Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
УДК 02(470.67) Кузьмина И.А. Дагестанская республиканская
библиотека: В 1899 г. Россия готовилась к празднованию 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. В ознаменование торжественной даты закладывались новостройки, открывались учебные заведения, создавались библиотеки. Среди учреждений, рожденных в те памятные дни, была и Порт-Петровская городская публичная библиотека, торжественно открытая 9 мая 1900 г. по инициативе и на средства интеллигенции г. Порт-Петровска (ныне Махачкала). В вековой истории библиотеки, точно в зеркале, отразились успехи российской культуры, гигантские шаги библиотечного дела. Первоначально в фонде библиотеки было лишь 868 экз. книг – 265 названий; читателей – 200, посещаемость – 1 288 (1900 г.). Возглавляла библиотеку Ольга Николаевна Лопухина. Основными проблемами, над которыми работал библиотечный коллектив в первые годы, были сохранность и рост книжного фонда, распространение знаний, пропаганда печатного слова. Дагестан в ту пору нуждался в образовании, светской культуре, книгах, доступных для широких масс, для чего требовались крупные и разносторонние государственные мероприятия, труд многих и многих образованных людей того времени. Немалую роль в этом сыграла и Порт-Петровская городская публичная библиотека. В 1920-е гг. открываются другие массовые и детские библиотеки, и в 1921 г. первая библиотека Порт-Петровска стала центральной. Ей присвоено имя А.С. Пушкина. В 1930-е гг. фонд библиотеки насчитывал уже более 6 тыс. документов. Постановлением Совнаркома ДАССР от 29 дек. 1939 г. за № 1299 Махачкалинская (бывшая Порт-Петровская) центральная городская библиотека получила статус республиканской. С 1940 г. она стала методическим центром для всей библиотечной сети Дагестана. Ей выделен бесплатный местный обязательный экземпляр. В годы Великой Отечественной войны библиотека подчинила всю свою деятельность нуждам военного времени – обслуживала воинские части, госпитали, эвакуированных; за 4 года войны выданы 468 тыс. книг, обслужены 31 419 читателей. В январе 1945 г. библиотека заняла третье место по РСФСР и получила Почетную грамоту Наркомпроса, РСФСР и ЦК профсоюза работников политпросвещения за успехи в социалистическом соревновании. В послевоенные годы коллектив библиотеки с новой силой принялся за работу. Активно развивается справочно-библиографическая и методическая работа. С каждым годом растет книжный фонд: в 1951 г. – 150 тыс. документов, в 1969 г. – уже 400 тыс. Требовалось расширение производственных площадей. И в 1969 г. библиотеке выделено дополнительное здание, куда перевели абонемент и книгохранилище. В 1974 г. начато строительство нового здания для республиканской библиотеки. Оно шло медленно, поэтому в 1982 г. библиотеке предоставили еще одно помещение – 850 кв. м, где расположились абонемент и отделы технической и сельскохозяйственной литературы. В 1990 г. главное книгохранилище Дагестана отметило свое 90-летие. К тому времени фонд библиотеки насчитывал около 900 тыс. документов; ее ежегодно посещали более 20 тыс. читателей, которых обслуживали почти 80 библиотечных работников (более половины из них – с высшим образованием). Библиотека стала крупным просветительским, информационным и методическим центром Дагестана; но продолжала оставаться в крайне стесненных, не соответствующих ее рангу условиях. И наконец, в 1997 г. библиотека переехала в новое, специально построенное, суперсовременное, красивейшее здание. Перевод фондов из трех расположенных в разных частях города помещений завершился только в 1998 г. К сожалению, сменив адрес, библиотека потеряла имя А.С. Пушкина, передав его по наследству основанной на ее базе Юношеской республиканской библиотеке. Сама же она стала именоваться Дагестанской республиканской библиотекой (ДРБ). Сейчас в читальных залах ДРБ 480 мест (прежде было лишь 120). Существенные изменения произошли и в структуре библиотеки. Открылись новые отделы, Интернет-зал; по последнему слову техники оборудован конференц-зал. В настоящее время ДРБ выполняет функции национальной библиотеки, является центром государственной учетно-регистрационной библиографии Республики Дагестан и издает "Летопись печати Дагестана" (с 1960 г.). Как методический центр библиотека оказывает помощь 50 ЦБС, в которые входят 1058 библиотек. Сегодня фонд ДРБ насчитывает более 608 тыс. документов, книговыдача – 313 363, посещаемость – 94 832. В 2001 г. в библиотеку записались 22 270 пользователей.
В ноябре 2001 г. служба информации по культуре и искусству ДРБ провела анкетирование пользователей библиотеки по вопросам качества и культуры обслуживания. Общее количество респондентов – 100 человек. Анкета состояла из 10 вопросов (прил.). Результаты анкетирования показали:
Возраст опрошенных – от 15 до 42 лет. Среди них – 54% с неоконченным высшим, 23% – с высшим, 14% – со средним и 1% – со средним специальным образованием. В анкетировании участвовали 44% читателей, записанных в библиотеку в 2001 г., 28% – записанных в 2000, 11% – в 1999, 4% – в 1998 г. По отделам читатели-респонденты распределились следующим образом: универсальный читальный зал – 60%, отдел краеведческой литературы – 30%, отдел технической литературы – 27%, Интернет-зал – 22%, отдел литературы по искусству – 19%, отдел иностранной литературы – 19%, абонемент – 18%, информационно-библиографический отдел – 17%.
Выводы Анализ результатов анкетирования выявил в целом положительное отношение читателей к организации обслуживания в Дагестанской республиканской библиотеке. Их устраивают консультации дежурных библиографов, режим работы библиотеки назван оптимальным, довольны они и оформлением библиотеки. Вместе с тем остро стоит вопрос об оперативности и культуре обслуживания. При анкетировании читатели высказали интересные мысли и пожелания, которые библиотека учтет в процессе организации своей работы. Решение этих проблем заключается в перераспределении функций между отделами, что и будет сделано в самом ближайшем будущем. ДРБ потребуется некоторое время для отработки механизмов действия всех структур в новых условиях.
Приложение Уважаемый читатель! Наши вопросы к Вам вызваны желанием узнать Ваше мнение о качестве и культуре обслуживания в нашей библиотеке. Просим Вас ответить на следующие вопросы: 1. Где Вы теряете больше всего времени?
2. В чем, по Вашему мнению, причины потери времени?
3. Как часто Вы обращаетесь к дежурному библиографу за помощью?
4. Устраивают ли Вас консультации дежурного библиографа?
5. В каких отделах Вас не устраивает уровень обслуживания? 6. В каких отделах библиотеки, на Ваш взгляд, культура обслуживания и качество работы на высоком уровне? 7. Устраивает ли Вас время работы библиотеки?
8. Удобен ли для Вас выходной день библиотеки в понедельник?
9. Какие еще у Вас есть предложения, замечания, пожелания к нашей библиотеке? 10. Сообщите, пожалуйста, о себе:
Мы благодарим Вас за участие и помощь! |
Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России |