Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Колосов К.А.
ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Москва

Особенности реализации системы электронной доставки документов
на втором этапе разработки
корпоративной сети публичных библиотек Москвы

Развитие современных телекоммуникационных технологий, технологий дистанционного поиска в базах данных, современных технологий доступа к распределенным базам данных на основе использования протокола Z39.50 способствует формированию новых и расширению ранее созданных сетей библиотек. Одним из примеров таких сетей является корпоративная сеть публичных библиотек Москвы (КСПБМ). В настоящее время продолжается второй этап ее создания и развития, в котором помимо расширения числа библиотек-участниц предусматриваются доработка и внедрение информационных сервисов и разработанных типовых программно-технических подсистем в полном объеме. Подробное описание подсистем КСПБМ изложено в эскизном проекте, разработанном головным исполнителем проекта – ГПНТБ России.

Разработчиком подсистемы обслуживания по МБА и электронной доставке документов (ЭДД) в КСПБМ совместно с ГПНТБ России является ВГБИЛ им М.И. Рудомино. Разработчики учитывали сложившиеся тенденции в обслуживании запросов пользователей и прежде всего необходимость совмещения интерфейсов поиска информации и формирования заказов ЭДД. Поэтому обращение пользователей в подсистему обслуживания по ЭДД обеспечивается на этапе их обращения к объединенным ресурсам КСПБМ в интерактивном режиме.

В основе объединения информационных ресурсов участников проекта лежит использование протокола Z39.50 и специально разработанного шлюза НТТР-Z39.50, через который и происходит доступ пользователей к информационным ресурсам библиотек сети. Такое техническое решение позволяет предоставлять пользователям одновременный доступ к каталогам всех участников сети на веб-странице шлюза, избавляет их от необходимости лишних переключений между веб-страницами отдельных библиотек, хотя эта возможность, естественно, сохраняется. В то же время объединение информационных ресурсов происходит лишь на уровне поиска информации, что избавляет от необходимости какого-либо администрирования объединенного каталога, т.е. каждый базовый сетевой центр администрирует свой электронный каталог самостоятельно. В случае временного отказа в обслуживании одного из сетевых центров сеть в целом остается жизнеспособной, так как пользователь имеет возможность обращаться к другим доступным каталогам участников КСПБМ.

В процессе разработки эскизного проекта учитывалось, что не все библиотеки смогут сразу предоставить пользователям свои информационные ресурсы через сеть. Прежде всего это связано с отсутствием у них полноценного подключения к Интернету. Для доступа к ресурсам этих участников проекта создан каталог, расположенный на сервере ЦБС «Люблино».

На первом этапе создания КСПБМ разработана и внедрена рабочая модель приема заказов на ЭДД и МБА. Веб-шлюз реализован на базе веб-сервера Apache с интегрированным модулем препроцессора PHP 4.0.1 модулем PHP/YAZ, разработанным фирмой Indexdata (www.indexdata.dk) и распространяемым для свободного использования. Функциональный модуль, обеспечивающий преобразование записей из форматов USMARC, RUSMARC, UNIMARC в формат текстового представления библиографической записи и формирования заказа ЭДД написан программистами ВГБИЛ на языке PHP 4.0.1.

В качестве базовой операционной системы для установки шлюза использовалась ОС Linux. Шлюз позволяет формировать запросы к удаленным серверам Z39.50, поддерживает передачу необходимых атрибутов для формирования запроса по протоколу Z39.50, включая формат представления записей (RUSMARC, USMARC, SUTRS).

Шлюз предоставляет пользователю результаты поиска в виде списка, данные в котором сгруппированы блоками по принадлежности их к серверам, участвовавшим в поиске. Если пользователь желает заказать найденное издание, он должен сделать отметку в квадратном поле вверху записи и нажать кнопку «Заказ». После этого пользователь должен заполнить форму, содержащую сведения о его фамилии, названии организации, адресе электронной почты, почтовом адресе, способе оплаты (через банк или наличными). Дополнительно пользователь должен уточнить, какие части, номера страниц, разделы заказываемых материалов он хочет получить по ЭДД, а также какой способ доставки (e-mail, FTP, Ariel) для него наиболее предпочтительный. Принятый заказ направляется администратору службы ЭДД в ту библиотеку, в каталоге которой найден заказываемый документ. После этого вся дальнейшая работа: поиск документа, сканирование, финансовые расчеты, передача копии заказчику и т.д. – выполняется библиотекой, принявшей заказ.

