Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

ИФЛА–2001

УДК 025.6:024.6+025.34:65.011.56

Прис Б., Томпсон Д.
Консорциум библиотек Бостона, США

Сводные каталоги и виртуальные сводные каталоги –
изменение технологии МБА

Доклад 091-108 на 67-й Генеральной конференции ИФЛА
(16–25 авг. 2001 г., Бостон, США).

Библиотеки США имеют многолетний опыт создания систем коллективного пользования библиотечными фондами. В начале 1980-х гг. при обращении к фондам партнеров по МБА библиотеки полагались на библиографические услуги, предоставляемые компаниями OCLC, RLG, WLN. Эта практика, несомненно, представляла собой шаг вперед (по сравнению с использованием печатных каталогов, например Национального сводного каталога, или каталогов на микрофильмах), однако в наше время читатели стремятся к большим удобствам. К тому же поиск в чужих каталогах – довольно дорогое дело.

Сегодня накоплен весьма значительный опыт коллективного использования библиотечных фондов, особенно при выдаче оригиналов. В данном докладе рассматриваются возможности применения сводного каталога и виртуального сводного каталога в качестве инструментов совместного использования библиотечных фондов.

 

Проект Североамериканского межбиблиотечного абонемента и доставки документов (North American Interlibrary Loan Document Delivery project, NAILDD)

Проект предполагает разработку технологий, которые позволят максимально учесть интересы читателя и снизить стоимость МБА и доставки документов до приемлемого уровня.

Такая технологическая система должна обладать следующими свойствами:

  • обеспечивать удобный доступ к наиболее часто запрашиваемой информации через обращение к локальным или удаленным каталогам, к базам данных цитирования либо к электронным ресурсам;

  • обеспечивать передачу элементов библиографических записей в основной текст (в «тело») электронного запроса или заказа;

  • переправлять запрос или заказ через систему онлайнового доступа в локальный каталог с тем, чтобы выявлять доступность данной публикации;

  • в зависимости от выбора читателя и принятой в конкретном учреждении практики направлять запрос или заказ к определенному поставщику документов, в подразделение МБА и доставки документов в местной или в удаленной библиотеке;

  • обеспечивать электронный телекоммуникационный контакт с выбранным поставщиком;

  • обеспечивать доставку печатных материалов, мультимедийных материалов или копий полнотекстовых документов (полномасштабных изображений) непосредственно на рабочий стол или к рабочей станции пользователя.

 

Сводные каталоги

Один из возможных методов решения вышеперечисленных задач – формирование сводного каталога или виртуального сводного каталога.

Сводный каталог объединяет информацию о коллективных ресурсах, в том числе и в режиме единой записи (единственной на данное произведение) на все фонды библиотек – участниц консорциума.

Можно выделить следующие виды сводных каталогов:

  1. Коммерческие библиографические системы (Commercial Services) наподобие OCLC, RLG, WLN, которые осуществляют кооперативную каталогизацию, но не имеют в своем распоряжении актуализированной информации о доступности конкретного издания.

  2. Сводные каталоги (Union Catalogs), подобные каталогу Melvyl, представляющему собой развитие идеи коллективной каталогизации

  3. Объединенные сводные каталоги (Shared Union Catalogs), представляющие собой слияние электронных каталогов отдельных библиотек.

Примером одной из ранних версий объединенных библиотечных систем может служить ILLNET Online – консорциум научных библиотек штата Иллинойс. На первых порах коллективный каталог этого консорциума представлял собой базу библиографических данных, заимствованных из OCLC, к которым были добавлены сведения о наличии изданий в фондах конкретной библиотеки – участницы консорциума. База данных очищалась от дублетных записей и, кроме того, имела связь с автоматизированным модулем контроля обслуживания данной библиотеки, который отслеживает местонахождение издания и соответственно дает возможность читателю выяснить доступность той или иной публикации.

Посредством данного модуля читатели могли заказать книги (но только подлежащие возврату издания – так называемые returnables) напрямую из системы, не прибегая к услугам посредника – своей родной библиотеки. Поскольку все операции проводились между библиотеками – участницами единого консорциума, никакой проверки читателя (сверки аутентичности) не требовалось. Однако в этой системе библиотека, в которой зарегистрирован читатель, запросивший издание, ничего не знала о его запросе до тех пор, пока на имя этого читателя не приходила затребованная литература. Кроме того, читатель, как правило, забывал, каким образом он сделал заказ – через МБА своей библиотеки или напрямую из системы коллективного пользования.

