Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 02(470.67)

Кузьмина И.А.

Дагестанская республиканская библиотека:
краткая история библиотеки
и анализ результатов анкетирования пользователей

В 1899 г. Россия готовилась к празднованию 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. В ознаменование торжественной даты закладывались новостройки, открывались учебные заведения, создавались библиотеки. Среди учреждений, рожденных в те памятные дни, была и Порт-Петровская городская публичная библиотека, торжественно открытая 9 мая 1900 г. по инициативе и на средства интеллигенции г. Порт-Петровска (ныне Махачкала).

В вековой истории библиотеки, точно в зеркале, отразились успехи российской культуры, гигантские шаги библиотечного дела.

Первоначально в фонде библиотеки было лишь 868 экз. книг – 265 названий; читателей – 200, посещаемость – 1 288 (1900 г.). Возглавляла библиотеку Ольга Николаевна Лопухина. Основными проблемами, над которыми работал библиотечный коллектив в первые годы, были сохранность и рост книжного фонда, распространение знаний, пропаганда печатного слова.

Дагестан в ту пору нуждался в образовании, светской культуре, книгах, доступных для широких масс, для чего требовались крупные и разносторонние государственные мероприятия, труд многих и многих образованных людей того времени. Немалую роль в этом сыграла и Порт-Петровская городская публичная библиотека. В 1920-е гг. открываются другие массовые и детские библиотеки, и в 1921 г. первая библиотека Порт-Петровска стала центральной. Ей присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1930-е гг. фонд библиотеки насчитывал уже более 6 тыс. документов.

Постановлением Совнаркома ДАССР от 29 дек. 1939 г. за № 1299 Махачкалинская (бывшая Порт-Петровская) центральная городская библиотека получила статус республиканской. С 1940 г. она стала методическим центром для всей библиотечной сети Дагестана. Ей выделен бесплатный местный обязательный экземпляр.

В годы Великой Отечественной войны библиотека подчинила всю свою деятельность нуждам военного времени – обслуживала воинские части, госпитали, эвакуированных; за 4 года войны выданы 468 тыс. книг, обслужены 31 419 читателей. В январе 1945 г. библиотека заняла третье место по РСФСР и получила Почетную грамоту Наркомпроса, РСФСР и ЦК профсоюза работников политпросвещения за успехи в социалистическом соревновании.

В послевоенные годы коллектив библиотеки с новой силой принялся за работу. Активно развивается справочно-библиографическая и методическая работа. С каждым годом растет книжный фонд: в 1951 г. – 150 тыс. документов, в 1969 г. – уже 400 тыс. Требовалось расширение производственных площадей. И в 1969 г. библиотеке выделено дополнительное здание, куда перевели абонемент и книгохранилище.

В 1974 г. начато строительство нового здания для республиканской библиотеки. Оно шло медленно, поэтому в 1982 г. библиотеке предоставили еще одно помещение – 850 кв. м, где расположились абонемент и отделы технической и сельскохозяйственной литературы.

В 1990 г. главное книгохранилище Дагестана отметило свое 90-летие. К тому времени фонд библиотеки насчитывал около 900 тыс. документов; ее ежегодно посещали более 20 тыс. читателей, которых обслуживали почти 80 библиотечных работников (более половины из них – с высшим образованием). Библиотека стала крупным просветительским, информационным и методическим центром Дагестана; но продолжала оставаться в крайне стесненных, не соответствующих ее рангу условиях.

И наконец, в 1997 г. библиотека переехала в новое, специально построенное, суперсовременное, красивейшее здание. Перевод фондов из трех расположенных в разных частях города помещений завершился только в 1998 г. К сожалению, сменив адрес, библиотека потеряла имя А.С. Пушкина, передав его по наследству основанной на ее базе Юношеской республиканской библиотеке. Сама же она стала именоваться Дагестанской республиканской библиотекой (ДРБ).

Сейчас в читальных залах ДРБ 480 мест (прежде было лишь 120). Существенные изменения произошли и в структуре библиотеки. Открылись новые отделы, Интернет-зал; по последнему слову техники оборудован конференц-зал.

В настоящее время ДРБ выполняет функции национальной библиотеки, является центром государственной учетно-регистрационной библиографии Республики Дагестан и издает "Летопись печати Дагестана" (с 1960 г.). Как методический центр библиотека оказывает помощь 50 ЦБС, в которые входят 1058 библиотек. Сегодня фонд ДРБ насчитывает более 608 тыс. документов, книговыдача – 313 363, посещаемость – 94 832. В 2001 г. в библиотеку записались 22 270 пользователей.

 

В ноябре 2001 г. служба информации по культуре и искусству ДРБ провела анкетирование пользователей библиотеки по вопросам качества и культуры обслуживания. Общее количество респондентов – 100 человек. Анкета состояла из 10 вопросов (прил.). Результаты анкетирования показали:

  1. Больше всего времени читатели теряют: в зале каталогов – 20%, в регистратуре – 11%, в гардеробе – 7%, в диспетчерской службе книгохранения – 7%, на абонементе – 5%.

  2. Причины потери времени: большие очереди – 47%, длительность выполнения требования на книги – 17%, переходы из отдела в отдел – 16%, отсутствие четкой информации дежурного библиографа – 9%, другие причины – 14%. (Среди них указывались: недостаточность сотрудников в отделах – 5%, книги на руках – 4%, нет нужного материала – 3%, малая экземплярность – 1%, плохое оформление каталога – 1%, трата времени на поиск – 1%).

