Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Гендина Н.И.
Кемеровская государственная
академия культуры и искусств

Разработка системы стандартов библиотечного
образования: нормативные и концептуальные основы
образовательных стандартов нового поколения

С 2003 г. во всех высших учебных заведениях России, осуществляющих подготовку специалистов с квалификацией «библиотекарь-библиограф», планируется введение нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 052700 «Библиотековедение и библиография».

Высшей библиотечной школе предстоит внедрить регламентирующий документ особой степени важности, поскольку фактически образовательный стандарт – это модель высшего библиотечного образования, принятая на государственном уровне. При этом речь идет о разработке и внедрении в учебный процесс образовательного стандарта второго (нового) поколения. В этой связи возникает необходимость выяснить сущность и отличительные признаки понятия образовательные стандарты нового поколения, проанализировать законодательные (нормативные) и концептуальные основы их построения, определить те принципы, без учета которых невозможно совершенствование системы стандартов, регламентирующих подготовку библиотечных кадров.

Законодательная основа стандартизации образования. Разработка и внедрение в практику учебных заведений России государственных образовательных стандартов осуществляются на основе требований 43-й ст. Конституции РФ. Само понятие государственный образовательный стандарт введено в 1992 г. Законом РФ «Об образовании», где оно упоминается в восемнадцати статьях (5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 20, 28, 29, 33, 37, 38, 40, 42, 45, 46, 50). Наряду с этим законом нормативную базу стандартизации образования составляет Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый в 1996 г., в котором понятие государственный образовательный стандарт используется в восьми статьях (2, 4, 6, 10, 11, 16, 20, 24).

В том же году разработан и опубликован проект концепции обновления ГОС ВПО. По результатам обсуждения этой концепции в 1997 г. коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ приняла документ «Задачи и принципы обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». В этом документе основными целями обновления ГОС ВПО названы дальнейшее повышение качества высшего образования, совершенствование условий развития личности обучаемого, формирование более эффективных средств управления образовательным процессом, увеличение степени соотнесенности ГОС ВПО Российской Федерации с международными стандартами в сфере образования.

Для выявления сущности и отличительных признаков образовательных стандартов нового поколения необходимо сопоставить основные компоненты стандартов первого и второго (нового) поколения и проанализировать принципы, положенные в основу разработки обновленного ГОС ВПО, а также задачи, реализуемые на базе этих принципов. Результаты сопоставления основных компонентов (разделов и характеристик) стандартов двух поколений представлены в таблице.

 

Отличия в составе компонентов ГОС ВПО первого и второго поколения

Состав компонентов
(основных разделов)

Стандарты
первого
поколения

Стандарты
второго
поколения

Примечания

1. Общая характеристика направления подготовки или специальности

+

+

В стандарте второго поколения введена квалификационная характеристика

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

+

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

+

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

+

+

В стандарте второго поколения расширены свободы вуза

5. Сроки освоения основной образовательной программы

+

+

 

6. Требования к разработке и условиям реализации программы

+

+

Ранее содержались в примечаниях, в стандарте второго поколения выделены в самостоятельный раздел

7. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

+

 

8. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

+

 

9. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

+

 

10. Требования к организации практик

+

 

11. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

+

+

Ранее формировались по циклам дис-циплин, в стандарте второго поколения носят междисциплинарный характер

12. Требования к итоговой государственной аттестации

+

 

13. Требования к выпускной квалификационной работе

+

 

14. Требования к государственному экзамену

+

 

Данные сопоставительного анализа свидетельствуют, что структура стандартов второго поколения значительно дополнена за счет введения такого компонента, как различного рода «требования к результату», включая требования к абитуриенту, выпускнику, обеспечивающим подсистемам учебного процесса, результатам обучения студентов. Итак, если стандарты первого поколения преимущественно ориентированны на процесс, а не на результат обучения, то в стандартах второго поколения эта диспропорция устранена. Усиление функции контроля за результатами обучения особенно актуально для учащихся и студентов, обучающихся на расстоянии, а также для других форм обучения, связанных с новыми технологиями.

Наряду с анализом компонентного состава, существенное значение для понимания отличительных особенностей образовательных стандартов второго поколения имеет рассмотрение принципов, положенных в основу их создания. Основными принципами разработки обновленного ГОС ВПО являются: гуманизация и фундаментализация образования; сочетание содержания общего (универсального) и профессионального образования; историческая преемственность; системность; соответствие целей образовательных программ, выраженных в ГОС ВПО, институциональным целям системы образования; федерализм; развитие образовательной системы за счет создания условий для стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения; соотнесенность с передовым зарубежным опытом; контролируемость сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников.

