Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Наша история

УДК 02(092)

Жданова Т.А.

Больше дискуссий…
(К 95-летию со дня рождения И.М. Фрумина)

Исидор Маркович Фрумин вошел в историю библиотековедческой мысли России прежде всего как основатель и разработчик целого направления в библиотечной науке – управление библиотекой и библиотечным делом, как автор первого специального учебного курса "Организация работы советской библиотеки" (1969 г.).

Большой вклад внес И.М. Фрумин в изучение библиотечной технологии, финансирования, планирования, статистики, упорядочение сети библиотек, научную организацию труда, классификацию литературы, экономику библиотечного дела.

Он принимал активное участие во многих дискуссиях (типология библиотек, предмет и объект библиотековедения, открытый доступ к фондам, описание литературы в систематическом каталоге и др.). Его предложения о нормативах финансирования библиотек, показателях эффективности работы библиотек, разработке классификации литературы, планировании работы библиотек не потеряли своей актуальности до сих пор.

 

И.М. Фрумин родился 30 сентября 1907 г. в г. Полоцке Витебской губернии. После окончания школы он заведовал Центральной окружной библиотекой. В 1929 г. переехал на работу в Минск, а в 1930 г. – в Москву, где работал и учился в Московском библиотечном институте (первый набор студентов!). По окончании МБИ его зачислили в аспирантуру, а в 1937 г. пригласили на должность доцента.

С того времени педагогическая и научная деятельность И.М. Фрумина прочно связана с этим вузом, где к нему пришли известность и признание. Он становится самым авторитетным в стране специалистом и первым автором учебника по курсу "Организация работы библиотеки"; этот учебник, выпущенный в 1969 г. переиздан в ГДР (1974 г.). Труды И.М. Фрумина по вопросам управления библиотеками отнесены в разряд классических библиотековедами Германии, Болгарии, Чехословакии и других стран.

В 1978 г. во время командировки в ГДР мне довелось встречаться с директором Методического центра научных библиотек Герхардом Шварцем, который высоко отзывался о работах И.М. Фрумина. Он отметил, что в области управления библиотеками и библиотечным делом И.М. Фрумину нет равных во всех странах Восточной Европы.

Высоко оценивали деятельность И.М. Фрумина и преподаватели Института библиотековедения и научной информации Университета им. Гумбольдта в Берлине. Так, Александр Грегулец подчеркивал, что студенты-дипломники по курсу "Управление библиотечным делом" обязательно штудируют учебник И.М. Фрумина "Организация работы советской библиотеки".

По возвращении из ГДР я поинтересовалась у Исидора Марковича, почему он еще не защитил докторскую диссертацию, ведь его достижения всеми признаны, а идеи получили большой резонанс в библиотечном сообществе. Помолчав немного, Исидор Маркович ответил, что защита диссертации – дело трудоемкое, требующее больших хлопот и затрат времени. Потом добавил: "Мне теперь нужно закончить учебник ("Библиотечное дело: Организация и управление". – Т. Ж.), времени мало, возраст у меня большой, а сейчас требуется новый, свежий взгляд на старые управленческие проблемы". Удивительно скромный человек, он никогда не пытался претендовать даже на то, что ему было положено по заслугам. Многие принципиальные положения учебника, который был издан в 1980 г., как показало время, и сегодня остаются в силе.

Мое знакомство с И.М. Фруминым началось в 1972 г. Будучи студенткой четвертого курса Московского государственного института культуры, я слушала его лекции по курсу "Организация работы советской библиотеки". Незадолго до этого, в 1969 г. вышел в свет учебник по этому предмету, и многие студенты настроились на то, что "все есть в учебнике" и на лекциях записывать необязательно. Но оказалось, что во время лекций Исидор Маркович не занимал статичное положение на кафедре, как многие другие преподаватели, а непрерывно прохаживался по аудитории и смотрел, как мы работаем. Воленс-ноленс всем приходилось следить за его передвижениями и делать записи, так как в любой момент он мог задать вопрос и спросить любого студента. В его манере чтения и поведения чувствовалось, что он глубоко любит свой предмет, и мы немножко побаивались его и с большим уважением относились и к преподавателю, и к предмету.

