Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Юбилеи

Петровская О.С.,
директор ФБ ВГПУ

Фундаментальная библиотека Воронежского
государственного педагогического университета

К 70-летию вуза

Фундаментальная библиотека открыта в 1931 г. при пединституте, образованном из педагогического факультета Воронежского государственного университета (ВГУ), Научная библиотека которого передала ФБ свою учебную литературу и издания педагогического профиля. К концу 1940-х гг. фонд ФБ насчитывал около 180 тыс. документов. В комплектовании библиотеки активное участие принимали известные воронежские ученые П.Я. Загоровский, И.Н. Лещевская, А.Р. Мешков, С.Т. Севостьянов; заведовала библиотекой И.Г. Бессонова – большой знаток книги.

В годы Великой Отечественной войны библиотека была эвакуирована вместе с институтом, но большая часть фонда погибла.

После войны библиотека возрождалась вместе с вузом. Большую помощь в восстановлении фонда оказала Научная библиотека ВГУ, крупнейшие библиотеки Москвы, Ленинграда, городов Сибири. В библиотеку передавали свои книги преподаватели, студенты. К 1953 г. фонд ФБ составлял более 100 тыс. документов. В отстроенном корпусе института были открыты читальные залы, созданы условия для плодотворной учебы и работы будущих учителей, среди которых были и фронтовики.

В институте открывались новые факультеты (индустриальный, начальных классов, исторический), и библиотека активно пополнялась необходимой научной литературой. Совершенствовалось дифференцированное обслуживание читателей. С открытием аспирантуры создан читальный зал научных сотрудников с межбиблиотечным абонементом.

В 1962 г. на базе ФБ проведена первая научно-практическая конференция библиотек педвузов Центрального Черноземного региона (ЦЧР). В институте образован факультет общественных профессий с отделением «Школьный библиотекарь».

С 1963 г. библиотека приступила к поэтапному совершенствованию библиотечно-информационного обеспечения учебного и научного процессов вуза. Большой вклад в это дело внесли Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского и методический кабинет НБ МГУ.

В 1965 г. ФБ получила третью категорию по оплате труда сотрудников и новое штатное расписание. Штат библиотеки пополнился квалифицированными кадрами.

В конце 1960-х гг. подготовлен и выпущен первый библиографический указатель «Печатные работы ВГПИ 1931-1969 гг.». По заданию Министерства просвещения РСФСР составлен указатель «Фольклор и древнерусская литература в печатных трудах педвузов РСФСР». Библиографический отдел ФБ  приступил к созданию картотеки «Народное образование Воронежского края с 1917 г.», для этого проведена большая научная, поисковая работа. Картотека ведется и поныне и активно используется научными работниками всего ЦЧР.

В 1970-е гг. фонд ФБ насчитывал около 450 тыс. документов. Библиотека активно участвовала в учебно-воспитательной работе вуза: организовывала выставки-выдачи на кафедрах, дни специалиста, дни дипломника, дни информации, декады «Книги-учителю», неделю первокурсника, месячник психолого-педагогической книги.

В начале 1980-х гг. согласно «Перспективному плану…» фонд ФБ полностью реорганизован. Изменилась структура библиотеки: выделены отдел обслуживания научной литературой, учебной литературой и сектор обслуживания художественной литературой, фонд редкой книги. Одновременно велась подготовка и перевод фондов и каталогов на ББК.

В это же время разработана и внедрена система руководства чтением студентов, которая была поддержана руководством вуза и стала составной частью «Комплексного плана воспитательной работы ВГПУ на весь период обучения студентов». Доклад об опыте этой работы представлен на Всесоюзном совещании библиотек педагогических вузов в Москве, заслушан на коллегии ГУВуза Министерства просвещения РСФСР в 1979 г. и рекомендован для использования в системе министерства.

Тогда же служба информации ФБ преобразована в службу научно-педагогической информации. Возросла информационная роль библиотеки на ведущих кафедрах - педагогики, общественных наук. Введен институт референтов кафедр, основной задачей которых было доведение информации о поступлении новых книг в библиотеку до преподавателей.

Приказом Министерства просвещения СССР в 1981 г. ФБ ВГПУ назначена опорной для библиотек педвузов и педучилищ ЦЧР. В ней организован научно-методический отдел, что значительно укрепило профессиональные связи ФБ со всеми библиотеками педагогического профиля. На протяжении многих лет директор библиотеки, заведующие отделами и главные специалисты посещали все библиотеки педвузов и педучилищ региона с целью ознакомления, изучения опыта, с методическими консультациями и проверками. Изучался передовой опыт вузовских библиотек Ленинграда, Киева, Саратова, Ростова-на-Дону, Ташкента, Архангельска, Костромы. На базе ФБ ВГПУ проводились стажировки, секции методсовета Зональной научной библиотеки ВГУ.