Тем не менее это была достаточно популярная система, обусловившая резкий рост числа заимствований. Более свежая версия этой системы предоставляла читателю возможность сделать заказ, который затем направлялся в одну из библиотек – участниц консорциума в соответствии со специальным алгоритмом, уравновешивающим нагрузку на библиотеки. При этом как берущая, так и дающая библиотека получала информацию о запросе, причем дальнейший путь выданного издания также отслеживался системой.

Схожий подход к использованию сводного каталога распределенных ресурсов применяют и другие американские библиотеки, назовем для примера хорошо известную систему OhioLink штата Огайо и Mobius – каталог консорциума научных библиотек штата Миссури. Библиотеки Калифорнийского университета используют уже упоминавшийся единый сводный каталог Melvyl – централизованную базу данных, содержащую записи, сгенерированные библиотеками – участницами проекта Цифровая библиотека Калифорнии; этот каталог является полезным инструментом поиска документов для конечного пользователя.

 

Виртуальный сводный каталог

Виртуальный сводный каталог отличается рядом особенностей от просто сводного каталога, в частности наличием связей между отдельными каталогами библиотек по протоколу Z39.50. В виртуальном каталоге интегрированы различные базы данных, и с этой точки зрения не существует единого набора поисковых индексов или поисковых функций. Задержки в функционировании системы какой-либо библиотеки-участницы могут отразиться на эффективности работы всего виртуального каталога.

Следует отметить, что протокол Z39.50 не поддерживает функцию сверки на дублетность. Только версия 3 данного протокола и более новые его версии поддерживают функцию сортировки результатов поиска.

Для тех библиотек, которые не могут участвовать в работе систем объединенного сводного каталога, технология виртуального сводного каталога представляет хорошую альтернативу пользования распределенным ресурсом. Библиотечный консорциум Бостона, объединяющий 16 научных библиотек в штатах Массачусетс и Род Айлэнд, стал участником виртуального сводного каталога, в который входят также другие библиотеки штат Массачусетс с общим фондом 25 млн. Система позволяет мгновенно определить доступность конкретного издания. (Дальнейшее развитие этой системы предусматривает охват фонда в 56 млн экз.) Программное обеспечение дает возможность одновременного поиска по отдельным каталогам библиотек-участниц и осуществляет сверку запросов на дублетность в соответствии с заранее выбранными критериями.

В локальных каталогах поиск проводится через протокол Z39.50; результаты поиска демонстрируются одновременно с указанием доступности издания и проверкой аутентичности читателя. Программа достаточно гибкая и допускает выполнение запроса с посредником или без него. Данный проект уникален еще и тем, что объединяет несколько независимых консорциумов.

Реализация проекта началась с постепенного, продуманного внедрения технологии виртуальный каталог / непосредственное дистанционное заимствование. Вслед за инициаторами проекта – университетами Браун и Уэлсли, Морской биологической лабораторией и Океанографическим институтом – к 2001 г. в него включились крупные библиотечные сети региона Большого Бостона с суммарным фондом 8 млн экз.; готовится к вступлению и ряд других университетов и учреждений.

Группа управления проектом ставит своей задачей оказание помощи участникам в формировании соответствующей технологической среды, решает финансовые вопросы, определяет степень перспективности используемых технологий, пытается сформировать представление о будущих потребностях коллективных пользователей системы. Исследуются новые методы доставки информации, новые методы коммуникации, изыскиваются оптимальные управленческие решения.

Работа над проектом усилила готовность к взаимодействию между его членами и настроила на более энергичное применение кооперативных методов использования библиотечных фондов. Растущий спрос потребителей информации удается удовлетворять быстро и поставлять документы недорого.

В проекте реализованы многие практические рекомендации, сформулированные в ходе работы над другими проектами, в том числе перестройку системы МБА, совершенствование посреднических функций, осуществление непосредственной связи с потребителем через возможности сетевых технологий.

Партнерские отношения между участниками проекта открыли новые возможности обслуживания потребителей и в определенном смысле расширили границы библиотеки, заставили их заново осмыслить технологию передачи и хранения накопленных знаний.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России