Лекции И.М. Фрумина представляли собой органичное сочетание теории и практики, изложение было ясным, стройным и четким, и мы, даже не имея опыта работы в библиотеке, получали достаточно правильное представление о состоянии управления библиотекой и библиотечным делом в стране.

В 1975 г. я подала документы в очную аспирантуру МГИК. Написала реферат по централизации библиотечных систем и поехала в Москву. У заведующей аспирантурой узнала, что мой реферат проверял И.М. Фрумин и он ему понравился. В аспирантуре Исидор Маркович стал моим научным руководителем. С того времени и вплоть до 1993 г. наше общение не прекращалось.

Исидор Маркович всегда внимательно читал то, что писали его аспиранты как в период обучения в аспирантуре, так и после ее окончания. Я приносила ему главы диссертации в рукописи, и он, как я позже поняла, много времени тратил на то, чтобы прочесть их. Иногда мне целый день приходилось проводить в квартире Фруминых на Балаклавском проспекте, выслушивая замечания, а иногда и просто рассуждения Исидора Марковича в связи с моей работой.

Своих аспирантов И.М. Фрумин по-доброму называл питомцами или питомицами, учениками и ученицами. В поздравительной открытке к 8 Марта 1987 г. он написал мне: "Вы моя самая лучшая питомица, искренне преданная библиотечному делу, любящая науку". Для меня это было самым дорогим подарком.

Исидор Маркович старался по мере возможности быть в курсе всех перемен в жизни своих аспирантов, часто рассказывал мне о том, как у кого идут дела. Так, по его рассказам я заочно познакомилась с С.Е. Клещуком, Н.М. Сенокосовой, Н.А. Сокальской и др. С Р.А. Трофимовой и А.Д. Бочковой я была знакома очно.

Высококультурный, интеллигентный человек, ученый, для которого характерны вдумчивый и основательный подход к научным проблемам, великолепное знание практического состояния работы библиотек, живой ум, задор, полемичность высказываний, неординарность и нестандартность мышления – таким остался И.М. Фрумин в моей памяти. Как большую ценность я храню адресованные мне письма Исидора Марковича, в которых он откровенно делился со мной своими планами, давал советы, а иногда и спрашивал совета.

И.М. Фрумин всегда недолюбливал бюрократизм и формализм в библиотечном деле, боролся с псевдонаукой, никогда не мог пройти мимо, как он говорил, "нелепостей". Так, в письме от 31 дек. 1986 г. он подробно описывает свое участие во Всесоюзной конференции по вопросам перестройки НИРБ в свете решений XXVII съезда КПСС, которая состоялась 8–9 дек. 1986 г. в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. Он пишет: "Я не выдержал и выступил с серьезной критикой содоклада по перестройке управления ЦБС. Каковы были основные положения доклада? Требуется укрепить и расширить перспективное планирование в ЦБС, требуется интенсификация библиотечного дела… Зачем ЦБС перспективный план, в нем же нет никакого практического смысла. Если бы библиотеки (даже крупные) планировали свою работу, включая расчет финансов <...>, перспективный план себя оправдал бы, а без финансирования план – пустая бумажка. Теперь об интенсификации. Мы считаем библиотеки идеологическими и педагогическими учреждениями. Как же интенсифицировать идеологический процесс? Разве допустима интенсификация учебного процесса в школе или лечебного процесса в больнице? Во-вторых, что интенсифицировать в библиотеках: число карточек, число читателей? Кому это нужно? Надо говорить о подъеме качественного уровня обслуживания читателей. В-третьих, мы все требуем от библиотекарей все больше и больше, а что мы даем библиотекарям? Материально-финансовое положение очень плачевное. Ассигнования на библиотеки ничт (зачеркнуто) недостаточны… Сейчас задача состоит в том, чтобы содействовать росту материально-финансового положения библиотек, повышению зарплаты работникам, а не требовать от них интенсификации… Я ушел под аплодисменты зала". В конце письма И.М. Фрумин порекомендовал мне прочитать его статью "Новый кодекс ЦБС" (Библиотекарь, 1986, № 11), которую считал очень полезной.

