Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Паршукова Г.Б.
ГПНТБ СО РАН

Мастерское слово о технологии

В библиотечном деле, по сути, давно уже задействовано множество профессий. Крупная научная библиотека – это место работы и программистов, и инженеров, и переводчиков, и классических библиотекарей. Каждое направление библиотечной деятельности, участвующее в создании информационно-библиографической или библиотечной системы, фактически представляет определенный специалист. Библиотекари в крупных научных библиотеках становятся узкими специалистами – библиографами, комплектаторами, систематизаторами, каталогизаторами и т.п. Каждый работник библиотеки смотрит на общую проблему библиотечного обслуживания читателей через призму своих должностных обязанностей, своего профессионального и жизненного опыта, исходя из собственных психофизиологических особенностей.

Организация деятельности средней, а тем более крупной библиотеки – достаточно сложная управленческая задача. Она требует от библиотечных работников специальных знаний в области технологии, технологического цикла, методики и техники проектирования. Именно поэтому особенно важны горизонтальные связи различных специалистов и подразделений библиотеки. В связи с этим новое учебное пособие : И.С. Пилко «Библиотечная технология. Общий курс» (Кемерово, 2000. 178 с.) актуально и своевременно.

Библиотекарь чаще всего рассматривается именно как участник комплексной группы, что накладывает на него некоторые обязательства – кроме знания библиотечно-библиографических технологий он должен быть знаком с библиотечной и компьютерной техникой, владеть педагогическими и психологическими методиками и технологиями, технологиями современного менеджмента. Но библиотечная система, конечно, не может быть продуктом одних универсалистов. Задача библиотекаря-профессионала состоит в организации деятельности различных специалистов при проектировании и формировании библиотеки как системы. В этом контексте настоящее учебное пособие не только очень актуально, но и содержит в своей основе современный деятельностный и техноло­гический подход к современному библиотечному делу.

Анализ практической деятельности крупных научных библиотек показывает, что кроме знаний в области информационных и библиотечно-библиографических дисциплин библиотечные специалисты нуждаются в понимании общих концепций технологии, производства, проектной деятельности. В то же время для крупных библиотек характерна узкая специализация деятельности библиотечных специалистов, а отдельные технологические операции и целые технологические линии обслуживаются вообще не библиотечными специалистами. Это особенно проявляется при выполнении услуг и создании библиотечных продуктов на основе новых информационных технологий.

Отдельный специалист концентрирует свое внимание лишь на части сложной профессиональной системы, и все большая часть библиотечных специалистов удаляется от непосредственного потребителя информации – читателя, конструируя библиотечно-библиографиче­скую и/или информационную систему. Нарушается непосредствен­ная связь библиотекаря (специалиста библиотеки) и потребителя информации (читателя), характерная для библиотечного дела в прошлом и для части некрупных библиотек - сегодня. Создается иллюзия, что задача библиографа, информационного специалиста – это лишь конструирование артефакта, а его функционирование в социальном контексте в системе информационно-библиографиче­ских ресурсах должно реализовываться автоматически.

Основными достижениями информационно-библиографических исследований 1980 – 1990-х гг. стал технологический подход к решению практических задач библиографического обслуживания читателей и ввод в научное обращение терминов информационного обслуживания: потребитель, пользователь, информационно-библиог-рафическое сообщение, информационная услуга, системы и технологии информационно-библиографического обслуживания. И в этом заслуга автора настоящего учебного пособия Ирины Семеновны Пилко, зав. кафедрой Кемеровской государственной академии культуры и искусства.

Смысл технологии, распространяющийся на связанное с ней проектирование, - не в массовости как таковой, а в воспроизводимо­сти результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями.

