Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Филиппова Л.Я.
Харьковская государственная академия культуры

Создание контента (содержания)
библиотечных веб-сайтов учебных заведений.
(Из зарубежного опыта)

В современных условиях компьютеризации библиотек и получения ими доступа к Интернету одним из важнейших вопросов является профессионально грамотное представление библиотеки с ее электронными продуктами и услугами во Всемирной сети.

Как свидетельствует зарубежный опыт, прежде всего опыт американских библиотек, вопросы формирования контента библиотечных веб-сайтов и WWW-страниц детально изучаются и обсуждаются как на страницах периодических изданий, так и в электронных публикациях Интернета. Особого внимания заслуживают два основных момента: обоснование основной цели и задач библиотечного веб-сайта и анализ структуры и рубрик его контента.

Из зарубежной библиотечной практики известно, что, получив доступ к Интернету, библиотеки, в частности учебных заведений, не сразу смогли эффективно использовать Сеть для своего развития и продвижения. Согласно исследованию Л.А. Клайд, преподавателя кафедры библиотечных и информационных наук факультета социальных наук Ирландского университета, библиотечные веб-сайты учебных заведений США впервые появились в 1993–1994 гг. в среде сервиса Интернета World Wide Web (WWW). Несколько позже отмечено появление веб-сайтов учебных заведений в Австралии и других государствах, но лишь немногие из них содержали информацию о библиотеках.

Многие библиотекари могли участвовать в создании веб-страниц только на уровне своих профессиональных практических умений: организация информации, ее представление, оценка и поиск. Навыков создания  веб-сайтов с помощью гипертекстового языка HTML, обязательного для любых электронных публикаций в WWW, у них еще не было. Поэтому некоторые из них стали изучать HTML, другие включали в работу по созданию веб-проектов студентов, владеющих этим языком.

Таким образом, за последние десять лет библиотечная практика в области создания собственных веб-сайтов позволила сформулировать некоторые методические рекомендации:

  • для успеха библиотечного веб-сайта хорошее содержание (content) и способность организовать и представить информацию является более важным, чем владение HTML;

  • создание веб-сайта – не «одноразовая» акция, а процесс, который длится столько времени, сколько веб-сайт находится в Интернете, и доступен для широкого пользования;

  • WWW-страницы должны регулярно поддерживаться и обновляться, возможно, не только усилиями самих библиотекарей, но и с помощью преподавателей и студентов;

  • ссылки (links) на другие Интернет-ресурсы нуждаются в регулярной проверке для уверенности в том, что они активны, а значит, и предлагаемая информация является актуальной, не устаревшей;

  • новые ссылки и новое содержание должны быть интересными и релевантными для основной категории пользователей;

  • проект создания библиотечного веб-сайта является частью общей образовательной программы данного учебного заведения.

Планирование создания веб-сайта библиотеки предполагает обдумывание ответов на многие вопросы: какова его общая цель? какие потребности он призван обеспечивать? кто будет его основным пользователем? какой выбрать дизайн? кто будет его создавать? кто будет заниматься его технической поддержкой? какое содержание (контент) будет представлено на его страницах?

Эти вопросы нельзя решить, не обсудив их в компетентных кругах. Важность этих вопросов является несомненной, учитывая, что создаваемый сайт призван служить продвижению библиотечной деятельности, прежде всего ее информационных функций, и продвижению учебного заведения, в котором она находится, с целью реализации его основных образовательных целей.

 

Обоснование основной цели и задач библиотечного веб-сайта

На вопрос: для чего же вообще нужен библиотечный веб-сайт в учебном заведении? – зарубежные библиотекари могут ответить очень кратко, указав основные его цели, и достаточно подробно, если речь идет об обосновании задач, поставленных для достижения этой цели.

Лаконичный ответ – достижение образовательных целей и цели стратегии управления.

Детальное обоснование необходимости создания библиотечного веб-сайта:

  • активная реализация информационных функций библиотеки, развитие новых информационных услуг в Интернете;

  • использование веб-сайта как действенного средства продвижения и рекламирования библиотеки в международном информационном сообществе Интернета;

  • использование веб-сайта для предоставления доступа широкому кругу пользователей Сети к собственным библиотечным продуктам: библиографическим базам данных, электронным каталогам, методическим и библиографическим материалам (путеводителям, обзорам и пр.);

  • развитие информационных навыков студентов в ходе создания библиотечного веб-сайта;

  • развитие профессиональных навыков и умений библиотекарей в ходе создания библиотечного веб-сайта.

 

Анализ структуры и рубрик контента

Для изучения реального состояния контента библиотечных веб-сайтов в 1996 г. Л.А. Клайд проведено мини-исследование (http://www.hi.is/~anne/slhomepage.html), которое базировалось на контент-анализе 50 библиотечных сайтов, созданных в разных странах: США, Канаде, Австралии, Швеции, Сингапуре, Ирландии, Кувейте, Новой Зеландии и Норвегии (табл.).

Результаты анализа этого исследования дают возможность выявить особенности библиотечных веб-сайтов учебных заведений, а также представить структуру и наиболее популярные рубрики содержания (контента) библиотечного веб-сайта.

Эти обобщенные результаты могут служить моделью структуры веб-сайтов для отечественных библиотек. Существенную помощь в решении этого вопроса отечественным библиотекам могут оказать методические рекомендации зарубежных специалистов, например онлайновый учебник Writing for the Web: A Primer for Librarians by Eric H. Schnell (http://bones.med.ohio-state.edu/primer/toc.html); методические рекомендации автора данного исследования: The Internet Course, Recommended Internet Sources – Guides to Creating World Wide Web Pages (http://www.hi.is/~anne/internet.html) и др.

 

Обобщенная таблица наиболее используемых рубрик содержания (контента) библиотечных веб-сайтов (50 сайтов)

Рубрики   Число их
упоминаний
Название учебного заведения и библиотеки  41
Ссылки на избранные ресурсы Интернета  31
Информация о библиотеке (распорядок работы и пр.)  29
Интерактивные контактные e-mail адреса  28
Ссылка на первую страницу учебного заведения  24
Дата последнего обновления страниц  19
Ссылки на поисковые системы Интернета  15
Методические материалы для научных исследований  8
Ссылки на Интернет-ресурсы для преподавателей  8
Ссылки на Интернет-ресурсы для библиотекарей  8
Книжные обозрения, списки рекомендуемой литературы  7
Фотография здания библиотеки  6
Информация об имеющихся Интернет-ресурсах  6
Ссылки на ресурсы местности/региона  5
Новости библиотечной деятельности  4
Информация о Интернете для пользователей библиотеки  4
Учебно-методические материалы о Интернете  4
Онлайновый справочный стол для запросов по e-mail  3
Правила библиотеки  2
Электронные журналы  1
 

Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России