С большим энтузиазмом и надеждой Исидор Маркович отнесся к перестройке библиотечного дела, от которой он ожидал демократизации библиотечного обслуживания, освобождения его от бюрократических наслоений; предоставления ЦБС и крупным библиотекам большей самостоятельности в управлении собственными делами и организации повседневной работы; превращении библиотек – научно-методических центров – в центры пропаганды и внедрения лучших наших достижений, передового библиотечного опыта; сосредоточения внимания руководящих органов и исследовательских коллективов на проблемах, связанных со значительным улучшением обслуживания читателей; ориентации не на высокие количественные показатели, а на улучшение обслуживания посетителей.

В письме от 01.03.87 он писал: "Я лично увлечен перестройкой и демократизацией библиотечного обслуживания. Но в столице по существу ничего не делается. А сколько у нас косности, схоластики, псевдонауки, но уверен, что перестройка и до нас дойдет".

Спустя два месяца он написал: "Перестройка в нашей профессиональной области находится в эмбриональном состоянии. Сперва даже кажется, что ее хотят абортировать. Ни одного голоса критики не пропускают. В "Библиотекаре" (1987, № 4) опубликована моя статья, ее так "обработали", всю "соль" и критику выбросили. В таком виде мне за нее стыдно. Я совсем было приуныл. Но нашлись смелые деятели и редактор (С.В. Петрова), выступившая с критической статьей, вскрывающей ряд нелепостей (ТБО, или, как смеются "табака", ошибки централизации) (НТБ СССР, 1987, № 3). Когда прочтете, напишите, пожалуйста, Ваше мнение. Критика весьма скромная, но это луч света в темном царстве. Хочется верить, что появятся новые критические выступления. Я написал одну скромную статью о демократизации библиотечного обслуживания (в "Науч. и техн. б-ки" она не подходит по профилю), но куда ее послать?".

В Исидоре Марковиче удивительным образом сочетались природный бойцовский темперамент, не позволявший ему проходить мимо "нелепостей", и осторожность, граничившая с физической боязнью навредить себе самому. Но при этом характер бойца непременно брал верх над мягким и доброжелательным человеком.

В 1987 г. ему исполнилось 80 лет. В письме от 14.11.87 он писал: "16 октября Совет библиотечного факультета чествовал Вашего покорного слугу в связи с моим 80-летием и полвека работы в институте. Было торжественно, но не казенно: речи, цветы, адреса, телеграммы (свыше 50); итак, пошел 9-й десяток…

Большое спасибо за внимание – телефонный разговор, телеграмму за подписью Елепова – и вообще за чуткость, согревающую сердце. Ваши письма (а также А.Д. Бочковой) читаю с большим удовольствием – они содержательны и не шаблонны…

Я уже 5 лет пенсионер и работаю на полставки (за счет средств МК РСФСР) в качестве профессора-консультанта. Предполагал завершить свою служебную деятельность в конце 1987/88 учебного года, а затем уйти в отставку. Но я наделал много ошибок: публично критиковал зав. кафедрой. Еще хуже: я в печати критикнул ход перестройки учебной работы в МГИК ("Библиотекарь", 1987, № 4), что и решило мою судьбу в МГИКе. С нынешнего года меня отчислили из института, перевели на почасовую оплату за руководство аспирантами. Вывод: поосторожнее с критикой, особенно публичной".

В 1988 г. он читал много специальной литературы, указывал мне статьи, которые показались ему наиболее интересными, и в конце года облегченно вздохнул и написал: "Перестройка докатилась и до наших ворот".

В который раз перечитываю письма Исидора Марковича, его работы – их нельзя читать равнодушно, потому что ощущаешь биение горячего, вечно молодого и беспокойного сердца, глубокое чувство ответственности за судьбу библиотек и библиотечного дела…

"Больше дискуссий…" – такое пожелание высказал И.М. Фрумин в год своего 80-летия журналу "Библиотекарь". Это емкое напутствие как нельзя лучше выражает основной лейтмотив деятельности И.М. Фрумина, который всю свою жизнь посвятил целенаправленному поиску новых идей, способных качественно улучшить библиотечное обслуживание.