Из дальнейшего рассмотрения исключены принципы, совпадающие с хорошо известными общими принципами реформирования отечественной системы образования (гуманизации и фундаментализации образования, сочетания содержания общего и профессионального образования, исторической преемственности, соотнесенности с передовым зарубежным опытом). Аанализируются возможности тех принципов, реализация которых, с моей точки зрения, имеет особое значение при создании второго поколения библиотечных образовательных стандартов. Далее речь пойдет о принципах системности, соответствия целей, федерализма, контролируемости, стимулирования инновационных процессов.

Принцип системности предполагает обеспечение системного единства проектирования ГОС ВПО в контексте непрерывного образования. Он является основополагающим при создании системы стандартов библиотечного образования. Следует подчеркнуть, что действующая ныне практика разработки отдельных образовательных стандартов (на среднее профессиональное, высшее и послевузовское библиотечное образование) изолированно, независимо друг от друга противоречит принципам системности и целостности, преемственности и взаимодействия, не соответствует приоритетной в современном мире идее непрерывного образования. Нарушение принципа системности приводит к размыванию критериев, отличающих, в частности, профессиональную подготовку библиотекарей в среднем и высшем профессиональном учебном заведении, не обеспечивает дифференциацию содержания образования в этих учебных заведениях.

В организационном плане препятствием на пути создания системы библиотечных образовательных стандартов является ведомственная разобщенность общенациональной деятельности по разработке преемственных образовательных стандартов всех уровней и ступеней профессионального образования, удовлетворяющих нормам международного непрерывного образования. В настоящее время усилия создателей библиотечных образовательных стандартов разрознены: разработка стандартов для среднего и высшего библиотечного образования осуществляется отдельными, не скоординированными в своих действиях группами разработчиков соответствующих учебных заведений Министерства культуры РФ, а проект стандарта на послевузовское образование по педагогическим наукам, включая и научную специальность 05.25.03 «Библиотековедение и библиография», создается в Московском государственном педагогическом университете, подведомственном Министерству образования РФ.

Необходим системный подход к конструированию библиотечных образовательных стандартов. Анализ двух основных федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дает возможность назвать как минимум два основных параметра, с помощью которых можно дать представление о составе системы стандартов библиотечного образования: уровень образования и ступень образования.

Как известно, в РФ установлены следующие уровни образования: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Следовательно, система стандартов на библиотечное образование должна распространяться на все уровни профессионального образования, включая начальное, среднее, высшее и послевузовское.

В РФ общее образование включает в себя три ступени (начальное, основное, среднее полное), среднее профессиональное – две (базовое и повышенного типа), высшее профессиональное – три (бакалавриат, обучение по программе «дипломированный специалист» и магистратура). Система библиотечных образовательных стандартов должна строиться с учетом разработки стандартов для базового и повышенного типа среднего профессионального образования, с расчетом на подготовку бакалавров, специалистов и магистров в высшем профессиональном образовании.

Таким образом, при разработке системы стандартов библиотечного образования предстоит решение важных задач, возлагаемых на стандарты нового поколения – определение отличительных особенностей ГОС, характеризующих основные образовательные программы различных ступеней профессионального образования; аккумуляция опыта учебных заведений в реализации разных по назначению и срокам освоения образовательных профессиональных программ, построение на их основе гибкой системы подготовки специалистов. Именно такой способ организации подготовки специалистов будет соответствовать принципу соответствия целей образовательных программ, выраженных в ГОС, институциональным целям системы образования, согласуя их по замыслу, преемственности и соподчиненности. С помощью системы согласованных государственных образовательных стандартов обеспечивается непрерывность образования, позволяющая человеку целенаправленно и системно развиваться, а стране усиливать свой интеллектуальный потенциал.

Принцип федерализма предусматривает сохранение единства образовательного пространства на территории России с реализацией региональных особенностей содержания образования и академических свобод субъектов образовательного процесса. Однако в настоящее время не определены согласованные подходы к роли, характеру, направленности национально-регионального (вузовского) компонента, к проблеме его отражения в ГОС ВПО. Известно, что федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания, обеспечивает единое образовательное пространство РФ, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования, а национально-региональный – вариативен. Вместе с тем взгляды на проблему регионального компонента и его места в структуре содержания образования неоднозначны. Имеются как минимум три подхода к формированию национально-регионального компонента: разработка отдельных курсов на основе тех образовательных областей, которыми региональный компонент чаще всего представлен (природа, социум, языки, культура); выделение регионального компонента в содержании таких предметов, как литература, география, история и т.п.; создание комплексных, интегративных курсов регионального характера.

В библиотечных стандартах нового поколения должны содержаться примерные модели представления национально-регионального компонента. Для этого следует провести предварительный анализ и обобщение опыта, накопленного в учебных заведениях культуры и искусства по реализации национально-регионального компонента в учебном процессе.