  3. Частота обращения читателей к дежурному библиографу: иногда – 49%, никогда – 27%, часто – 14%.

  4. Дежурство библиографа устраивает 64% читателей и не устраивает 13%.

  5. Уровень обслуживания не устраивает: в универсальном читальном зале – 15% читателей, дежурным библиографом – 8%, в отделе технической литературы – 5%, диспетчерской службой книгохранения – 4%, в гардеробе – 3%.

  6. Качество обслуживания устраивает: в универсальном читальном зале – 24% читателей, Интернет-зале – 17%, отделе краеведческой литературы – 17%, отделе технической литературы – 14%, абонементе – 14%, диспетчерской службе книгохранения – 13%, отделе иностранной литературы – 13%, информационно-библиографическом отделе – 13%, дежурным библиографом – 12%, в отделе литературы по искусству – 12%, в регистратуре – 11%, в гардеробе – 11%.

  7. Время работы библиотеки устраивает 72% читателей, не устраивает 18%.

  8. Мнения по поводу выходного дня в библиотеке распределились следующим образом: устраивает – 68%, не устраивает – 21%.

  9. Вопрос о предложениях, замечаниях и пожеланиях к нашей библиотеке был раскрыт в таком ракурсе: все хорошо, все устраивает – 10%, требуется больше современных книг (желательно монографий, а не учебников) – 10%, улучшить работу Интернет-зала – 9%, транслировать тихую, легкую музыку – 4%, открыть в библиотеке буфет – 3%, следить за соблюдением тишины в залах – 3%, обратить внимание на проблему отсутствующих в книгах листов – 2%, повысить культуру обслуживания – 2%, сделать доступней периодику – 1%, усилить охрану на этажах – 1%, больше внимания уделять читателям-новичкам – 1%, разыгрывать среди читателей лотерею – 1%, устранить несоответствие наличия книг и карточек в каталоге – 1%, организовать при библиотеке компьютерные курсы – 1%, ускорить обслуживание читателей – 1%, увеличить экземплярность книг – 1%, открыть отдел по продаже канцелярских товаров в библиотеке – 1%, полнее комплектоваться журналами на иностранных языках – 1%.

Возраст опрошенных – от 15 до 42 лет. Среди них – 54% с неоконченным высшим, 23% – с высшим, 14% – со средним и 1% – со средним специальным образованием. В анкетировании участвовали 44% читателей, записанных в библиотеку в 2001 г., 28% – записанных в 2000, 11% – в 1999, 4% – в 1998 г.

По отделам читатели-респонденты распределились следующим образом: универсальный читальный зал – 60%, отдел краеведческой литературы – 30%, отдел технической литературы – 27%, Интернет-зал – 22%, отдел литературы по искусству – 19%, отдел иностранной литературы – 19%, абонемент – 18%, информационно-библиографический отдел – 17%.

 

Выводы

Анализ результатов анкетирования выявил в целом положительное отношение читателей к организации обслуживания в Дагестанской республиканской библиотеке. Их устраивают консультации дежурных библиографов, режим работы библиотеки назван оптимальным, довольны они и оформлением библиотеки. Вместе с тем остро стоит вопрос об оперативности и культуре обслуживания.

При анкетировании читатели высказали интересные мысли и пожелания, которые библиотека учтет в процессе организации своей работы. Решение этих проблем заключается в перераспределении функций между отделами, что и будет сделано в самом ближайшем будущем. ДРБ потребуется некоторое время для отработки механизмов действия всех структур в новых условиях.

 

Приложение

Уважаемый читатель!

Наши вопросы к Вам вызваны желанием узнать Ваше мнение о качестве и культуре обслуживания в нашей библиотеке. Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Где Вы теряете больше всего времени?

  • в гардеробе
  • в регистратуре
  • в зале каталогов
  • на абонементе
  • в диспетчерской службе книгохранения
  • в читальных залах (укажите, пожалуйста, в каких)

2. В чем, по Вашему мнению, причины потери времени?

  • большие очереди
  • долго выполняются требования на книги
  • приходится ходить из отдела в отдел
  • дежурный библиограф не дал четкой информации, отказал в помощи
  • другие причины (укажите, пожалуйста, какие)

3. Как часто Вы обращаетесь к дежурному библиографу за помощью?

  • часто
  • иногда
  • не обращаюсь

4. Устраивают ли Вас консультации дежурного библиографа?

  • да
  • нет (укажите, пожалуйста, Ваши претензии)

5. В каких отделах Вас не устраивает уровень обслуживания?

6. В каких отделах библиотеки, на Ваш взгляд, культура обслуживания и качество работы на высоком уровне?

7. Устраивает ли Вас время работы библиотеки?

  • да
  • нет (укажите, пожалуйста, Ваш вариант)

8. Удобен ли для Вас выходной день библиотеки в понедельник?

  • да
  • нет (укажите, пожалуйста, Ваш вариант)

9. Какие еще у Вас есть предложения, замечания, пожелания к нашей библиотеке?

10. Сообщите, пожалуйста, о себе:

а) с какого года Вы являетесь читателем нашей библиотеки?
б) читателем каких отделов Вы являетесь?
в) ваш возраст:
г) ваше образование:

Мы благодарим Вас за участие и помощь!


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России