 

Основные публикации И.М. Фрумина

Техбой – массовый библиотечный поход за овладение техникой // Крас. библиотекарь. 1931. № 9. С. 30-40.

Материалы к составлению плана работы технической библиотеки. М., 1937.

Ускорить разработку новой классификации // Техн. книга. 1937. № 12. С. 17-18.

Комиссия для разработки научно-библиотечно-библиографической классификации технической литературы // Крас. библиотекарь. – 1938. № 7. – С. 60-61.

Организация библиотечного дела как предмет обучения в высшей школе // Там же. № 8. С. 57-63.

О сводных показателях в библиотечном планировании и библиотечной статистике // Тр. Моск. гос. библ. ин-та. 1939. Т.2. С. 97-119.

Типы и виды советских библиотек // Там же. Вып. 3. С. 39-82.

Годовой отчет технической библиотеки. М., 1940.

Классификация технической литературы // Техн. книга. 1940. № 1. С. 117-120.

Программа курса "Организация работы технической библиотеки и руководство ею", М., 1940.

Некоторые проблемы систематизации технической литературы // Совещание по вопр. библ. классификации 26-28 дек. 1946 г. М., 1946. С. 31-37.

Проблемы систематизации технической литературы // Библиотекарь. 1947.
№ 5. С. 24.

Каталоги Эппельсгеймера, Требста и Фааса: (Анализ и критика редакционных концепций систематического каталога): Дис… канд. пед. наук. М., 1948.

Американское библиотековедение на службе реакции // Библиотекарь. 1951. № 5. С. 44-47.

Планирование библиотечной сети в районе. М., 1953.

Некоторые вопросы библиотечного обслуживания сельского населения // Библиотекарь. 1954. № 12. С. 6-10.

Актуальные вопросы организации систематического каталога // Там же. 1955. № 9. С. 33-35.

Годовой отчет массовой библиотеки: Лекция для студентов заоч. отд-ния по курсу "Библиотековедение". М.: Госкультпросветиздат, 1956.

Научные библиотеки ГДР // Библиотекарь. 1956. № 4. С. 40-44.

Что мешает обслуживанию сельского населения книгой // Там же. № 7. С. 12 – 17.

Сборник статей по библиотековедению // Там же. 1957. № 3. С. 68-69.

Некоторые вопросы планирования работы научных библиотек // Библиотечно-библиографическая информация библиотек АН СССР и академий наук союзных республик. 1958. № 18. С. 29-43.

Общее библиотековедение: Метод. пособие для студентов-заочников по первому разделу курса "Библиотековедение". М., 1959.

Больше доверия библиотекарю и читателю // Библиотекарь. 1960. № 1. С. 25-30.

О расстановке фондов при открытом доступе // Там же. 1961. № 4. с. 53-56.

Некоторые вопросы упорядочения сети массовых библиотек в городах // Организация библиотечного обслуживания населения. М., 1962. С. 85-98.

Общее библиотековедение: Метод. пособие. М., 1963.

Организация работы советской библиотеки: Учеб. метод. пособие. М., 1963.

Западно-германские библиотекари в научных библиотеках Москвы и Ленинграда // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1964. Вып. 12. C. 136-151.

Каталогам – высокую культуру // Библиотекарь. 1965. № 10. С. 32-36.

Организация работы советской библиотеки: Учеб. пособие для студентов-заочников. 2-е изд., перераб. М., 1965.

Актуальные вопросы библиотечной статистики // Библиотеки СССР: Опыт работы. М., 1967. Вып. 34. С. 71-84.

За библиотечную эстетику // Библиотекарь. 1968. № 6. С.44-48.

Некоторые проблемы НОТ в библиотеках // Библиотеки СССР. 1969. Вып. 43. С. 68-78.

Организация работы советской библиотеки. М., 1969.

Проблемы НОТ в областных библиотеках // Библиотеки в помощь народному хозяйству, науке и культуре. Л., 1969. С. 32-47.

Средние цифры, затемняющие дело // Библиотекарь. 1969. № 3. С. 53-54.

