Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

ЮБИЛЕИ

УДК 026:62

Щеглова М.Я.

Научная библиотека Камчатского государственного
технического университета и ее история

Глубокие корни у нашей библиотеки. Идея ее коренится еще в XVIII в., когда В.И. Беринг отметил необходимость морского образования на Дальнем Востоке и в том числе на Камчатке.

Отправляясь в свое первое плавание к берегам Америки на боте "Св. Архангел Гавриил", капитан В.И. Беринг начал составлять памятную записку с предложениями по развитию навигации в Восточном Океане, а также – об "обучении в Охотске и Камчатке молодых казачьих детей для морского пути", поданную потом, по возвращении в С.-Петербург, на имя Ее Императорского Величества Анны Иоанновны.

Предложения В.И. Беринга была приняты, и 29 апр. 1731 г. Сенат дал указание Сибирскому приказу подготовить на их основе надлежащие инструкции. 10 мая 1731 г. состоялся о том и Высочайший указ.

Императрица Анна Иоанновна дала начало морскому образованию на Дальнем Востоке России, а командор В.И. Беринг стал зачинателем мореходного обучения дальневосточников.

Одновременно была проявлена забота о книгах, обеспечивающих учебный процесс. Многие книги жертвовались самими путешественниками и участниками экспедиций, среди них ученые-исследователи С.П. Крашенинников, Г.В. Стеллер. В дальнейшем эти книги стали уникальными и составляли гордость библиотек, в которых они оказывались.

Путь морского образования на Камчатке был непрост, такой же была судьба книг и библиотек. В этой седой истории много славных страниц и немало еще белых пятен, ждущих исследования документов в архивах, воспоминаний ветеранов.

Неоднократные войны и сложности военного времени заставляли перемещать библиотеки вместе с учебными заведениями. Так, на Камчатку была переведена Охотская библиотека штурманского училища вместе с военно-морской базой; в 1849 г. переведены Охотский порт, флот, библиотека порта, содержавшая многие, нужные для морского образования книги. А спустя несколько лет они были возвращены в Николаевск-на-Амуре, что не могло обойтись без потерь.

Чтобы обеспечить специалистами флот, как морской, так и рыбодобывающий, создавались курсы, школы, при которых формировались библиотеки, комплектовавшиеся учебно-методическими материалами. При расформировании или реорганизации учебных центров фонды переходили из одной библиотеки в другую, часто теряясь безвозвратно, оседая в частных собраниях или переходя в городские массовые библиотеки.

В 1930-х гг. в Акционерном Камчатском обществе рассматривался вопрос о необходимости открыть специализированное морское учебное заведение, но решился он только к 1942 г. Мореходное училище на Камчатке, а вместе с ним и библиотека создавались в труднейшие годы Великой Отечественной войны. (Архивные документы свидетельствуют:

(1943 г.: "Класс, едва вмещающий 25 человек, перегородили шкафами на две комнаты, из которых одну оставили под класс для двухсменных занятий механиков 1-го и 2-го курсов, а во вторую комнату сложили книги библиотеки, оборудование физического кабинета, поместили бухгалтера, кассира, библиотекаря и секретаря".

Приказ № 120-12 от 1943 г. "Отпустить с работы библиотекарей Громову, Мухину и кассира-счетовода Мещерякову, явившихся на работу в промокшей одежде и обуви".

1944 г.: "Библиотекарь А.А. Громова получила строгий выговор с угрозой суда за прогул из-за отсутствия обуви".)

Строительство мореходного училища продолжалось после войны. В 1948 г. библиотека получила отдельное помещение и читальный зал во втором павильоне учебного корпуса.

С развитием рыбной отрасли на Камчатке возросла потребность в высококвалифицированных специалистах морского и рыбодобывающего, рыбообрабатывающего дела. Это заставляло создавать учебные пункты дневной и заочной форм обучения, филиал Владивостокского Дальрыбвтуза на Камчатке с формированием соответствующих библиотек.

Итогом всех перипетий морских учебных заведений явилось слияние в 1991 г. среднего мореходного училища и ПКВИМУ (преобразованного из филиала Дальрыбвтуза) в единый образовательный комплекс, названный ПКВМУ. Слились и фонды библиотек, разные и сложные. Для их упорядочения потребовались огромные усилия библиотечных работников.

Высшее училище ПКВМУ постепенно преобразовалось в академию КГАРФ, а в 2001 г. – в Камчатский государственный технический университет (КамчатГТУ), крупнейший университет на Камчатке.

Библиотека сегодня последовательно превращается из учебной в научно-информационный библиотечный комплекс университета. В сравнении с фундаментальными университетскими библиотеками России она не так велика, но для Камчатки это крупнейшая вузовская библиотека: фонд 250 тыс. экз., 6 500 читателей.

