Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Кузнецова Т.Я.
Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Научно-организационные основы подготовки
специалистов по сохранению библиотечных фондов

Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, принятая коллегией Министерства культуры РФ в июле 2000 г., поставила принципиально новые задачи в области кадровой библиотечной политики. Предстоит сформировать достаточно обширный контингент специалистов, владеющих знаниями, необходимыми для реализации всего комплекса фондоохранных мероприятий, предусмотренных данной программой.

К сожалению, в современной системе профессионального библиотечного образования не представлены специализации, связанные с сохранностью библиотечных фондов. Крайне слабая кадровая обеспеченность большинства направлений работы в этой области исторически обусловлена и вызвана длительным игнорированием общественной важности подготовки кадров по сохранности фондов в государственном масштабе, что объяснялось приоритетом идеологической функции в деятельности отечественных библиотек по сравнению с мемориальной, ориентированной на сохранение культурного наследия человечества.

Принципиальное значение имеет также отличие отечественной системы подготовки библиотечных кадров от мировой практики, где профессиональные библиотекари, в том числе консерваторы и реставраторы фондов, готовятся на базе университетского образования, дающего необходимые знания одновременно по гуманитарным и естественным наукам. Многоотраслевой характер знаний, практических умений и навыков, требующихся специалистам по сохранности и консервации библиотечных фондов, сделал невозможным реализацию соответствующих учебных программ в профильных вузах и ссузах.

В сложившейся ситуации компенсаторную функцию по формированию кадров, необходимых для выполнения фондоохранных задач, вынуждены взять на себя службы гигиены и реставрации фондов, созданные в начале 1930-х гг. в крупнейших библиотеках страны.

К настоящему времени в РГБ, РНБ, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Библиотеке РАН, ГПИБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН сложились достаточно дееспособные научные коллективы, решающие проблемы консервации документов в тесном сотрудничестве с лабораториями и службами реставрации архивов и музеев, а также на основе обмена опытом с зарубежными специалистами. По мере необходимости они реализуют собственные учебные проекты. Появились и профильные образовательные структуры, например школа реставрации книг и рукописей «Раритет», готовящая мастеров переплетного дела и кадры среднего звена для проведения реставрации библиотечных фондов.

Вместе с тем основной контингент хранителей и реставраторов в библиотеках страны не владеет новейшими достижениями в области консервации фондов, а работники отделов хранения порой не обладают элементарными знаниями по обеспечению сохранности фондов.

Необходимы кардинальные изменения в содержании, технологии и организационно-функциональной структуре профессионального библиотечного образования с ориентацией на подготовку специалистов, способных компетентно участвовать в реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

Исходя из значимости кадровой компоненты государственной фондоохранной политики, концепция формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров соответствующего профиля явилась одной из составляющих Национальной программы сохранения библиотечных фондов в качестве ее самостоятельной подпрограммы.

Цель подпрограммы – сформировать кадровый потенциал, способный на межведомственной основе обеспечить комплексную реализацию всех функциональных направлений, представленных в Национальной программе. Иными словами, в течение десяти ближайших лет предстоит подготовить специалистов различного квалификационного уровня, в совокупности владеющих междисциплинарными знаниями в следующих областях: консервации библиотечных фондов, создания Российского страхового фонда документов, обеспечения сохранности и рационального использования книжных памятников, безопасности библиотек и библиотечных фондов, сохранения книжных фондов в процессе их использования, учета библиотечных фондов.

Фактически речь идет о новых ориентирах образовательной библиотечной политики, ее направленности на кадровое обеспечение фондоохранных и ресурсосберегающих технологий.

