Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 027.7

Суслова И.М.
МГУКИ

Условия и факторы эффективного управления
библиотекой вуза

На 8-й Международной конференции «Крым–2001» в обширной программе, включавшей работу самых разных секций, семинаров, «круглых столов», мое внимание сразу же привлекла презентация монографии трех украинских авторов: В.Г. Дрыгайло, Е.В. Башун и В.Н. Волынец «Основы управления библиотекой высшего учебного заведения» (Киев, Политехника, 2001. 389 с.). Причин тому несколько. Во-первых, управленческая тематика входит в круг моих научных интересов. А во-вторых… около года назад, руководя дипломной работой студентки-заочницы, которая работает в библиотеке вуза, мне пришлось столкнуться с парадоксальной ситуацией – фактически полным отсутствием теоретических основ управленческой деятельности именно вузовской библиотекой. Публикаций много, но изучаемая тематика ограничивается только вопросами компьютеризации.

Этот факт подчеркивает уникальность рецензируемой книги. Впервые полно, многоаспектно представлена сложная система управления библиотекой вуза. Значение монографии усиливается в связи с тем, что разветвленная сеть библиотек университетов, академий, институтов призвана сегодня выступать в качестве ключевого звена, обеспечивающего специалисту профессиональный успех, нормальное переустройство общества, подъем экономики.

Решению проблематики становления вузовских библиотек в качестве важного элемента современной системы образования, уверенно чувствующей себя в сложных социально-экономических условиях современности, способствует совершенствование структуры и содержания управленческой деятельности. Этот тезис красной нитью проходит через всю монографию.

Книгу с полным правом можно назвать итогом практической деятельности директора НТБ Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» В.Г. Дрыгайло, известного специалиста библиотечного дела, заслуженного работника культуры. Именно его концепция положена в основу монографии, именно его перу принадлежат 18 (из 20) глав книги.

В этих главах раскрыты организация, структура, технология процесса управления библиотекой вуза – живая повседневная работа во всей ее многогранности и сложности. Это, как мне кажется, подчеркивает значимость практических материалов при разработке теоретических положений настоящей монографии.

Детально представлены внутренняя структура библиотеки, функции аппарата управления, должностные обязанности директора, его заместителей, ученого секретаря, заведующих отделами. Освещена деятельность различных коллегиальных органов: советов дирекции, наставников, молодых специалистов, методсовета. Показано взаимодействие аппарата управления и совещательных органов библиотеки. Сделано это так обстоятельно, что сразу же представляется рачительный хозяин библиотеки, который глубоко понимает ее сущность и заботится о ее процветании. Обратите внимание, какие цели выдвигает автор, иллюстрируя отдельные положения книги: «Добиться, чтобы библиотека была лучшей среди вузовских библиотек республики, …чтобы вышла в число лучших вузовских библиотек Европы» (с. 10).

Интересна в этом плане глава, посвященная широкому кругу коммуникаций вузовской библиотеки. Подробно рассмотрены взаимосвязи вузовской библиотеки, как внутренние, так и внешние (с другими библиотеками и системами, министерствами, ведомствами) в различных масштабах – в рамках города, района, республики, и зарубежные. Эти взаимосвязи отражаются в многочисленных схемах. Причем применен оригинальный методический прием – сопоставленные схемы взаимосвязей библиотеки с разницей в десятилетие – в 1990 г. и 2000 г., что ярко демонстрирует значительное расширение этой деятельности.

Специфику структуры и содержания основной части монографии во многом предопределил тот фактор, что работа была закончена еще в 1988 г., и в настоящее издание, как пишет В.Г. Дрыгайло, внесены лишь небольшие изменения и дополнения. Поэтому вполне понятно, что здесь предлагается традиционный механизм рационального управления, связанный прежде всего с возможностью предельно упорядочить и регламентировать библиотечную деятельность.

В рамках такого понимания управление библиотекой рассматривается как процесс сознательного целенаправленного воздействия субъекта управления (руководитель или коллегиальный орган) на объект управления (коллектив библиотеки) для достижения определенных результатов. Управление зиждется на законах (общих и частных), вскрывающих наиболее общие основы развития, как объективного мира, так и библиотечного дела. Из законов управления вытекают принципы управления – исходные, базовые идеи управленческой деятельности, а из принципов управления – цели – идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления.

