Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 027.7.

Кожевникова Е.С.

Читатель вузовской библиотеки
в грядущем цифровом обществе.
Социально-психологические последствия
информатизации библиотек

1970-е гг. можно считать годами формирования новой истории человечества. В связи с революцией в информационной технологии все области человеческой деятельности претерпели качественные изменения. Начав с укрепления технической базы военно-промышленного комплекса, техническая революция осуществила "кардинальный прорыв в массовом распространении технологии в область коммерческих и гражданских применений" [1, c. 64].

Первый микропроцессор изобретен в 1971 г., а в середине 1970-х стал широко распространяться на Западе. Первый микрокомпьютер смонтирован в 1975 г., а в коммерческом варианте представлен в 1977 г. В эти же годы компания Microsoft начала производить операционные системы для микрокомпьютеров. Оптические волокна запущены в промышленное производство Corning Glass в начале 1970-х гг. С середины 1970-х гг. фирма Sony производит видеомагнитофоны. Первый электронный журнал издан в 1976 г.

В 1969 г. Advanced Research Project Agency Министерства обороны США создана электронная коммуникационная сеть – нынешняя усовершенствованная Интернет. Университетское распространение этой сети стало решающим фактором для развития электронной коммуникации во всем мире.

В 1990-е гг. формируются системы мультимедиа. В 1994 г. более трети американских семей имели ПК. В Западной Европе этот показатель был гораздо ниже – менее 20%, если исключить видеотерминалы.

В 1990-е гг. Россия делает резкий рывок в освоении западноевропейских информационных технологий и создании российского программного обеспечения на основе импортного компьютерного парка машин. В те же годы публикуется концепция информатизации общества по основным направлениям работ до 2005 г. включительно. Десятью годами позже начинает развертываться новая полномасштабная программа "Электронная Россия" со сроком реализации в 2001-2010 гг., где должное место отводится электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса.

Развитие электронных коммуникаций в России продолжается и охватывает все общественные системы, в том числе систему образования. В 2001 г. создано новое научное учреждение – Госинформобр. В его обязанности вошло оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам формирования информационного общества России и последующей интеграции этого общества в глобальное информационное пространство в сфере образования. В разработке программных мероприятий для реализации проекта Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг." участвовал и Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП).

Сегодня компьютерный парк университета представлен более чем 920 ПЭВМ класса Pentium, объединенными в единую сеть с выходом в Интернет. Из них 65 пользовательских мест – в научной библиотеке.

Анкетирование, проведенное на основе возрастной выборки в читальных залах, показало, что 51,5% преподавателей, научных сотрудников и студентов в возрасте от 18 до 40 лет имеют домашние компьютеры. Их совокупный семейный доход колеблется в пределах 3–10 тыс. руб. в месяц. Это значит, что у каждого второго преподавателя, аспиранта или студента в доме есть компьютер. Более того, в ближайшее время станут владельцами электронных вычислительных машин еще 20,5% студентов. Все опрошенные – пользователи Интернета.

К полнотекстовым БД, как внутренним (по экономике Иркутской области), так и внешним (EBSCO Publishing и др.), периодически обращаются 24,7% от общего числа респондентов и приблизительно 22% студентов. Электронными учебниками и электронными копиями учебно-методических пособий, размещенными в академической сети БГУЭП на CD-ROM или в Интернете пользуются в своей работе 37% респондентов, из них 41% (почти каждый второй) – студенты. Незначительное количество молодых людей являются виртуальными пользователями других библиотек; 10 из 80 опрошенных обращались за услугами в путеводитель по Интернету, виртуальную библиотеку ГПНТБ СО РАН.

Анкетирование помогло разглядеть, насколько "выросли" наши читатели в процессе освоения новых информационных технологий. Владельцы домашних компьютеров пользуются услугами электронных магазинов и электронных издательств с целью пополнения домашней библиотеки. Приблизительно 5 студентов из 80 опрошенных открыли и поддерживают свои странички в Интернете. Они уже серьезно задумываются над вопросом защиты интеллектуальной собственности и наряду с преподавателями и аспирантами ратуют за необходимость создания Ассоциации пользователей.

Неслучайно в наше время под воздействием информатизации общества термин читатель постепенно вытесняется термином пользователь. Не будучи абонентом конкретной библиотеки, обращаясь к поисковым машинам глобальной вычислительной сети, пользователь вынужден проходить "виртуальную" регистрацию для оплаты некоторых видов услуг (например за электронную доставку документов).

Современный читатель (пользователь) должен обладать техническими навыками. Ему необходимо научиться самостоятельно формулировать запросы. Деятельность библиотекаря как бы отодвигается на второй план, а компьютер представляет собой часть библиотекаря. Машина поставляет информацию по запросу и одновременно усиливает некоторые когнитивные функции читателя, такие, как различение информации и ее интерпретация. Компьютер может являться интерпретатором между читателем и прикладной библиотечной программой или информационными системами. Природа такой связи заложена между познанием и действием.

Пользователь, входящий в электронную библиотеку со своего (домашнего) компьютера, должен не только правильно сформулировать запрос, но и умело провести перекодировку информации, зарегистрироваться и заручиться возможностью использования полученных данных, не нарушая авторских прав производителя информации или его держателя. Он должен хорошо знать, какие программные продукты ему потребуются для извлечения полезных сведений и создания на их основе своих, уметь анализировать полученные данные и поддерживать свою страницу в Интернете.

Р.С. Мотульский считает, что современный человек использует только незначительную часть своих биологических возможностей. Он предполагает, что "с развитием психологических возможностей человека по хранению и обработке информации у человечества отпадет необходимость в использовании внесоматических средств ее фиксации и распространения. Следовательно, тогда отпадет и потребность в библиотеке, так как хранение и передача информации будет осуществляться непосредственно на психологическом уровне без задействия искусственно созданных систем" [2, с. 81].

Потеряют ли своего читателя вузовские библиотеки в грядущем цифровом обществе? Думаю, что нет. Все вновь создаваемые и действующие сегодня библиотечные корпорации, организованные по целевому и (или) территориальному принципам, рано или поздно войдут в структуру единой Электронной библиотеки.

Каждая вузовская библиотека как крупный информационный центр конкретного учебного заведения является посредником между информацией и пользователем, кафедрой и информацией, изготовителем информации и потребителем через предоставление в пользование абонентам всех имеющихся информационных ресурсов, зафиксированных в соответствии с определенными стандартами.

Многие вузы располагают своими доморощенными электронными оригинал-макетами, электронными учебниками и справочниками, выпускают мультимедийные продукты. Одновременно сама библиотека осуществляет издательскую деятельность, создавая полнотекстовые БД статей или электронные библиографические указатели. Преподаватели всегда будут ориентировать своих студентов в первую очередь на электронные ресурсы своих вузов, даже если термины студент дневного отделения и студент-заочник заменятся новым – виртуальный студент.

Сегодня в БГУЭП с помощью дистанционного обучения уже начинают получать знания люди с ограниченными физическими возможностями. Со временем число виртуальных пользователей Интернета значительно возрастет.

Потребность человека в приобретении знаний не исчезнет до тех пор, пока существует человечество. Впрочем, каждому в отдельности никогда не следует забывать простой истины: от многих знаний – многие печали.

 

Список литературы

  1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура: Пер. с англ. М., 2000. 608 с.

  2. Мотульский Р.С. Вечна ли библиотека? // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 1. С. 78-81.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России