В настоящее время выяснилось, что существует много факторов социально-психологического и культурологического характера, делающих такую воспроизводимость возможной при данном уровне развития и образа жизни общества. Часто стандартизация массовой продукции оборачивается ее полной усредненностью, снижающей экологическую и эстетическую ценность жизненной среды и угнетающе действующей на человека. Но в принципе технология – не враг разнообразия и уникальности: чем выше уровень технологического развития общества, тем больше у него возможностей индивидуализировать каждый элемент среды. Это относится и к библиотечно-библиографическим продуктам и услугам, поскольку технологичный подход к деятельности библиографа, библиотекаря позволяет тиражировать выполнение высокоинтеллектуальных услуг любым сотрудником библиотеки. Именно это отмечает автор пособия в своей работе.

Однако сегодня создание библиотечного, информационно-биб­лиографического продукта – это не просто техническая разработка, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети или корпорации библиотек, системы корпоративных каталогов и баз данных и т.д.

Организация системы библиотечного обслуживания требует не просто учета «внешней» территориальной библиотечной ситуации, а формулировки информационно-ресурсных требований как исходных для проектирования технологии деятельности отдельной библиотеки. Все это выдвигает новые требования к конкретному библиотечному работнику, проектировщику деятельности библиотеки, а следовательно, и к обучающим программам и курсам в системе профессионального высшего образования.

Современный библиотекарь – это не просто специалист в области библиотечного дела, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с информационной средой, социокультурной и экономической ситуацией в регионе и стране. Эта социально-экономическая направленность работы библиотекаря становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики – когда ясен вывод о том, что библиотека может существовать и развиваться, лишь вступая в обменные отношения с другими системами общества – социальной, политической, экономической; что библиотека играет особую социокультурную роль в воспроизводственном  процессе территории.

Задача современного библиотечного дела состоит не только в создании библиотек (организации библиотечного фонда, системы каталогов, системы обслуживания читателей и т.п.), но и в обеспечении нормального функционирования библиотек как общественных институтов, в том числе и в технологическом смысле. Мало создать информационно-поисковую систему, необходимо также создать условия ее оптимального функционирования с максимальными удобствами и пользой для человека. Для этого необходимо последовательно реализовывать технологический подход в подготовке специалистов с высшим библиотечным образованием – именно это успешно реализует И.С. Пилко разработанным ею учебным курсом и подготовленным учебным пособием.

Библиотековедческие работы достаточно часто грешат многословием и нетехнологичностью, но И.С. Пилко прекрасно излагает материал, при этом пользуется не только специальной библиотековедческой терминологией, но общенаучной лексикой. Необходимо отметить логичность изложения материала и прекрасное дидактическое исполнение пособия – каждый раздел сопровождают вопросы для самопроверки, а в конце пособия даны тесты. Пособие снабжено приложениями, которые будут интересны не только студентам, но и практическим работникам, методическим службам и отделам, руководителям библиотек.

Работа И.С. Пилко обладает явной научной новизной, педагогическим новаторством, но я не могу удержаться от замечания. Это замечание не автору, а нашим профессиональным издательствам. Пособие, столь необходимое и для системы профессионального высшего образования, и для системы повышения квалификации издано тиражом всего 500 экз. Качество полиграфии также оставляет желать лучшего; два экземпляра пособия, которые попали в фонд ГПНТБ СО РАН, быстро придут в негодность.

Вероятно, в скором времени понадобится второе издание, возможно, переработанное и дополненное. А для дополнения есть резервы. Например, главы, посвященные качеству информационных продуктов и услуг (названные как «подходы к определению») могут быть расширены описанием и анализом систем качества, применяемых в мире, стандартов ИСО. На мой взгляд, можно более подробно рассмотреть непрототипное проектирование при проектировании библиотечной деятельности.

И в заключение хочется высказать некоторые пожелания в адрес нашего среднего специального образования. Пособие И. С. Пилко написано очень доступным языком; судя по представленному материалу, курс «Библиотечная технология» прекрасно структурирован. Мне кажется, что этот курс должен быть внедрен в учебные планы и программы учебных заведений, готовящих библиотекарей среднего звена – ведь им придется быть непосредственными создателями библиотечных продуктов и оказывать библиотечные услуги.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России