Можете ли вы точными данными доказать… // Там же. 1970. № 7. С. 5-11.

Организация работы советской библиотеки. М., 1970.

Энциклопедия библиотечного дела // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1970. Вып. 34. С. 94-102.

Библиотековедение: (Общий курс): Метод. указания для студентов-заочников библ. фак. на 1971/72 учеб. год. М., 1971.

Научно-практическая конференция по НОТ в библиотеках // Науч. и техн. б-ки СССР. 1971. Вып. 2. С. 46-49.

Организация работы советской библиотеки: Метод. пособие для студентов-заочников библ. фак. на 1971/72 учеб. год. М., 1971.

О показателе соответствия тематики фондов составу выдачи // Науч. и техн. б-ки СССР. 1972. Вып. 1. С. 20-23.

Организация работы советской библиотеки: Метод. пособие для студентов-заочников библ. фак. на 1972/73 учеб. год. М., 1972.

Пособие по нормирования библиотечного труда // Науч. и техн. б-ки СССР. 1972. Вып. 8. С. 34-37.

Совершенствовать – значит и повышать культуру // Библиотекарь. 1972.
№ 9. С. 37-41.

Организация работы советской библиотеки: Метод. пособие для студентов-заочников библ. фак. на 1973/74 учеб. год. М., 1973.

Проблемам организации – внимание исследователей // Библиотекарь. 1973. № 12. С. 23-38.

Библиотековедение: (Общий курс): Метод. указания для студентов-заочников библ. фак. на 1974/75 учеб. год. М., 1974.

Библиотековедение: (Общий курс): Метод. указания для студентов-заочников библ. фак. на 1975/76 учеб. год. М., 1975.

Постановление ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе" и задачи внедрения НОТ в библиотеках // Науч. организация труда в б-ках. М., 1975. С. 713.

Совершенствовать подготовку организаторов библиотечного дела // Библиотекарь. 1975. № 12. С. 59-63.

Организация и управление библиотечным делом в СССР: Метод. указания для студентов-заочников IV курса: (Специализация массовых и науч., дет. и школ. б-к). М., 1976.

Библиотековедение: объект, предмет, функции // Библиотекарь. 1977. № 2. С. 64-68.

Методическое пособие по централизации // Там же. № 9. С. 76-78.

Научная организация труда в библиотеках. М., 1977.

НОТ – концепция Крупской // Сов. библиотековедение. 1977. № 4. С. 12-23.

Качеством нужно управлять // Библиотекарь. 1978. № 8. С. 73-75.

Организация и управление библиотечным делом в СССР: Метод. указания для студентов-заочников IV курса на 1978/79 учеб. год. М., 1978.

Первый сборник о методике методики // Сов. библиотековедение. 1978. № 4. С. 92-95.

Терминообразование и типология библиотек: традиции и новаторство // Науч. и техн. б-ки СССР. 1979. № 5. С. 30-37.

Библиотечное дело: Организация и управление: Учебник для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книга, 1980.

НОТ в библиографической работе библиотек // Сов. библиогр. 1984. № 5.
С. 55-58.

О социальных функциях библиотечно-библиографических систем: Мысли в связи с дискуссией // Науч. и техн. б-ки СССР. 1985. № 2. С. 8-14.

Новый кодекс ЦБС // Библиотекарь. 1986. № 11. С. 32-34.

О хозрасчете, внебюджетных доходах и производительности труда в библиотеках // Науч. и техн. б-ки СССР. 1989. № 7. С. 20-23.

 

Литература об И.М. Фрумине

Беседа с И.М. Фруминым // Сов. библиотековедение. 1987. № 6. С. 35-40.

Госин И.Я. Видный советский библиотековед И.М. Фрумин // Науч. и техн. б-ки СССР. 1978. № 3. С. 34-35.

Дворкина М.Я. Юбилей И.М. Фрумина / Дворкина М.Я., Чукаев А.М. // Там же. 1992. № 10. С. 50-52.

Скворцов В.В. И.М. Фрумин // Сов. библиотековедение. 1982. № 6. С. 86-89.