В 1986 г. по основным показателям и за методическую работу ФБ ВГПУ переведена во вторую группу по оплате труда сотрудников. Это создало условия для расширения библиографической службы библиотеки. В последующие годы научно-библиографический отдел подготовил и выпустил ряд библиографических указателей, занявших первое место в региональном конкурсе. Например: «История Воронежской пионерской организации 1923-1983» (сост. Сучкова Э.А., Седых К.Я.; М., 1988), «Таинственные явления: гипотезы, открытия, предположения» (сост. Шеханова А.В.; Воронеж, 1989). В научно-библиографической деятельности ФБ значительное место занимало составление персональных указателей, списков печатных трудов к юбилеям научных сотрудников и преподавателей вуза. Библиографические пособия, подготовленные библиотекой, используются и сегодня.

Историческая традиция ФБ – серьезное отношение всех сотрудников к гуманитарно-просветительной работе. Так, с 1965 г. по инициативе директора библиотеки О.С. Петровской проводится день поэзии ВГПУ, а также презентации новых книг воронежских писателей, ученых, встречи с Учителем года Воронежской области. С 2000 г. ФБ постоянно проводит презентации книг «Центра духовного возрождения России». Зам. директора библиотеки К.Я. Седых разработала и ежегодно проводит месячник психолого-педагогической книги с привлечением преподавателей и сотрудников кафедр педагогики не только ВГПУ, но и других вузов города. Этот опыт распространяется в библиотеках педвузов страны.

В 1990-е гг. за основные библиотечно-информационные показатели обеспечения образовательного процесса ФБ ВГПУ получила первую группу по оплате труда сотрудников и новое штатное расписание. Это позволило приступить к автоматизации основных библиотечно-библиографических процессов и внедрению новых информационных технологий. Уже в 1991 г. организован сектор компьютеризации библиотечно-информационных процессов, начал создаваться электронный каталог «Книги», стали использоваться базы данных крупных библиотек, информцентров.

Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в стране в начале 1990-х гг., недостаточное финансирование, ФБ смогла не только сохранить свои фонды в прежнем объеме, но и увеличить их. Хотя количество приобретаемой литературы было небольшим, качество комплектования оставалось высоким. Библиотека нашла новые источники комплектования фонда. Преподаватели и сотрудники привозили книги из Москвы, увеличился фонд внутривузовских изданий, особенно по новым дисциплинам. Внедрены платные услуги, средства от которых передавались на докомплектование фонда. Много новой литературы подарено читателями библиотеки, Фондом Сороса и др. Обновлен фонд по гуманитарным дисциплинам, фонд справочников и словарей, что в итоге нормализовало книгообеспеченность учебного процесса.

С 1997 г. ФБ издает сводный библиографический список «Новая психолого-педагогическая и методическая литература для учителя, поступившая в библиотеки г. Воронежа».

Информационное обеспечение вуза дополняется открытием в библиотеке Интернет-зала для читателей (7 точек доступа), возможностью сканировать и ксерокопировать документы и использовать электронную почту; создана Интернет-страница ФБ. Появление отдела компьютеризации библиотечно-информационных процессов позволило обучить сотрудников ФБ и создать условия для расширения баз данных библиотеки, в том числе «Статьи» (более 28 тыс. названий, начиная с 1999 г.), «Рефераты» (авторефераты с 1968 г.), «Труды ученых ВГПУ» (с 1980 г.) и др. В 1998 г. ФБ получила единственный в России грант Института «Открытое общество» на видеотеку 100 классических видеофильмов, которые используются в Интернет-зале. С 2001 г. в зале каталогов и картотек открыт доступ читателей к электронным базам данных ФБ.

В 2000 г. Ученый совет ВГПУ принял решение о создании «Центра информационной поддержки педагогического образования» на базе ФБ. Цель центра – способствовать реализации «Программы развития непрерывного педагогического образования на 2001-2005 гг.» и координировать использование информационных ресурсов библиотеками педагогических учебных заведений и системы образования.

