Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 026:62

Маркова В.Н.

Концептуальный подход библиотеки технического вуза
к воспитанию студентов

Изменения и реформы в России ставят сегодня новые требования перед высшей школой. Прежде всего речь идет о гуманитаризации и гуманизации высшего образования. Библиотека является неотъемлемой частью вуза, однако ее деятельность (особенно в техническом вузе) зачастую не связывают с гуманистической направленностью в подготовке инженерных кадров.

Информатизация общества требует особого подхода к социализации специалистов любого уровня, поэтому необходим новый взгляд на работу библиотеки технического вуза.

Главная цель преобразований в процессах образования – изменение системных свойств сферы образования, в первую очередь высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, определения механизмов адаптации современного человека и общества к постоянным изменениям. Поэтому необходимо интегрирование информационной и культурно-воспитательной деятельности вузов и библиотек как их важнейших компонентов. Роль библиотеки – гуманизировать информационное пространство, содействовать реализации интеллектуальной свободы как составляющей социальной свободы личности.

В условиях существования новой информационной среды увеличиваются потоки информации, появляется множество информационных центров, библиотеке приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией на рынке информации, и потому ей необходимо менять прежние формы деятельности и меняться самой.

Многоуровневость и диалогичность информационной среды, усиленные современными технологиями, позволяют каждому пользователю найти свою информацию, расширить интеллектуальный мир, культурный потенциал, приблизиться к пониманию новых идей. Целью функционирования библиотеки как средства развития информационной культуры должно стать формирование такого понимания информационных технологий, которое позволяет видеть в них наряду с техническим началом гуманитарное.

Современные проблемы библиотек во многом связаны с прежней идеологизацией и разрывом между библиотеками и обществом, что ставит перед ними задачи восстановления общественных связей, деятельности "на общество" в соответствии с социальным заказом.

Библиотека Белгородской государственной технологической академии строительных материалов (БелГТАСМ) рассматривает информационное обслуживание как составную часть единого учебно-воспитательного комплекса. Кроме того, система библиотечного обслуживания нацелена на информационное обеспечение стратегически важных направлений деятельности БелГТАСМ – управление вузом, преподавание специальных и общеобразовательных дисциплин, научные исследования кафедр по важнейшим проблемам, организацию самостоятельной работы студентов и т.д.

В настоящее время для реализации поставленных целей необходимо осуществлять библиотечную деятельность в двух основных направлениях.

 

1. Паблик рилейшнз: развитие связей с общественностью

1.1. Реклама библиотеки и библиотечных услуг (формирование имиджа библиотеки), для чего требуется организовать выпуск буклетов, брошюр и других рекламных материалов о библиотеке, размещение рекламных объявлений в пределах академии, опубликование рекламно-информационных материалов в местной печати, выступления в информационных и тематических передачах по радио и телевидению, распространение рекламных материалов о возможностях библиотеки с использованием средств массовой информации и
Интернета.

 

1.2. Проведение маркетинговых исследований совместно с кафедрой социологии для обеспечения обратной связи с читателями библиотеки

Социологические опросы помогают создать более комфортную среду в библиотеке и с ее помощью развивать общегуманистическую культуру читателей; совершенствовать методы и приемы воспитательно-информационной деятельности библиотеки; более широко внедрять в библиотечную практику социологические методы, приемы контроля и оценки уровня развития личностных качеств пользователей, эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки. С помощью усвоенного опыта оптимизируются технологии формирования социально значимых качеств библиотечных работников. Для оценки эффективности деятельности библиотеки используются данные анкет, полученных в ходе социологических исследований. Обработанные предложения и пожелания используются в дальнейшей работе.

 

1.3. Разработка проектов популяризации деятельности библиотеки и обеспечения общественной поддержки

С этой целью необходимы:

  • привлечение более широких слоев молодежи к обучению, а опытных специалистов в области межкультурных коммуникаций – к процессу преподавания;

  • информационное обеспечение со стороны библиотеки;

  • сотрудничество с организациями, деятельность которых ориентирована на достижение аналогичных целей (библиотеки, дворцы культуры, центры искусств Белгорода);

  • реализация и проверка приобретенных навыков и творческого потенциала.