Достижение поставленной цели возможно только при последовательном решении следующих задач:

  • построения многоуровневой системы специального образования в области сохранения библиотечных фондов, предусматривающей непрерывность образовательного процесса и согласованное развитие его основных звеньев – специального, среднего профессионального библиотечного, высшего и дополнительного профессионального библиотечного образования;

  • государственной постановки профессиональной подготовки администраторов (менеджеров) по комплексному сохранению библиотечных фондов, технологов сохранения и консервации документных фондов высшей квалификации, техников-консерваторов документных фондов средней квалификации, а также книговедов-архивистов высшей квалификации для работы с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами (открытие соответствующих программ переподготовки в системе дополнительного профессионального образования);

  • унификации и стандартизации требований к образовательному уровню специалистов по сохранности и консервации фондов на различных ступенях обучения, введения в государственные образовательные стандарты по библиотечному делу требований к освоению знаний по вопросам сохранения и консервации библиотечных фондов;

  • разработки комплекса нормативных, учебных и учебно-методических материалов по основным направлениям кадрового обеспечения Национальной программы сохранения библиотечных фондов;

  • включения в номенклатуру библиотечных должностей администраторов (менеджеров) – хранителей библиотечного фонда, технологов-консерваторов и техников-консерваторов, разработки тарифно-квалификационных характеристик (требо-ваний) к этим должностям;

  • организации научных исследований по обеспеченности кадрами Национальной программы сохранения библиотечных фондов и мониторинга динамики уровня квалификации специалистов в этой сфере и потребностей отрасли в соответствующих кадрах.

По мнению разработчиков кадровой политики, система подготовки специалистов по сохранности библиотечных фондов должна строиться на следующих принципах:

  • диверсификации образовательного процесса, выражающейся в варитивности организационных форм, структур, уровней продолжительности и содержания обучения, в расширении диапазона социальной востребованности образовательных программ;

  • интеграции деятельности всех звеньев и уровней образовательных структур, хранителей и консерваторов, занятых в системе подготовки кадров ввиду комплексности и многоаспектности образовательных задач в этой сфере;

  • приоритета инновационной компоненты в образовательном процессе с учетом высокой степени обновляемости и наукоемкости знаний в области сохранения и консервации библиотечных фондов, нацеленности на освоение новых знаний, умений и навыков долговременного использования;

  • универсальности обучения кадров с учетом базовой роли естественных и точных наук в формировании профессиональных знаний;

  • модульности построения учебных планов и программ, обеспечивающей их модификацию в зависимости от контингента обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения.

При разработке научно-организационных и учебно-методических основ системы подготовки кадров в области сохранения библиотечных фондов очень важно широкое использование зарубежного опыта, формирование лабораторий практического освоения зарубежного опыта консервации и реставрации документов, проведение стажировок и учебных семинаров на базе зарубежных центров консервации.

Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по сохранению библиотечных фондов в организационно-функциональном аспекте предусматривает формирование пятиуровневого профессионального обучения. Каждый из уровней должен иметь свою четко выраженную специализацию и готовить кадры с учетом различных квалификационных требований к объему их профессиональных знаний, умений и навыков.

Первый уровень (низовой) обеспечивает профориентацию на базе средней общеобразовательной школы посредством обучения школьников первичным навыкам ремонта книг и технике переплетных работ на уроках труда.

Второй уровень – профессионально-техническое образование на базе СПТУ по специальности «Переплетчик-реставратор документов» – предусматривает обучение переплетному мастерству, в том числе художественному, фазовой консервации и массовой реставрации документов.

Третий уровень – среднее библиотечное образование. Предстоит осуществить определенную функционально-содержательную реорганизацию учебного процесса в целях создания необходимых условий для освоения студентами вузов общих знаний в области обеспечения безопасности и сохранности библиотечных фондов, превентивной и фазовой консервации документов. Но главное в профессиональной подготовке библиотечных кадров среднего звена – открытие в рамках специальности 05.17 «Библиотечное дело» новой специализации «Технология консервации документного фонда» с присвоением квалификации «техник-консерватор документного фонда».

Содержательная перестройка учебного процесса предусматривается и в сфере высшего библиотечного образования, которое выступает в подпрограмме в качестве четвертого уровня кадрового обеспечения фондоохранной библиотечной политики.