По итогам опытной эксплуатации подсистемы приема заказов на обслуживание по МБА и ЭДД выработаны рекомендации по ее совершенствованию на втором этапе развития КСПБМ. Эти доработки можно разделить на группы:

  • функциональные доработки шлюза НТТР-Z39.50,
  • переход от приема заказов по электронной почте к созданию базы данных заказов и заказчиков,
  • создание информационной подсистемы для получения пользователем информации о состоянии заказа.

Функциональные доработки шлюза НТТР-Z39.50 предусматривают, помимо исправления выявленных ошибок, добавление таких возможностей, как усечение поискового терма справа, слева или поиск без усечения. Добавлена возможность подключения к шлюзу серверов Z39.50, используемых в системе Liber, сервера Z39.50 БЕН, а также некоторых новых серверов, которые могут быть полезными для специалистов, занимающихся каталогизацией, в частности сервера Z39.50 РГБ.

Другой новой возможностью является поддержка запросов Scan, что позволит пользователям просматривать списки содержимого поисковых полей из отдельной библиографической базы данных по начальным введенным символам. Конечно, не все серверы Z39.50 могут поддерживать запросы Scan, но большинство библиотек, участвующих в КСПБМ, используют сервер ZOOPARK, который эти запросы обрабатывает. Поддержка запросов Scan может быть особенно полезна, если пользователь хотел бы произвести поиск по тематической рубрике, но не имеет представления об используемом рубрикаторе конкретной библиотеки.

Вторая группа доработок связана с необходимостью перехода на более удобную как для читателя, так и для обработки заказов схему получения заказов по МБА и ЭДД. На первом этапе разработки КСПБМ заказчик был вынужден каждый раз заново заполнять регистрационную форму. В новой схеме регистрация производится один раз – перед выполнением первого заказа. Данные заказчика записываются в базу данных, заказчик получает уникальное имя входа и пароль, которые и использует для дальнейшей работы с подсистемой заказов. Аналогично изменяется и схема регистрации заказов на ЭДД и МБА. На первом этапе создания КСПБМ прием заказов осуществлялся через электронную почту. Однако с увеличением числа заказов у администратора службы ЭДД возникают проблемы с их учетом и обработкой. Единственно возможным способом учета заказов при такой схеме оказывается их распечатка на принтере с последующим внесением дополнений от руки на листах распечатки. Кроме того, при получении заказов через электронную почту возникает необходимость переносить данные о заказе и заказчике в отчеты, финансовые документы и т.п., что требует дополнительных усилий персонала библиотеки.

На втором этапе КСПБМ заказы на ЭДД записываются в базу данных. Администратор службы ЭДД библиотеки обращается к базе данных заказов через веб-интерфейс, используя уникальное имя входа и пароль. База данных заказов и заказчиков реализована на основе СУБД MYSQL и препроцессора РНР 4.0.1. Администратор службы ЭДД имеет возможность просматривать архив заказов, вносить дополнительные сведения о заказе, удалять случайно полученные «тестовые» заказы. Естественно, что возможность записи предусматривается только для «своих» заказов. Заказы, полученные другими библиотеками – участницами КСПБМ, доступны для просмотра, причем при желании администратор службы ЭДД конкретной библиотеки может вообще отключить доступ к архиву своих заказов.

Для повышения надежности подсистемы обслуживания заказов намечается создать несколько зеркальных серверов с базами данных заказов и заказчиков КСПБМ. Последняя версия MYSQL предусматривает автоматический режим репликации баз данных. Основная база данных ЭДД и МБА расположена в ГПНТБ России, две зеркальные – в ВГБИЛ и ЦБС «Люблино».

Использование новой схемы приема заказов по МБА и ЭДД позволяет автоматизировать подготовку необходимых вспомогательных документов: требований, счетов, квитанций и т.д. Упрощается составление статистических отчетов.

Переход к учету сведений о заказах и заказчиках в базе данных позволяет улучшить и схему взаимодействия между службой ЭДД и заказчиком. Для этих целей на втором этапе развития КСПБМ создается информационная подсистема для получения пользователем информации о состоянии заказа. Пользователь сможет обращаться к этой подсистеме с именем входа и паролем, полученными при первоначальной регистрации. Через веб-интерфейс пользователь получит информацию о выставленных счетах, зачисленных платежах, состоянии обработки заказа, адресе FTP, через который можно получить заказанные готовые документы.

Таким образом, на втором этапе развития КСПБМ подсистема МБА и ЭДД становится более развитой и удобной для администраторов служб ЭДД библиотек и более дружественной для пользователей за счет расширения возможностей интерактивного доступа к информации.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России