Основные задачи Центра:

  • наиболее полное комплектование фондов библиотеки педагогической литературой;

  • организация доступа к фондам ФБ ВГПУ учителям, педагогическим работникам в читальных залах библиотеки и посредством МБА и других форм обслуживания;

  • эффективное использование справочно-информационных фондов, баз данных и других ресурсов библиотеки путем включения ФБ в корпоративную сеть вузовских библиотек;

  • проведение совместных мероприятий по библиографическому информированию учителей с привлечением методических объединений; продолжение издания библиографического списка «Психолого-педагогическая и методическая литература для учителя» с дополнениями по предложениям педагогических работников;

  • проведение анализов работы библиотек педагогических учебных заведений по организации обучения информационной культуре, распространение передового опыта по информационной поддержке педагогического образования.

В настоящее время списки «Психолого-педагогическая и методическая литература для учителя» рассылаются по городу и области два раза в год и публикуются на Интернет-странице ФБ. Изучается спрос на библиографическое информирование среди работников системы народного образования.

Благодаря совместным усилиям преподавателей ВГПУ и ФБ фонд библиотеки к 2001 г. составил более 570 тыс. документов. Он расположен в 7 отделах ФБ, которыми пользуются более 10 тыс. читателей. За год  выдается более 668 тыс. книг и журналов, около 23 тыс. справок и консультаций студентам, организуется более 250 книжных выставок и свыше 20 массовых мероприятий, проводятся 240 часов занятий по библиотечно-библиографической грамоте, выпускается более 10 библиографических пособий.

В ФБ работают 40 человек. Это энергичные инициативные сотрудники, большая часть – с высшим образованием. Серьезное внимание уделяется повышению квалификации, подготовке молодых специалистов. В коллективе есть сотрудники со стажем более 30 лет; 5 человек награждены медалью «Ветеран труда». Более 10 лет заведуют отделами Л.А. Харитонова, Е.Ю. Амосова, С.М. Зароченцева и др. Это костяк коллектива, подготовивший многих молодых сотрудников. Коллектив ФБ неоднократно отмечен областной администрацией, ученым советом и ректоратом ВГПУ. За последние годы библиотечные сотрудники награждались различными грамотами министерства, областной администрации, ректората, премиями, путевками на отдых.

Наша библиотека достойно прожила свои 70 лет, испытала многое, но всегда чувствовала поддержку читателей, ректората, общественности вуза. Ректор В.В. Подколзин делает все, чтобы библиотека получала больше книг, сохранила и расширила подписку на научную периодику, имела необходимые материальные возможности и условия, штаты. Он понимает, что без современной библиотеки не может быть педагогического университета, а коллектив ФБ активно участвует во всех преобразованиях вуза.

К 70-летию ВГПУ библиотека полностью обеспечила учебный процесс литературой и достаточно серьезно проинформировала о научных исследованиях и истории вуза в «Библиографическом указателе печатных трудов ВГПУ» (выпуски 2-5, 1970-2000 гг.).

Наш вклад в подготовку учителя XXI в. вселяет оптимизм и надежду на дальнейшее внимание вуза к библиотеке.

 

Список литературы

О библиотеке и самостоятельной работе с книгой: Памятка первокурснику / ВГПИ. Воронеж, 1987. 15 с.

О приобщении студентов к научно-педагогической и методической литературе. М., 1982. 26 с.

Опорная Фундаментальная библиотека Воронежского госпедуниверситета // Библиотеки высших учебных заведений: Справочник. М.: Логос, 1998. С. 66.

Опорная Фундаментальная библиотека Воронежского госпедуниверситета // Библиотеки Воронежской области: Справочник / ОУНБ им. И.С. Никитина. Воронеж, 2000. С. 78-79.

Опорная Фундаментальная библиотека Воронежского госпедуниверситета // Большие и малые библиотеки России: Справочник. М.: Либерея, 2000. С. 81.

Петровская О.С. Организация руководства чтением студентов в Фундаментальной библиотеке ВГПИ // Известия ВГПИ. Т. 168. Актуальные проблемы педагогического образования. Воронеж, 1976. С. 114-128.

Петровская О.С. Интернет поможет учителю // Вестник просвещения. 1998. № 14.

Петровская О.С., Корнеева Н.Д. Компас в море информации // Вестник просвещения. 2001. № 5. С. 4.

Подготовка и оформление письменной работы студента: Метод. рекомендации / ВГПУ. Воронеж, 1994. 14 с.

Потоки библиографической педагогической информации в информационном пространстве отрасли: Из опыта работы библиотек образовательных учреждений // Библиотечно-библиографическая педагогическая информация и компьютерные технологии в образовательных учреждениях / ГНПБ им. К.Д. Ушинского. М., 1998. С. 19-25.

Удодов Ю. Мы все в душе поэты // Коммуна. 2001. 25 мая.

Фундаментальная библиотека Воронежского госпединститута / Библиотеки РСФСР. М., 1974.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России