них – численность и профессиональная структура специалистов, определяемые объемом и сегментами регионального библиотечно-информационного рынка труда; содержание подготовки, обусловленное ожиданиями потребителей кадров и обеспечивающее конкурентоспособность специалистов. Прогнозными индикаторами служат динамические изменения реальных индикаторов в трансформируемой среде. Сопоставление параметров реальных индикаторов с параметрами среды косвенного воздействия: состоянием экономики, уровнем технологий, социальными и культурными факторами – способно сделать более достоверной информацию о тенденциях изменения реальных индикаторов.

Образовательные услуги являются достаточно сложным объектом исследования, что вызвано рядом их особенностей. Во-первых, качество профессиональной подготовки, по которому судят о качестве услуги, трудно определить в момент трудоустройства; во-вторых, проявление профессионализма зависит от условий труда и сложности решаемой задачи. Все это предопределяет актуальность особых параметров бизнес-среды в качестве объектов мониторинговых исследований. Критериями оценки продукта образовательной деятельности выступают форма обучения, технологичность образования, присваиваемая квалификация [3, 4]. Проектирование мониторинговых исследований образовательных услуг в системе профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы целесообразно осуществлять с использованием различных видов мониторинга.

Объектом статистического мониторинга образовательных услуг могут служить число специальностей и специализаций, обеспечиваемых образовательным учреждением; показатели академической мобильности; присутствие иностранных граждан в числе обучаемых лиц, приехавших за получением образования из других регионов; соотношение числа выпускников, трудоустроенных по специальности и не по специальности; динамика численности потенциальных потребителей образовательных услуг. Целью статистического мониторинга служит диагностирование востребованности образовательных услуг и как результат образовательного учреждения в целом.

Социологический мониторинг направлен на исследование качества образования. Как уже отмечалось, непосредственно измерить уровень сформированных профессиональных знаний, умений и навыков не представляется возможным. Параметрами социологического мониторинга служат факторы, совокупность которых свидетельствует о потенциальных возможностях конкретного учреждения обеспечить качество образования: форма и технологичность обучения; степень, присваиваемая выпускникам после окончания; уровень платы за обучение; сроки обучения; компетентность и известность преподавательского состава [4, c. 78].

Критерием качества образования может служить и такой параметр, как обеспечение образовательным учреждением подготовки специалистов различного типа: не только технологического и эксплуатационного, но и педагогического, организационно-управленче­ского, научно-исследовательского. Цель социологического мониторинга – определение условий повышения качества образования на основе совершенствования формирующих его параметров.

Концептуальный мониторинг образовательной деятельности направлен на исследование актуальности библиотечно-информационной профессиональной деятельности и ее востребованности обществом. По мнению О.В. Шлыковой, дискуссии об отмирании профессий, связанных с библиотечно-информационной деятельностью, утратили актуальность [5, c. 5]. В настоящее время речь может идти только о направлениях совершенствования библиотечно-информационной профессиональной деятельности в соответствии с тенденциями развития общества регионального, общегосударственного и мирового уровней.

Совокупность реальных индикаторов концептуального мониторинга позволяет судить о выживаемости специалистов на региональном рынке труда. В качестве реальных индикаторов могут выступать такие параметры образовательной деятельности, как широта выбора специализаций, сочетание общей и специальной подготовки, соотношение теоретической и практической подготовки, глубина, длительность и основательность подготовки, новые технологии обучения и т. д.

Прогнозными индикаторами концептуального мониторинга образовательных услуг в системе подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы являются критерии выживаемости специальности в обществе.

Социальная система – динамичное и многофакторное образование, следовательно, прогнозные индикаторы – критерии выживаемости специальности в трансформирующейся среде. Адекватность изменений, происходящих в системе библиотечно-информационного образования, тенденциям развития социума (регионального, общегосударственного, мирового) является условием выживания специальности. Например, подготовка в Казанской государственной академии культуры и искусств библиотечно-информационных специалистов, владеющих татарским языком, отвечает интересам развития регионального библиотечно-информационного рынка труда и соответствует тенденции развития образования, а именно его гуманизации через подготовку этнокультурно-ориентированной личности.