После постановки целей решается определенное множество задач, т.е. совокупность вопросов и условий, необходимых для реализации целей. Решение задач основывается на использовании методов воздействия субъектов управления на объект для достижения целей. Методы реализуются с помощью функций - специализированного вида управленческой деятельности. Вот такая логика положена в основу концепции, предложенной В.Г. Дрыгайло.

В пяти главах первого раздела «Научные основы управления библиотекой» раскрываются закономерности, система принципов, цели, задачи, функции управления, изучаются особенности функционирования и развития библиотеки как системы, определяются предмет, методы и сущность управления библиотекой.

Исходя из данной механической концепции рационального использования библиотечных ресурсов, организационная структура библиотеки должна выбираться в связи с ее стратегией, системой целей, задачами и функциями. При таком условии подбор сотрудников на конкретные должности подобен хорошо отлаженному механизму. Узкая специализация задач и регламентация деятельности ориентируют каждого библиотекаря на испытание частичной функции и не требуют от него понимания общего замысла, концепции и миссии библиотеки.

Градация целей, данная в книге, включает: стратегические (устанавливаемые руководством библиотеки) и общие цели, которые «намечаются государством, народом»; постоянные и разовые, например, «открыть класс Интернет, приобрести копировально-множитель-ную технику» (их вообще нельзя назвать целями), а также цели определенной группы или сектора, каждого сотрудника. Примеры таких целей, приводимые в книге, звучат несколько наивно: «Все процессы работы на своем участке выполнять на компьютере и добиться звания «Лучший по профессии», «Лучший молодой библиотекарь года»; «Поступить в вуз или на курсы; изучить имеющуюся литературу по специальности».

Главный вопрос, который возникает при чтении этих глав, - насколько эффективен в современных условиях традиционный механизм управления библиотекой вуза, предлагаемый автором? Думаю, здесь нельзя дать однозначного ответа. Действительно, на фоне впечатляющих достижений менеджмента, ставшего уже широко популярным в профессиональной библиотечной среде, некоторые положения монографии выглядят вроде бы несколько устаревшими. Но, если сам директор библиотеки, прекрасно знающий практику управления, свидетельствует, что такой механизм управления «срабатывает», то почему же должны возникать сомнения в его эффективности?

Однако представляется, что сущность вопроса в другом. Для данной библиотеки, защищенной от трудностей современной действительности стабильным функционированием, высокой репутацией, сложившейся за столетнюю историю, и налаженной системой взаимоотношений с руководством вуза, рациональная модель управления может быть оптимальной. В этом плане вузовские библиотеки – в более выигрышном положении по сравнению с публичными библиотеками, вынужденными самостоятельно определяться в сложных социально-экономических условиях. Но трудно предположить, что все вузовские библиотеки находятся в комфортных условиях. Поскольку очевидно различие ситуаций, невозможно руководствоваться принципами столь внешне привлекательного рационального управления (упорядоченного, четкого, определенного, понятного) по отношению ко всем библиотекам.

Кризис рациональных систем управления, который выразился в разрыве всей классической теории с реальной практикой, осознан мировым сообществом в информационную эру, характеризуемую беспрецедентной динамикой и сложностью изменений. В отечественном библиотечном деле столкнулись с этим только сейчас. Поэтому в рамках концепции библиотечного менеджмента разрабатываются принципы стратегического управления, позволяющего библиотеке справляться с возрастающей сложностью проблем, адекватно реагировать на резкие изменения во внешней среде, выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

На смену рационалистической модели приходит новая неформальная парадигма управления, ориентированная на предвидение изменений, гибкость и экстренность управленческих решений на основе предприимчивости, инициативы, творчества. Ключевым фактором библиотечного менеджмента выступает эффективное использование человеческого потенциала, направленное на развитие способностей людей к совместным действиям, неотделимость от организационной культуры, основанной на честности и доверии к людям.

В связи с этим недостаток монографии видится мне в том, что В.Г. Дрыгайло, обосновывая собственную позицию, ушел от острой проблематики, рождаемой современностью. Характерно в этом плане, что в монографию добавлен раздел «Совершенствование управления библиотекой вуза в рыночных условиях» как попытка осмыслить новые тенденции в работе вузовских библиотек. Он состоит из двух, к сожалению, небольших (по сравнению с остальным текстом) глав.

Одна глава посвящена маркетингу и фандрейзингу в системе управления библиотекой вуза; ее автор – Е.В. Башун, зам. директора Донецкой областной библиотеки, канд. пед. наук. В небольшой главе ей удалось описать этапы становления маркетинга в библиотеках, определить его понятие, сформулировать специфику библиотечного маркетинга.

