Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Рудзский Л.З.
Киевская Ассоциация пользователей
системы ИРБИС и библиотечно-
информационных технологий

Система ИРБИС:
записки украинского дистрибьютора – 2

Почему Сильвестру Сталлоне можно аж «Рокки-5», а нам нельзя создавать сериал о жизни системы ИРБИС на Украине? Именно сериал, так как лучших мелодраматических коллизий, чем преподносит нам жизнь, не придумает ни один драматург! Причем не только о системе ИРБИС пойдет речь в этих записках, а о состоянии автоматизации библиотечных процессов на Украине в целом, так как продвижение системы на рынок Украины неразрывно связано с этим вопросом.

Итак, начнем! Не знаю, как где, а на Украине осень – пора библиотечных семинаров, особенно в Киеве! Осень в Киеве действительно великолепная, а в 2000 г. была особенно теплой и длинной! Причем активная подготовка к этим семинарам начинается буквально с первых чисел сентября, когда основная часть специалистов уже вернулась из отпусков и впереди маячит чистый и незамутненный профессиональный праздник – Всеукраинский день библиотекаря, который отмечается в конце сентября.

В 2000 г. череда семинаров разного калибра затянулась аж до начала декабря! И на всех этих семинарах, как говорят на флоте, мы «показывали флаг». Мы – это не только автор этих строк, но и команда пользователей системы ИРБИС, сложившаяся в Киеве и объединенная в рамках Киевской Ассоциации пользователей системы ИРБИС и библиотечно-информационных технологий (КАПСИ БИТ).

Окончанием отчетного периода можно считать более редкую череду весенних библиотечных семинаров, когда библиотечные специалисты уже по традиции накапливают силы для дискуссий в кулуарах Крымской конференции и задают друг другу один и тот же вопрос: «А вы в этом году на Крымскую конференцию едете?».

Общие показатели достаточно впечатляющи – число украинских пользователей системы ИРБИС увеличилось более чем на 20 организаций, включая работу второго украинского дистрибьютора – Кировоградской ОУНБ. Наиболее впечатляющими среди новых пользователей можно назвать Национальную Парламентскую библиотеку Украины, Киевский Национальный университет культуры и искусств (КНУКиИ), Национальный аграрный университет Украины, Национальный педагогический университет им. М. Драгоманова, Центральную государственную сельскохозяйственную библиотеку Украины Украинской Академии аграрных наук, ряд библиотек негосударственных образовательных учреждений.

Особо хочется отметить использование системы ИРБИС как учебного пособия при изучении вопросов автоматизации библиотечных процессов в КНУКиИ: студенты второго и третьего курсов, приходящие на практику в библиотеку университета, достаточно твердо владеют навыками работы в АРМ «Каталогизатор» и, самое главное, осознанно рассуждают об использовании компьютера в библиотечной практике.

Осенняя сессия библиотечных семинаров 2000 г. особенно выпукло подтвердила тенденцию: симбиоз программистов, не владеющих глубокими знаниями в области библиотечной технологии, и библиотечных специалистов, мечтающих о лаврах «первооткрывателей», но не владеющих базовыми знаниями и практическим опытом работы в области автоматизированных информационных технологий, может создавать «уникальные» (конечно, в кавычках!) программные продукты, тем самым замутняя девственные умы многих библиотечных специалистов!

По моему мнению, время истинных первооткрывателей на рынке библиотечной автоматизации прошло; наступило новое, не менее интересное время - время создания информационных ресурсов, которые бы были востребованы пользователями!

По большому счету, если быть до конца откровенными, информационного рынка со всеми его атрибутами (платежеспособным спросом, высокотехнологичными и прозрачными финансовыми механизмами и соответствующей законодательной базой) не существует ни в одном государстве постсоветского пространства, хотя можно привести много законодательных актов, вроде бы регулирующих жизнедеятельность этого пространства как в России [1, c. 19-20], так и на Украине [2].

По моему личному наблюдению, в вышеприведенной цепочке отсутствует главный элемент (хотя четко определить, что главнее, очень трудно) – платежеспособный спрос при отсутствии соответствующего этому спросу предложения! Примером четко работающей цепочки «деньги – товар (информация)», по моим наблюдениям, в области информационного сервиса является наличие баз данных студенческих рефератов (курсовых и дипломных работ) по любой тематике (и даже кандидатских диссертаций!) на оптических дисках и в сети в бесплатном доступе. Заплати два доллара (в гривневом эквиваленте) и получи диск с сотнями тысяч работ, если у тебя нет бесплатного доступа в сеть! Такие деньги есть у студентов и по такой розничной цене производителям выгодно продавать ресурс. Поэтому основная масса студентов удивленно-радостно округляет глаза, когда им показываешь, как получить в режиме онлайн доступ к электронным каталогам ведущих украинских или российских библиотек, а потом эти глаза мутнеют, убеждаясь, что в дальнейшем с книгой (если она есть) надо работать (читать и конспектировать), и молодые люди быстро бегут к ближайшему лотку по продаже CD-ROM. Когда библиотеки достигнут слаженной работы со своими читателями, в отдельных областях информационного сервиса на платной основе, я не представляю.