В то же время в подготовке библиотечно-информационных специалистов можно найти примеры, когда интересы рынка труда и профессионального образования вступают в противоречие. Так, по мнению О.В. Шлыковой, современное российское библиотечно-информационное образование не дает необходимого объема фундаментальной профессиональной подготовки, жертвуя им в пользу прикладной составляющей [5, c. 10].

Стремление готовить специалиста в расчете на широкую перспективу развития библиотечной практики соответствует парадигме современного профессионального образования, в то время как практика на первое место выводит учет конъюнктуры рынка и ориентацию на подготовку специалиста для конкретного места. Приоритет учета интересов рынка объясняется в данном случае тем, что функционирование российской высшей школы в последние годы проходит под знаком выживания, а не развития.

Анализ свойств и соотношения реальных и прогнозных индикаторов в различных видах мониторинга позволяет сформулировать следующие выводы.

Совокупность реальных индикаторов диагностирует состояние определенного потенциала, будь то кадровые ресурсы библиотечно-информационной сферы или образовательные услуги в системе профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информацион­ной сферы. Определение прогнозных индикаторов в их комбинационной сущности строится на основе сопоставления параметров нескольких потенциалов: состояния кадров библиотечно-информацион­ной сферы и потребностей библиотечно-информационного рынка труда, перечня образовательных услуг, предоставляемых системой профессиональной подготовки и ожидания пользователей и т.д. Сопоставление соответствующих параметров разных потенциалов способно выявить проблемный характер взаимоотношений между ними. Таким образом, совокупность реальных индикаторов отображает общее состояние потенциала, например кадрового, формирующего региональную среду вместе с другими (социально-демографическим, культурно-историческим и т.д.). В экономике такое состояние получило название региональной ситуации.

Прогнозные индикаторы определяют направления развития потенциалов на основе разрешения противоречий их функционирования. Например, повышение качества образования носит не абстрактный характер, а представляет собой преодоление дисбаланса между постановкой учебного процесса в конкретном образовательном учреждении и требованиями парадигмы профессионального образования или между степенью инновации учебного процесса и практики профессиональной деятельности и т.д. Следовательно, прогнозные индикаторы – отражение противоречий между потенциалами системы или соответствующими элементами системы и метасистемы.

Сложность мониторинговых исследований в библиотечно-инфор­мационной сфере обусловлена присутствием в ней человека как исходной категории, определяющей объект исследования (кадровый потенциал, пользователи образовательных услуг). В связи с этим обстоятельством исследование совокупности параметров, определяющих региональную ситуацию, представляется нереальным.

Мониторинговые исследования как региональных ситуаций, так и региональных проблем носят проблемно-ориентированный характер. При этом началом исследования выступает выявление региональных проблем, от решения которых зависит позитивное функционирование объекта исследования. Затем определяются потенциалы, дисбаланс которых вызывает появление региональной проблемы, и параметры, которые могут служить реальными индикаторами их исследования. Реализация такого подхода является не только способом решения региональных проблем, но и средством их недопущения.

 

Список литературы

  1. Кудрина Е.Л. Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 4. С. 31-35.

  2. Ключенко Т.И. К вопросу об обеспечении конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов // Библиотека и библиотекарь в современном мире / Казан. гос. акад. культуры и искусств. Казань, 1999. С. 10-15.

  3. Афанасьев В.Я., Черкасов В.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. 1999. № 5. С. 68-76.

  4. Моисеева Н.К., Пискунова Н.Н., Костина Г.Д. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) // Там же. С. 77-89.

  5. Шлыкова О.В. Библиотечно-информационное образование в России // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 4. С. 5-10.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России