Соков П.С. И.М. Фрумин – старейшина российского библиотековедения // Библиотечное дело на пороге XXI века. М., 1998. Ч.2. С. 174-175.

Столяров Ю.Н. Каким я знаю его и люблю // Библиотека. 1992. 9/10. С. 55-56.

Творческое долголетие / Абрамов К., Каратыгина Т., Карташов Н., Скворцов В. // Там же. – С. 54.

 

От редакции. Статья об И.М. Фрумине написана Т.А. Ждановой. Недавно Тамара Анатольевна отметила свой юбилей, и поэтому вполне уместно сказать несколько слов о ней как о нащем постоянном авторе, опубликовавшем свою первую статью в сборнике 25 лет назад.

 

Т.А. Жданова родилась в Тверской области, окончила библиотечный факультет (1973 г.) и аспирантуру МГИК (1978 г.), защитила кандидатскую диссертацию по проблемам библиотечного образования в ГДР. Больше 20 лет она проработала в ГПНТБ СО РАН, пройдя путь от старшего редактора до ведущего научного сотрудника.

Т.А. Жданова – известный в нашей стране специалист в области библиотечной профессии и образования, социально-психологических вопросов управления библиотеками и персоналом. Многие годы она изучала проблемы непрерывного библиотечного образования, научно-методического обеспечения организации системы обучения библиотечных работников на региональном уровне. По ее инициативе и активном участии при ГПНТБ СО РАН создан Сибирский региональный центр непрерывного образования, подготовлены и изданы организационно-методические и учебные материалы.

С 2001 г. Тамара Анатольевна работает в крупнейшей на востоке страны книготорговой фирме "Топ-Книга". Она не перестает следить за профессиональной литературой; теперь в центре ее внимания проблемы комплектования библиотек.

Т.А. Жданова – автор 110 опубликованных работ. Многие из них сохраняют свое значение, так как кадровые проблемы всегда актуальны для библиотек. Ниже приведен выборочный их перечень.

Подготовка библиотечных кадров в ГДР / Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки СССР. 1977. № 12. С. 11-17.

Профессиональная структура кадров научных библиотек / Т.А. Жданова // Там же. 1983. № 10. С. 15-18.

Социально-психологический климат библиотечного коллектива (по результатам анкетного опроса) / Т.А. Жданова // Координация комплектования книжных фондов: Сб. науч. тр. М., 1983. С. 159-175.

Библиотечное образование в некоторых европейских социалистических странах (Современное состояние) / Т.А. Жданова // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1984. Вып. 98. С. 71-83.

Резервы совершенствования высшего библиотечного образования / Т.А. Жданова // Сов. библиотековедение. 1985. № 1. С. 82-87.

Адаптация молодых специалистов в библиотеках Сибири и Дальнего Востока / Е.Б. Артемьева, Т.А. Жданова // Формирование и развитие единой информационно-библиотечной системы Сибири: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1986. С. 131-146.

Некоторые пути оптимизации работы с кадрами / Т.А. Жданова // Сов. библиотековедение. 1986. №5. С. 11-16.

О необходимости перестройки библиотечного образования / Б.С. Елепов, Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки СССР. 1988. №4. С. 3-7.

Письма читателей / С.П. Меньщикова, Т.А. Жданова // Там же.
№ 9. С. 13-16.

Оценка выполнения работы и подбор руководителей в библиотеках США / Т.А. Жданова // Там же. № 7. С. 37-42.

Будущее библиотечной профессии и образования (по материалам зарубежной печати) / Е.Б. Артемьева, Т.А. Жданова, Н.Ф. Проволоцкая // Там же. №5. С. 13-18.

Вузы и библиотеки: совместный поиск путей подготовки высококвалифицированных библиотекарей / С.П. Глебова, Т.А. Жданова // Там же. №4. С. 13-16.

Организация управления кадрами в крупных библиотеках / Т.А. Жданова // Прогрессивные библиотечные технологии: Организация и управление: Сб. науч. тр. Киев, 1989. С. 110-116.

Сотрудничество ГПНТБ СО АН СССР с институтами культуры региона / Т.А. Жданова, Л.И. Рудич // Науч. и техн. б-ки СССР. 1989.
№ 12. С. 14-20.