Из этого, по моему мнению, надо сделать один вывод (не новый) – библиотекам необходимо готовить информационные ресурсы для организаций (может быть, для других библиотек, но не в первую очередь), которые обладают финансовыми средствами. И этим ресурсом могут быть узкотематические подборки обзорно-аналитической информации. На информационный охват материала в «ширину и глубину» у заказчиков нет денег, так как нет прозрачного финансово-экономического рынка («белого», есть «серый», «теневой»!) [3].

Таким образом, необходимо готовить информационные ресурсы раздельно для пользователей-читателей (отдельные физические лица) и пользователей–информационно-библиотечных специалистов (отдельные организации, юридические лица). Прежде всего, это должны быть нормативные файлы предметных рубрик, поисковых словарей, систем классификации и т.п.

По анонсам разработчиков системы, 2001 г. ознаменуется выходом нового АРМ «Систематизатор», в котором будут сконцентрированы основные системы классификации, распространенные на территории СНГ: ББК, УДК и Десятичная классификация Дьюи. Эти ресурсы можно будет использовать совместно или в отдельности, приобретая их дополнительно в среде системы. Следует заметить, что в небольшой библиотеке финансово крепкой структуры работает библиотечный специалист, который знает, что такое ББК или УДК, хочет работать с этими классификациями и при этом располагает финансами для их приобретения, конечно, только в машиночитаемом виде.

Выпустив на рынок версию 2001.1, разработчики системы ИРБИС преподнесли пользователям много приятных сюрпризов, среди которых особенно хочется отметить возможность предоставления пользователю самостоятельного создания выходных и входных форм (программы-генераторы выходных форм и интерфейсов входных рабочих листов). Это становится особенно актуальным при автоматизации информационных процессов в архивах и в любой организации, занимающейся обработкой документных потоков. В этой ситуации перед нами, пользователями системы, стоит задача – объяснить нашим коллегам, новым потенциальным пользователям, почему целесообразнее настроить систему ИРБИС под свои конкретные задачи, чем заказывать программистам очередную «экзотику». Мы эту задачу решаем для себя путем установления контактов с одной из архивных организаций, специалисты которой должны помочь нам сконструировать новые настройки средствами самой системы.

Еще одной задачей, решение которой – длительный и постоянный процесс, но начало которому нами положено, является выход украинской версии интерфейса системы (версия 2000.4), а вслед за этим и методического руководства для работы с АРМ «Читатель» на украинском языке. Авторы этих работ – заведующая компьютерно-информационным отделом НТБ УГУПТ, исполнительный директор нашей Ассоциации Т.И. Березная и коллектив специалистов под ее руководством. Сейчас мы тестируем руководство и собираемся продолжить работу над серией методических материалов по всем видам технологических процессов, реализованных в системе.

Основной массе пользователей необходимо иметь методические руководства по работе с отдельными АРМ или функциональными наборами, так как документация на систему рассчитана прежде всего на определенным образом подготовленных специалистов, которых в библиотеке днем с огнем не сыскать. Поэтому следующая наша задача - разработка краткого учебно-практического курса (3 - 4 дня) под условным названием: «Автоматизация библиотечных технологий на базе системы ИРБИС».

Предвидя «оригинальные» упреки, типа: «Опять про систему ИРБИС! Почему все про нее, да про нее?», отвечу сразу. Методически обосновано, по моему мнению, обучение библиотекарей новым информационным технологиям, являющимся по своей природе цепочками теоретических умозаключений и практических технологических решений, на конкретных действующих автоматизированных системах, чтобы обучаемый осознал базовые [4] принципы автоматизации, которые потому и являются базовыми, что их реализуют или пытаются реализовать в той или иной форме и с различным успехом разработчики всех систем. Эти базовые принципы автоматизации можно реализовать средствами различных систем. Результатом подобного изучения должен стать толчок в осознании библиотечным специалистом, приступающим к автоматизации библиотечных технологий, технологии выбора необходимой системы и оценки ее возможностей для конкретных условий. Для этих целей абсолютно подходит система ИРБИС, являющаяся идеальным инструментом для решения поставленной задачи.

 

Список литературы

1. Шрайберг Я.Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек: Допущено МК РФ в качестве учеб. пособия для студ. вузов культуры и искусств/ Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В., Шлыкова О.В. М.: МК РФ, ГПНТБ России, МГУКИ, 2000. 140 с.

2. Прокошева Т.М. Полiтика Мiнiстерства культури i мистецтв в галузi створення та iнтеграцii iнформацiйних ресурсiв украiнських бiблiотек // Бiблiотечна планета: Щоквартальний науково-виробничий журнал. 2000. № 4. С. 2–5.

3. Герасимов Б.М. «Круглый стол» Ассоциации информационных работников // НТИ. Сер.1: Организация и методика информационной работы / РАН, М-во науки и технологий РФ. 2000. № 2. С. 31–33.

4. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. М.: ГПНТБ России, 2000. 130 с.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России