Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Васильева Л.Н.
Российская государственная библиотека
для слепых

Электронные ресурсы библиотеки
в помощь обучению незрячего

Конституция Российской Федерации предоставляет право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования. Инвалид по возможности должен оставаться в общеобразовательном процессе, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека: как условие гармоничного развития личности понимается включенность в систему, в которой инвалиду предстоит жить.

Новые технологии обеспечивают большую независимость читателям, которые лишены возможности читать стандартный печатный текст из-за дефектов зрения. Библиотека, обслуживающая незрячих читателей, может предложить им нечто большее, чем материалы, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, крупношрифтовые и «говорящие» книги.

Цели, которые ставит перед собой Российская государственная библиотека для слепых (РГБС):

  • расширение доступа к информации;

  • обеспечение равного доступа к пользованию библиотекой для читателей самых разнообразных интересов и уровней;

  • удовлетворение читательского спроса в различных областях знания;

  • помощь читателям в поиске литературы по их специальности и роду деятельности;

  • усиление значимости информации во всех областях жизни, включая работу.

В читальном зале РГБС имеется доступ ко всем ее информационным ресурсам: электронному каталогу, CD–ROM Российской книжной палаты, другим компакт-дискам, юридическим базам данных ФАПСИ, «КонсультантМосква» и «КонсультантПроф». Все эти ресурсы доступны нашим незрячим сотрудникам и читателям. Наряду с брайлевскими дисплеями широко используются программы синтеза речи. Самыми распространенными являются АРГУС и Эпард под DOS для работы с электронным каталогом и CD–ROM РКП, а также Jows под Windows для работы с правовыми базами данных, текстовым редактором Word и операционной системой Windows.

РГБС имеет выделенный канал связи для подключения к Интернету, электронный адрес и веб-сайт. На базе читального зала организован Интернет-класс.

Задача профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с нарушениями зрения требует освоения все больших объемов информации, которая становится все более специализированной. Электронные книги, журналы и газеты уже сегодня начинают конкурировать с бумажными и «говорящими» изданиями. Возникает необходимость в альтернативных способах доступа к информации. Одной из таких альтернатив являются ресурсы Интернета: электронные книги, периодика, ссылки, адаптивные программы, звуковые файлы, лекции и др.

Интернет – это новая культура информационного общества. О нем уже нельзя говорить просто как о средстве передачи информации. В Интернете уже накопилось столько знаний, общение с его помощью настолько живо, что некоторые окрестили его «мозгом Вселенной». Для людей, имеющих проблемы со зрением, Интернет в буквальном смысле открывает мир, как отмычкой взламывает все двери, в которые в действительности им не войти – делает возможным общение на равных со всеми, самообучение и самореабилитацию.

Очевидно, что общение с Интернетом может свестись к бесплодному порханию с одного сайта на другой, похожему на переключение телеканалов, если эти действия производятся не в определенном контексте. Отсюда следует вывод о важности интегрирования данных в некоторую информацию, информацию – в умения, умения – в знания, знания – в культуру. Но этот процесс предполагает размышление, в нем огромную роль играют учителя и школа: учитель – в качестве посредника в процессе передачи знаний и «проводника», который вводит знания в самые сложные сети; и школа (классы подключены не к Интернету, а посредством Интернета) – в качестве места социального общения, совместного обучения интеграции культур. Как электронная коммерция, которая уже существует, будет существовать и электронное образование. Поле деятельности велико.

В Интернете уже действует множество сайтов, посвященных различным сферам жизни инвалидов, а также сайты в области образования, где можно найти рефераты по различной тематике, полезные ссылки, научные и критические материалы, разбор и решение задач по программированию, математических олимпиад и многое другое.

Полезные WWW-адреса сведены в путеводитель по Интернету для незрячего пользователя. Вот некоторые из них:

Путеводитель распечатан как в плоском варианте, необходимом для сотрудников, помогающих обслуживать пользователей Интернет-класса, так и рельефно-точечным шрифтом для начинающих свое путешествие в глобальной сети.

В РГБС продолжается формирование электронной (цифровой) библиотеки. Сегодня она насчитывает более 100 полнотекстовых файлов книг, необходимых нашим читателям. В основном это литература по компьютерной технике, медицине, истории, психологии, учебная. В автоматизированной информационно-библиотечной системе «АС-библиотека-2», в которой работает РГБС, есть модуль, позволяющий работать с электронной библиотекой. К библиографическому описанию документа может быть присоединен как полнотекстовой файл, так и звуковой.

В библиотеке принято решение создать электронную библиотеку изданий, составляющих ядро книг по тифлологии – наиболее значимую часть информационных ресурсов РГБС. Издания, предлагаемые для формирования электронной библиотеки, представляют большую ценность как для студентов дефектологических факультетов, специалистов-тифлологов, тифлопсихологов, реабилитологов, социальных и медицинских работников, так и для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Отбирая материалы для создания электронной библиотеки, мы исходили из научной ценности документов, учета их малых тиражей при выпуске и в связи с этим отсутствия в фондах региональных библиотек. Многие из книг, которые в перспективе должны войти в электронную библиотеку, являются библиографической редкостью.

Основная функция библиотек для слепых, равно как и обычных библиотек, заключается в распространении информации. Объединение источников информации, их совместное использование, развитие партнерства способствуют тому, чтобы существующие технические достижения стали доступны более широкому кругу читателей.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России