Новый государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография» предлагает две специализации, полностью ориентированные на подготовку кадров, способных компетентно решать задачи по наиболее важным аспектам сохранения библиотечных фондов: «Консервация и реставрация документов» и «Технология сохранения документного фонда». Выпускники по данным специализациям получат соответственно квалификации: «консерватор-реставратор документов» и «технолог-хранитель документного фонда».

Помимо этого предстоит создать в профильных вузах необходимые условия для освоения всеми студентами библиотечных факультетов базовых знаний в области учета, организации, использования, обеспечения безопасности и сохранения библиотечных фондов (превентивная и фазовая консервация). Дополнительное профессиональное библиотечное образование, осуществляемое в формах переподготовки, повышения квалификации и стажировки, рассматривается разработчиками подпрограммы в качестве пятого уровня кадрового обеспечения Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

Профессиональная переподготовка может осуществляться на базе высшего или среднего специального образования. В рамках этой формы обучения целесообразна специализация по следующим программам: «Администратор-хранитель библиотечного фонда» – для специалистов, ответственных за комплексное сохранение документных фондов крупных библиотек, но не владеющих соответствующими знаниями в этой области; «Технолог-консерватор» – для химиков, биологов, специалистов бумажно-целлюлозного производства и др., желающих работать в лабораториях служб консервации; «Книговед-архивист» – для специалистов, работающих с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами, но не владеющих необходимыми для этого знаниями.

В настоящее время Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма уже приступила к реализации профессиональной переподготовки по программе «Администратор-хранитель библиотечного фонда», рассчитанной на двухлетнее обучение.

Достижение нового уровня профессионального мастерства, освоение новейших методов и технологий в области сохранения, консервации и реставрации фондов возможно преимущественно через систему повышения квалификации, которую следует осуществлять в самых различных формах: долгосрочных и краткосрочных школ-семинаров, мастер-классов, инновационных лабораторий, тренинг-мастерских и др. Стажировка необходима как действенная форма закрепления на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки. Она должна быть нацелена на индивидуализированное повышение квалификации специалистов в области сохранения библиотечных фондов по специализированным программам при персональном учебном руководстве.

Главное в любой форме обучения: содержательное разнообразие учебно-тематических планов в соответствии с многоаспектным и междисциплинарным содержанием Национальной программы сохранения библиотечных фондов и составляющих ее подпрограмм; дифференцированный подход к формированию контингента слушателей с учетом уровня их образования, базовой профессиональной подготовки, опыта работы, выполняемых функций.

Успешная реализация подпрограммы зависит от многих факторов. Главные среди них:

  • формирование государственного заказа на обязательную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области сохранения и консервации фондов;

  • соединение усилий соответствующих образовательных учреждений всех уровней (среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования), федеральных и региональных центров консервации библиотечных фондов с целью создания учебно-производственных комбинатов (комплексов), которые должны стать материально-технической, учебной и экспериментальной базой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по сохранению и консервации документных фондов, в том числе и библиотечных;

  • создание зональных центров консервации библиотечных фондов на базе национальных библиотек республик в составе РФ, краевых и областных УНБ, открытие при них учебных центров и курсов повышения квалификации.

Немаловажное значение имеют подготовка кадров педагогов, реализующих образовательные программы на различных уровнях системы кадрового обеспечения Национальной программы сохранения библиотечных фондов; создание стимулов для обновления знаний педагогического корпуса, широкое включение в его состав специалистов-практиков – хранителей, консерваторов, реставраторов, специалистов по работе с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами.

Предстоит наладить тесное взаимодействие Министерства культуры РФ – ответственного исполнителя и главного координатора реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов – с Министерством образования РФ в решении следующих принципиальных вопросов:

  • введение соответствующих учебных программ в систему среднего общего образования;

  • открытие требуемых специализаций и профессиональных квалификаций в системах среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования;

  • создание нового поколения образовательных стандартов, предусматривающих обязательное получение необходимых знаний в области сохранения библиотечных фондов на всех уровнях подготовки специалистов-библиотекарей.

Только при выполнении названных условий можно будет радикально улучшить кадровое обеспечение государственной политики в области сохранения библиотечных фондов.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России