Принцип контролируемости сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников. Как уже указывалось, стандарты первого поколения в основном ориентированы на процесс, а не на результат обучения. Следствием этого явился преимущественно абстрактный, недиагностируемый характер требований к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза. К сожалению, в проекте нового библиотечного ГОС ВПО этот недостаток не устранен. Так, в пункте 7.1. «Требования к профессиональной подготовленности специалиста» сказано, что «выпускник, освоивший основную образовательную программу подготовки дипломированного библиотекаря-библиографа должен быть широкообразованным и высококультурным человеком, обладающим фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и социально-экономической подготовкой);… должен обладать основательной подготовкой к практической работе на всех основных участках и направлениях библиотечно-библиографической профессии... должен быть вооружен глубокими и конкретными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими успешную трудовую деятельность в узкой области специализации, избранной им в ходе освоения основной образовательной программы в вузе». Мне представляется, что взамен этих бесспорных, но неконкретных и трудно проверяемых на практике требований образовательные стандарты нового поколения должны сопровождаться классификатором знаний и умений, необходимых библиотекарю-библиографу соответствующей (начальной, средней, высшей) квалификации. Такой классификатор должен обеспечивать получение конкретного ответа на вполне правомерные вопросы о том, что должен знать и уметь выпускник в зависимости от того, какой уровень и ступень профессионального библиотечного образования им освоены.

Принцип стимулирования инновационных процессов предполагает развитие образовательной системы за счет создания условий для стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения. Наибольшую сложность в настоящее время представляет обновление содержания библиотечного образования. Не претендуя на полноту и исчерпывающий характер, назову основные проблемы разработки системы стандартов, связанные с модернизацией библиотечного образования.

1.        Несогласованность методологических подходов, противоречивость концептуальных решений, лежащих в основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы по специальности «Библиотековедение и библиография». Так, и в действующих образовательных стандартах среднего и высшего библиотечного образования, и в проекте нового стандарта для вузов в состав общепрофессиональных дисциплин включен курс «Документоведение». Характеристика этого курса начинается с определения предмета, задач и структуры документоведения, рассмотрения документа как носителя и источника информации, описания его функций, свойств и признаков, типологии документов. Однако затем понятие документ практически исчезает и подменяется понятием книга, рассмотрением книги и книжного дела. Создается впечатление, что речь идет уже о другой учебной дисциплине, так как далее определяют предмет и задачи истории книги, характеризуется история книги и книжного дела в России и за рубежом. Описание курса завершается дидактической единицей «Международное сотрудничество в области книжного дела». Таким образом, в описании одного и того же курса налицо отражение двух концепций, двух методологических подходов – документоведческого и книговедческого. Этот пример не единственный. Таким же недостатком, в частности, страдает описание другого общепрофессионального курса – «Аналитико-синтетическая обработка документов», где также смешаны разные концепции и подходы: библиотековедческий (методика составления библиографического описания, общая методика систематизации) и информационный (ИПЯ, виды свертывания информации).

Решение этой проблемы требует повышения теоретического уровня дисциплин, обеспечивающих специальную подготовку библиотекарей; анализа логики и структуры учебных курсов, устранения описательности, примитивности в их построении. Выполнению этой сложной задачи, на мой взгляд, могло бы способствовать использование единой концептуальной основы при моделировании содержания однопорядковых дисциплин: «Библиотековедение. Общий курс», «Библиографоведение. Общий курс» и ряда других. В качестве такой концептуальной основы, в частности, могут быть использованы идеи технологического подхода, теории технологии. Их применение в построении курсов могло бы обеспечить усиление логичности и целостности цикла специальных дисциплин, гарантировать преемственность в изучении курсов, определяющих базовую профессиональную подготовку специалистов.

2.        Несовершенство понятийно-терминологического аппарата, используемого при описании обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы для подготовки библиотекаря-библиографа. Применяемая в библиотечных образовательных стандартах профессиональной терминология страдает несогласованностью, нечеткостью, отстает от современного уровня развития науки. Устранению заметного отставания ряда учебных дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки от современного состояния науки и практики, ликвидации архаичности в используемом понятийном аппарате и терминологии в определенной мере мог бы способствовать мониторинг профессиональной терминологии. Такой мониторинг позволит сопоставлять дидактические единицы, включаемые в состав обязательного минимума содержания образовательных программ, с терминологией, закрепленной стандартами системы СИБИД, новыми законодательными, справочными и научными изданиями, даст возможность поддерживать образовательные стандарты в рабочем состоянии, соответствующем достигнутому уровню теории и практики.

Новое поколение стандартов на библиотечное образование требует уточнения целей обучения. Они являются основой для определения минимального содержания обучения, ориентиром при обосновании требований к результатам обучения; выполняют функции критерия оценки уровня обученности, выступают в качестве систематизирующих элементов технологии обучения. Именно поэтому разработка этих стандартов должна быть основана на системном подходе к их построению в целом, включая разные ступени и уровни подготовки специалистов.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России