Привлекает совершенно правильный подход автора, выделяющего главное в библиотечном маркетинге – «тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов, интересов читателей, ориентация на предоставление услуг в соответствии с этими потребностями, адресность предоставления услуг, а также – активное влияние на использование услуг и существующий спрос, на формирование потребностей» (с. 285).

Точно охарактеризованы параметры концепции библиотечного маркетинга как своеобразной миссии библиотеки, способствующей эффективной работе в современной социокультурной ситуации путем определения приоритетов и направлений деятельности, исходя из существующих реалий. Концептуальный подход к библиотечному маркетингу позволяет не сводить его к платным услугам, а использовать мощный потенциал маркетинга для обеспечения стабильного положения библиотеки в сложной внешней среде.

Важно, что понятие социокультурной среды библиотеки, в трактовке Е.В. Башун, включает не только и не столько экономические рыночные факторы, а и чрезвычайно широкий круг исторических, социальных, образовательных, культурных условий, которые открывают современной библиотеке при грамотном профессиональном управлении широкие перспективы развития.

В этом смысле представляет интерес анализ направлений фандрейзинга в библиотеке, соединяющего комплекс паблик рилейшнз с методикой внебюджетного финансирования. Действительно, библиотека, миссия которой – бесплатное обслуживание, способна получать дополнительные доходы (но не прибыль!), благодаря высокой репутации, имиджу, создаваемому системой паблик рилейшнз. Напротив, строя свою работу на коммерческой основе (то, что часто ошибочно отождествляют с маркетингом), библиотека, возможно, и получит небольшие средства (например, за счет внедрения очередной платной услуги), но основательно разрушит систему взаимодействия с читателями, общественными, образовательными, производственными, социально-культурными структурами, заинтересованными в библиотечном обслуживании.

Концепция библиотечного маркетинга, изложенная в монографии, позволяет отчетливо осознать и глубоко прочувствовать преимущества маркетингового подхода перед экономическим. Все содержание главы подводит к выводу, что маркетинг и фандрейзинг являются перспективными направлениями работы библиотек, и дает надежду на то, что они будут все активнее использоваться в их практической деятельности.

Также небольшая глава посвящена компьютеризации в системе управления библиотекой. Ее автор – В.Н. Волынец, зам. директора НТБ НТУУ «КПИ», известный специалист в области теории и практики библиотечного дела. На мой взгляд, эта глава – высокопрофессиональна. Это проявляется в четко выверенной структуре главы, содержание которой раскрывается по пяти направлениям компьютеризации: АРМ для кадров управления в библиотеке, техническое обеспечение АРМ, основные программы обработки управленческой информации в библиотеке, информационное обеспечение АРМ управленческого персонала, компьютерные сети и управление библиотекой. Совокупность этих направлений создает целостное представление о состоянии и перспективах развития компьютеризации библиотек.

Гармонично соотносятся теоретические положения с практикой компьютеризации библиотеки вуза. Материалы этой главы позволяют каждой вузовской библиотеке разработать план компьютеризации, смоделировать АРМ кадров управления, составить макет базы данных для управления библиотекой, с помощью средств Интернета найти материалы по компьютеризации управления.

Значительный интерес вызывают многочисленные схемы и таблицы. Например, в приложении дана подробнейшая характеристика АБИС, представленных на рынке Украины.

Несомненным достоинством монографии является тот факт, что ее содержание основано на изучение огромного материала. Это книги и статьи по проблемам библиотечного дела, управления, образования, официальные материалы, стандарты по информации, библиографии, библиотечному и издательскому делу, действующие по состоянию на 2000 г. Однако несколько затрудняет использование этого богатейшего материала неудачное, на мой взгляд, разделение литературы на разные списки – книг и статей – с собственной нумерацией. В результате непонятно, на какой список дается ссылка в тексте книги.

Чтобы не заканчивать рецензию замечаниями, резюмируя сказанное, я хотела бы еще раз обратить внимание на те факторы, которые подчеркивают значимость, актуальность и уникальность этой книги. Прежде всего, сформированы научные основы управленческой деятельности в сфере руководства библиотекой. Причем внимание создателей монографии сосредоточилось на таком важном звене библиотечного обслуживания, как библиотека высшего учебного заведения. Просматривается явное стремление авторов вписаться в новые реальности.

Важно и то, что книга издана на русском языке – это делает круг ее читателей (и почитателей!) очень широким.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России