Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Кузнецова Т.Я. Научно-организационные
основы подготовки Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, принятая коллегией Министерства культуры РФ в июле 2000 г., поставила принципиально новые задачи в области кадровой библиотечной политики. Предстоит сформировать достаточно обширный контингент специалистов, владеющих знаниями, необходимыми для реализации всего комплекса фондоохранных мероприятий, предусмотренных данной программой. К сожалению, в современной системе профессионального библиотечного образования не представлены специализации, связанные с сохранностью библиотечных фондов. Крайне слабая кадровая обеспеченность большинства направлений работы в этой области исторически обусловлена и вызвана длительным игнорированием общественной важности подготовки кадров по сохранности фондов в государственном масштабе, что объяснялось приоритетом идеологической функции в деятельности отечественных библиотек по сравнению с мемориальной, ориентированной на сохранение культурного наследия человечества. Принципиальное значение имеет также отличие отечественной системы подготовки библиотечных кадров от мировой практики, где профессиональные библиотекари, в том числе консерваторы и реставраторы фондов, готовятся на базе университетского образования, дающего необходимые знания одновременно по гуманитарным и естественным наукам. Многоотраслевой характер знаний, практических умений и навыков, требующихся специалистам по сохранности и консервации библиотечных фондов, сделал невозможным реализацию соответствующих учебных программ в профильных вузах и ссузах. В сложившейся ситуации компенсаторную функцию по формированию кадров, необходимых для выполнения фондоохранных задач, вынуждены взять на себя службы гигиены и реставрации фондов, созданные в начале 1930-х гг. в крупнейших библиотеках страны. К настоящему времени в РГБ, РНБ, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Библиотеке РАН, ГПИБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН сложились достаточно дееспособные научные коллективы, решающие проблемы консервации документов в тесном сотрудничестве с лабораториями и службами реставрации архивов и музеев, а также на основе обмена опытом с зарубежными специалистами. По мере необходимости они реализуют собственные учебные проекты. Появились и профильные образовательные структуры, например школа реставрации книг и рукописей «Раритет», готовящая мастеров переплетного дела и кадры среднего звена для проведения реставрации библиотечных фондов. Вместе с тем основной контингент хранителей и реставраторов в библиотеках страны не владеет новейшими достижениями в области консервации фондов, а работники отделов хранения порой не обладают элементарными знаниями по обеспечению сохранности фондов. Необходимы кардинальные изменения в содержании, технологии и организационно-функциональной структуре профессионального библиотечного образования с ориентацией на подготовку специалистов, способных компетентно участвовать в реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов. Исходя из значимости кадровой компоненты государственной фондоохранной политики, концепция формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров соответствующего профиля явилась одной из составляющих Национальной программы сохранения библиотечных фондов в качестве ее самостоятельной подпрограммы. Цель подпрограммы – сформировать кадровый потенциал, способный на межведомственной основе обеспечить комплексную реализацию всех функциональных направлений, представленных в Национальной программе. Иными словами, в течение десяти ближайших лет предстоит подготовить специалистов различного квалификационного уровня, в совокупности владеющих междисциплинарными знаниями в следующих областях: консервации библиотечных фондов, создания Российского страхового фонда документов, обеспечения сохранности и рационального использования книжных памятников, безопасности библиотек и библиотечных фондов, сохранения книжных фондов в процессе их использования, учета библиотечных фондов. Фактически речь идет о новых ориентирах образовательной библиотечной политики, ее направленности на кадровое обеспечение фондоохранных и ресурсосберегающих технологий. Достижение поставленной цели возможно только при последовательном решении следующих задач:
По мнению разработчиков кадровой политики, система подготовки специалистов по сохранности библиотечных фондов должна строиться на следующих принципах:
При разработке научно-организационных и учебно-методических основ системы подготовки кадров в области сохранения библиотечных фондов очень важно широкое использование зарубежного опыта, формирование лабораторий практического освоения зарубежного опыта консервации и реставрации документов, проведение стажировок и учебных семинаров на базе зарубежных центров консервации. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по сохранению библиотечных фондов в организационно-функциональном аспекте предусматривает формирование пятиуровневого профессионального обучения. Каждый из уровней должен иметь свою четко выраженную специализацию и готовить кадры с учетом различных квалификационных требований к объему их профессиональных знаний, умений и навыков. Первый уровень (низовой) обеспечивает профориентацию на базе средней общеобразовательной школы посредством обучения школьников первичным навыкам ремонта книг и технике переплетных работ на уроках труда. Второй уровень – профессионально-техническое образование на базе СПТУ по специальности «Переплетчик-реставратор документов» – предусматривает обучение переплетному мастерству, в том числе художественному, фазовой консервации и массовой реставрации документов. Третий уровень – среднее библиотечное образование. Предстоит осуществить определенную функционально-содержательную реорганизацию учебного процесса в целях создания необходимых условий для освоения студентами вузов общих знаний в области обеспечения безопасности и сохранности библиотечных фондов, превентивной и фазовой консервации документов. Но главное в профессиональной подготовке библиотечных кадров среднего звена – открытие в рамках специальности 05.17 «Библиотечное дело» новой специализации «Технология консервации документного фонда» с присвоением квалификации «техник-консерватор документного фонда». Содержательная перестройка учебного процесса предусматривается и в сфере высшего библиотечного образования, которое выступает в подпрограмме в качестве четвертого уровня кадрового обеспечения фондоохранной библиотечной политики. Новый государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография» предлагает две специализации, полностью ориентированные на подготовку кадров, способных компетентно решать задачи по наиболее важным аспектам сохранения библиотечных фондов: «Консервация и реставрация документов» и «Технология сохранения документного фонда». Выпускники по данным специализациям получат соответственно квалификации: «консерватор-реставратор документов» и «технолог-хранитель документного фонда». Помимо этого предстоит создать в профильных вузах необходимые условия для освоения всеми студентами библиотечных факультетов базовых знаний в области учета, организации, использования, обеспечения безопасности и сохранения библиотечных фондов (превентивная и фазовая консервация). Дополнительное профессиональное библиотечное образование, осуществляемое в формах переподготовки, повышения квалификации и стажировки, рассматривается разработчиками подпрограммы в качестве пятого уровня кадрового обеспечения Национальной программы сохранения библиотечных фондов. Профессиональная переподготовка может осуществляться на базе высшего или среднего специального образования. В рамках этой формы обучения целесообразна специализация по следующим программам: «Администратор-хранитель библиотечного фонда» – для специалистов, ответственных за комплексное сохранение документных фондов крупных библиотек, но не владеющих соответствующими знаниями в этой области; «Технолог-консерватор» – для химиков, биологов, специалистов бумажно-целлюлозного производства и др., желающих работать в лабораториях служб консервации; «Книговед-архивист» – для специалистов, работающих с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами, но не владеющих необходимыми для этого знаниями. В настоящее время Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма уже приступила к реализации профессиональной переподготовки по программе «Администратор-хранитель библиотечного фонда», рассчитанной на двухлетнее обучение. Достижение нового уровня профессионального мастерства, освоение новейших методов и технологий в области сохранения, консервации и реставрации фондов возможно преимущественно через систему повышения квалификации, которую следует осуществлять в самых различных формах: долгосрочных и краткосрочных школ-семинаров, мастер-классов, инновационных лабораторий, тренинг-мастерских и др. Стажировка необходима как действенная форма закрепления на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки. Она должна быть нацелена на индивидуализированное повышение квалификации специалистов в области сохранения библиотечных фондов по специализированным программам при персональном учебном руководстве. Главное в любой форме обучения: содержательное разнообразие учебно-тематических планов в соответствии с многоаспектным и междисциплинарным содержанием Национальной программы сохранения библиотечных фондов и составляющих ее подпрограмм; дифференцированный подход к формированию контингента слушателей с учетом уровня их образования, базовой профессиональной подготовки, опыта работы, выполняемых функций. Успешная реализация подпрограммы зависит от многих факторов. Главные среди них:
Немаловажное значение имеют подготовка кадров педагогов, реализующих образовательные программы на различных уровнях системы кадрового обеспечения Национальной программы сохранения библиотечных фондов; создание стимулов для обновления знаний педагогического корпуса, широкое включение в его состав специалистов-практиков – хранителей, консерваторов, реставраторов, специалистов по работе с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами. Предстоит наладить тесное взаимодействие Министерства культуры РФ – ответственного исполнителя и главного координатора реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов – с Министерством образования РФ в решении следующих принципиальных вопросов:
Только при выполнении названных условий можно будет радикально улучшить кадровое обеспечение государственной политики в области сохранения библиотечных фондов. |
Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России |