Теоретические вопросы управления кадрами крупных научных библиотек / Т.А Жданова // Формирование структуры кадров современных научных библиотек: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1989. С. 3-20.

Влияние профессионально-личностных качеств комплектатора на процесс формирования книжных фондов / Т.А. Жданова // Формирование структуры кадров современных научных библиотек: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1990. С. 96-104.

Всесоюзный научно-практический семинар "Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы" / Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. № 10. С. 41.

Составление и использование должностных инструкций в библиотеках / Т.А. Жданова // Там же. № 11. С. 32-36.

Требования к руководящим кадрам научной библиотеки в их самооценке / Т.А. Жданова, А.В. Чернышева // Управление научной библиотекой в условиях НТР: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1991. С. 130-142.

Оценка управленческого труда в библиотеке: основные направления и критерии / Т.А. Жданова // Кадровый потенциал научных библиотек: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1992. С. 16-31.

Кадровый потенциал научных библиотек: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО АН СССР; Отв. ред. Т.А. Жданова, А.Н. Маслова. Новосибирск, 1992.
131 с.

Увидеть себя "чужими глазами" / Т.А. Жданова, Т.И. Малыхина // Библиотека. 1993. № 4. С. 28-31.

Отношение читателей к библиотеке как фактор формирования ее престижа / Г.А. Скарук, Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. 1993. № 8.
С. 37-51.

Библиотекарь-профессионал: какой он сегодня? / Т.А. Жданова, О.П. Федотова, Б.С. Елепов // Библиотековедение. 1994. № 4(6). С. 90-97.

Организация системы непрерывного образования библиотечных работников Сибири и Дальнего Востока. Практический аспект / Т.А. Жданова // Региональные библиотечные системы: история, современное состояние, перспективы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1996. С. 130-141.

Система повышения квалификации кадров ГПНТБ СО РАН: Орг.-метод. и учеб. материалы / Сост. Т.А. Жданова, Е.Б. Артемьева. Новосибирск, 1997. 210 с.

Влияние структуры и организационной культуры библиотеки на развитие персонала / Т.А. Жданова // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1997. С. 3-21.

"Скажи мне, что ты читаешь…" [Рец. на кн.: "Что мы читаем? Какие мы?". СПб., 1996. 132 с.] / Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. 1997.
№ 10. С. 43-46.

Кадры повышают квалификацию / Т.А. Жданова // Библиотековедение. 1998. № 6. С. 34-39.

Создание Сибирского международного библиотечного центра: приглашение к партнерству в области непрерывного образования / Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. 1998. № 7. С. 39-42.

Библиотека в системе общественных отношений региона / Е.Б. Артемьева, Т.А. Жданова, Л.А. Кожевникова, А.Н. Маслова; ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 1999. 204 с. / Т.А. Жданова / Глава 4. Управление библиотекой и персоналом в условиях непрерывно меняющейся общественной ситуации. С. 130-167.

Культура и персонал: точки соприкосновения / Т.А. Жданова // Библиотека. 1999. № 9. С. 26-28.

Проблематика научных исследований в области формирования фондов библиотек: некоторые акценты / Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 6. С. 3-14.

Современное состояние повышения квалификации в библиотеках Сибири и Дальнего Востока / Жданова Т.А. // Библиотека в системе непрерывного профессионального образования. Новосибирск, 2000. С. 13-25. (Препр. ГПНТБ СО РАН; 99-1).

Программы обучения для профессионалов / Т.А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 11. С. 53-57.

Методология подготовки и проведения аттестации персонала / Т.А. Жданова // Там же. 2001. № 2. С. 142-157.

Книжный рынок и библиотеки: точки взаимодействия / Жданова Т.А. // Библиотечный вестник Забайкалья. Иркутск, ИГУОНБ, 2002. № 1[8]. С. 34-38.

Современное состояние книгоснабжения библиотек Новосибирска / Жданова Т.А. // Девятая Междунар. конф. "Крым-2002" – "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и формы сотрудничества". М., 2002. Т. 1. С. 492-495.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России