В 2001 г. структурные подразделения библиотеки включали абонемент, четыре читальных зала, культурно-информационный центр (КИЦ), филиал № 1. В них за год обслужены 11 285 читателей, зарегистрированы 267 373 посещения, книговыдача составила 359 591 издание. КИЦ посетили 7 458 читателей как для чтения литературы, журналов, просмотра видеофильмов, так и для участия в мероприятиях библиотеки, среди которых 9 выставок новых поступлений, 19 тематических, 5 фотовыставок. В КИЦ состоялись 79 видеолекций по учебным программам; презентации книг, творческие встречи с поэтами, экологами, преподавателями, гостями Камчатки, известными учеными и интересными, творческими личностями.

Комплектование библиотеки не прерывалось даже в экономически трудные годы, ежегодно ведется подписка на периодические издания более 250 наименований. Многие специальные журналы есть только в нашем фонде, и за ними обращаются специалисты и ученые Камчатки.

Выделен и продолжает формироваться фонд литературы, периодики, документов и учебников, представляющих историю морских, рыбодобывающих и перерабатывающих специальностей.

В библиотеке растет фонд изданий КамчатГТУ, в том числе авторефератов, научных трудов, учебников и методических изданий профессорско-преподавательского состава университета.

Сегодня в структуру Научной библиотеки КамчатГТУ входят отдел комплектования и научной обработки литературы с сектором систематизации, отдел обслуживания (абонемент, общий читальный зал, читальный зал экономической литературы), научно-библиографический отдел; КИЦ с видеочитальным залом, сектор научной информации, отдел хранения и реставрации литературы, филиал № 1 – библиотека факультета среднего профессионального образования с читальным залом, филиал № 2 – военной кафедры.

Библиотека продолжает развиваться.

Информационные подразделения – КИЦ и научно-библиографи­ческий отдел – с получением компьютерной техники особенно интен­сивно преобразуются в столь необходимый для учебного и научно-ис­следовательского процесса научно-информационный центр библиотеки.

Поток информационных запросов сегодня настолько велик, что справиться с ним можно только современными электронными средствами – это первостепенная задача библиотеки и университета в целом.

Библиотека переходит на качественно новый уровень работы по автоматизации всех библиотечно-информационных процессов и обслуживания читателей, что требует совместных усилий библиотекарей, ректората, служб, преподавателей и каждого читателя-студента.

Второй этап автоматизации завершен, предстоит огромная совместная работа по реализации третьего этапа автоматизации библиотеки. В каждом отделе установлен один или более компьютеров, но необходимо полностью автоматизировать все рабочие места для качественного обновления библиотечных процессов.

Сегодня библиотека оснащена 15 компьютерами, создан Интернет-зал, сектор научной информации, работающий с электронными носителями информации. Более 10 электронных картотек, каталог новых поступлений, фонд документов на электронных носителях активно используются читателями, а с открытием Интернет-зала научно-информационная, учебно-просветительская работа будет многократно усилена, к этому активно готовятся специалисты подразделений, изучая опыт других вузов и библиотек, проходя дополнительное обучение для работы с электронными программами и Интернетом.

Постоянная забота библиотеки – книгообеспеченность, 6 500 читателей дневной и заочной форм обучения на бюджетной и коммерческой основе, аспирантура, научные исследования в университете требуют огромного внимания к вопросам комплектования.

Обращаемость фонда – 1,74 – показатель высокой востребованности и недостаточной экземплярности учебной и научной литературы. В связи с отсутствием обязательного экземпляра многие учебники приходится буквально разыскивать и платить втридорога за поставку на Камчатку.

Кафедры активизировали сотрудничество с библиотекой по докомплектованию новой учебной, прикладной научной литературой и специальными периодическими изданиями.

Библиотека пополнилась новыми стеллажами, каталогами и другим оборудованием. Однако проблемы как в оснащении, так и в площадях остаются. Назрела потребность в открытии читальных залов гуманитарных дисциплин, периодических изданий, создании более комфортных условий для читателей. В смете университета необходимо учесть командировки для библиотекарей на учебу, по обмену опытом, на семинары.

Для развития научной библиотеки, ее автоматизации очень важно максимально использовать уже имеющийся опыт вузовских библиотек, особенно с учетом удаленности Камчатки от центральных регионов.

Из 30 работников библиотеки 28 – с высшим образованием, в том числе 11 – с библиотечным. Для научной библиотеки этого недостаточно. Для новых работников проводятся краткие курсы в отделах и миниаттестации по основам библиотечных знаний.

Отсутствие системы библиотечного образования на Камчатке обостряет кадровую проблему, которую можно было бы совместными усилиями решить, открыв заочное ускоренное дополнительное библиотечное образование, возможно даже на базе нашего университета, на кафедре филологии с использованием возможностей научной библиотеки.

В 2002 г. в профессиональный праздник День библиотек восемь библиотекарей за добросовестный труд награждены грамотами университета, в их числе ветеран библиотеки с М.Н. Королева, пенсионерка, отдавшая свои силы, душу и умение библиотечной работе в трудное послевоенное время.

 

Новые технологии и совместные усилия позволят повысить качественно не только учебный процесс, но и уровень профессионализма преподавателей, научно-исследовательскую работу в университете.

Коллектив в библиотеке трудолюбивый, творческий, готов сделать все необходимое для улучшения библиотечной работы и создания научной библиотеки, отвечающей своему статусу в полной мере.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России