 

1.4. Создание корпоративных сетей (или включение в уже имеющиеся) для более эффективного доступа к информационным ресурсам и использования новейших информационных технологий

В этом направлении НТБ БелГТАСМ накопила определенный опыт. В нашем регионе все настоятельнее встает вопрос о необходимости координации работы и создания региональной компьютерной сети библиотек разного уровня и подчиненности, чтобы обеспечить кооперацию нашей деятельности в процессе каталогизации и обработки документов, доступ российских пользователей к мировым ресурсам, а зарубежных – к российским, активизировать процесс создания отечественных информационных ресурсов.

НТБ БелГТАСМ является методическим центром библиотек вузов и ссузов Белгородской области. Получаемая ею информация о передовом опыте распространяется на конференциях, заседаниях методических советов. Интересный опыт применяется в практической деятельности библиотек вузов и ссузов области и может влиять на культурную политику региона в целом.

 

1.5. Сотрудничество со всеми подразделениями академии, проведение совместных мероприятий и координация деятельности для оптимизации учебно-воспитательного процесса

Важным психологическим моментом является положительное влияние информатизации на взаимоотношения студентов с сотрудниками библиотеки и академии. В основе этих отношений – педагогика сотрудничества. Внедрение информационных технологий в академии и библиотеке способствовало интеграции учебно-воспитательного процесса и собственно образовательной деятельности библиотеки по обучению студентов информационной культуре. В этом направлении организуются встречи со студентами и преподавателями БелГТАСМ, проводятся презентации с участием руководителей вуза и представителей местной администрации.

 

2. Библиотечный менеджмент: внутренние изменения
в деятельности библиотеки

2.1. Координация работы отделов библиотеки

2.2. Управление персоналом библиотеки: психологическая помощь, консультации по созданию требуемого имиджа

Формы работы: школы-семинары; групповые тренинги и видеотренинги по развитию коммуникативных навыков, культурно-интерактивных и адаптационных умений, в том числе обмен опытом менеджеров по организации социокультурной работы в библиотеке. В качестве технологий для проведения тренингов предполагается использование пакета методик, разработанных и опробованных на кафедре социологии БелГТАСМ.

 

2.3. Создание более комфортных условий для работы (с учетом психологических, пространственных и экологических аспектов)

Характеристики информационной службы не ограничиваются информационной составляющей. Для пользователей важен психологический комфорт, создаваемый работниками и пользователями как доступностью информации, так и духовностью атмосферы в ходе коммуникации. Необходим и физиологический комфорт, который обеспечивается с учетом требований эргономики при оформлении помещения, размещении технических средств и оборудования: компьютеров, принтеров, сканеров, модемов, ксероксов, современной офисной мебели, светильников, отдельных рабочих мест для пользователей и т.п. Задача информационного работника (библиотекаря) – сгладить негативные моменты и усилить мощные активизирующие факторы информационной среды, защитить пользователя, обеспечить комфортные условия для работы. При этом необходимо использовать также экологический подход (экологию человека).

В своей деятельности мы планируем решить следующие задачи:

  • включение пользователей библиотеки в мировое культурное и информационное пространство,

  • оптимизацию вузовской социокультурной среды,

  • реализацию культурного потенциала пользователей библиотеки,

  • развитие навыков межкультурной коммуникации у молодежи,

  • расширение кругозора молодежи,

  • стимулирование тенденций самоопределения региональной культуры,

  • установление партнерских связей с другими библиотеками и культурными центрами на межрегиональном и международном уровнях,

  • диагностирование социокультурного пространства вузовской библиотеки.

Таким образом, в процессе информационных преобразований просветительская функция библиотеки не утратила своего значения: предусматривается главенствующая роль социальных аспектов, связанных с педагогической функцией библиотекаря, активной пропагандой книги и чтения, интенсификацией читательской деятельности, использованием художественной литературы в эстетическом воспитании. При таком понимании социальной роли библиотеки отчетливо прослеживается взаимосвязь гуманистической сущности библиотечной профессии с современными задачами технического оснащения библиотек.

Сегодня невозможно представить всесторонне развитую личность, образованного человека (а тем более специалиста), не владеющего знаниями информационных технологий, компьютерной техники, не имеющего четкого и ясного представления о путях развития науки, ее роли в современной жизни. К тому же ясно, что дальнейшее развитие общества, жизнь в согласии с природой возможны только на базе широкого фундаментального и целостного образования, позволяющего реализовать потребность человека в смене сфер деятельности на протяжении жизни.

Повышение общего уровня образованности общества, ликвидация односторонности в его психологических установках придает обществу необходимую стабильность, контактам людей – должную толерантность, а каждому конкретному индивиду – истинную свободу мысли и дела. Такова основная цель нашей деятельности.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России